Идеи Л. Н. Толстого о нравственном самосовершенствовании личности



Великий русский писатель-гуманист Л. Н. Толстой, всем своим творчеством утверждая прекрасное, высоконравственное в жизни человека, не мог пройти мимо такого бедствия в дореволюционной России как пьянство.

С массовостью этого явления писатель воочию столкнулся во время участия в переписи населения в Москве при посещении ночлежных домов, где находили приют обездоленные люди, для которых острог и арестантские роты были спасением от голода. Потрясенный увиденным Толстой в трактате «Так что же нам делать?» зримо воссоздает сцены пьяного разгула, дает меткие характеристики спившихся людей — мужчин и женщин из разных социальных слоев, показывает нищенскую обстановку, в которой они находились. «Ужасно, — отмечал он, — было зрелище по тесноте, грязи, оборванности, испуганности этого народа… И везде тот же смрад, та же духота, теснота, смешение полов…»[13]

Пьянство как социальное бедствие Толстой считал следствием обезземеливания крестьян, экономического и духовного порабощения человека, рассматривал его как одно из губительных проявлений власти тьмы. «…Голод его (народа. — Авт.) — от нашей сытости, — отмечает Толстой в статье «О голоде» (1891), — мы не можем начать служить ему иначе, как тем, чтобы перестать делать то, что вредит ему… желая служить ему, первое, что мы сделаем, будет неизбежно то, что мы постараемся возвратить народу то, что мы отобрали от него… разорвать кастовую черту, разделяющую нас от народа» (29, 109).

Тягу к пьянству писатель объяснял не только объективными, но и субъективными, главным образом, психологическими факторами: отсутствием волевых качеств у личности, безнравственностью поведения, видя в этом начало моральной деградации и гибели человека.

Уже во время переписи Толстой выделяет группы людей, которым следует помогать в первую очередь. Он приходит к горькому выводу, что «есть такие несчастные, несчастье которых не во внешних условиях, а в них самих, несчастье такое, которое нельзя поправить какой бы то ни было бумажкой» (25, 202). Трагизм состоит в том, что эти люди «потеряли способность, охоту и привычку зарабатывать спой хлеб…» (25, 224).

Толстой счел своим долгом помогать обездоленным и голодным, попавшим в беду людям. «Но почему не надеяться, — писал он в воззвании, — что будет отчасти сделано или начато то настоящее дело, которое делается уже не деньгами, а работой, что будут спасены ослабевшие пьяницы, непопавшиеся воры, проститутки, для которых возможен возврат? Пусть не исправится все зло, но будет осознание его и борьба с ним не полицейскими мерами, а внутренними — братским общением людей, видящих зло, с людьми, не видящими его потому, что они находятся в нем» (25, 180).

К категории людей, которые нуждались в помощи, писатель относил и пьяниц, потерявших способность управлять своими желаниями, вести чистую нравственную жизнь.

Однако представители имущего класса и радикально настроенная интеллигенция не откликнулись на воззвание о помощи обездоленным, и Толстой ощутил свое бессилие перед размерами бедности, нищеты, разврата и пьянства простого народа.

Обвинительным актом самодержавному строю явился трактат писателя «Так что же нам делать?», в котором он уже как социолог и психолог исследует социальные недуги общества, в том числе и пьянство. Прошедшие перед его взором вереницы падших людей, среди которых были алкоголики, вызывавшие у него досаду и горечь своим попрошайничеством и ложью, оставили у Толстого неизгладимый след и угрызения совести за то, что он был не в силах оказать помощь этим людям. Толстой, однако, понимал, что несчастье таких людей непоправимо внешними средствами, и до тех пор положение их не изменится, пока взгляд на жизнь у них останется прежним. Он замечает, что человека еще недостаточно накормить, приобщить к иностранным языкам, его надо «учить жить и трудиться». В этом ему виделся ключ к решению проблемы. Так у великого писателя складывался собственный взгляд на алкоголизм, как на болезнь социально-нравственного происхождения.

Одной из важных общественных задач Толстой считал отрезвление русского народа. С этой целью он изучает специальную литературу об алкоголизме, знакомится с принципами организации обществ трезвости в различных странах, подробно расспрашивает врача из Читы П. С. Алексеева, побывавшего по совету писателя в США, Канаде, Китае и Японии и познакомившегося с трезвенническим движением. Толстой обдумывает меры общественного противодействия пьянству в России, вынашивает планы борьбы с алкоголизмом. Он пристально всматривается в глубины народной жизни и всюду видит, как алкоголизация населения словно червь подтачивает и разъедает общественную нравственность. «Был я недавно на гулянье, — сообщил он В. С. Серовой, — насмотрелся, наслушался я там всякой всячины. Знаете, мне стало совестно и больно, глядя на все это безобразие. Тут же я дал себе слово обработать какую-нибудь вещицу для сценического представления. Нельзя так оставить… просто стыдно!» (26, 676).

Толстой подходит к художественно-пропагандистской деятельности, направленной против пьянства, и создает для народного чтения пьесу «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886), в которой показал, как вино, губительно действуя на людей, одурманивая их, порождает низменные качества: хитрость, лесть, жадность, зависть, жестокость, злость. Черт, сумевший совратить крестьянина только с помощью вина, заслуживает одобрение старшего черта: «Заслужил! Сначала как лисицы, потом как волки, а теперь как свиньи сделались. Ну, уж питье! Скажи ж, как ты такое питье сделал? Должно, ты туда лисьей, волчьей и свиной крови пустил… Теперь только бы вино пили, а они у нас в руках всегда будут!» (26, 60).

Растление людей под влиянием водки, нарушение естественного закона жизни — вот то главное, что изображал Толстой в пьесах.

Спустя 24 года в пьесе «От ней все качества» (1910) Толстой вынесет окончательный приговор алкоголю, как гибельному средству в жизни человека. В произведении изображен трагизм крестьянской семьи, в которой ее глава — пьяница. Тяжела доля женщины, жены, матери, терпящей грубость, побои от пьяного мужа. В лице прохожего, оказавшегося гостем в крестьянском доме, Толстой показал спившегося рабочего-пролетария, не лишенного хороших нравственных задатков. Именно он вступается за напрасно обиженную мужем жену. О себе же он говорит в третьем лице: «Пока не пьет, что хошь давай ему, ничего чужого не возьмет, а как выпил, что ни попади под руку, тащит» (38, 218).

Пьесы «Как чертенок краюшку заслужил», «От ней все качества», представляющие собой малые жанрово-драматические формы, были написаны для народа с назидательной целью. Они интересны зарисовками крестьянского быта, внутреннего мира мужика, воплотившего в себе как отрицательные, гак и положительные свойства русского национального характера. В них была отображена повседневность крестьянской жизни. Оба эти произведения печатались издательством «Посредник» и по самой дешевой цене продавались среди крестьян.

Однако Толстой понимал, что воздействие сценических представлений на сознание людей весьма ограничено, добиться с их помощью ощутимых результатов в деле отрезвления населения невозможно. Толстой рассматривал свои пьесы, сценическую игру как нравственное лекарство, способное дать толчок к моральному очищению от зла. «Нравственный урок подавался в процессе игры. В процессе самого акта творчества совершалась нравственная рефлексия, путем самоосмеяния происходило освобождение, отделение дурных свойств натуры от исполнителя, он расставался с ними и как бы передавал их своему персонажу, этому эстетически воссозданному своему двойнику».[14]

Толстой осознавал, что в борьбе с пьянством нужны иные меры, которые смогли бы изменить психологию масс, отвлечь народ от алкоголя. Наиболее важным в этом деле писатель считал просветительскую деятельность: чтение лекций, выпуск брошюр, листков на противоалкогольные темы, непосредственное общение с людьми, убеждение их в необходимости трезвой жизни.

Но, пожалуй, на самое первое место он ставил меры коллективного воздействия на мировоззрение человека — объединение людей в союзы, имеющие общую цель — научить людей жить и трудиться без спиртного.

В 1887 году Толстой возглавил созданное по его инициативе добровольное общество по борьбе с алкоголизмом, первое общество трезвости в России. Общество было названо им «Согласие против пьянства». Оно было организовано в Ясной Поляне и других близлежащих деревнях Тульской губернии. Основной задачей общества являлось объединение людей, боровшихся против пьянства прежде всего личным примером воздержания от алкогольных напитков, а также проведением непосредственной агитации за трезвость среди населения.

С целью увеличения численности «Согласия» Толстой составил текст литографического листка, который распространялся как в Тульской, так и в других губерниях страны. Вот его содержание: «Ужасаясь перед тем страшным злом и грехом, которые происходят от пьянства, мы, нижеподписавшиеся, порешили: во-первых, для себя никогда не пить пьяного — ни водки, ни вина, ни пива, ни меда и не покупать и не угащивать ничем пьяным других людей; во-вторых, по мере сил внушать другим людям, и особенно детям, о вреде пьянства и о преимуществах трезвой жизни и привлекать людей в наше согласие. Просим всех согласных с нами заводить себе такой же лист и вписывать в него новых братьев и сестер и сообщать нам. Братьев и сестер, изменивших своему согласию и начавших опять пить, просим сообщать нам об этом.

Первые записавшиеся братья и сестры: Лев Толстой» (90, 132).

Неподдельная искренность текста обращения действовала на многих неотразимо. При этом громадное влияние на людей оказывала подпись самого Льва Толстого, считавшегося совестью России. Взрослые, вступая в «Согласие», записывали в него и своих детей. В архиве Толстого сохранилось несколько таких листков, под которыми стоят подписи 744 человек и среди них — Н. Н. Миклухо-Маклая, Н. Н. Ге (младшего), П. И. Бирюкова, П. Б. Буланже и др.

Не все одобрительно отнеслись к этой деятельности писателя. В литературных кругах «Согласие против пьянства» было встречено с иронией и недоверием. Даже близкие Толстому люди высказывали свои сомнения по поводу необходимости организации такого общества, а некоторые даже отговаривали его от этой затеи. Толстому приходилось тратить немало времени, доказывая практическую пользу «Согласия против пьянства», которое удерживало многих людей от одурманивания алкоголем. «Для меня за общество трезвости, — писал он П. И. Бирюкову, — то, что кроме его практической пользы (уже теперь десятки людей в продолжение 10 дней не дурманились, не тупили свой разум), то, что в том распущенном мире, в котором мы живем, оно призывает людей хоть к крошечному проявлению нравственной деятельности». Толстой огорчался, что есть «добрые люди, которые из себя выходят и злятся на общество трезвости, злятся неожиданно, очевидно, на проявление такой какой-то забытой ими силы, которая требует от них чего-то» (64, 129).

Отвечая видному юристу и поэту А. В. Жиркевичу, Толстой объясняет социальное значение «Согласия против пьянства», раскрывает причины отрицательного отношения к нему со стороны отдельных лиц, говорит о благотворном влиянии объединения непьющих на психологию окружающих: «Я представляю себе, что нас всех в большом согласии соединяет желание своей жизнью и воздействием на других противодействовать злу пьянства: мы подаем друг другу руки и знаем, что нас много, и это поощряет нас в этой работе» (64, 131).

Толстой обращал внимание членов общества трезвости на необходимость нравственного стремления помочь людям в борьбе с пьянством. «…Хочется и мне и вам как-нибудь избавить этих несчастных, теперь бродящих в зверином образе людей от греха и страданий, которых они набираются благодаря вину, и понятно, что я буду искать все средства противодействия этому, из которого первое есть то, чтобы не содействовать этому своим примером питья и угощенья» (64, 132).

В 1887–1888 гг. Толстой ведет активную переписку с людьми, входящими в «Согласие против пьянства», отвечает на их вопросы, касающиеся организации обществ трезвости, подобных «Согласию», поощряет вступление в них новых членов.

Так, в письме к Ф. А. Желтову писатель отмечал: «Зло это такое страшное и такое особенное и до таких размеров доходит, что против него надо и бороться особенным образом и для поддержки браться рука с рукой, знать каждому, что он не один» (64, 148).

По примеру «Согласия против пьянства» в Одессе было организовано общество трезвости, которым руководил учитель А. И. Ярышкин. Одобряя деятельность А. И. Ярышкина, Толстой писал ему: «Есть только одно средство против всех заблуждений и соблазнов людских и в том числе и против пьянства, это уяснение разумного сознания и потому, по моему мнению, главные силы, вся энергия общества должна быть направлена на популяризацию, распространение того, что сделано по этому вопросу в Европе и Америке и на самое простое, ясное, неоспоримое, до очевидности доведенное изложение зла, безумия, греха пьянства. Для этого есть два средства: 1) устное убеждение людей и привлечение их к согласию против пьянства… и 2) печатание листков, брошюр, чтение лекций. …Надо хоть стараться под корень подсечь зло. И мне кажется, что это возможно… Главное в этом деле личная инициатива и пример. Путь этот кажется… самый радикальный… единственный» (64, 236 — 237).

В 1889–1890 гг. в России действовало пять обществ трезвости, с которыми писатель вел оживленную переписку, давал их организаторам практические советы, воодушевлял и призывал бороться с пьянством, несмотря на чинимые им помехи.

«Согласие против пьянства» не имело устава и определенной программы. Толстой медлил с обращением к властям, отмечая, что делает это намеренно, так как «боится всякой формальности», которая нередко подавляет содержание и отпугивает людей от общества трезвости. Есть предположение, что причиной тому явился правительственный запрет на публицистические сочинения Толстого 80-х годов «Исповедь», «Так что же нам делать?», «В чем моя вера?» и др. Возможно, сказалось и запрещение в России в годы реакции вообще каких-либо обществ. Однако известно, что писатель обращался к П. И. Бирюкову с просьбой «попросить кого-нибудь сильных мира о разрешении нам согласия против пьянства» (64, 222 — 223).

В 1888 году Толстой принимает непосредственное участие в издании книжек противоалкогольного содержания. К этой деятельности он привлекает врача П. С. Алексеева — автора брошюр «О вреде употребления крепких напитков», «Чем помочь великому горю, как остановить пьянство». Занимается переизданием брошюры председателя Казанского общества трезвости А. Т. Соловьева «Вино для человека и его потомства — яд». Он советует писать проще, чтобы изложение было доступно широким массам.

Толстой переводит и исправляет книгу американского священника, бывшего профессора химии Л. П. Пакина «Пора опомниться. О вреде спиртных напитков». Читает и исправляет комедию Д. Д. Кишенского «Пить до дна, не видать добра». В письме к В. Г. Черткову он сообщал: «Еще читал комедию «Пить до дна, не видать добра». Есть много недостатков — кое-что я вымарал, но очень много хорошего, особенно о пьянстве, и напечатать бы ее хорошо, если бы пропустили» (86, 155). К сожалению, эта комедия не была опубликована ввиду цензурного запрета.

В письме к И. Е. Репину Толстой с радостью сообщает, что «Согласие против пьянства» расширяется и захватывает все большее количество людей, и просит его принять участие в художественном оформлении издаваемых противоалкогольных брошюр. «Сюжеты, — писал ему Толстой, — избирайте сами, но сделайте, чтобы это было… страшно, сильно и прямо касалось предмета…» (64, 145).

С такой же просьбой Толстой обращается к художнику Н. Н. Ге (отцу): «Не нарисуете ли картинку о пьянстве? Нужно две. Одну большую да еще виньетку для всех изданий по этому предмету под заглавием «Пора опомниться» (64, 151).

В этот период Толстой пишет статью «К молодым людям», которая осталась незаконченной. В ней писатель указывает, что «много есть таких ложных путей, кажущихся сначала радостными и безопасными и приводящих к горю и погибели, но по одному из них больше всего ходят люди нашего времени и чаще всего погибают. Это путь пьянства». Толстой призывает молодых людей «всех народов, всех сословий и всех состояний» к трезвой жизни: «Не пить ничего пьяного, ни водки, ни вина, ни пива, ни меда, и не работать для себя этих напитков, не торговать ими, не покупать их и не угощать других людей ничем пьяным» (26, 654).

В статье «Праздник просвещения 12 января» Толстой резко критикует «культурное» застолье просвещенных людей, категорически утверждая, что оно «не отличается ничем, кроме внешней формы, от праздника самых диких людей» (26, 447).

Писатель обращает внимание на то, что воспитание человека в обстановке роскоши, изнеженности и распущенности приводит его в конце концов к моральному падению. Бессилие изнеженной, приученной к роскоши и праздности плоти, тщетная борьба, падение все ниже и ниже, пьянство, чтобы забыться, преступление или сумасшествие, или самоубийство — к такому концу приходит человек в результате нравственной испорченности.

Проблема распространения пьянства в России очень тревожила Толстого. В статье «Пора опомниться!» он пишет: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство, и, несмотря на это, с каждым годом все больше и больше распространяется употребление спиртных напитков и происходящее от него пьянство… Заразная болезнь захватывает все больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки, дети. И взрослые не только не мешают этому отравлению, но, сами пьяные, поощряют их» (26, 443).

В статье «Для чего люди одурманиваются?» Толстой, осмысливая психологические причины пьянства, выделяет наиболее очевидную из них — желание заглушить совесть — этого главного судью, приставленного социальной природой к человеческому «я»: «Трезвому совестно то, что не совестно пьяному» (27, 272). Именно в этом Толстой видит, пожалуй, основную, существенную причину употребления алкоголя, связывая ее с отсутствием нравственной чистоты у пьющего человека. Эту мысль он высказал и в письме к сыну Михаилу: «Человеку дана высшая радость сознания себя разумным существом и он, отступая от деятельности, предписываемой ему разумом, заглушает этот разум табаком, вином, суетой и опускается на степень неразумного животного» (68, 227). Поэтому Толстой связывал борьбу с пьянством с идеей нравственного самоусовершенствования личности.

Современники Толстого отмечали, что писатель иронически относился к лечению пьяниц: «Человек пьет, курит, развратничает и спрашивает доктора, какие ему нужны пилюли, чтобы быть здоровым».[15]

В 1888 году в письме к своей близкой знакомой Л. Ф. Анненковой Толстой с присущим ему откровением высказал свои взгляды на лечение от алкоголизма, указал на роль самовнушения, которому придавал, пожалуй, основное значение. «В лечение пьянства, как лечение, как материальное исправление, я, разумеется, не верю, но вера в то, что лекарство облегчит борьбу с соблазном — вера эта может быть полезна. Хотя в сущности — это обман, да кроме того, и глупо: зачем человеку самому себя обманывать, да еще в деле таком простом и легком, что и хитрить незачем. Все равно, как если бы человеку давали принимать капли какие-нибудь для того, чтобы он не ел белены. Капель не нужно, а нужно только ясно совсем, без всякого сомнения убедиться, что белена яд и что от нее добра нет, а зло, и человек не станет есть белену, как бы он не воображал прежде, что привык к ней. Людям… кажется, что бросить пить (и вообще делать глупое, дурное) можно от какого-нибудь материального сильного яда или еще чего очевидного, но никак нельзя от мысли, которой не видно» (64, 156-157).

Тему пьянства Толстой нередко развивает в своих художественных произведениях, что является интереснейшим материалом для глубокого исследования. Мы же отметим лишь то, что она всегда использовалась писателем как обязательный фон для изображения различных отрицательных черт личности героев и особенностей политической и социальной жизни общества.

Мысли о вреде употребления спиртного высказывались Толстым и в письмах к своим сыновьям. Так, озабоченный разгульной жизнью сына Андрея, писатель предостерегает его от нравственного падения: «Чтобы сделать самое важное дело в жизни, нужно иметь полную ясность головы и устранение всего того, что может отуманить суждение… страшно подумать о том несчастном положении, в котором ты, наверное, будешь через два, три, много — через пять лет… главное, что тебе нужно, это — перестать пить вино, а для того, чтобы не пить его — перестать общаться с теми, которые его пьют. Богом дана человеку бессмертная душа и для руководства этой души — разум. И вот человек придумал средство заглушать этот разум, чтобы душа оставалась без руководства. Это делает вино» (68, 216 — 217).

Опасаясь за судьбу сына, Толстой советует ему придерживаться правил, которые до сих пор не потеряли принципиального значения. Вот что он пишет: «…советую тебе четыре вещи: 1) главное, воздержание от всего, отуманивающего разум, в особенности от всякого алкоголя; 2) общение с людьми выше себя по образованию, уму, даже общественному положению, а никак не с низшими себя; 3) перемена внешняя условий жизни — уехать куда-нибудь от тех условий, в которых жил дурно, а никак не оставаться в них, и 4) воздерживаться от увеселений и развлечений и не бояться скуки на первое время» (68, 217).

Спасение молодежи от разгульной жизни Толстой видит в стремлении ее к высоким нравственным идеалам, что, по его мнению, даст возможность «достигнуть того, чем хочешь быть». Источником нравственного оздоровления человека писатель считает труд. «Нужно, чтобы каждый работал, а не поглощал труды других людей». Он перечисляет радости сознательного человеческого бытия: счастье общения с людьми, дружба, братство, сознание себя разумным существом, удовольствие от упражнения своих мускулов, радость пищи, вкуса, развивающегося от труда и воздержания от спиртного (68, 219 — 229).

Важным в деле подрастающего поколения Толстой считал пример старших. «Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают, и учатся, то и дети будут то же делать. Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и есть показная… Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков — лицемерие родителей, и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям».[16]

«Для того, чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь».[17]

В декабре 1909 года был созван Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. Толстой обратился к съезду с взволнованным посланием: «Очень буду рад содействовать чем могу вашему прекрасному намерению. Чем больше я вижу зло, происходящее от пьянства (а вижу я это зло в ужасных размерах) и чем чаще мне приходится говорить об этом зле с страдающими от него, тем больше я убеждаюсь, что спасение от него преимущественно, если не исключительно, в сознании людей губительности — не для тела, а для души — этого греха. Избавится же от него человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда не станет пить, хотя бы перед ним в его комнате стояло бы вино, и он слышал его запах, и ему стоило бы только протянуть руку. А это будет только тогда, когда человек будет считать благо духовное выше блага телесного. А такое предпочтение души перед телом может быть только у человека религиозного. Так что, по моему мнению, пьянство — от отсутствия религиозного сознания, и спасение от него в пробуждении этого сознания» (80,226).

Спасение от пьянства только в религиозном сознании было, разумеется, заблуждением Льва Толстого. Революционных путей выхода из тупика пьянства он не видел, хотя и верил в потенциальные возможности русского народа. В борьбе с пьянством Толстой дальше характерной для его творчества идеи нравственного самоусовершенствования не пошел. Однако единение всех сил, противостоящих пьянству, отвечало целям и духу толстовского учения о трезвости. Еще в начале своей борьбы против пьянства Толстой писал: «Если сцепились рука с рукой люди пьющие и торгующие вином и наступают на других людей и хотят споить весь мир, то пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы их и их детей не споили заблудшие люди» (26, 444–445).

Л. Н. Толстой до конца жизни оставался Наставником, Глашатаем и Учителем трезвости.

Одной из заповедей Толстого была следующая: «Ни одного, никакого человека не считай и не называй пропащим или безумным».

Борьбу с пьянством Толстой соотносил с борьбой за сохранение первозданного, прекрасного в человеке, с верой, что он сможет преодолеть в себе дурной недуг и приносить пользу Родине своим трудом. Именно в этом особая ценность его деятельности по утверждению трезвости как нормы жизни.

 


И. А. Красноносов, инженер-социолог

г. Орел

ТРОПА В ТРЕЗВОСТЬ

Научно-техническая революция, начавшаяся в 50-х годах XX века, наряду с величайшими достижениями и благами для человечества привнесла в жизнь резкие и быстрые сдвиги социально-психологического характера. Это — небывалая миграция населения из сел в города, ускорение темпов жизни, рост стрессовых ситуаций, усложнение орудий труда и производственной деятельности, воздействие избыточной информации и т. д.

Резко изменилась общественная жизнь, возникли глобальные проблемы, одной из которых стала экологическая — невиданное доселе загрязнение не только внешней среды обитания людей (воздух, вода, земля), но и внутренней среды самого человека — его организма (самоотравление различными наркотическими веществами, прежде всего, алкоголем).

Обе части этой проблемы тесно взаимосвязаны, требуют единого, всеобъемлющего, комплексного подхода к их разрешению.

Почему сейчас выдвинут лозунг «Трезвость — норма жизни»? Почему трезвенническое движение захватывает большие массы людей, ширится и крепнет? Что произошло?

Эпидемия алкоголизма подобно пожару охватила во второй половине XX века все высокоразвитые и частично (кроме исламских стран) развивающиеся государства. Алкоголизация приводит к неизмеримо большим людским потерям и экономическому ущербу, чем в былые времена эпидемии особо опасных инфекций.

От алкоголизма погибают, заканчивая преждевременно свою жизнь, миллионы людей. Заметно изменяется структура социальной жизни «пьющих государств» в сторону деградации. Только в 1975 году алкоголизм, по оценке советского демографа Б. Ц. Урланиса и нашим расчетам, унес с планеты три с половиной миллиона жизней.[18] Это на триста тысяч больше, чем погибло в том же году от таких вместе взятых причин (по Б. Урланису — факторов смертности), как стихийные бедствия, военные действия (войны тогда шли в Анголе, Вьетнаме, Ливане), антиобщественное поведение (терроризм, преступность, хулиганство и др.), неблагоприятная наследственность, гиподинамия, избыточным вес.

Статистика свидетельствует, что из года в год почти во всех странах растет производство алкогольных напитков, и в настоящее время на каждого жителя земного шара приходится 2,4 литра спирта, идущего на изготовление крепких напитков, 8,3 литра вина, 17,6 литров пива, что в пересчете на абсолютный алкоголь составляет около 5 литров! Количество больных алкоголизмом с 1930 по 1965 год возросло более чем в 50 раз.[19]

Неотступно следуя за ростом душевого потребления алкоголя, с нарастающим ускорением множатся прямые и косвенные алкогольные беды: увеличивается количество пьяниц и алкоголиков, растет число дебильных детей, снижается средняя продолжительность жизни (особенно мужчин), растет кривая «алкогольной» смертности и др. Если в 60-х годах среди прямых и косвенных причин смертности алкоголь занимал на нашей планете третье место, а в 70-е годы — второе, то, как сообщил академик АМН СССР Г. В. Морозов, ссылаясь на данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «…алкоголизм выходит в настоящее время на первое место среди причин смертности и ухудшения здоровья людей, опережая сердечно-сосудистые и онкологические заболевания».[20]

Причин резкого роста наркотизации населения нашей планеты немало. Они неодинаковы по значимости в разных регионах, социальных системах, государствах. Но, как отмечают эксперты ВОЗ, наиболее весомы из них две причины, как бы идущие навстречу друг другу: 1) улучшение материального положения людей за последние 30–35 лет (особенно в экономически развитых странах), которое делает спиртные напитки более доступными; 2) рост тяги человека к «расслаблению» на фоне быстрых социально-психологических перемен, в частности к такому доступному «расслабителю», как алкоголь.

В разные времена было предложено и испытано столько способов борьбы с пьянством, что одно лишь их описание составило бы отдельную книгу. Но наука да и сама жизнь подсказывают единственно верный путь искоренения пьянства — утверждение трезвости!

К сожалению, понимают это пока не все. Особенно те, кого это непосредственно не затрагивает: «Я-то ведь не алкоголик, да и близкие люди не страдают пристрастием к спиртному, так зачем нам пожизненная трезвость?» Так думают многие мало пьющие люди.

Но убедиться в серьезности проблемы вы, уважаемый читатель, сможете очень легко, если попробуете сами провести небольшое социологическое исследование, которое похоже на деловую игру.

Существует много классификаций потребителей спиртного. Занимаясь социологией алкоголизма, мы совместно с сотрудниками предложили и опробовали классификацию «ТРОПА», которая использовалась в практических работах лаборатории социально-эко-номических исследований Всесоюзного научно-исследовательского института по охране труда в сельском хозяйстве.

Итак, постарайтесь сосредоточиться. Вспомните и выпишите на листок бумаги фамилии всех ваших родных и знакомых в возрасте от 16 лет и старше, жизнь которых вам подробно известна на протяжении 2–3 лет. Теперь вспомните, как каждый из них практически относится к спиртным напиткам.

Замечу, что метод включенных наблюдений особенно успешно применяется в тех случаях, когда исследуются интимные вопросы, к которым в какой-то мере можно отнести и употребление алкоголя. Этот метод дает более точные результаты, чем традиционное анкетирование или опрос исследователя.

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо усвоить ряд пояснений и в дальнейшем ими руководствоваться.

1. Все спиртные напитки пересчитывают на 100% этиловый спирт (абсолютный алкоголь): в 1 литре ликероводочных изделий содержится 0,4, в 1 литре вина — 0,17, в 1 литре пива — 0,04 литра этилового спирта.

2. Напитки, содержащие менее 1% спирта (квас, кефир, вино типа Гвиниса, чешское пиво Пито), принято считать безалкогольными — они к заболеванию алкоголизмом не приводят. Однако лицам, лечившимся от алкоголизма, врачи их не рекомендуют употреблять из-за опасности возникновения рецидива.

3. В классификации людей по их отношению к алкоголю мы исходили из диалектического закона перехода постепенного накапливания количественных изменений (вредности от алкоголя) в новое качество — алкоголизм. Переход от здоровья к болезни не схож у разных людей. У одних он вялый, длящийся годами, у других, особенно у подростков, протекает в считанные месяцы, принимая злокачественную форму.

 

Очевидно, поэтому нет еще единого мнения о том, когда начинать лечение пьющего человека. На симпозиуме медиков в Стокгольме группа ученых пришла к выводу, что «человека, который выпивает литр чистого спирта в месяц, уже следует квалифицировать как алкоголика».[21] То есть алкоголиком можно считать всякого, кто в среднем ежедневно выпивает две кружки пива, или стакан вина, или 80 граммов водки (в год — 12 литров спирта).

 

4. Специалисты Всемирной организации здравоохранения установили закономерность: чем выше уровень потребления спиртных напитков в группе (в городе, районе, области), тем больше в ней процент лиц, злоупотребляющих ими. Злоупотребляющим считается каждый, кто в среднем выпивает стакан водки или два стакана вина, или же 2 литра пива в день. В среднем это составляет около 30 литров спирта в год.

Например, если в группе средний уровень потребления — 5 литров алкоголя в год, то из общего числа потребителей спиртного злоупотребляющие составят 2%; при уровне 15 литров — 9%; при уровне 30 литров — 32%.[22] Иначе говоря, в последнем случае каждый третий пьющий становится злоупотребляющим — либо больным алкоголизмом, либо «почти больным» — пьяницей. Не так давно ученые считали, Что не более чем каждый шестнадцатый среди пьющих в странах умеренного климата может заболеть алкоголизмом. Сегодня, к сожалению, эти расчеты опровергает жизнь.

Теперь, читатель, вернемся к классификации «ТРОПА». Перед вами листок-список ваших родных и знакомых. Любого человека по признаку его личного отношения к потреблению спиртного можно отнести к одной из следующих пяти условных групп: трезвенник, ритуальщик, обожатель спиртного, пьяница, алкоголик. Первые буквы названия групп составляют название классификации. «ТРОПА», как и любая классификация, несколько упрощает и усредняет явления жизни. При описании признаков каждой из групп (см. таблицу) подразумевается «усредненный» взрослый. Относить человека к той или иной группе приходится сразу по нескольким признакам. Чем больше признаков и чем точнее они совпадают, тем безошибочнее определена группа потребителя алкоголя.

Некоторые из классификационных признаков, как отмечают многие исследователи, являются наиболее важными. Это — частота, количество, способы употребления, поводы для приема алкоголя, поведение в состоянии опьянения и социальные последствия.

Уровень трезвости (Ут) для каждой группы и среднее снижение производительности труда являются ориентировочными. Они определены опытным путем или с помощью расчетов и в дальнейшем подлежат уточнению в ходе новых конкретных социологических исследований.

Уровень трезвости у людей, ведущих трезвый образ жизни, равен 100%, или 1. Уровень трезвости ритуальщика равен 0,8; обожателя — 0,5; — пьяницы — 0,1; алкоголика — 0.

После того, как вы определите каждому из обследуемых «место» среди потребителей алкоголя, можно рассчитать общий (средний) уровень трезвости исследуемой вами группы по следующей формуле:

,

где Nт, Nр, Nо, Nп — количество людей в группах трезвенников, ритуальщиков, обожателей спиртного, пьяниц;

Nгр — общее количество людей в исследуемой группе (включая алкоголиков).

Допустим, в нашей группе все трезвенники, тогда уровень трезвости равен 1, или 100%. Обычно же в таких исследованиях, как ваше (группа от 20 до 100 человек), средний уровень трезвости бывает от 0,6 до 0,4. Возможны и иные результаты.

Конечно, идеальным можно считать уровень трезвости, который приближается к 1. Но и 0,8 — неплохой в наши дни показатель. Если же в группе уровень трезвости равен 0,4 или 0,3, нужно немедленно принимать меры социально-медицинского характера, разобраться, кого следует уже лечить, а кого воспитывать. Надеюсь, что «ТРОПА» поможет вам в борьбе за трезвость.

Результаты социологических исследований пьянства и алкоголизма показывают, что помимо отрицательных социально-психологических факторов, способствующих алкоголизации, в том же направлении косвенно действуют и некоторые положительные социально-экономические факторы: рост материального благосостояния и денежных накоплений, обусловливающий доступность спиртного; отсутствие безработицы; гарантированное государством пенсионное обеспечение; бесплатное медицинское обслуживание; недостаток рабочей силы (пьяница не боится потерять работу); широкая занятость в общественном производстве и народном хозяйстве женщин,

Эти парадоксальные результаты наблюдений должны обострить нашу бдительность, повысить ответственность государственных и общественных организаций, коллективов трудящихся, каждого члена нашего общества за конкретные личные действия, направленные на преодоление пьянства и алкоголизма.

Медицинский путь к трезвости — от алкоголизма к излечению — путь вынужденно-необходимый, крайне тяжелый и не всегда еще эффективный. Социальный путь — осознанный отказ от употребления спиртного — это вершина профилактики алкоголизма, главный путь к всеобщей трезвости. Он также более экономичный, чем медицинский. Важно, чтобы трезвость человека, никогда в жизни не употреблявшего алкоголь, и трезвость «поздняя», пришедшая к человеку как осознанная необходимость, находила у окружающих понимание и поддержку.

Трезвость — добровольное дело каждого. Но эта положительная черта индивидуальности должна восприниматься абсолютным большинством людей как неотъемлемая черта личной культуры и осознанная твердая жизненная позиция.

 


А. Н. Маюров, педагог

г. Горький

ИСТОРИЯ ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ (США, ФИНЛЯНДИЯ,
ШВЕЦИЯ, БОЛГАРИЯ)

За многовековую историю потребления человеком алкоголя в различных странах были выработаны собственные методы борьбы с пьянством.

В США «возмутителем спокойствия» стал филадельфийский психиатр Бенджамин Раш. Его книга «О влиянии спиртных напитков на ум и тело человека» (1785) разбудила американское общество от нравственной спячки, заставила осознать, что алкоголизация является национальным бедствием, грозящим пагубными последствиями.

Сочинение Б. Раша подняло людей на борьбу с пьянством, объединив в своих рядах видных политических и общественных деятелей, положивших начало трезвенническому движению в США. На первых порах требовалось полное воздержание только от водки, но допускалось употребление пива и вина. Однако через несколько лет американские общества трезвости забили тревогу: оказалось, что пиво тоже приводит к алкоголизму.

Известная сегодня формула борьбы за трезвость «запрет плюс отказ» в то время еще не была выработана. Правда, в ряде американских штатов ее пытались внедрить, и это давало положительные результаты.

Американские общества трезвости сыграли большую роль в деле запрещения производства и продажи спиртного. Впервые сухой закон был введен в штате Орегон в 1843 году, через три года — в штате Мэн, а затем в Делавэре. С 1851 по 1856 год 16 штатов Севера ввели запрет на спиртное, но гражданская война изменила эти ограничения, оставив в силе только формы местного запрета.

Некоторые общества трезвости в США попали под влияние духовенства, и трезвенническое движение получило явно религиозный уклон. Церковные шествия и манифестации не давали ощутимого результата в борьбе за отрезвление народа, и деятельность таких обществ стала быстро ослабевать.

Заметную роль в оживлении трезвеннического движения в США сыграли женщины. В 1874 году они начали активнейшую борьбу с пьянством. Движение это началось в Глегсборге в штате Огайо. Женщины осаждали питейные заведения и заставляли мужчин подписываться под воззваниями за трезвость. Тысячи детей выводились на такие демонстрации с флагами, плакатами, лозунгами и транспарантами, на которых было написано: «Отцы и матери! Обращаемся к вам, боритесь за воспрещение спиртных напитков: нас бьют наши пьяные отцы и матери!»[23]

Женское движение вновь привело к запрету торговли алкоголем. Уменьшилось количество винокуренных заводов, что обусловило сокращение объемов производства спиртных напитков.

В 1880 году запрет на торговлю спиртным был введен в штате Канзас, в 1889 году — в штате Дакота. С 1883 года в школах страны началось обязательное преподавание антиалкогольного курса. Ежегодно 16 миллионов школьников получали основные сведения о вреде алкоголя.

К 1893 году в США было уже шесть штатов, в которых существовал сухой закон. В Огайо в 1898 году возникло общество трезвости «Лига против салонов».

Во время ограничительного закона виноградари не пострадали: ягоды использовались для производства безалкогольных напитков, соков, сиропов, сушеного винограда. Многие предприятия пивоваренной промышленности перестроились на производство других — полезных — пищевых продуктов.

Но новый подъем антиалкогольного движения имел практически тот же успех, что и борьба за трезвость в 50-е годы XIX века, поэтому к 1907 году «сухими» остались только три штата: Мэн, Канзас и Дакота.

Неудачи трезвеннического движения были предопределены социальным строем страны, войной спиртозаводчиков против трезвости и другими факторами. Опыт показал, что одна агитация за воздержание не давала должного эффекта. Слаба была и наука. Основы учения об алкоголизме только закладывались. Средства массовой информации действовали вразнобой: одни газеты ратовали за воспитание трезвости, другие, наоборот, выступали за употребление спиртного. Однако положительные результаты движения за трезвость ощущались еще долго. К 1916 году в США свыше 90% служащих на транспорте, 28% — в промышленности, 88% — в торговле и 78% — в сельском хозяйстве были трезвенниками.

Шестнадцатый президент США Авраам Линкольн был активным сторонником трезвеннического движения. Он подчеркивал, что «…если эта отрасль промышленности (винно-водочная. — А. М.) пустит глубокие корни в систему налогов республики, то она принесет нам еще больше вреда, чем рабство».[24]

В конце 20-х годов в США был введен запрет на снабжение спиртными напитками иностранных посольств. В 1925 году количество потребляемого алкоголя в США составляло в среднем 3–16% прежнего потребления. За 7 лет ограничительного закона (с 1918 по 1925 год) сумма вкладов в сберегательные кассы увеличилась на 8 миллиардов долларов, возросло число застрахованных, повысилась производительность труда, увеличились заработки. Количество первичных преступлений сократилось на 70, а рецидивов на 50%. Вдвое уменьшились разводы на почве пьянства. Сумма пособий, выдаваемых жертвам алкоголизма различными государственными и общественными организациями, уменьшилась с 25 до 9%. Смертность от алкоголизации в 1920–21 годах снизилась.

В 1928 году в ходе выборов нового президента США столкнулись две буржуазные партии, политические программы которых отличались, в частности, и по отношению к ограничительному закону. Тогда на выборах победил сторонник этого закона Гувер.

Но противники сухого закона в США вели против него настоящую войну — подкупали политических лидеров, газетчиков, чиновников. Нарастала контрабанда спиртными напитками, и в 30-х годах ограничительный закон был в большинстве штатов отменен.

После того как в 1932 году запрет на алкоголь был снят, в США отмечается большой рост преступности.

Значительную активность в пропаганде трезвости в США проявляла демократически настроенная интеллигенция, прежде всего, врачи и учителя. Они пропагандировали здоровый, нравственный образ жизни на страницах газет, журналов, книг. Их деятельность, не затрагивая, как правило, вопросов алкогольной политики правительства после отмены сухого закона, была подчинена идее полного отказа от употребления спиртного.

Нельзя не сказать и о деятельности общества анонимных алкоголиков, которое было основано в США в 1936 году и сразу получило права гражданства. В 1973 году количество членов в нем уже превышало 130 тысяч. Немало филиалов этого общества возникло в других странах мира. Учреждение общества анонимных алкоголиков было своего рода «самопомощью» для страдавших алкоголизмом, компенсацией недостаточно эффективной врачебной помощи этим людям.

Антиалкогольное движение в США, несмотря на усилия общественности, не принесло ощутимых положительных результатов. Причины этого кроются в социальных противоречиях капитализма.

Сегодня США географически можно условно разделить на две большие части — области с большой доступностью спиртного и области с меньшей доступностью его. В первых количество пьяниц и больных алкоголизмом примерно вдвое больше, чем во вторых.

Пристрастие американцев к наркотикам и алкоголю обходится стране большими человеческими и экономическими потерями.

В Финляндии одной из первых трезвеннических организаций было общество «Друзья трезвости», созданное в 1883 году в городе Або. В 1887 году возникло общество трезвости студентов, а через шесть лет начали появляться самостоятельные детские трезвеннические организации под общим названием «Союз надежды», в которых дети состояли до 15 лет (затем они могли вступать в общество трезвости взрослых). Вскоре эти организации объединились и образовали Союз трезвости учащейся молодежи Финляндии. Союз издавал свой антиалкогольный журнал. В учебных заведениях для учащихся были введены экзамены трезвости, на которых писались сочинения на антиалкогольную тему. Авторы сочинений получали свидетельства.

С 1904 года в школах Финляндии на уроках истории и гигиены стали освещаться вопросы пагубного влияния алкоголя на организм человека и на общество. Для учителей были организованы специальные антиалкогольные курсы.

Первый всеобщий рабочий съезд, состоявшийся в 1896 году в Таммерфорсе, выдвинул требование о запрещении крепких спиртных напитков. Социал-демократическая партия Финляндии в начале XX века приняла резолюцию, в которой указывалось, что члены партии должны быть всегда абсолютно трезвыми.

31 октября 1907 года сейм Финляндии принял закон, запрещающий продавать и употреблять спиртные напитки. Сенат страны представил проект закона Николаю II на утверждение. Но сроки ввода его в силу истекли, а царь законопроект так и не утвердил. В 1909 году был принят новый, формально исправленный законопроект, но и он не был утвержден. В это время уже 75% учащейся молодежи Финляндии принадлежало к школьным обществам трезвости.

В 1917 году Финляндия получила независимость, и уже с 1 июля 1919 года в стране был введен запрет на спиртное. В 1925 году в Финляндии были созданы «трезвенные комитеты» по борьбе со спекуляцией и контрабандой спиртным. Через год таких комитетов насчитывалось 400.

Но спирт нашел лазейку к потребителю через аптеки. Поэтому в 1924 году был принят закон, который устанавливал, что между выпиской двух рецептов на спирт одному и тому же больному должно пройти не менее трех месяцев. Врачи, нарушившие это условие, и фармацевты, выдавшие спирт, привлекались к уголовной ответственности. Такая мера привела к тому, что отпуск спирта из аптек снизился на 34%.

После второй мировой войны до середины 60-х годов в Финляндии существовала карточная система на приобретение алкогольных напитков.

В настоящее время спиртное можно купить в магазинах государственной фирмы «Алко». Время их работы ограничено до 17 часов, в праздничные, предпраздничные и воскресные дни эти магазины вообще закрыты. Вино могут купить граждане, достигшие 18 лет, водку — 20 лет.

В Финляндии активно действуют общества трезвости, ведущие просветительную работу среди населения. Кроме того, имеются законы о трудовых отношениях, предусматривающие право работодателей немедленно прерывать трудовой договор в случае появления работника на производстве в нетрезвом состоянии. Найти же новую работу в Финляндии не так просто.

В 1950 году по инициативе фирмы «Алко» были созданы фонд алкогольного исследования и институт социальных исследований алкогольных проблем, которые тесно сотрудничают между собой и с университетами и институтами, занимающимися исследованиями в этой области.

По потреблению алкогольных напитков на душу населения Финляндия занимает сейчас одно из самых последних мест среди «пьющих стран» мира.

Первое общество трезвости в Швеции возникло в 1819 году. Членами его были гимназисты и учителя. В 1848 году в стране действовало уже 358 трезвеннических организаций, в которых состояло 95 тысяч человек.

Несмотря на это, распространение алкоголизма в Швеции в середине XIX века приняло угрожающие размеры. В то время в стране не было государственной монополии на торговлю спиртными напитками.

С 1865 года в стране начала действовать так называемая гетеборгская система. Начало ей было положено в Гетеборге активистами трезвеннического движения, организовавшими «Акционерное питейное общество». Сущность системы заключалась в том, что всякий, торгующий спиртными напитками, получал только 6% прибыли, остальной доход шел на борьбу с алкоголизмом, на социальное обеспечение и пособие городским и сельским общинам.

В питейных заведениях, принадлежавших обществу, запрещалось отпускать спиртные напитки больным алкоголизмом (в каждом заведении была специальная картотека), а также лицам, не достигшим 18 лет. Кроме вина и водки в них продавали чай, кофе, молоко, шоколад, посетителям предлагали газеты и журналы. Спиртное отпускали только до 19 часов (и только в будние дни), хотя сами заведения работали до 22 часов.

Благодаря этой системе, в Гетеборге за 25 лет продажа вина сократилась в два раза.

Гетеборгская система была применена и в ряде других стран. Результаты ее оказались довольно обнадеживающими: снизилась общая смертность, уменьшилось количество преступлений, алкогольных психозов и т. д.

В целом в результате деятельности обществ трезвости и применения гетеборгской системы продажи алкоголя потребление спирта в Швеции снизилось с 23 до 8 литров на душу населения.

Серьезные проблемы, связанные с потреблением алкоголя, возникли в Швеции сегодня. В связи с этим в стране принят ряд ограничительных мер. Запрещена продажа алкоголя в ресторанах. Установлен порядок, согласно которому магазины, торгующие спиртными напитками, не имеют права отпускать их лицам, страдающим алкоголизмом. В список таких лиц попадает каждый, кто часто заглядывает в питейные заведения или зарегистрирован полицией.

И хотя некоторые ограничения введены в план государственной политики (например, запрещена реклама алкогольных напитков), все же при населении 8 миллионов человек в Швеции насчитывается 400 тысяч алкоголиков. Более 50% всех учащихся шестых классов шведских школ, включая девочек, пьют спиртное. Ежегодно в стране от алкоголизма умирают 7 тысяч человек. В Стокгольме ежедневно жертвами пьяных преступников становятся 10 человек. В пристанище пьяниц превращено в последние годы стокгольмское метро.

Шведы говорят, что горе надвигается с той же скоростью, с какой убывает содержимое водочных, винных и пивных бутылок.

 

В Болгарии движение за трезвость началось более 100 лет назад. Организатором его был революционер Васил Левский.

В 20-х годах текущего столетия после закрытия правительством всех пролетарских союзов молодежи был организован «Союз учащихся-трезвенников». За несколько лет он сделался массовой организацией. В 1927 году в нем насчитывалось 230 отделений и 20 тысяч членов, два печатных органа — «Борьба» и «Трезвеност».

Болгарскую реакцию очень беспокоил рост юношеской организации. Министр просвещения запретил созывать съезд союза. В дальнейшем правительство постаралось закрыть организацию. Только при народной власти возродилось и приумножилось замечательное трезвенническое движение в этой стране.

Особый интерес представляет современное трезвенническое движение в Болгарии, возглавляемое Национальным комитетом трезвости. Он состоит из 160 человек и избирается на съездах трезвенников на пятилетний срок. В руководящие органы трезвеннического движения входят многие заслуженные люди Болгарии.

В 1976 году ЦК БКП принял постановление, в котором отмечалось, что борьба за прекращение потребления спиртных напитком и курения среди молодежи должна стать неотъемлемой частью коммунистического воспитания.

В стране действует около пяти тысяч кружков «Молодой трезвенник». При тех школьных, вузовских и заводских комсомольских организациях работают молодежные комиссии по борьбе за трезвый образ жизни. На предприятиях страны развернулось массовое движение под девизом «Бригада трезвости — гарантия высокого качества». Более четырех тысяч звеньев и бригад носят звание коллектива трезвости.

Февраль каждого года в Болгарии официально считается месяцем трезвости.

Антиалкогольная пропаганда в стране ведется со страниц многочисленных изданий, в том числе для детей и подростков.

Участие молодежи в борьбе против алкоголя и курения освещается на страницах газеты «Трезвеност», выходящей тиражом 120 тысяч экземпляров.

Сегодня народ Болгарии, пожалуй, самый трезвый в Европе. Тем не менее, Национальный комитет трезвости ставит задачу резко сократить потребление спиртного в стране, а затем вообще прекратить производство алкогольных напитков.

Опыт борьбы по преодолению пьянства и алкоголизма и воспитанию трезвого поколения в Болгарии показывает, что только в условиях социализма созданием единой государственной системы с широким привлечением общественности можно решать алкогольную проблему.

Изучение истории трезвеннического движения за рубежом показывает, что в различных странах накоплен большой и разнообразный опыт борьбы с пьянством. Наша задача — внимательно изучить и осмыслить этот опыт, выделить в нем положительные стороны для того, чтобы еще эффективнее бороться за искоренение пьянства и алкоголизма в нашей стране.


В. Ю. Юнак, врач-психиатр

г. Киев

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!