Глава 2. История и истоки осознанного сновидения 17 страница



 

Последние два качества касаются здравомыслия, которое отличает осознанность от ее противоположности. Привычка не впадать в размышления не всегда оказывается плохой. В то же время она безусловно вредна. Главным преимуществом сознательного поведения над привычным является возрастающая гибкость. Хотя, правда, при обстоятельствах, требующих стереотипных реакций, привычка – качество довольно рациональное. Автоматическая реакция хороша, если она полностью адекватна ситуации. Если же ситуация относительно непредсказуема или нова, то здравомыслие – понимание того, что вы делаете, – способно оказать полезную услугу.

 

Жизнь предоставляет нам всегда коктейль из ожидаемого и неожиданного. При любых обстоятельствах очень важно отреагировать самой подходящей формой поведения. Ни о чем не думать и поступать привычным образом проще, чем трезво мыслить и действовать сознательно, что требует определенных усилий. Поэтому человек скорее склонен терпеть неудачу там, где требуется проявить здравомыслие, чем быть излишне сознательным в ситуациях, не требующих осознанных действий. Исходя из сказанного, развитие способности к здравомыслию может принести ощутимую пользу. Из-за того, что в состоянии сна достичь здравомыслия или осознанности сложнее, чем в состоянии бодрствования, практика осознанных сновидений может стать чрезвычайно эффективным средством улучшения способности трезво мыслить.

 

Идриса Шаха, знаменитого современного толкователя суфизма, спросили однажды, в чем «основная ошибка большинства людей». Он ответил: «Мысль о том, что [мы] живем, тогда как [мы] просто спим в преддверии жизни».[159 - Shah, I., Seekers After Truth (London: Octagon Press,1982),p. 33.]

 

Традиционная доктрина эзотерической психологии утверждает, что обычное состояние сознания, которое мы называем бодрствованием, настолько далеко от настоящего видения «объективной реальности», что его более точно следует называть «сном» или «сновидением». Бертран Рассел совершенно другим путем пришел к подобному же заключению: «Если верить современной физике, – пишет философ, – то сон, который мы называем бодрствующим восприятием, лишь ненамного лучше отражает объективную реальность, чем фантастические сновидения, посещающие спящего человека».[160 - LaBerge, S., «Lucid dreaming: Directing the action as it hap – pens», Psychology Today 15 (1981): 48–57.]

 

Оставим философию в стороне. На вопрос, бодрствуете ли вы сейчас, вы, скорее всего, ответите: «Несомненно!» К сожалению, ощущение бодрствования не всегда может гарантировать то, что вы бодрствуете на самом деле. Когда Самюэль Джонсон пинал камень, как бы говоря: «Мы знаем, что такое реальность», то испытывал похожее чувство уверенности. Однако если бы доктор Джонсон спал, то ударив камень, он почувствовал бы то же самое. Иллюзорное ощущение уверенности в полноте и связности нашей жизни приводит к тому, что Уильям Джеймс описал как «безвременную кончину наших взаимоотношений с реальностью».[161 - James, W., The Varieties of Religious Experience (New York: Modern Library, 1929), p. 378–79.]

 

Откуда вы знаете, что не спите сейчас? Вы можете сказать, что помните, как проснулись сегодня утром. Но это могло быть лишь ложное пробуждение, и сейчас вы обманываете себя сновидением о том, что больше не спите. Возможно, то, что мы считаем «истинным пробуждением», всего лишь еще одна ступень в серии ложных пробуждений. Похоже, один писатель был согласен с этим:

 

Почему, мой друг, эти ступени не могут существовать? Мне часто спилось, что я просыпался ото сна, и в этом сне я вспоминал предшествующий. Проснувшись, я помнил оба сна. Благодаря своей необычайной ясности, второй сон был своеобразным бодрствованием по отношению к первому. Что же касается реального бодрствования, то кто сможет поручиться, что однажды оно так же не покажется мне сном по отношению к еще более ясному взгляду на положение вещей?… Здесь, внизу, все настолько запутано и скрыто от нас; не может быть, чтобы именно в этом состояла истинная пробужденность.[162 - Moritz, К. P., Quoted in deBecker, R., The Understanding of Dreams (London: Alien amp; Unwin.1965), p. 406.]

 

Давайте попробуем еще раз спросить себя, бодрствуем ли мы. Вы заметите, как трудно задать этот вопрос искренне. Откровенность требует пусть хотя и небольшого, но искреннего сомнения. А это очень нелегкая задача для многих из нас. Сомневаться в несомненном – это занятие философов. Ницше определил это так: «…Человек философского склада предчувствует, что за этой реальностью, в которой мы живем, скрыта иная реальность, и поэтому все – одна лишь видимость».[163 - Nietzsche, F. Quoted in deBecker, p.138.] Шопенгауэр считал свою склонность время от времени относиться к людям и вещам как к «фантомам и картинам их сновидений» основным критерием философских способностей.

 

Как это может быть, что мы не полностью бодрствуем? А так, что мы обладаем высшим чувством (назовем его интуицией), которое обычно остается незадействованным, когда используются низшие, хорошо известные чувства. Таким образом, переживание, которое мы называем «бодрствованием», может быть только частичным бодрствованием. Вот что писал Орадж:

 

Может показаться, что в последовательном развитии этой теории есть нечто патологическое. Склонность смотреть на бодрствование как на специфическую форму сна может уменьшить важность жизни для нас и нашу значимость для нее. Однако такое отношение к возможным и вероятным фактам есть не что иное, как болезненная застенчивость. Истина состоит в том, что так же, как осознание состояния сна является первым симптомом пробуждения в этом сне, первым симптомом пробуждения в состоянии бодрствования – второго понимания религии – может стать осознание того, что наша бодрствующая жизнь – тоже сон. Осознание того, что мы лишь частично бодрствуем, может стать залогом полного пробуждения.[164 - Orage, A. R., Psychological Exercises (New York: Samuel Weiser, 1930), p. 92.]

 

Однако одни лишь философские выводы практически не способны помочь нам обрести искреннее сомнение в абсолютном бодрствовании. К счастью, существует иное, более эффективное средство для разрешения этой проблемы. Читатели вряд ли удивятся, если в качестве этого средства я предложу осознанные сновидения. Осознанные сновидения могут ясно показать нам, что значит по настоящему бодрствовать, и помочь убедиться в том, что нам еще далеко до такого состояния. Дж. Х.-М. Уитмен привел в своей книге «Мистическая жизнь» пример высшей формы такого открытия. Профессор Уитмен объяснял, что его ночное мистическое переживание было стимулировано состоянием задумчивости, в которое его погрузило прослушивание великолепного струнного квартета. Концерт так потряс его, что в течение нескольких мгновений он ощущал себя «похищенным из пространства музыки необычайной красоты», и через некоторое время он оказался в «новом состоянии созерцательности и радости». Уитмен вспоминал, что ложился спать «совершенно умиротворенным и наполненным спокойной радостью». Мы можем себе представить, какой должна была быть ночь после такого вечера! Первый его сон был довольно иррациональным. «Казалось, – пишет профессор, – что я плавно лечу сквозь пространство. Сильное чувство холода сопровождало меня и странным образом привлекало мое внимание. Я полагаю, что в этот момент сон стал осознанным. Затем внезапно… все перемешалось и мгновенно исчезло. Новое пространство вспыхнуло в своей яркой и абсолютной реальности. Мое восприятие стало свободным и острым как никогда раньше. Сама темнота казалась живой. Мысль, родившаяся у меня, была полна неизбежной уверенности: „Я никогда раньше не просыпался“».[165 - Whiteman, H. M The Mystical Life (London: Faber amp; Faber 1961), p. 57.] Обычно осознанно сновидящие не заходят так далеко, как Уитмен, полагавший, что никогда не просыпался. Однако им знакомы переживания такого рода в отношении своей предшествующей жизни во сне. Именно это испытывают большинство людей, впервые столкнувшихся с осознанными сновидениями. Их поражает, что никогда прежде они не пробуждались во сне.

 

Осознанные сновидения могут стать своеобразной точкой отсчета. Ведь так же как обычное сновидение соотносится с осознанным, так и состояние обычного пробуждения может соотноситься с пробуждением полным. Способность осознанных сновидений подготовить нас к полному пробуждению доказывает, что в таких сновидениях скрыт значительный потенциал, способный помочь нам стать более живыми в собственной жизни.

 

В начале книги я говорил о бесценном сокровище: драгоценной Жемчужине. Если вы найдете ее, «вы овладеете непреходящим даром знания…»: вам откроется секрет, кто вы есть на самом деле. Осознанные сновидения помогут внести свой вклад в ваши поиски себя, так же как и древняя сказка, которая, говорят, сохраняет мудрость на всех уровнях интерпретации. Итак:

 

Драгоценная Жемчужина

 

В одном далеком королевстве жил-был монарх, имевший жену и прекрасных сына и дочь. Они жили в мире и согласии.

 

Однажды отец позвал к себе детей и сказал: «Всему приходит свое время. Пришел черед отправиться вам далеко, в чужую страну. Вы должны найти и вернуть драгоценную Жемчужину».

 

Путешественников тайком переправили в загадочную страну, почти все обитатели которой влачили мрачное существование. Попав в такое место, брат и сестра потеряли связь друг с другом и бродили словно во сне.

 

Время от времени они видели фантомы, напоминавшие им о родине и Жемчужине. Однако это только усиливало глубину их задумчивости, которую они стали принимать за реальность.

 

Когда весть о состоянии детей дошла до монарха, он послал к ним с советом верного слугу, мудрого человека: «Помните о вашем задании. Вы должны пробудиться от сна и держаться вместе».

 

Это послание пробудило детей. С помощью своего спасителя они одолели чудовищные опасности, окружавшие Жемчужину, и с ее магической помощью вернулись в королевство света, навсегда сохранив свое благополучие.[166 - Shah, I., Thinkers of the East (London: Octagon Press.1971), p. 123. New York Times, July.]

 

 

Будущее осознанных сновидений

 

 

Как могли убедиться читатели этой книги, искусство осознанного сновидения все еще находится в стадии развития. Мы узнали многое об этом необыкновенном состоянии сознания. Его потенциальные возможности поистине интригующи. Однако многое еще предстоит открыть. Большинство этих открытий будет сделано смелыми личностями, развивающими и испытывающими разнообразные техники путешествия и использования нового мира осознанных сновидений. Другие открытия могут потребовать привлечения современных технологий, а в настоящее время существует только несколько специально оборудованных лаборатории. Одной из них является Центр исследования сна при Стэнфордском университете, в котором мы проводим исследования в трех основных направлениях. Это:

 

– дальнейшее изучение феноменологии и физиологии осознанных сновидений;

 

– развитие и совершенствование методов вхождения, удержания и использования осознанных сновидений;

 

– выявление психофизиологических связей между субъективными переживаниями событий БДГ-сна и объективно фиксируемыми физиологическими процессами.

 

Примечания

 

 

 

Sparrow, G. S., Lucid dreaming: the dawning of the clear light (Virginia Beach: A.R.E. Press,1976), pp. 26–27.

 

 

 

 

Tulku, Т., Openness Mind (Berkeley: Dharma Publishing.1978), p. 74.

 

 

 

 

Shah, I., Wisdom of the Idiots (New York: Dutton.1971), pp. 122–23.

 

 

 

 

Tulku, op. cit., p. 77.

 

 

 

 

Fabricius, J., «The symbol of the self in the alchemical proiectio» Journal of Analytical Psychology,18 (1973): 47-58

 

 

 

 

Aristotle, On Dreams, from Hutchings, R. M., ed… Great Books of the Western World, vol. 8 (Chicago: Encyclopedia Britannica 1952), pp. 702–06.

 

 

 

 

L. Kelsey, M. Т., God, Dreams and Revelation (New York: Augs-burg.1974), p. 264–265.

 

 

 

 

Evans – Wentz, W. Y., Tibetan Yoga and Secret Doctrines (London: Oxford University Press,1935), pp. 221–22.

 

 

 

 

deBecker, R., The Understanding of Dreams (London: Alien amp; Unwin,1955),p.l53.

 

 

 

 

Shah, I., The Sulis (London: Oaagon Press,1964), p.141.

 

 

 

 

Aquinas, St. Thomas, Summa Theologica, vol. 1 (New York Benziger Brothers, 1947), p.430.

 

 

 

 

Freud, S., The Interpretation of Dreams (New York: Avon Books,1965), p. 93.

 

 

 

 

Saint – Denys, H., Dreams and I low to Guide Them (London: Duckworth, 198 2).

 

 

 

 

Freud, op. cit., p. 93.

 

 

 

 

McCrcery, С., Psychical Phenomena and the Physical World (Oxford: Institute of Psychophysical Research,1973), p. 88.

 

 

 

 

Myers, F. W. H., «Automatic Writing-3», Proceedings of the Society for Psychical Research 4, part II (1887): 241-42

 

 

 

 

Mach, E., The Analysis of the Sensations, 2nd ed. (Jena: Fisher, 1900), pp. 114–15.

 

 

 

 

deBecker, op. cit., p. 139.

 

 

 

 

Freud, op cit., p. 611. 16.Ibid.

 

 

 

 

van Eeden, P., «A study of dreams», Proceedings of the Society for Psychical Research 26 (1913): 431-61.

 

 

 

 

Ibid.

 

 

 

 

Ibid.

 

 

 

 

Ibid.

 

 

 

 

Green, С., Lucid Dreams (Oxford: Institute for Psychophysical Research,1968), pp. 142–43.

 

 

 

 

Arnold-Forster, M., Studies in Dreams (London: Alien amp; Un win,1921), p.x.

 

 

 

 

Fox, 0., Astral Projection (New Hyde Park, N.Y.: University Books,1962), pp. 32–33.

 

 

 

 

Ibid., p. 34.

 

 

 

 

Ouspensky, P., A New Model of the Universe (London: Routledge amp; Kegan Paul.1931,1960), p. 272.

 

 

 

 

Ibid., p. 274.

 

 

 

 

Ibid., p. 279–80.

 

 

 

 

Moers-Messmer, H. von, «Traume mit der gleichzeitigen Erkenntnis des Traumzustandes», Archives fur Psychologic 102 (19. 291–318. (Translated by Both Mugge.)

 

 

 

 

Ibid.

 

 

 

 

Ibid.

 

 

 

 

Rapport, N… «Pleasant Dreams! „Psychiatric Quarterly 22 (1948): 309-17.

 

 

 

 

Loomis, A. L.; Harvey, E. N.; and Hobart, G., 'Cerebral states during sleep as studied by human brain potentials,“ Journal of Expericnrial Psychology, 21 (1937): 127-44.

 

 

 

 

Blake, H; Gerard, R.W.; and Kleitman, N., „Factors influencing brain potentials during sleep“, Journal ofNeurophysiology 2 (1939): 48–60.

 

 

 

 

Aserinsky, E. and Kleitman, N., „Regularly occurring periods of eye motili-tyand concomitant phenomena during sleep“, Science,118 (1953): 273-74.

 

 

 

 

Vogel, G.; Foulkes, D.; and Trosman, 11., „Ego functions and dreaming during sleep onset“, Archives of General Psychiatry 14 (1966): 238-48.

 

 

 

 

Green, G., The Decline and Fall of Science (London: Hamish Hamilton,1976), p.109.

 

 

 

 

Ibid., p. 110–11.

 

 

 

 

Faraday, A., The Dream Game (New York: Harper amp; Row, 1976), p. 263.

 

 

 

 

DeMille, R. E., Casteneda's Journey: The Power and the Allegory (Santa Barbara: Capra Press,1976).

 

 

 

 

Чувство такта обычно удерживает меня от публичного высказывания некоторых мыслей. Выдуманные же персонажи могут высказываться без обиняков, поэтому, когда я несколько лет назад обратился к „дону Хуану“ с вопросом, что он думает о последнем опусе Кастанеды „Дар Орла“, тот расхохотался и несколько грубовато заметил: „Птичка пролетела, что-то обронила“. Я надеюсь, что д-р Кастанеда, как автор, способен оценить чувство юмора, которым наделил своих персонажей. Как говорится, „Никто не осваивает по настоящему искусство стрельбы из лука, если в конце своих занятий не избирает мишенью учителя“.

 

 

 

 

Malcolm, N., Dreaming (London: Routledge amp; Kegan Paul, 1959).

 

 

 

 

Ibid., p. 48–50.

 

 

 

 

Ibid., p. 50.

 

 

 

 

Hartmann, E., „Dreams and other hallucinations: an approach to the underlying mechanism“, from Sicgal, R. K. and West, L. J., eds… Hallucinations (New York: John Wiley amp; Sons,1975), p. 74.

 

 

 

 

Berger, R., Psyclosis: The Circularity of Experience (San Prancisco: W. H. Freeman amp; Co., 1977), p. 121.

 

 

 

 

Rechtschaffen, A., „The single-mindedness and isolation of dreams“, Sleep 1(1978): 97-109.

 

 

 

 

Dement, W „Report IV(B): Comments to Report IV“ from Lairy, G. C., and Salzarilo, P., eds., The Experimental Study of Hu – man Sleep: Metho-dological Problems (Amsterdam: Elsevier.1975), p. 290.

 

 

 

 

Schwartz, В. A. and Lefebvre, A., Contacts veille/P.M.0. II. Les P.M.0. morcelees.» Revue d'Electroencephalographie et de Neurophysiologie Clinique 1(1973): 165-76.

 

 

 

 

The APSS changed its name to the SRS (Sleep Research Society) in 1983.

 

 

 

 

Foulkes, D. and Griffen, M., «An experimental study of'ereative dreaming» Sleep Research, S (1976): 129; Griffen, M. and Foulkes, D., «Deliberate presleep control of dream content: An ex – perimental study», Perceptual and Motor Skills, 45 (1977): 660-62.

 

 

 

Ogilvie, R.; Hunt, H.; Sawicki, C.; and McGowan, K., Searching for lucid dreams, Sleep Research, 7 (1978): 165.

 

 

 

 

Тарт не считал осознанно сновидящих активными участникам коммуникации между мирами сна и яви. На самом деле это добавление было сделано Селией Грин в «Осознанных снах» (Оксфорд: Институт психофизических исследований, 1968), стр. 130.

 

 

 

 

Worsley, A., Personal communication,1981.

 

 

 

 

Worsley, A., «Personal experiences of lucid dreaming», from Gackenbach,). I. and LaBerge, 5. P., eds., Lucid Dreaming: New Research on Consciousness During Sleep (New York: Plenum, in press.).

 

 

 

 

Hall, C., «Do we dream during sleep? Evidence for the Goblot hypothesis», Perceptual and Motor Skills, 53 (1981): 239-46.

 

 

 

 

LaBerge, S. P. «Psychological parallelism in lucid dreams», from Arsen, A.; Dolan, А. Т.; and)ordan C. S., eds., Handbook oflmagery Research and Practice (New York: Brandon House, in press).

 

 

 

 

LaBerge, S. P. and Dement, W. C., «Lateralization of alpha activ – iry for dreamed singing and counting during REM sleep», Psycho – physiology,19. (1982): 331-32.

 

 

 

 

LaBerge, S. P.; Greenledf, W.; and Kedzierski, В., Physiological responses to dreamed sexual activity during lucid REM sleep, Psychophysiology, 20 (1983): 454-S5.

 

 

 

 

Faraday, A., The Dream Game (New York: Harper amp; Row 1976), pp. 39–40.

 

 

 

 

Fox, 0., Astral Protection (New Hyde Park, N.Y.: University Books.1962), p. 90.

 

 

 

 

Gillespie, G., «Lucidity language: A personal observation», Lucidity Letter 1(4) (1982): 5.

 

 

 

 

Ouspensky, P., A New Model of the Universe (London: Routledge amp; Kegan Paul,1931,1960) p. 281.

 

 

 

 

Green, C., Lucid Dreams (Oxford: Institute for Psychophysical Research,1968), p. 85.

 

 

 

 

Garfield, P., Creative Dreaming (New York: Ballantine Books 1974), p. 143.

 

 

 

 

McCreery, C., Psychical Phenomena and the Physical World (London: Ha-mish Hamilton,1973), p.114.

 

 

 

 

Garfield, P., Pathway to Ecstasy. (New York: Holt, Rinehart amp; Winston,1979), pp. 134–35.

 

 

 

 

McCreery, op. cit., p. 91.

 

 

 

 

Rapport, N., «Pleasant Dreams!» Psychiatric Quarterly 22 (1948): 309-17.

 

 

 

 

Faraday, A., The Dream Game (New York: Harper amp; Row, 1976), p. 334.

 

 

 

 

Yram, Practical Astral Projection (New York: Samuel Weiser 1967), p. 113.

 

 

 

 

Fox, op. cit., p. 32–33.

 

 

 

 

Green, op. cit., p. 99.

 

 

 

 

Ibid., p. 100.

 

 

 

 

Fox, op. cit., p. 43–44.

 

 

 

 

Garfield, op. cit., p. 45.

 

 

 

 

Gackenbach, J. and Schfflig, В., «Lucid dreams: the content of waking consciousness occurring during the dream», unpublished paper.

 

 

 

 

Fox.op.cit., p. 35–6.

 

 

 

 

Sparrow, G. S., Lucid dreaming: the dawning of the clear light (Virginia Beach: AR.E. Press, 1976), p. 13.

 

 

 

 

Yrani, op. cit., p. 113.

 

 

 

 

Ouspensky, op. cit., p. 282.

 

 

 

 

McCreery, op. cit., pp. 118–19.

 

 

 

 

Pompeiano, 0. and Morrison, A R., «Vestibular influenses during sleep, 1. Abolition of the rapid eye movements of dcsynchronized sleep following vestibular lesions», Archives Italiennes de Biologie, 103 (1965): 564-95.

 

 

 

 

Lerner, В., «Dream function reconsidered», Jotirnal ofAbnor – mal Psychology, 72 (1967): 85-100.

 

 

 

 

Tart, С., Altered States of Consciousnenss (New York: E.P. Dutton,1975), p. 63.

 

 

 

 

Ghose, Sri Auribindo, The Life Divine, vol. 18 (Ponticherry, India: Sri Auribindo Press, 1970), p. 425.

 

 

 

 

Evans – Wentz, W. Y., ed… The Yoga of the Dream State (New York: Julian Press,1964),p.216.

 

 

 

 

Rajneesh, B. S The Book ofthe Secrets-I (New York: Harper amp; Row),1974, p.118.

 

 

 

 

Ibid.,p.l44-45.

 

 

 

 

DeRopp, R., The Master Game (New York: Dell,1968),p.61.

 

 

 

 

Rajneesh, op. cit., p. 142.

 

 

 

 

Tholey, P., Techniques for inducing and maintaining lucid dreams, Perceptual and Motor Skills 57 (1983): 79–90.

 

 

 

 

Tulku, Т., Openness Mind (Berkeley: Dharma Publishing,1978), p.136.

 

 

 

 

Tholey, op. cit.

 

 

 

 

McCreery, C., Psychical Phenomena and the Physical World (London: Hamish Hamilton,1973), p. 86.

 

 

 

 

Carfield, P., «Psychological concomitants of the lucid dream state», Sleep Research, 4 (1975) 184.

 

 

 

 

Tart, C., «From spontaneous event to lucidity: A review of at – tempts to consciously control nocturnal dreaming», from Wolman, В. В., cd., Handbook of Dreams (New York: Van Nostrand Reinhold, 1979), p. 261.

 

 

 

 

Castaldo, V. and Holtzman, P., «The effect of hearing one's uoice on sleep mentation», The Journal of Nervous and Mental Dis – ease 144 (1967): 2-13.

 

 

 

 

Dement, W. and Wolpert, E., «The relation of eye movements, body moti-lity, and external stimuli to dream content», Journal of Experimental Psychology 55 (1968): 543-53.

 

 

 

 

Green, E.; Green, A; and Walters, D., Biofeedback for mind – body self-regulation: Healing and creativity, from Fields Within Fields… Witbin Fields (New York; Stulman.1972), p. 144.

 

 

 

 

Ibid.

 

 

 

 

MacKenzie, N., Dreams and Dreaming (New York: Vanguard, 165), p. 83.

 

 

 

 

Jaffe, D. Т. and Bresler, D. E., «The use of guided imagery as an adjunct to medical diagnosis and treatment», Journal of Humanistic Psychology, 20 (1980): 45–59.

 

 

 

 

Van Eeden, F., «A study of dreams» Proceedings ofthe Society for Psychical Research 26 (1913): 431-61.

 

 

 

 

Ibid.

 

 

 

 

McCreery, C., Psychic Phenomena and the Physical World (London: Hamish Hamilton,1973), pp. 102–04.

 

 

 

 

Freud, 5… «Fragment of an analysis of a case ofhystcria», from Standard Edition ofthe Complete Psychological Works ofSigmund Freud (London: Hogarth Press, 1953), p. 68.

 

 

 

 

Freud, S., «Introductory lectures on psychoanaysis» from Standard Edition ofthe Complete Psychological Works ofSigmund Preud, vol.15 (London: Hogarth Prcss,1916-17), p. 222.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!