Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.



Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики в конце 1950-х годов предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее – социологии, психологии и других наук.

Древнейшие времена. Античные взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях. Столкновение и единство противоположностей, например, согласно Гераклиту, является всеобщим и универсальным способом развития. Интересные конфликтологические идеи, связанные с гос устройством, можно найти, например, у Аристотеля, кот. утверждал, что государство является инструментом примирения людей.

Средние века. Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер (Аврелий Августин, Фома Аквинский).

Эпоха Возрождения. Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Выдающиеся мыслители этого периода: Николай Коперник, Джордано Бруно, Николо Макиавелли.

Новое время и эпоха Просвещения. Эпоха не только мощного экономического, но и исключительного культурного подъема европейских стран. Все это создавало предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира и в том числе в изучении конфликтов. Ф. Бэкон, Т.Гоббс, Жан-Ж. Руссо, А. Смит и др.

Первая половина XIX века. На этом этапе особую ценность представляют взгляды представителей классической немецкой философии – Иммануила Канта, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха и др. Их внимание было направлено на проблему войны и мира.

Вторая половина XIX– начало XX века.

1. К этому времени был накоплен большой объем информации по проблеме конфликта. 2. Это время характеризовалось сильнейшими социальными потрясениями – войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и т. п. Все это требовало глубокого научного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем. 3. В этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, коренным образом изменивших человеческие возможности социального познания. Среди этих наук – марксистская философия, социология, психология.

Этапы:

1 период - до 1924 года. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах, запечатленное в философии, религии, литературе, народном творчестве. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период - 1924-1990 годы. Период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук - отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение и социология), а к концу периода - интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается.

Второй период включает 4 этапа:

Первый этап - 1924-1934 гг. Охватывает первую волну публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, математике, социобиологии.

Второй этап - 1935-1948 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап - 1949-1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап - 1973-1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.

3 период - 1990 год - настоящее время Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 60 до 250), создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.

Выделяется 11 отечественных наук, занимающихся изучением конфликта: искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. Ведущие позиции в исследовании конфликта занимает психология. С большим отрывом от нее идут социология, политические науки. Доля других наук не превышает 7 %.

Перспектива

Для сравнения

В США уже на протяжении нескольких десятилетий предпринимаются действенные усилия по изучению и разрешению конфликтных ситуаций, приобретающих массовидный характер и высокую степень остроты. Напр, В 50-60-е годы - острые межэтнические конф-ты, обусловленных широкой иммиграцией в страну представителей самых разных этносов:были налажены их анализ, концептуальная проработка и нейтрализация в рамках сформированной для этой цели С обострением международных конфликтов в середине 70-х годов, - связанных прежде всего с нагнетанием "холодной войны" -возникла Академия мира и разрешения конфликтов и т.д. К настоящему времени в США насчитывается сотни конфликтологических проектов и программ, для каждого вида конфликтных ситуаций формируются соответствующие органы. Можно с уверенностью утверждать, что все теоретические достижения и практические успехи современной американской конфликтологии связаны с этой постоянно расширяющейся исследовательской и институциональной базой и с осознанием ее общественной значимости.
Основная задача отечественной конфликтологии на переживаемом ею в настоящее время этапе своего становления состоит в том, чтобы, координируя научные исследования по социальным конфликтам в современном обществе, сконцентрировать их на разработке таких важнейших стратегических направлений конфликтологического анализа, как:
- принципы прогнозирования и ранней диагностики социально-экономических, политических, межнациональных, правовых и других социальных конфликтов;
- методы предотвращения, нейтрализации и надежного блокирования их деструктивных, разрушительных для общества тенденций, форм и последствий;
- способы цивилизованного разрешения конфликтов, содействующие стабилизации и развитию общественных процессов и отношений.

Соответственно этому приоритетными задачами в исследовательской деятельности конфликтологов на ближайшую перспективу должны быть признаны:
- анализ мировоззренчески-методологических проблем и проблем общетеоретического характера, состоящий в обосновании принципиальных подходов к анализу конфликтных процессов и отношений, а также в обеспечении соответствующего понятийного аппарата;
- проработка концептуальных проблем, играющая, по сути дела, роль "программного обеспечения" в адекватном осмыслении, надежном отслеживании и точной оценке реальных конфликтных ситуаций, а также в отборе эффективных средств и способов их разрешения;

Успешная реализация этих задач может сыграть прогрессивную роль:

· Помочь руководителям всех уровней принимать менее конфликтогенные решения

· Научить каждого чела более конструктивно вести себя в разл соц-ных конфл-ах

· Сохранить здоровье,благосостояние т даже жизнь млн-ам россиян

· Не допустить того чтобы россия в 21 в повторила судьбу СССР в прошлом столетии

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Зап. Европе и являлась областью социологических исследований. В развитии конфликтологии выделяют 3 основных этапа: донаучный, или философский; монодисциплинированный, т.е. когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт, и междисциплинарный, когда предпринимаются попытки создания дисциплины, комплексно исследующий конфликт.
Донаучный этап. Наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти до конца XIX в., когда философы стремились понять, в чем сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества. Конфликт сначала находит отражение в древнем искусстве (легенды, сказания, наскальная живопись). Основной конфликт данного периода – конфликт человека и природы. Особый интерес здесь представляют труды философов, из которых становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и как постепенно появлялись предпосылки научного понимания конфликта.
На данном этапе происходило осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина еще не существовало. В философии вызревало отношение к конфликту через понимание войны и мира, насилия и подавления. Мыслители древности поставили вопрос о необходимости регулирования и предупреждения конфликтов, а в XV в. европейские философ -необходимости толерантности, веротерпимости в обществе.
Монодисциплинарный этап. Уже в XIX в. начинаются исследования конфликтов в рамках психологии и социологии. Этот этап характеризуется тем, что все исследования ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки.
В 1820-1830-е гг. конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. У.Макдугалл: конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи врожденные инстинкты. Репертуар этих инстинктов определяется психофизической предрасположенностью.
В 30-е гг. ХХ в. было положено начало этологическому подходу к конфликту работами австрийского естествоиспытателя К.Лоренца. Его гипотеза состояла в том, что главной причиной конфликтов он считал агрессивность индивида и толпы.
Источником конфликта К.Левин считал стиль взаимодействия лидера и группы. Он разработал концепцию динамической системы, в которой, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, появляются конфликты.
В 1950-1960-е гг. ХХ в. на Западе появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к конфликту. Выделяются основные подходы, разрабатываются понятийный аппарат психологической теории конфликта. В этот период появляются публикации и отечественных ученых.
В 1960-1970-е гг. начинает формироваться самостоятельное направление – по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия.
Междисциплинарный этап. Конфликтология как самостоятельная дисциплина начинает оформляться на Западе с конца 50-х гг. ХХ в. Особое влияние на ее развитие оказал опыт Второй мировой войны. Развитие конфликтологии характеризуется постепенным соединением теории и практики.
В нашей стране переход к междисциплинарным исследованиям начинается с 1990 г., когда впервые появляются исследования такого типа и проходит конференция по конфликтологии в Красноярске. С этого момента резко повышается интерес к этой сфере.
В 1999 г. вышел первый учебник по конфликтологии (авторы А.Я.Анцупова, А.И.Шипилов), где предпринята попытка систематизации и интеграции научных знаний о конфликтах. Авторы стремились о конфликтах объединить практически все о конфликтах на основе общей методологии. Также следует отметить учебник Н.В.Гришиной «Психология конфликта», в котором исчерпывающе рассматриваются все психологические проблемы конфликтов.
В этот же период появляется в России несколько проектов ЮНЕСКО, связанных с культурой мира в России и проблемой формирования толерантного сознания.

Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю.Первые целостные концепции конф-та появились на руб 19-20 вв, однако и в предшествующие столетия лучшие умы челов-ва предлагали свое видение природы этого феномена,путей предотвращения и разрешения конфл. Идеи согласия и конфл-та, мира и насилия всегда были одними из центральных в разл религиозн течениях. Тема борьбы добра и зла представлена в множ-ве произведений культуры и искусства. Конфликты не были объектом научн исслед-ния. Шло время,менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты.Иными становились их последствия.Античная эп оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфл-ов подобного рода.В средн века и нов время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления.мыслители высказывали свои представления о конфл-ах, пагубности их роли в развитии челов-ва, об устранении войны из жизни общ-ва и установлении вечного мира.

Древнее время

Древнегреческий философ Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего.

Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V-IV вв. до н. э.). Они полагали:человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а так же в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.

Эпикур (341-270 лет до н.э.). Он считал, что негативные последствия столкновений когда-нибудь вынудят людей жить в состоянии постоянного мира. Так, мечты о бесконфликтном состоянии общества дополнились первыми теоретическими рассуждениями.

Средние века

Фома акв-развивал мысли о недопустимости войны.определил условие справ войны-для нее должна быть санкция со стороны гос власти.хотя,война и насилие-грех

Н.макиавелли. Конфликт-универс-ное и непрерывающееся состояние общ-ва ввиду порочной природы чела, стремления разл групп людей к постоянному и неогранич-му матер обогащению. Один из источников соц к-та считал знать, кот сосредоточила в своих руках всю полноту гос власти. Но в конфликте макиавелли видел и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативн роль вонфл-та, нужно уметь правильно на нее воздействовать(это должно делать гос-во)

Эразм Роттердамский (1469 - 1536 гг.), в частности, не только отмечал тот факт, что «война сладка для тех, кто ее не знает», но и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается, подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего воздействия все новые слои населения страны.

Ф.бэкон. Он впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны. Одной из них является бедственное материальное положение народа. Рассматривая политические причины конфликтов, Ф. Бэкон отмечает, что государи связаны со своими государствами и не должны пренебрегать мнением сословий и сената, решая вопросы по собственному разумению и произволу.Важным средством предупреждения социальных столкновений Бэкон считал искусство политического маневрирования

Т.гобс. «Левиафан»-война всех против всех.Гл причина к-та – стремление к равенству, кот приводит людей к возникновению одинак надежд, желанию завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удов-вия, а это превращает людей во врагов,порождает соперничество, недоверие и т.д.

Жан-Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.). Всемирно-исторический процесс у него как бы распадается на три составных момента: вначале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, любви и счастья, и наконец, заключив «общественный договор», люди вновь обретают утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир», согласие и единство.

В XVIII в. Адам Смит – родоначальник классической политэкономии полагал, что причина, которая движет человеком в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный статус, состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровождающие выгоды». Он вместо моральных отношений между людьми поставил во главу угла экономические интересы. Смит писал: «Наше собственное благополучие побуждает нас к благоразумию; благополучие наших ближних побуждает нас к справедливости и человеколюбию; справедливость отстраняет нас от всего, что может повредить счастью наших ближних, а человеколюбие побуждает нас к тому, что может содействовать ему».

Г.гегел. Гл причина конфликта- в социальной поляризации общ-ва(богатые и трудящиеся). Выступал против смут внутри страны, разрушающих единство гос-ва. Считал, что гос представляет интересы всего общ-ва и обязано регулировать к-ты.

К.клаузевиц «о войне»-определил природу м/ународного военного к-та, предложив формулу:»Война есть продолжение политики др средствами».

 

Со 2 четверти 19 в. Происходит формирование конфл-гии как особ отрасли знания, но в рамках др наук.Ведущим направлением становится позитивизм о.конта, утвержд-щая, что позитивистская социология позволяет понять и выявить основн причины к-тов и не допустить их возникновения или найти правильн способы их разрешения. Г.Спенсер – основоположник структурного функционализма, Утверждал, что к-ты и революции - явления, кот разрушают единство соц системы, по другому называл это болезнью, кот необходимо лечить.К Маркс утв-ал что к-ты свойственны всем уровням соц системы. К-ты возникают в рез-те борьбы м классами, когда одни владеют собственностю а другие хотят ими завладеть.

Для Макса Вебера субъектом эмоционального действия являлось не общество в целом, а больше индивид, положение которого связано с определенным социальным статусом. С его точки зрения, общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей, действий; это арена, на которой действуют позитивно и негативно привилегированные группы. Они озабочены тем, чтобы в условиях конфликта материальных и идеальных интересов сохранить или даже упрочить свое влияние, отстоять свои экономические позиции, а так же амбиции и жизненные ориентиры.

Эмиль Дюркгейм – один из основоположников французской социологической школы – ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге.

 

Георг Зиммель специально занялся разработкой теории конфликта, исходя при этом не только из ее социальной значимости, но и позитивной ценности как стимулирующего средства, фактора. Он ввел в научный оборот термин «социология конфликта».

Толкотт Парсонс рассматривал общество как систему отношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности. Он следовал следующим положениям: любая социальная система представляет собой относительно устойчивую и хорошо интегрированную структуру; каждый элемент этой системы имеет определенную функцию, внося тем самым вклад в поддержание ее устойчивости; функционирование социальной структуры базируется на ценностном согласии членов общества, которое обеспечивает необходимую стабильность и интеграцию. По Парсонсу, возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях.

Льюис Козер, предлагая понимать под конфликтом «борьбу ценностей и претензий», усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть, в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определенных социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функции, они необходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами. В любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф полагает, что конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов, упреждения «социальных потрясений». Для этого важны три условия:наличие ценностных установок, признание различий и противостояние конфликтующих; уровень организации – чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия и исполнения договоренностей; взаимоприемлемость определенных правил, соблюдение которых позволяет сохранять или поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте.

По Кеннету Боулдингу, основу «социальной терапии» по «снятию», предотвращению конфликтов составляют три момента: понимание причин возникающих противоборств; разумный выбор согласованных способов их устранения; нравственное совершенствование людей.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!