Вопрос № 3.Социально-Политический строй древнего Египта. Суд и право.



Изначально в Египет утверждалась форма правления в виде монархии. Во главе Гос-во Юридически стоял цезарь-фараон, по мнению Геродота власть была деспотической. Монарх владел не только 3 ветвями власти, но и духовной, к тому ж приравнивался к божеству. Однако фактически реальной властью в стране обладал первый советник царя ВИЗИР-ДЖАТИ, который от имени фараона руководил:

-Советом десяти (Высший исполнительный орган)

-Советом Шести (Высший судебный орган)

-Охраной и использованием царских сокровищниц и складов

-Строительством крупных важных государственных сооружений.

-Был главой гос натариата.

Т.О. местные органы власти строились по принципу Административно территориального деления.

Структура Армии.

Изначально в Египте постоянной армии не существовании в случаи возникновения военной структуры армия формировалась по принципу ополчения которое вооружалось за государственный счет с царских складов. После окончания военных действий все оружие возвращалось на склады т.к. в мирное время запрещалось иметь оружие.

В период борьбы с Гексосами в Египте создается регулярная армия на основе рекрутских наборов с фактически пожизненным сроком службы. После изгнания Гиксосов эта армия стала тяжким бременем для экономики гос-во.В XV веке Египетская армия создается по принципу наемничества с помощью этой армии Египет подчиняет себе соседние гос-во.однако эта армия подвергается разгрому от Персов в XI веке 1087 г.

Весь период истории Египта существовали профессиональные воинские части выполнявшие функции:

-Царской Гвардии

-Физическая защита сборщиков налогов.

-ДОПИСАТЬ НАХ!!

СУД И ПРАВО.

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1)государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство: 3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы,

допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

Главной целью судебного разбирательства и выносимых ими решений было предупреждение возможных повторных преступлений. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государственных тайн лишали языка, подделывателю документом или мер и весов отрубали одну руку.

В древности важную роль выполняли суды в рамках общинного самоуправления, они разрешали споры о земле, водопользование и некоторые внутрисемейные конфликты. Высший надзор за чиновниками осуществляли фараон и везирь. Судебные функции выполняли также храмовые служители. Процесс начинался по жалобе потерпевшей стороны.

Право в целом основывалась на двух принципах:

1) незыблемое хранение привилегий царской власти;

2) традиционные привилегии жречества.

Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями сторон и письменными или устными показаниями свидетелей. В решении указывались законные мотивы. Неотъемлемым элементом судопроизводства в Египте считались клятвы, которые произносили для подтверждения своих показаний свидетели и стороны. Однако данная заинтересованными лицами клятва не считалась безусловным доказательством, и суд производил расследование независимо от нее, применяя пытки, очные ставки, обыски. Пытки часто практиковались во время допроса, когда обвиняемого подвергали битью палками по спине, ладоням и стопам.

Судебная иерархия устанавливалась толь в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона или великого визиря. Наказания выносились соответственно проступку. Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные собрания и именовались «дневниками». Это были сборники указов и прецедентов для использования в судебной палате.

 

 

Вопрос № 5.


Общая характеристика Законов Хаммурапи

Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.

Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящена труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства.

Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.

Только владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным.

Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.

Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству.

Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которою входили также земли храмов.

Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Главной заботой наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, для чего они могли привлекать на работы местное население. Кроме того, они следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, собирали пошлины с купцов, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, командовали отрядами из воинов, сидевших на царской земле, собирали военное ополчение и т.п.

Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.

В древневавилонском государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава - рабианум - назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!