Новый мужчина рождается в танце 5 страница



Итак, достижение пика возбуждения — это один вид оргазма. Тантра же основывается на другом его виде. Если мы назовем первый вид пиковым оргазмом, то тантрический оргазм можно назвать оргазмом равнины. В нем человек достигает не пика возбуждения, а глубочайшей равнины релаксации. Возбуждение необходимо только для начала, как и для пикового оргазма. Поэтому я подчеркиваю, что начало у них одно и то же, а финальная часть совершенно разная.

Возбуждение необходимо для достижения двух видов оргазма, независимо от того, куда человек движется: к пику возбуждения, либо к долине релаксации. В первом случае возбуждение должно быть интенсивное, и эта интенсивность должна нарастать. Нужно слиться с этим возбуждением, нужно помочь ему дорасти до пика. Во втором случае возбуждение лишь предшествует началу близости. Как только влюбленные соединяются, они тут же могут расслабиться. Ни в каком движении нет необходимости. Они могут расслабиться в любовном объятии. Лишь тогда, когда мужчина или женщина чувствует, что эрекция начинает ослабевать, на помощь приходит небольшое движение и возбуждение. После этого вновь следует релаксация. Это глубокое объятие может продолжаться часами без эякуляции, и, слившись друг с другом, возлюбленные могут погрузиться в глубокий сон. Это и есть равнинный оргазм. Оба находятся в расслабленном состоянии и соединяются как два расслабленных существа.

В обычном сексуальном оргазме соединяются два возбужденных существа: напряженных, полных возбуждения, стремящихся избавиться от напряжения. Обычный сексуальный оргазм выглядит как безумие; тантрический оргазм напоминает глубокую, расслабляющую медитацию.

Можно не догадываться об этом, но это биологический, биоэнергетический факт: мужчина и женщина — две оппозиционные силы. Негативная и позитивная силы, Инь и Ян — называйте их как хотите, — мужчина и женщина соперничают друг с другом. А когда они оба объединяются в глубоком расслаблении, они вдыхают новую жизнь друг в друга. Они оживляют друг друга, они становятся генераторами энергии, они чувствуют прилив новых сил, излучают обновленную энергию и ничего не теряют. Энергия обновляется просто из-за встречи противоположных полюсов.

Акт тантрической любви может длиться бесконечно долго, по желанию. Обычный сексуальный акт не может быть бесконечным, ибо в нем происходит потеря энергии и телу необходима пауза для ее восстановления. Восстановив энергию, ты снова стремишься ее потерять. Это выглядит абсурдно. Так и проходит вся жизнь: приобретая, теряем, возобновляем и снова теряем; это похоже на одержимость.

Обрати внимание на следующий факт: возможно, ты замечал, а может быть и нет, что животные никогда не наслаждаются сексом. В интимной связи они не наслаждаются собой. Посмотри на бабуинов, обезьян, собак или на любых других животных. При спаривании животных невозможно увидеть у них выражения блаженства или удовольствия — такого не бывает! Их спаривание кажется просто механическим актом; какая-то природная сила толкает их к сближению. Если ты видел, как это происходит у обезьян, то ты знаешь, что сразу же после соития они разбегаются. Посмотри на их морды: там нет экстаза, как будто ничего и не происходило. Ими движет накопившаяся энергия, избыток энергии; они просто дают ей выход.

Обычный секс очень похож на животный, но моралисты утверждают прямо противоположное. Они говорят: «Не потворствуйте своим прихотям, не ищите „наслаждения"“. Они утверждают: „Так поступают животные“. Но это ложь! Животные никогда не получают удовольствия; это свойственно только человеку. При этом чем больше глубина удовлетворения, тем выше духовный потенциал нового поколения. Если человек способен медитировать в сексе, если он может достигать экстаза, то он соприкасается с высшим. Но помни: Тантра — это путь к равнине оргазма, а не восхождение к пику. Это путь к долине!

На Западе термин восхождение к пику стал широко известен благодаря Абрахаму Маслоу. Человек достигает пика возбуждения, а потом резко падает вниз. Вот почему после каждой интимной встречи он чувствует упадок сил. И это естественно: ведь он падает с самой вершины. Но в тантрическом сексе такого никогда не происходит. Никто ниоткуда не падает. Падения просто не может быть, ибо это равнина. Скорее, наоборот, человек взмывает ввысь.

В тантрическом сексе не падаешь, а поднимаешься. Ты чувствуешь себя энергичным, жизнеспособным, обновленным, излучающим свет. Этот экстаз может длиться часами, даже несколько дней. Все зависит от того, как глубоко ты в него погрузился. Растворившись в нем, рано или поздно начинаешь осознавать, что эякуляция — это напрасная растрата энергии. В этом нет необходимости, если только вы не планируете завести детей. После акта тантрической любви чувствуешь глубокое удовлетворение на протяжении всего дня; в течение нескольких дней чувствуешь расслабление: становишься спокойным, непринужденным, умиротворенным, жизнерадостным. Такой человек никогда не будет представлять угрозу для других. Наоборот, он поможет другим стать счастливыми, если сможет. А если не сможет, то, по меньшей мере, он не сделает никого несчастным.

Только Тантра может создать нового человека, и этот человек, познавший безвременность, отсутствие эго и глубокое единство с природой, будет процветать.

 

Монах

 

Все религии учат отрекаться от жены, детей, отрекаться от мира, комфорта, от всего, что делает жизнь радостной. Только в этом случае может прийти спасение. Они учат самоубийству; это не религии. Но им удалось превратить миллионы людей в банду самоубийц.

Как только в человеке умирает любовь, в нем умирает многое другое. Тот, чья любовь мертва, не в состоянии увидеть красоту картины. Если он не видит, что лицо человека прекрасно, если он не находит, что жизнь прекрасна в любом ее проявлении, то что же он увидит на полотне? Всего лишь несколько оттенков красок. Он не способен оценить ее по достоинству.

Тот, чья любовь мертва, не может писать стихи, ибо без любви его поэзия лишена жизни. Она безжизненна. Она представляет собой просто набор слов без какого-нибудь духовного содержания. Это не поэзия, это какой-то труп. Тот, кто не может любить, не способен ни к какому виду творчества…

Так называемые святые, давшие обет безбрачия, не внесли никакого вклада в развитие человеческой мудрости, разума, красоты, богатства, музыки, танца. Нет, никакого не было толку от всех этих монахов и монахинь. Они были только лишним грузом на земле.

Они способствовали развитию только одного — СПИДа. И это очень естественно.

Жизнь появляется в результате секса, жизнь состоит из секса. Можно сделать свою сексуальность такой утонченной, что она превратится в любовь, сострадание. Но если заблокировать саму сексуальную энергию целибатом, то можно уничтожить любую возможность к совершенству. Это путь к смерти. Это простая логика… Эти приверженцы целибата подарили миру СПИД, потому что целибат противоестествен, он противоречит биологии, психологии, угнетает гормональную систему.

Нужно хорошо запомнить, что тело автономно. Оно не работает по приказу; оно имеет свою собственную программу и работает в соответствии с ней. Ты ешь пищу. Ты можешь выбрать, что есть, но вот еда попадет в пищевод, и человек уже больше не в состоянии оказывать влияние на процесс пищеварения. Сейчас организм займется перевариванием, разделением пищи на фрагменты, направлением этих фрагментов в разные части тела: мозг получит то, что ему необходимо; гениталии получат то, что нужно им.

Тело не знает, что его хозяин — христианский монах, что он дал обет безбрачия; оно продолжает вырабатывать сперму. И что ему с ней делать? Семя нельзя удерживать бесконечно, ибо хранилище очень мало по размерам, по мере его наполнения должна происходить разрядка. Сперматозоиды спешат наружу, так как они хотят выйти в мир и посмотреть, что там происходит. Вот так ты появился на белом свете; вот так появились мы все.

Хорошо, что отец Гаутамы Будды не был монахом. Всего лишь несколько человек — отец Гаутамы, отец Лао-цзы, отец Хуан-цзы, отец Моисея — если бы все эти люди были монахами, то не было бы никаких религий, кроме христианства… потому что бедный отец Иисуса не имел никакого отношения к его рождению — он был монахом!

Задумывался ли ты о том, что христианский Бог — это троица, и одна часть этой троицы — Святой Дух? Он не приверженец целибата, он — насильник. Великий божественный акт! Он насилует бедную девственницу, жену плотника, а ты продолжаешь называть этого монстра Святым Духом. А кто, по-твоему, тогда несвятой дух? И этот святой дух — неотъемлемая часть Бога. Из-за этого Бога тоже нельзя назвать принявшим целибат.

Все эти монахи, монахини, все религии навязывают человечеству смерть; они уничтожают человечество. А финальный результат — СПИД… Он распространяется быстро, как необузданный огонь. Он может погубить человечество.

 

Почему в прошлом религии отрицали жизнь?

 

Человека эксплуатировали во имя религии; его эксплуатировал и священник, и политик. И священник, и политик заключили тайный союз против человека. Человека можно было эксплуатировать только одним способом — заставить его бояться. Объятый страхом, ты легко подчиняешься. Когда ты дрожишь внутри, ты теряешь уверенность в себе. Тогда ты легко поверишь в любую глупость. Тебя невозможно заставить поверить в глупость, если ты доверяешь самому себе.

Помни, именно так человека эксплуатировали на протяжении веков. Это самый большой секрет так называемых религий: заставить человека испугаться, почувствовать свою никчемность, почувствовать вину, заставить его поверить, что он в преддверии ада.

Каким же образом можно внушить человеку такой страх? Существует единственный путь: отрицать жизнь, отрицать все естественное. Осуждается секс, ибо это основа жизни; осуждается еда, ибо это вторая основа жизни; осуждаются отношения между людьми, семья, дружба, ибо это третья основа жизни и так далее.

Все, что естественно для человека, нужно осудить, заявить, что это неправильно: «Если будешь делать это, то будешь наказан страданием. Если не будешь делать это, то получишь награду. На тебя обрушится ад, если будешь жить естественно, а если пойдешь против жизни, то попадешь в рай». Вот в чем заключается послание прошлого.

Это значит, что если ты самоубийца, то Бог примет тебя. Чем больше ты будешь убивать свои чувства, тело, ум, сердце, продолжать губить себя, чем больше ты нанесешь себе вреда, тем милее ты будешь Богу. Именно в этом заключалось все учение религий в прошлом. Они затуманивали сознание человека, отравляли ему жизнь. Эти злоумышленники хорошо воспользовались этим, беспощадно эксплуатируя человека.

Все религии прошлого ориентированы на смерть; они отрицают жизнь.

Я же пропагандирую любовь к жизни: люби жизнь во всем ее многообразии, ибо это единственный путь приблизиться к высшей истине. Эта истина недалеко; она здесь, рядом с тобой, она повсюду. Бог находится здесь, а не там. Быть здесь и сейчас — вот высшая реальность; природа трансцендентальна. Бог — не где-то за облаками, Он в тебе. И ты не никчемный, ты не грешный.

Я здесь для того, чтобы помочь тебе избавиться от чувства вины. Я здесь для того, чтобы помочь тебе восстановить доверие к себе. Тебя не сможет эксплуатировать ни политик, ни священник, если ты начнешь верить в себя. Человека всегда эксплуатировали с помощью страха.

Я слышал такую историю…

Однажды Мулла Насреддин заблудился в джунглях. Весь день он пытался выбраться оттуда, но не смог, он выбился из сил, хотел есть; он истекал кровью, изорвал в клочья одежду, ведь джунгли были непроходимыми, дикими. Темнело, садилось солнце, и вскоре должна была наступить ночь.

Он был атеистом, убежденным атеистом и никогда не молился. Но в данной ситуации он впервые подумал о Боге: он очень боялся темноты и диких зверей. Он забыл все свои аргументы, которые он часто использовал в спорах о существовании Бога. Став на колени, он взмолился: «Господи…» — и оглянулся, слегка смущенный. Он знал, что рядом никого нет, но все же он был смущен — всю жизнь он придерживался философии атеизма! Но когда страх тарабанит в дверь, когда ты на волосок от смерти, кто думает в такие моменты о логике, философии и всяких там «измах»? Кому нужны аргументы, доказательства?

«Дорогой Господь, — произнес он, — помоги мне выбраться отсюда, и я всю жизнь буду молиться тебе. Я даже буду ходить в мечеть. Я буду следовать всем ритуалам ислама. Обещаю тебе! Только спаси меня. Прости меня. Прости меня за все, что я говорил против тебя. Я был глуп, невероятно глуп. Сейчас я знаю, что ты есть».

В этот момент над ним пролетела птица и бросила что-то прямо в его протянутые руки. «Господи, не посылай мне больше никакого дерьма! Я действительно заблудился».

В страхе даже тот, кто всю жизнь был атеистом, начинает верить в Бога. Церковники знали об этом и пользовались этим веками. Вся история человечества поражена страхом.

Лучший способ породить в человеке страх — заставить его почувствовать вину в самых обычных вопросах. Человек не в силах ни отказаться от них, ни насладиться ими из-за страха ада; поэтому он дважды скован. Эти двойные оковы и есть основа эксплуатации человека. Нельзя же, в самом деле, отказаться от своей сексуальности, если какой-то глупый церковник говорит о ее вреде. Понятие о вреде или пользе не имеет к сексуальности никакого отношения, потому что она является чем-то природным, естественным, присущим самому естеству человека. Благодаря сексу человек появился на свет, каждая его клетка — это сексуальная клетка. Нельзя отказаться от секса, просто заявив об этом. Да, его можно подавлять, но, подавляя, человек будет накапливать сексуальную энергию в подсознательном, а это уже небезопасно. Длительное воздержание от секса порождает сексуальную одержимость. Чем больше эта одержимость, тем сильнее чувство вины. Это порочный круг. Таким образом человек попадает в ловушку церковника.

Сам же священник никогда в это не верил, равно как и политик. Все эта чушь предназначалась для народа, для масс, и массы оказались одураченными.

Летописи говорят о том, что у королей были сотни жен; то же самое можно сказать и о попах. Удивительно, но люди продолжали верить этим шарлатанам… И поп, и политик занимались тем, чем запрещали заниматься народу. Иногда они «грешили» скрытно, иногда открыто…

Церковники наносят сильнейший удар по сердцу человека, его сознанию. Они отравляют человека идеей о том, что жизнь — это нечто омерзительное. Они учат людей, как избавляться от жизни.

Я же учу вас, как погружаться в жизнь глубже. Они учат освобождению от жизни. Я же стремлюсь научить вас, как сделать жизнь свободной. Они учат, как покончить с этой жизнью, а я учу достижению вечного блаженства и изобилия при жизни. Вот вам и причина противоречий; без них не обойтись. Моя точка зрения прямо противоположна тому, чему учили во имя религии.

Я несу миру новое видение религии.

Это самая смелая попытка из всех, предпринимавшихся ранее: принять жизнь во всем ее многообразии, радоваться ей, праздновать ее, купаться в ней. Мой путь — радость, а не отречение. Мой путь — пиршество, а не голодание. Быть радостным — значит быть религиозным, ибо религия для меня — праздник.

Ни одному другому животному неведомо чувство празднества; ни одно другое животное не знает, что такое праздник. Морская свинка может играть, шимпанзе может играть; но только человек может праздновать.

Празднование — это высшая ступень сознания. Я учу вас празднованию. Мой ключ — празднование.

 

Гомосексуалист

 

Недавно я обнаружил у себя гомосексуальные наклонности. По мнению специалиста, мой эмоциональный уровень соответствует уровню ребенка. Не могли бы вы прокомментировать?

 

Прежде всего, не делай из мухи слона. Если ты действительно хочешь разобраться с этим вопросом, то не нужно все усложнять. Как только ты создашь из этого проблему, решить ее будет невозможно. Мои слова могут показаться парадоксальными, но я все же скажу: прими свою гомосексуальность, ничего плохого в ней нет. В обществе гомосексуальность считается отклонением, на самом же деле в ней нет ничего предосудительного. Хорошо, что ты чувствуешь влечение хоть к кому-нибудь. Итак, прежде всего, прими ее, не сопротивляйся, иначе ты не сможешь справиться с проблемой. Признав свою гомосексуальность, ты получаешь шанс избавиться от нее. Чем больше ты будешь ненавидеть свою наклонность, тем больше тебя будут привлекать мальчики, ибо все, что отрицается, вызывает притяжение. Примирись с ней, и она исчезнет.

Гомосексуальность — это необходимая ступень развития мужчины или женщины.

(Ошо имеет в виду четыре ступени сексуального развития, от автосексуальности в детстве к гомосексуальности, которая является естественным предшественником гетеросексуальности, и наконец, к последней, завершающей ступени — брахмачари).

Врач, скорее всего, прав: ты застрял на второй ступени развития. Здесь нет ничего плохого. Гомосексуализм можно преодолеть, лишь пройдя через него. Отбрось все предрассудки; это вековая пропаганда и ничего более. Повторяю, ничего плохого в гомосексуализме нет, это не грех. Приняв его, ты, несомненно, его преодолеешь, и тебя начнут интересовать женщины, но для этого нужно пройти через эту ступень.

Вполне вероятно, что у тебя была властная мать, как это часто бывает. Очень редко можно встретить того, кто не находится под каблуком у жены, очень редко. Как правило, такого не бывает; но даже если иногда такое встречается, то исключение лишь подтверждает правило и ничего более. На это есть причины, причины психологического характера.

Так как мужчина постоянно борется в конкурирующем мире, то его мужская энергия постепенно иссякает. Вернувшись вечером домой, ему хочется побыть слабым. Ему хочется отдохнуть от своей мужской агрессии. Он тратил свою энергию везде: в офисе, на фабрике, на рынке, в политике. Дома ему не хочется воевать, ему хочется отдохнуть, ведь завтра борьба продолжится. Поэтому, вернувшись домой, мужчина становится слабым, женственным. Женщина, напротив, остается слабой весь день напролет; она не решает мировых проблем — ей просто не с кем. Она устает быть женщиной… кухня, уборка, дети. Ей хочется разрядиться, дать выход агрессивности, проявить характер. И тут приходит бедный муж. Она становится властной, а муж не оказывает никакого сопротивления; вот на этом и стоит подкаблучничество.

Но при этом страдают дети: они видят властную мать и жалеют отца, из чувства сострадания им хочется его любить. Но они не могут проявить свои чувства: они не могут идти против матери. Ведь даже отец не в состоянии идти против нее, не то что дети. Подсознательно они сопротивляются матери; доминирующая, властная мать вызывает отвращение. Вот так и происходит первое знакомство детей с женщиной. Позднее, повзрослев, они будут всякий раз бояться, что женщина будет похожа на мать. Она будет доминировать, брюзжать, командовать.

Вот в чем причина твоего страха, и ты все еще испытываешь сострадание к своему отцу. Бедняге никогда не давали сказать слова. Из-за симпатии к отцу тебя больше привлекают мальчики. Но не нужно думать, что это большая проблема. Все преходяще. Начни принимать себя таким и не испытывай никакой вины. Вскоре ты удивишься — в тебе начнет расти огромная тяга к женщинам. Можно испытывать влечение к мужчинам, но получить полное удовлетворение с мужчиной невозможно. Удовлетворение всегда требует противоположности, ибо только противоположности дополняют друг друга. Хорошо себя чувствовать с мужчиной — это одно, а испытать глубокую искреннюю любовь — это совсем другое. Можно быть счастливым. Но быть счастливым — это одно, а испытывать экстаз — совсем иное.

Экстаз возможен только при слиянии мужской и женской энергии; однако у экстаза есть и обратная сторона, он порождает конфликты. В этом-то и весь страх: ты часто видел ссоры, и тебе становилось страшно. Однако экстаз настолько прекрасен, что он стоит всей этой борьбы, ссор и конфликтов. Помни, лучшие друзья — это мужчины, но мужчина и женщина друзьями быть не могут. Любовники могут быть врагами, а друзьями — никогда. Мужчины — лучшие друзья; женщины просто не умеют дружить. Женщинам очень трудно любить других женщин: они слишком хорошо знают друг друга, они слишком много знают друг о друге. А вот мужчины способны на дружбу; гомосексуалисты — действительно веселые[2]люди, ибо они не конфликтуют… но у них нет и экстаза. За риск нужно платить.

Я предлагаю следующее: прими свою гомосексуальность — и вскоре ты преодолеешь ее. Вскоре ты начнешь постигать свою полярную противоположность — женщину. Это познавание необходимо, это часть развития. Мужчина должен познать женщину, женщина должна познать мужчину. Чем глубже ты будешь погружаться в это познавание, тем сильнее экстаз и тем сильнее конфликт. Они идут вместе, уравновешивая друг друга.

Мужские отношения более гармоничны, в них больше взаимопонимания. Отношения мужчины и женщины всегда хаотичны, им недостает понимания, ибо они представляют абсолютно разные миры. Как же они могут понимать друг друга? Ни один мужчина не может понять женщину; ни одна женщина не может понять мужчину, и в этом прелесть их союза. Это порождает тайну… и недоразумение.

Но сначала признай свою гомосексуальность. Не сопротивляйся — и вскоре ты преодолеешь ее.

Союз двух однополярных существ не может быть гармоничным, поэтому я говорю, что гомосексуализм — это противоестественно.

На Западе гомосексуализм становится все более распространенным явлением. Сегодня гомосексуалисты думают, что они прогрессивны: они создают свои клубы, партии и учреждения, издают журналы, занимаются пропагандой и так далее. Их число растет; в некоторых странах оно уже достигает сорока процентов населения. Раньше или позже гомосексуализм станет обычным, нормальным явлением повсюду. Сегодня даже некоторые штаты США разрешают гомосексуальные браки. Если люди настаивают, то властям ничего не остается, как подчиниться, ведь правительство должно служить интересам народа.

Если два гея хотят жить в браке, то никто не вправе чинить им преграды. Это нормально. Если две женщины хотят оформить брак, то это их личное дело. Никто не должен им мешать, хоть это и противоречит законам природы. Это касается только их, никто не должен вмешиваться. Эти двое не осознают, что нарушают главный закон движения энергии человека.

Гомосексуалисты не могут стать духовными людьми. Это очень трудно. Искажен сам закон энергообмена, нарушен весь механизм. Если мировой гомосексуализм будет развиваться такими темпами, то возникнет необходимость в разработке совершенно новых методов привлечения их к медитации.

После десяти лет службы в армии военнослужащих направили на медицинское обследование. Раздевшись, солдаты входят в кабинет врача по очереди.

Врач приставляет фонендоскоп к груди первого и говорит: «Софи Лорен». Сердце солдата начинает быстро стучать: «Тук! Тук! Тук!»

— Ракель Уэлш, — говорит врач и слышит: «Тук! Тук! Тук!»

— Твоя жена, — говорит доктор.

«Тук!»

— Отлично. Стань сюда.

Следующий солдат проходит ту же проверку:

— Мэрилин Монро, — говорит врач.

«Тук! Тук! Тук!»

— Твоя жена, — никакой реакции. — Хорошо, стань рядом с тем солдатом.

В кабинет входит третий военнослужащий.

— Софи Лорен.

«Тук!.. Тук!.. Тук!»

— Бриджитт Бардо.

»… Тук!.. Тук!.. Тук!»

— Твоя жена.

»… Тук!»

— Странно. Ну, ладно, у тебя тоже все в порядке. Стань рядом с другими.

«Тук! Тук! Тук! Тук!»

 

Зорба

 

Читал ли ты книгу «Грек Зорба»? Прочти ее! Зорба говорит своему боссу: «Тебе чего-то не хватает, босс. Немного сумасшествия! До тех пор, пока ты не порвешь со старым, ты не сможешь жить по-настоящему».

Небольшое сумасшествие дает человеку новое измерение, наделяет его поэтическим даром и дает смелость быть счастливым в этом несчастливом мире.

Зорба по-своему красив. Казантцакис, автор романа «Грек Зорба», является одним из лучших романистов нашего столетия, и он сильно пострадал от церкви.

Зорба — это вымышленное имя, а не историческая личность. Когда Казантцакис написал роман «Грек Зорба», он подвергся проклятию церкви. Автору «Зорбы» выставили ультиматум: «Либо ты отказываешься от романа, либо церковь будет вынуждена отлучить тебя». Так как автор не отказался от своей книги, его отлучили от христианства и обрекли на муки ада.

Зорба — это истинная сущность Казантцакиса, которую христианство подавляет; он хотел жить в согласии со своей внутренней природой, но не мог. Ту часть своей жизни, которую ему не давали проявить, автор воплотил в образе Зорбы. Зорба — прекрасный человек он не боится ада, не стремится в рай, живет полноценно, наслаждаясь мелочами жизни… едой, питьем, женщинами. После трудового дня он берет в руки музыкальный инструмент и часами танцует на пляже.

В романе «Грек Зорба» описывается и другая часть жизни Казантцакиса, которую ему позволяли проявлять в реальности… Зорба — это слуга; а другая часть — это хозяин, нанявший Зорбу на работу в качестве прислуги. Хозяин всегда печален, он сидит в офисе, ведет делопроизводство, никогда не смеется, никогда не выходит в свет и всегда чувствует зависть по отношению к Зорбе, так как тот зарабатывает недостаточно, совсем мало, но живет как император, не думая о завтрашнем дне, о том, что может случиться. Он вдоволь ест, пьет, поет и танцует. А его хозяин, очень богатый человек, сидит печальный, напряженный, страдая, мучаясь, переживая.

Зорба — это непроявленная, подавляемая часть жизни каждого так называемого религиозного человека.

Почему же церковь так ополчилась против «Зорбы», когда книга вышла из печати? Это был просто роман, церкви незачем было особенно волноваться. Однако в нем недвусмысленно указывалось, что в каждом христианине есть другой христианин, которому не позволяют жить так, как ему втайне хотелось бы; поэтому книга могла стать опасной. И она действительно опасна.

Но Зорба просто прекрасен. Казантцакис посылает его в город за покупками, но тот обо всем забывает. Он пьет, посещает проституток, веселится, иногда вспоминает, что уже прошло несколько дней, но у него все еще не перевелись деньги. Как можно вернуться, если еще есть немного денег? Хозяин будет злиться, но с этим ничего не поделаешь, это его проблемы. Через три недели — а ему показалось, что прошло всего лишь три дня, — Зорба возвращается, ничего не купив из того, за чем его посылали. Но он вернулся, полный впечатлений: «Какая это была поездка, тебе стоило там побывать. Какие там девочки… а какое вино!»

Хозяин разозлился:

— Где покупки? Уже три недели я сижу как на иголках.

— Да кто думает о такой ерунде, когда вокруг столько прекрасного? Можешь сократить мою еженедельную зарплату вдвое, пока я постепенно не погашу свой долг. Извини, но я не мог приехать раньше. Ты должен быть счастлив, что я вернулся. Я был вынужден вернуться, потому что деньга закончились. Зато в следующий раз я обязательно куплю все, что ты скажешь.

— А ты больше никогда не поедешь, я пошлю кого-нибудь другого.

Жизнь Зорбы — это жизнь нехитрой плотской радости, лишенной волнений, чувства вины, раздумий о грехе и добродетели.

Никос Казантцакис представляет тебя, он представляет каждого из нас. Он был выдающимся человеком, но стал жертвой прошлого. Казантцакис обладал большой чувствительностью, вот почему разделение стало для него таким очевидным. Будучи достаточно умным, он смог осознать свое разделение, ставшее причиной его внутренних страданий.

Быть разделенным — это адская мука, бороться с собой — непрекращающаяся пытка. Человеку захотелось что-то сделать, в этом проявляется одна его часть, а другая часть говорит: «Нет, этого делать нельзя. Это грех». Как же в таком случае достичь внутреннего спокойствия? Тот, кто не может быть в ладу с самим собой, не может быть и в ладу с обществом, с культурой, и в конце концов с самой жизнью. Индивидуум — это кирпичик мироздания.

Мне бы хотелось, чтобы такой Зорба жил в каждом из нас, ведь Зорба выражает истинную природу человека. Но на этом останавливаться нельзя. Зорба — это лишь начало.

Я бы хотел, чтобы человек был Греком Зорбой и Гаутамой Буддой вместе, одновременно. Только в таком единстве можно добиться намеченного. Зорба представляет землю со всеми ее цветами, флорой, горами, реками и океанами. Будда представляет небо со всеми его звездами и облаками, радугой. Небо без земли было бы пустым. Небо не может смеяться без земли. Земля без неба была бы мертвой. Соедини их вместе — и родится танец. Земля и небо танцуют вместе… и всюду смех, веселье, праздник.

Если человек действительно может быть Зорбой, то ему уже недалеко и до Будды. Он прошел уже половину пути. А первая часть пути самая трудная, ибо все религии выступают против нее. Все религии тянут человека куда-нибудь в сторону, подальше от этой первой половины; и если им удастся сбить человека с пути, то ему уже никогда не стать Буддой, ведь к Будде ведет только одна дорога.

Зорба — это путь к Будде.

 

С тех пор как я встретился с Тобой, я стал снова влюбляться, смеяться и танцевать. Ты открыл мне глаза на красоту, на поэзию жизни. Я чувствую себя моложе, почти как в детстве; я поражен окружающей меня красотой: молодой язычник, с удовольствием скитающийся по миру, пьющий нектар, наслаждающийся каждой его каплей. Аморально ли это?


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!