Демократия, аристократия и монархия



Разделение властей

Важное условие законосообразного правления для Руссо – это разделение власти исполнительной и законодательной: «Тогда – пишет Жан-Жак, - даже Монархия есть Республика» (2,VI, сноска). Законодатель не должен иметь власть исполнительную, так как в противном случае он будет злоупотреблять своей властью, так и правительство не должно вмешиваться в законы: «Тот, кто повелевает над людьми, не должен властвовать над законами, то и тот, кто властвует над законами, также не должен повелевать людьми» (2,VII). Таким образом чиновники, «беря на себя должностные обязанности, которые Государство возлагает на них, они лишь исполняют свой долг граждан, не имея никоим образом права обсуждать условия» (3,XVIII).

Отдавая (пусть и с оговорками) законодательную власть народу, Руссо говорит, что «исполнительная власть, напротив, не может принадлежать всей массе народа как законодательнице или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного характера» (3,I). «Сила народа нуждается, следовательно, для себя в таком доверенном лице, которое собирало бы ее и приводило в действие согласно указаниям общей воли, которое служило бы для связи между Государством и сувереном» (3,I). Подчинение правителям, таким образом – не договор, а поручение, должность, которая возлагается молодым организмом-сувереном на некоторых лиц, которым разрешается претворять закон в жизнь ради свободы и равенства. В итоге народ «может и должен быть представляем в том, что относится к власти исполнительной» (3,XV).

В результате Руссо выводит три силы: частные лица, суверен и государь. Они постоянно балансируют пропорционально: чем многочисленнее народ, тем сильнее должно быть правительство, а чем сильнее правительство, тем сильнее должен быть суверен, чтобы «сдерживать Правительство» (3,I). Так как народ намного более многочисленен, чем Правительство, Руссо предлагает создать и новую ветвь власти: Трибунат или судебную власть, который «есть блюститель законов и законодательной власти» (4,V). «Он служит иногда для того, чтобы защищать суверен от Правительства, …иногда – чтобы поддерживать Правительство против народа, …иногда же – чтобы поддерживать между ними равновесие…» (4,V). Кроме того, дабы не допустить узурпацию этого корпуса правительством или сувереном, Руссо предлагает «не делать этот корпус постоянным, но определять промежутки, в течение которых он прекращал бы свое существование» (4,V).

Численность народа играет важное значение. Недаром, пишет философ, «чем более растет Государство, тем больше сокращается свобода» (3,I). Таким образом, вид правления должен дифференцироваться в связи с размером государства: «не может быть такого устройства Управления, которое было бы единственным и безотносительно лучшим, но может существовать столько видов Правления, различных по своей природе, сколько есть Государств, различных по величине» (3,I).

Какой же закон составления правления предлагает Руссо? – «чем больше расширяется Государство, тем больше должно Правительство сокращаться в своей численности; так, чтобы правителей уменьшилось в той же мере, в какой численность народа возрастает» (3,II). Мыслитель соглашается с тем, что на практике «наиболее активным из Правительств является Правление единоличное» (3,II). Но «при совершенных законах воля частная или индивидуальная должна быть ничтожна; корпоративная воля, присущая Правительству, должна иметь весьма подчиненное значение; и следовательно, воля общая или верховная должна быть всегда преобладающей, быть единым правилом для всех остальных волеизъявлений» (3,II). Таким образом, Руссо сам видит, что его теория совершенного правления расходится с реальным положением дел в реальности, но это его не останавливает: ведь он строит новое государство для совершенного народа, а не реформирует старые. Интересно только, почему философ создает «корпоративную волю» в своем государстве – то есть правительство. Да он говорит, что частная воля должна подчиняться корпоративной, а корпоративная – общей. Но что это за корпоративная воля, как не партия, против которой Руссо так резко выступал, говоря о недопустимости объединения частных лиц в партии? В результате философ сам создает такую партию для управления, но решает лишить ее власти, чтобы не искажать «общую волю» «корпоративной». И получается, по логике, что правительство, фактически, должно являться отрезанным от народа и не участвовать в законодательной власти.

Дело в том, что, построив идеальное государство, отпадает необходимость в правительстве: народ ведь составляет Целое, и сам должен понимать как подчиняться законам и как приводить их в действие. И последующие рассуждения Руссо о форме правительств вновь являются попыткой согласовать свою теорию с реальностью.

Демократия, аристократия и монархия

Повторяя Аристотеля, Руссо выводит следующее соответствие: «Демократическое Правление наиболее пригодно для малых Государств, аристократическое – для средних, а монархическое – для больших» (3,III). Сюда включается и протяженность территории, и численность населения. Сразу заметим, что говоря о образе правления, мы имеем ввиду исполнительную власть, а не законодательную.

Итак, демократия. Что она требует? – «во-первых,…Государство столь малое, чтобы там можно было без труда собирать народ, и где каждый гражданин легко мог бы знать всех остальных; во-вторых, – большая простота нравов, что предотвращало бы скопление дел и возникновение трудноразрешимых споров, затем – превеликое равенство в общественном и имущественном положении» (3,IV). «Никогда не существовала подлинная демократия, и никогда таковой не будет»! – заключает Руссо. «Неправильно, чтобы тот, кто создает законы, их исполнял» (3,IV). Тут скорее всего ошибка автора. Он хотел сказать «вводил», как это было в 2.VII, а не «исполнял». Потому что зачем тогда закон, как не для того, чтобы его исполняли все, в том числе и тот, кто вводит его? Итак, демократия – слишком идеалистическое правление даже для Руссо, исполнительная власть не может быть слитой с законодательной – «Правление столь совершенное не подходит людям» (3,IV).

Аристократии философ симпатизирует изначала. Во-первых, он пишет (уже в отличие от Аристотеля), что первые общества управлялись как раз аристократически, и выделяет три вида аристократии: природную (у народов, находящихся в начале своего развития), выборную и наследственную. Последняя – «худшее из всех Правлений» (3,V), а выборная – лучшее. «Словом, - заключает Руссо, - именно тот строй будет наилучшим и наиболее естественным, когда мудрейшие правят большинством» (3,V).

Монарх, правящий в соответствии с законами, безусловно, создает собой очень активное государство, в котором дела решаются быстро, благодаря присутствию в управлении единственной частной воли, но благодаря этому же монарх может легко достичь господства над всеми остальными и подчинить себе, что чаще всего и случается, потому что «те, кто достигает успеха в монархиях, это чаще всего мелкие смутьяны, ничтожные плуты, мелочные интриганы» (3,VI). Кроме того, «Правление оказывается в руках одного лица. Тогда расстояние между государем и народом становится слишком велико, и Государству начинает недоставать внутренней связи. Чтобы образовалась эта связь, нужны, следовательно, посредствующие состояния, необходимы князья, вельможи, дворянство, чтобы они их заполнили собою. Но ничто из всего этого не подходит малому Государству, которому все эти промежуточные степени несут разорение» (3,VI). И третий минус – смена правителя. После его смерти «выборы создают опасные перерывы; они проходят бурно» (3,VI), а наследственная монархия не позволяет занимать трон лучшим.

Можно применять смешанные виды правления, чтобы разделить или сосредоточить правление, устанавливать таким образом баланс, хотя, пишет Руссо, «Простое Правление – лучшее само по себе по одному тому, что оно простое» (3,VII).

Вспомним, Руссо называл Правительство посредником между народом и сувереном. Рассуждая о способах правления, он приходит к выводу, что между народом и правительством тоже нужны посредники, и, соответственно, их работу надо оплачивать самому народу. Таким образом, «чем больше увеличивается расстояние между народом и Правительством, тем более обременительным становится обложение» (3,VIII). «Монархия, следовательно, пригодна только для богатых народов; аристократия – для Государств средних как по богатству, так и по величине; демократия – для Государств малых и бедных» (3,VIII).

Кроме размера территории, численности населения, его имущественного достатка, тип правления должен выбираться и по географическому расположению: «деспотизм пригоден для жарких стран, варварство – для холодных, а наилучшее правление – для областей, занимающих место между теми и другими» (3,VIII).


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!