Тотем лисы в неошаманизме

Лиса

Архетип Лисы, соотнесенный нами с манипурой, стоит несколько особняком от архетипов Табити, Фригг, Мачехи. Вместе с тем без него история о женской власти, женской реализации в социуме была бы неполной. Женские хитрости, о который шепчутся подруги, секреты управления мужем, передающиеся от матери к дочери… «Муж-голова, а жена – шея», «Где чёрт не поспеет, туда бабу пошлёт», «Всякая хитрость ничтожна по сравнению с хитростью женщины. (Библия)», «Быть вполне искренней для женщины — то же, что показаться на людях без платья. (Стендаль)», «Женский инстинкт стоит прозорливости великих людей. (О. Бальзак)», «Что внушает к женщине уважение, нередко смешанное со страхом, это ее нрав, более близкий к природе, чем нрав мужчины, ее чисто кошачья гибкость, ее умение скрывать злые намерения под ласковым видом. (Ф. Ницше)» - народная мудрость и великие умы единодушны в описании лисьей ипостаси женщины.

Сродни жене -Лисице архетипический образ Бастет, египетская богини-кошки, покровительницы брака и врачевания.. Кошечка, которая гуляет сама по себе, хитрая, умная, древняя… Ласковая, но при случае способная выпустить коготки… Это очень ресурсное состоянние для всякой женщины, реализующей себя в мужском мире.

 

Архетип хитрой Лисы – это архетип манипуляции, морока, но также смекалки, ума, и – в конечном итоге – мудрости тысячелетней лисицы.

Власть Лисы – достигается «с черного хода», пародоксально, странно, неожиданно. Не восхождением по ступеням вверх, неуклонным наращиванием силы и, вследствие этого – обретением заслуженной награды – замужеством с богом, как у Геры, Фриг, Лады. Не изначально, по праву рождения, божественным достоинством, как у Табити. Похоже, что у Лисы, как у рыжего Карлсона, есть волшебный пропеллер – сила тяжести не имеет окончательной власти над ней. Конечно, плут Гермес в крылатых сандалиях - ее «родственник», как и краснобородый скандинавский злой шутник Локи!

В этом образе женской реализации мы видим черты андрогина и Трикстера, черты женщины-эльфа – независимой, непредсказуемой, обособленной от мира людей, живущей в несколько иных измерениях времени и пространства. Способной насылать морок, вдохновлять, наделять даром предвиденья, а также незаметно и хитро отнимать жизненную силу человека…

 

Лисица-оборотень, кицунэ, (Япония) или хули-цзин (Китай) - крайне популярный на востоке фольклорный персонаж. Она связана со стихией огня – ударив хвостом о землю, способна возжечь пламя. В современном китайском языке слова «хули-цзин» используется в значении «женщина-вамп», «опасная киска», что связано с многочисленными легендами о лисицах-оборотнях, принимавших вид необыкновенно сооблазнительных молодых девушек, дарящих неосторожным юношам утонченные наслаждения, но забирающие их жизненную силу, энергию Ци. Нередко незадачливый любовник умирает от истощения. Лисица же таким образом совершенствует свою колдовскую власть.

Известны и трогательные истории о лисицах-женах. Их сюжет - классический рассказ о браке с волшебным существом (В западной традиции – с феей или эльфом) Кончаются такие истории обычно трагически: нарушением запрета жены-лисы или внезапным обнаружением ее лисьей сущности, после чего кицунэ должна покинуть своего мужа и детей. Иногда жена-лиса и после разоблачения возвращается по ночам, чтобы побыть с мужем или чтобы покормить своих малолетних детей.

Вообще, обнаружить в женщине лису не так уж сложно, если быть бдительным (но это-то как раз удается очень немногим – лисий морок усыпляет, размывает, уносит в мечты): кицунэ испытывают сложности с прятанием своего хвоста в человеческом обличье. Внимательный герой может разоблачить обернувшуюся человеком пьяную или неосторожную лису, разглядев сквозь одежду её хвост.

Лисы живут долго. У пятидесятилетней лисы хвост один и является она в образе женщины, красивой, умной, ловкой и коварной. У столетней лисы – появляется второй хвост, она может обернуться прелестной нимфеткой, как героиня романа Пелевина «Священная книга оборотня». У тысячелетней, Небесной лисы – девять хвостов и она может принимать также облик мужчины. Ее мех становится белым, серебристым или золотым. До статуса «Небесной» доживает не каждая лиса, но он дает бесконечную мудрость и дар предвиденья. Тысячелетняя Лиса видит на тысячу ли то, что происходит под небом и под землей.

 

В Европейской традиции символизм лисы, изначально, амбивалентный, в христианское время приобрел отрицательные черты. Уловки лисы - это уловки дьявола, спутницей и посланницей которого она нередко выступает. (Женщина вообще в западной христианской традиции – сосуд греха, посланница дьявола) Лиса - символ долголетия, плодородия, но также лицемерия и порока. Согласно народным поверьям, если носить лисий хвост на руке, можно обрести сексуальную власть над противоположным полом.

 

Лиса в русском Мифосе – образ значимый. У древних славян лиса выступала спутницей Мокоши, Пряхи–Судьбы: нет ли тут связи с веретеном Фригг, дающим тайное всеведенье? Лису на Руси иногда называли юлой – вертится, лисит, крутиться как веретено: хочешь жить – умей вертеться! Лиса Патрикеевна держит нос по ветру, вынюхивает выгоду – развита у нее интуиция. Она уже не волшебница – скорее фокусница, иллюзионистка. Порой трюки ее срабатывают: «пустите на одну ночку старого Патрика дочку…», а порой в конце сказки получает лиса по хитрой рыжей морде.

Кстати, святой Патрик, небесный патрон Ирландии, вовсе не отец лисы, хотя была у него какая-то история с дамой из сокрытого народа, которая умела оборачиваться лисой. Отчество «Патрикеевна» Лиса получила в память реального исторического персонажа – жестокого и хитрого литовского князя Патрикея.

Читать сказки про проделки Лисы – одно удовольствие: вот уж хитра, так хитра! Интересны разные оттенки отношений лисы к партнерам-мужчинам: Волка она дурит, гнусно, с азартом, издевается над ним. Но в близкую связь не вступает – его энергия Лисе не по вкусу. Лузера-зайку легко, с небрежностью, лишает дома и имущества. Таких мужчин лиса щелкает «как орешки», но надолго «подзарядки» от них не хватает.

С петухом, символом солярного, мужского начала отношения очень «горячие». Он – желаннейшая добыча – яркая, чистая яньская энергия. Но противник он равный – в лапы не очень-то дается. С косой на плече выгоняет Лису из зайкиного дома: «Несу косу на плечи, хочу лису посечи…»А вот выйдя замуж за кота («Кот и лиса»), Лисица-девица гордится экзотическим мужем-воеводой и, хитро запугав им зверей, живет с ним, поживает, как сыр в масле катается. Обратите внимание: Лиса любит мужа- кота, хотя знает, что страшного воеводу она сделала из него сама хитростью своей.

 

Какую мудрость, какое осознание может дать архетип Лисы в качестве тысячелетней лисицы? Власть Лисы, как уже было сказано, достигается манипуляцией. Очень хорошо Лиса знает, где расположены кнопки управления мужчиной. Но если я манипулирую людьми, значит они - не настоящие? Как же тогда их любить? В этом и есть высшая мудрость Лисы – любить, зная. Туман иллюзий оборачивается кристальной ясностью. Мир холоден – но он огромен! Этим знанием Лиса отчасти способна наделить и обладающего чуткостью возлюбленного.

При энергетическом взаимодействии мужчины с Лисой несомненно возникает синергия, расширение мира. Но происходит не за счет объединения двоих под защитой круга-очага. Весь расширившийся мир Лиса забирает себе – обретая расширенное состояние сознания. В некотором смысле она «выходит замуж за саму себя».

Лис из маленького принца (персонаж, хоть и обозначенный как мужской, но по роли в жизни Принца, несомненно - женщина) так это прямо и озвучил: его мир маленький – его интересуют только куры. После общения и неизбежного расставания с Принцем, хоть и грустного, но тоже приятного (грусть утоляет эмоциональный голод) – мир расширится. Золотые колосья обретут щемящий смысл - они похожи на Его волосы, Звезды засияют как бриллианты – ведь среди них Его звезда, вечерние часы станут бесконечно емкими - вечерами приходил Он. Ярче, четче, полнее – так обычно описывается расширенное или психоделическое состояние психики.

Принц же получил от Лиса дар по силам ему (Пелевин назвал это энергетическое действие «невеста отдает серьгу») – мудрость. Теперь он знает кое-что про любовь и знание.. Его роза – обычная, одна из. Только любовь делает из розы Розу. Любить и знать правду. Знать правду, и, несмотря на это – любить.

 

Кот и Лиса.

Жил-был мужик. Был у него кот, да такой баловник, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик взял кота, посадил в мешок, завязал и понёс в лес. Принёс и бросил его в лесу: пускай пропадает. Кот ходил, ходил и набрёл на избушку; залез на чердак и полёживает себе. А захочет есть - пойдёт по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало! Вот однажды пошел он погулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится:

- Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала. Скажи, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем ты сюда зашел и как тебя по имени величать?

А кот вздыбил шерсть свою и говорит:

- Я из сибирских лесов прислан к вам воеводою, а зовут меня Котофей Иванович.

- Ах, Котофей Иванович, - говорит лиса, - не знала про тебя, не ведала. Ну, пойдём же ко мне в гости.-Кот пошёл к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать, а сама выспрашивает:

- Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?

- Холост, - говорит кот.

- И я, лисица, - девица, возьми меня замуж.

Кот согласился, и начался у них пир да веселье. На другой день отправилась лиса добывать припасы, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Поймала лиса утку, несёт домой, а навстречу ей волк.

- Отдай, лиса, утку!

- Нет, не отдам! Я её мужу несу!

- А кто ж твой муж, Лизавета Ивановна?

- Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан воевода Котофей Иванович? Я теперь воеводова жена.

- Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы на твоего мужа посмотреть?

- У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нём, сейчас съест! Ты смотри, приготовь барана да принеси ему на поклон. Барана положи, а сам схоронись, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придётся!

Волк побежал за бараном. Идет лиса дальше, а навстречу ей медведь.

- Стой, лиса, куда утку несёшь? Отдай мне!

- Не отдам я тебе утку, а то ещё и Котофею Ивановичу пожалуюсь.

- А кто такой Котофей Иванович?

- А который прислан к нам из сибирских лесов воеводою. Я теперь жена нашего воеводы.

- Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?

- У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нём, сейчас съест! Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон. Да смотри, быка-то положи, а сам схоронись, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придётся!

Пошёл медведь за быком, а лиса побежала домой. Принёс волк барана и стоит в раздумье; смотрит - и медведь лезет с быком.

- Здравствуй, брат Михайло Иваныч!

- Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?

- Нет, брат, давно дожидаюсь.

- Ступай, зови.

- Нет, не пойду, Михайло Иваныч! Сам иди, ты посмелей меня.

- Нет, брат Левон, и я не пойду.

Вдруг откуда ни взялся - бежит заяц. Медведь как крикнет на него:

- Поди-ка сюда, косой! Заяц испугался, прибежал.

- Ну что, косой пострел, знаешь, где живёт лисица?

- Знаю, Михайло Иваныч!

- Ступай же скорее да скажи ей, что Михайло Иваныч с братом Левоном Иванычем давно уже готовы, ждут тебя с мужем, хотят поклониться бараном да быком.Заяц пустился к лисе во всю свою прыть. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит:

- Я полезу на сосну.

- А мне что же делать? Я куда денусь? - спрашивает волк. - Ведь я на дерево ни за что не взберусь! Михайло Иваныч! Схорони, пожалуйста, куда-нибудь, помоги горю.

Медведь положил его в кусты и завалил сухими листьями, а сам влез на сосну, на самую макушку, и поглядывает: не идёт ли Котофей с лисою? Заяц меж тем прибежал к лисьей норе, постучался и говорит лисе:

- Михайло Иваныч с братом Левоном Иванычем прислали сказать, что они давно готовы, ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном.

- Ступай, косой! Сейчас будем.

Вот идёт кот с лисою. Медведь увидал их и говорит волку:

- Ну, брат Левон Иваныч, идёт лиса с мужем; какой же он маленький!

Пришёл кот и сейчас же бросился на быка, шерсть на нём взъерошилась, и начал он рвать мясо и зубами и лапами, асам мурчит, будто сердится:

- Мало, мало!

Думает медведь: "Невелик, да прожорист! Нам четверым не съесть, а ему одному мало; пожалуй, и до нас доберётся!"

Захотелось волку посмотреть на Котофея Иваныча, да сквозь листья не видать! И начал он раздвигать над глазами листья. Кот услыхал, что лист шевелится, подумал, что это мышь, да как кинется и прямо волку в морду вцепился когтями. Волк вскочил, да давай бог ноги, и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. "Ну, - думает медведь, - увидал меня!"

Слезать-то некогда, вот он положился на божью волю да как шмякнется с дерева оземь, все печёнки отбил. Вскочил медведь да бежать, чуть волка не обогнал! Только треск по всему лесу слышен. А лисица вслед кричит:

- Вот он вам задаст! Погодите!

С той поры все звери в лесу стали кота бояться. А кот с лисой запаслись на всю зиму мясом и стали себе жить да поживать, и теперь живут, хлеб жуют.

Тотем лисы в неошаманизме

Поскольку лиса для охоты предпочитает вечерние, ночное и утреннее время, то ее наделяют сверхъестественными способностями, с давних пор с ней ассоциировалась магия. Вероятно, это пошло от того, что время, когда лиса выходит на охоту – это утренние и вечерние сумерки – называется в магии периодом межвременья, именно в это время мир людей наиболее приближен к миру магии и волшебства. Многие народы верили, что лисица способна провести в магический мир, та как она обитает в лесах, которые так же связывали с магией.

С силой тотема лисы связывают карту Таро под названием «Мир «, так как эта карта символизирует появление нового мира, нового начала, считается что энергия тотема лисы помогает настроиться на новое творческое начало и открыть в себе новые способности.
Лиса, как тотемное животное способно не только наделить человека ловкостью, увертливость, точностью, но и защитить от непогоды, согреть зимой и обеспечить прохладу летом. - в период холодов следует носить мех лисы, он хорошо защитит от мороза.
Лиса – мастер маскировки. По этой причине тотем лисы часто выбирают для себя охотники. Считается, что он наделяет их повадками этого зверя, делает ловкими, чуткими, быстрыми, оберегает от любой опасности.
Кроме того лиса ассоциируется с женской сексуальной энергией. Считается, что нужно использовать в повседневной жизни тот цвет, который является цветом тотемного животного лисы.
Лиса обладает густым мехом, который, подобно волосам, является хорошим проводником энергии. От природы у лисы два слоя меха:
- подшерсток, который связан с источником внутренней энергии,из которого человек черпает силы, так же способности.
- внешний мех, который связан с защитной оболочкой человека, из него человек черпает творческую энергию.
Таким образом, для человека, использующего лису в качестве тотемного животного, изменить что – то в своей жизни – это значит изменить прическу или цвет волос, так как волосы и мех тесно связаны на энергетическом уровне, а производя, к примеру стрижку волос человек активизирует свой тотем.
В магии очень большое значение имеет хвост лисы. Считается, что лисий хвост - символ управления женскими творческими силами, так как когда лиса бежит ее хвост вытягивается горизонтально, кроме того хвост помогает ей сделать резкий разворот, поэтому с помощью тотема лисы можно сделать поворот в своей жизни.
Мех делает лису визуально более крупной, чем она есть на самом деле. Поэтому используя тотем лисы человек может добиться большей значимости в обществе.
Лисы по природе не любят воду, но могут отлично плавать. Люди, которые выбрали тотемным животным лису не испытывают особого желания погружаться в воды жизни, но при необходимости способны это делать.
Лисы отлично приспособлены для бега, обладают способностью забираться на деревья, таким образом они сочетают в себе признаки как собак так и кошек. Эта их способность к перевоплощению связана с магическим понятием оборотничества.
Сила тотема лисы полностью раскрывается благодаря тому, что от природы у лисы очень развиты органы чувств. Лиса обладает весьма острым слухом. Поэтому у людей, которые используют тотем лисы развивается способность «слышать» то, что осталось не высказанным. Кроме того, лиса обладает так же острым зрением, она не может различать цветов, но отлично видит движущиеся объекты и может различить их в тени. Благодаря этой способности животного его тотем придает людям способность с точностью оценивать, чего стоит тот или иной человек, так же человек открывает в себе способность к духовидчеству. обоняние развито у лисы очень сильно, поэтому тотем помогает различать самые тонкие их оттенки.

 

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!