Японский мир сверхъестественного.

Японский мир сверхъестественного отличается редким разнообразием. Здесь найдутся существа на самый взыскательный вкус: от шаловливых и проказливых, но безобидных оборотней до мстительных кровожадных созданий. От классических привидений и духов, имеющих много общего с европейской традицией, до существ очень странных, способных заинтересовать даже знатока. В таком разнообразии неискушенному путешественнику очень легко запутаться, особенно встретив «что-то странное» где-нибудь в переходах старого храма или под цветущей сакурой;)

Для обозначения любого духа или призрака японцы используют термин «обакэ» или «бакэмоно», что буквально означает что-то вроде «преобразующееся существо». Вообще создается такое ощущение, что в Японии что угодно может превратиться во что угодно. Считается, что как только вещь достигает 100-летнего возраста, она может ожить. Цукумогами — это название целого класса существ, которыми, по легендам, могли стать предметы обихода, которым больше ста лет. Это Бакэдзоури (сандалии), Каракаса (старые зонты), Камэоса (фляги для сакэ), Моридзи-но-Кама (чайники). Например, почтенные зонтики-оборотни - обычно изображаются одноглазыми и одноногими, обутыми в сандалии.

Тем не менее всех бакэмоно можно разделить на несколько групп, о которых вы и узнаете на дальше.

Привидения

Привычные нам привидения, то есть души, не нашедшие после смерти покоя, в Японии называются специальным термином юрэй. Сам термин, собственно, и записывается иероглифами «потусторонний мир» и «душа». Юрэй очень схожи со своими европейскими товарищами по несчастью, что-то не дает им покоя на том свете, и они стремятся вернуться назад, в мир живых. Очень часто целью таких посещений становится месть. Душу может также тяготить какая-то тайна или незавершенное дело. Сильный страх, боль и неожиданная кончина также способствуют тому, что человек после смерти станет юрэй. Как правило, призрак исчезает только после того, как удовлетворит свои желания. Обезопасить себя от юрэй можно с помощью многочисленных талисманов и специальных сутр, однако этот метод не дает стопроцентной гарантии, и малейшая оплошность может стоить вам жизни.

Однако в отличие от европейской традиции, где в качестве призраков выступают чаще мужчины, большинство юрэй в своей земной жизни были женщинами, и более того, юрэй почти всегда являются в этот мир в женском обличье, независимо от того, кем был умерший – мужчиной или женщиной. Мужские юрэй встречаются очень редко и только в исключительных случаях. Обычно они не ищут мести. Обычно это воин, который был убит в сражении и поэтому не имеет никакого личного недовольства (так как смерть была частью его ремесла), но не может отделить себя от исторических событий, в которых он участвовал. Юрэй мужского типа обычно неотличим на первый взгляд от настоящего человека. Он бродит вокруг полей древних сражений или в окрестностях храма, ожидая человека, который мог бы выслушать его историю о событиях, имевших место в прошлом. Он излагает события, обеляет свое доброе имя. Такие призраки раскрывают тайны истории и успокаиваются только тогда, когда становится известна истина.

Однако, как правило, Юрэй - очень мстительные духи, и чем больше невзгод им пришлось вынести при жизни, тем страшнее они будут после смерти. Юрэй имеют свои излюбленные места и время для появления. Наибольшая вероятность встречи подстерегает вас где-то между двумя часами ночи и половиной третьего. Ваши шансы значительно повысятся, если вы будете бродить у заброшенных домов, колодцев, по берегу реки, заросшему плакучими ивами или ненароком попадете в место, где когда-то было совершено кровавое преступление.

Юрэй довольно легко опознать. Их отличительная особенность – отсутствие ног. Первая версия: ноги служат всем существам для контакта с землей, так что отсутствие ног в некотором смысле символизирует отсутствие такой связи. Вспомните европейских собратьев – они тоже парят над землей, обходясь без опоры, хотя у них ноги, как правило, присутствуют. Вторая теория заключается в том, что, соединяя людей с почвой, ноги подчеркивают, какая часть находится сверху, а какая снизу. Они демонстрируют правильный и неправильный пути. Быть без ног – значит быть лишенным этого стандарта. Призраки приходят ночью не только потому, что им нравится темнота, но и потому, что во сне ноги людей располагаются на том же самом уровне, что и их головы. При похоронах трупы японцев хоронились в сидячем положении (хотя сегодня более распространена кремация), чтобы они могли войти в следующую жизнь в правильном положении, с головой (разумом) наверху. Призраки же способны менять этот порядок. Обычно они облачены в белые одежды (только это называлось не «саван», а «катабира» – простое кимоно или «кёкатабира» – с буддистскими сутрами). На лбу у них может быть белый треугольник бумаги или ткани. Первоначально это был амулет защиты усопшего от злых духов, но со временем стал просто частью ритуального облачения на буддистских похоронах.

Духи

Ёкай – этим словом в Японии принято обозначать целую группу разных существ, которые напоминают наших домовых, леших, водяных и т.д. В виду разнообразия выдающихся способностей в области сверхъестественного их можно относить и к духам, и к демонам, и к оборотням или выделять в отдельную разновидность. Слово записывается двумя иероглифами со значениями «волшебный, чудесный» и «загадка, нечто странное, призрак», что только подчеркивает их разнообразие.

Ёкай по отношению к человеку могут быть настроены по-разному, все зависит от настроения и характера ёкай: ваша с ними встреча может закончиться как подарками, так и смертью. Эти существа обычно разделяют сферы влияния: одни живут морях и океанах, другие – в горах, третьи – в лесу. За пределами своих владений они появляются редко. Различных ёкай насчитывается великое множество, а облик поражает даже самое смелое воображение. Можно предложить такую классификацию ёкай:

 обитающие в горах;

 обитающие в водоемах (море, река, пруд);

 обитающие на обочине дороги;

 обитающие в домах;

 ёкаи, которые, появляясь при совершенно конкретных обстоятельствах и в строго определенных ситуациях, не столь уж сильно привязаны к ландшафту.

Расскажем о наиболее известных представителях каждой группы.

Горные духи

Тэнгу – дословно переводится, как «небесная собака». В давние времена этого духа представляли именно как огромную собаку, но с течением времени его облик трансформировался, сначала приобретая птичьи черты (перья, огромный клюв) и дошел до более ли менее антропоморфного. Представления о его облике могут варьироваться в разных районах Японии, но отличительными признаками практически всегда является красный цвет кожи, очень длинный нос и веер из перьев. Согласно поверьям, любой, кто каким-то образом вступает на территорию тэнгу, немедленно попадает в неприятности, масштаб которых может быть различным. Естественно, что если вы осмелитесь тронуть что-нибудь (взять, переместить), что тэнгу считает своим, будь то дерево или камень, то гнев его будет ужасен, страшное наказание последует незамедлительно. Тэнгу может являться в разных обликах: женщины, ребенка, уродливого маленького человечка. Особенно их уважали и боялись дровосеки и охотники. С течением времени вера в тэнгу не исчезла, и сегодня в некоторых районах дровосеки подносят им рисовые пирожные перед тем, как начать работу.

Ямамба (букв. «горная старуха») и ямаотоко (букв. «горный человек», «горный мужчина») – не так часто встречаются, но не менее могущественны. Ямаотоко представляли, как старика, тело которого покрыто шерстью, а белые лохматые волосы спадают на лицо. От него не ждут вреда, и даже, наоборот, его можно позвать на помощь. О ямамбе бытует больше легенд и сказок, и выглядит она в них по-разному, как правило, присутствуют признаки, «приличествующие» ведьмам: длинные волосы, огромный рост и др. Как и многие другие ёкай, может быть злобной и мстительной или доброй и благодарной за оказанную ей помощь

 

Духи воды

Каппа – обитатель рек, родственник нашему водяному. Облик его более ли менее определен: зеленовато-желтая кожа, перепонки, круглые глаза. Спину украшает панцирь, но наиболее отличительный признак каппы – странная конструкция на голове, что-то вроде углубления, в котором плещется вода. Именно это углубление и является местом концентрации могущества каппы: если вода каким-то образом оттуда исчезает, каппа теряет свою силу и становится абсолютно беспомощным и умирает. Устроить это можно, если силой или хитростью повалить каппу на землю, тогда вода вытечет. Причем силой это сделать достаточно сложно, поэтому, из уст в уста передавались разные хитрости. На севере Японии существовало представление о том, что каппы, несмотря на свою жестокость, очень вежливы. Встретив каппу, какой бы ужас вы ни испытывали, надо низко ему поклониться. Тогда каппа ответит вам тем же, и жидкость из ложбинки вытечет. В общем, это практически единственный шанс уйти от каппы целым и невредимым, потому что он считается злобным и очень жестоким духом. Его любимое занятие – силой и хитростью заманивать людей под воду. У каппы есть еще два атрибута – колотушка и парчовый мешочек. Если ударить в колотушку, из мешочка появится все, что пожелаешь. Несмотря на такой зловещий образ, существует немало сказок, где люди ловят каппу, забирают мешочек и колотушку, а тот молит о пощаде.

Исоонна – «женщина с побережья». Неопытный путник может спутать ее с юрэй – от пояса и выше она имеет вполне человеческий облик, нижняя часть ее тела расплывчата, как у призраков. Исоонна представлет большую опасность для моряков. Она подходит к морякам и просит одолжить ей черпачок, если кто-то выполняет ее просьбу, то она тут же начинает лить воду в корабль или лодку, пока судно не уходит на дно. Существуют и рассказы об «умибо» – монахе, который неожиданно выныривал из воды, подплывал к лодке и начинал жалобно просить взаймы черпачок. Сжалившиеся жестоко расплачивались за свою доброту. Умибо немедленно начинал ловко и быстро вливать в лодку воду и топил ее. Единственная хитрость, которая позволит вам избежать потопления судна – иметь с собой дырявые черпачки.

Духи, появляющиеся на дорогах

Рокурокуби – странное создание, напоминающее человека, обычно женщину, с очень длинной и гибкой шеей. По ночам шея вытягивается на многие метры, и голова рокурокуби бродит как будто сама по себе, как правило, в поисках какой-нибудь пищи. Подходящим вариантом часто считается какой-нибудь одинокий мужчина. Тогда демон буквально высосет всю жизненную энергию. Вы можете столкнуться с ним на дорогах или в лесу. Днем эти существа выглядят как обычные люди и, в общем, рокурокуби совсем не обязательно женщины. Если вы хотите одолеть рокурокуби, то надо незаметно прокрасться в его логово и спрятать тело, пока голова бродит в поисках пищи. По крайней мере, именно так удалось уцелеть дровосеку в одной из японских сказок, когда ему не повезло заночевать в жилище целого семейства рокурокуби.

Микоси-нюдо – встреча с этим ёкай будет весьма своеобразна, поскольку вряд ли вы сумеете увидеть его целиком. Микоси-нюдо так огромны, что, скорее всего, вам «посчастливится» увидеть только глаза или рот. Впрочем, очень вероятно, что вы и вовсе его не заметите. Отмечается такая интересная особенность: «он не обнаруживал себя сразу и вообще мог быть незаметным. Если же взгляд путника случайно падал на микоси-нюдо, он вырастал до гигантских размеров и нападал на человека».

Хоонадэ — «призрак руки» в японском фольклоре. Когда путник идёт через долину в середине ночи, то неожиданно появляются бледные руки, которые поглаживают его по щеке. Это и есть хоонадэ, который, если не учитывать ужасный страх от неожиданных ласк, другого вреда людям не причиняет. Сходные истории про призрачные руки, поглаживающие припозднившихся путников, встречаются почти во всех районах Японии.

Очень не равнодушны к детям гуляющим после 22.00 J!

Прочие духи

Помимо вышеперечисленных ёкай, существует еще множество других, которые не выбирают для появления особые места, хотя при этом у них есть определенные пространственные или временные предпочтения.

 


Юкионна – снежная женщина. Уже из ее имени понятно, что встреча с ней может произойти только зимой или в северных районах страны. Юкионна в представлениях японцев – красивая женщина, с белоснежной кожей, иногда она одноглаза или однонога. Юкионна имела обыкновение тихонько красться за одиноким путником, пока он не лишался сил и не замерзал от холода. Ясно дело – она его потом использовала в пищу.

Ноппэрабо – это существо вы не перепутаете ни с кем. Со спины он похож на обычного человека, но, если он обернется, вы увидите, что у него нет лица, в некоторых историях можно встретить упоминания о том, что на икрах у него сотни глаз. Больше об этом существе практически ничего не известно. Вряд ли он причинит вам существенный вред при встрече, но напугает изрядно…

 

 

Животные-оборотни

Огромное количество японских легенд рассказывает о встречах с оборотнями. Причем в отличие от европейской традиции здесь не люди становятся животными, а животные обращаются в людей и моорочат их. Финал такой встречи предугадать заранее трудно. В лучшем случае все заканчивалось весьма благополучно, и герой мог даже получить ценный совет или подарок от оборотня, но можно насчитать немало случаев, когда оборотень был последним, кто видел героя в живых. Животные-оборотни обладают разнообразными характерами, им не чужды любовь и привязанность, злоба, гордость и прочие человеческие чувства. Можно найти немало примеров, когда изначально враждебно настроенный оборотень пробирался к человеку, чтобы отомстить за нанесенную обиду, а потом искренне привязывался к членам семьи. Могут они и оставаться в своем животном облике, так, что до определенного момента никто и не догадывается об их сверхъестественной природе. Оборотнем может оказаться практически любое животное, но и здесь есть свои «традиционные» герои жанра. Чаще всего таковыми выступают:

· Тануки, енотовидные собаки - образ тануки занимает немалое место во всей японской мифологиии. Традиционно он не считается злобным и не наделяется негативными чертами, напротив, в некоторых делах приносит удачу. В легендах встреча с тануки редко сулит какое-то серьезное несчастье, есть также ряд историй, где сам тануки по вине собственной неосмотрительности страдает от людей.

· Кицунэ, лисы -– еще одним популярным героем японских легенд и рассказов, в том числе и кайданов. Способность оборачиваться человеком далеко не единственный «талант» кицунэ. По поверьям им также приписывается способность вселяться в чужие тела, создавать огонь, появляться в чужих снах и другие умения. Отличительная особенность кицунэ – большое количество хвостов, обычно их бывает 3,7,9. Изначально образ носил резко негативный характер, кицунэ считалась демонической силой. Позже представления несколько смягчились, и теперь существует множество разновидностей лисичек, и встреча с каждой из них сулит свои последствия. Так, например, считается, что встреча с черной кицунэ принесет вам удачу, но существует немало других видов лисичек, встреча с которыми не сулит вам ничего хорошего. Лисицы – известные мастера иллюзий, причем довольно масштабных: вы можете увидеть поле хризантем, темный лес или даже театрализованное представление. Как правило, в легендах и сказках кицунэ является в виде хорошенькой молодой девушки. Вера в кицунэ в Японии до сих пор очень сильна.

· Хэби, змеи – весьма значимое создание, и ее образ неизменно присутствует в мифах всех народов мира. При этом он имеет двойственную природу. С одной стороны, с ней ассоциируется мудрость, плодородие, с другой – змея принадлежит к темному, подземному миру, что, понятное дело, при встрече не сулит ничего хорошего. В Японии существует немало рассказов про змей-оборотней. В змею может обратиться человек после смерти. Мужчины могут стать змеями из-за того, что их жизненные амбиции не были удовлетворены, с женщинами это происходит, как правило, из-за несчастной любви. Хотя никаких жестких правил здесь, конечно, нет. Нередко змеями становятся люди, жаждущие мести, и все эти мотивы могут переплетаться.

· Цутигумо, гигантские пауки - в Японии существовало поверье, что все пауки после захода солнца становятся оборотнями и получают демоническую силу. Существует довольно много кайданов, где фигурируют пауки, и если кицунэ, тануки и даже змеи могут быть не такми уж злобными, то встреча с пауком никогда не сулит ничего хорошего. Шансы на встречу значительно повысятся, если вы будете бродить близ болот, омутов, заброшенных прудов да еще встанете так, чтобы ваша тень в лунную ночь падала на воду.

· Бакэнэко и Нэкомата, кошки.

· Оками, волки.

· Инугами, собаки.

· Тэнгу, вороны.

· Каппа, лягушка-черепаха.

· Цуру (журавли). Очень редко превращаются в людей, в человеческом облике - очень добрые, милые, красивые существа со всепонимающим взглядом. Часто принимают облик странствующих монахов и путешествуют в поисках нуждающихся в их помощи. Ненавидят насилие.

· Нэдзуми (крысы). В человеческом облике - маленькие мерзкие людишки без всяких моральных принципов, с отличным нюхом и зрением. Становятся шпионами и убийцами.

Черти

Черти в японской мифологии отличаются богатым разнообразием как по внешнему виду, так и по характеру. Они могут не только приносить зло и становиться причиной бедствий, но и оказывать помощь. Иногда могут ограничиваться вполне безобидными шутками и проказами. В эпоху Эдо стали появляться нэцкэ, юмористически изображающие демонов. Чертей часто называют специальным словом «они».

Они (ударение на букву «о») – человекоподобные демоны, соответствуют тем, кого мы привыкли считать за чертей. Обычно у них есть рога, а их кожа может быть разных цветов: черная, красная, зеленая, голубая и др. На лбу у них нередко красуется третий глаз, а пальцев тоже три. Почти все они злобные ЛЮДОЕДЫ, и крайне недружелюбно относятся к людям, рассматривая их в основном в качестве пищи. Их основным местом обитания считается преисподняя и Остров чертей (они-га дзима). Среди этих демонов тоже есть своя иерархия и они отличаются внешним видом. Одетые в красные одежды ответственны за эпидемии и болезни; демоны ада (краснокожие или с зеленой кожей) охотятся за грешниками, чтобы утащить их в ад. Есть невидимые демоны, догадаться о присутствии которых можно только по свисту или песням. Некоторые черти – это бывшие люди. Так же как и в юрэй, можно обратиться и в демона. Опять же, это происходит в основном с женщинами, с которыми плохо обращались при жизни или с теми, кто был снедаем ревностью, завистью и другими нехорошими чувствами. Существуют легенды, в которых в демонов превращаются монахи, чтобы и после смерти защищать храмы.

Несмотря на набор таких зловещих качеств, они в рассказах нередко выглядят комично, их нетрудно обмануть. Черти, как и некоторые другие ёкай, охотно вступают с человеком в различные споры и соревнования, надеясь таким образом не только продемонстрировать свое мастерство, но и выиграть что-нибудь, например, какую-нибудь часть человеческого тела. Естественно, что они, как и многие другие ёкай, особенно неравнодушны к детям J. Иногда черти предпочитали путешествовать большими группами. Такие бродячие компании назывались «хякки-яко» (дословно «путешествие сотни демонов ночью»). Наткнуться на такую процессию было чрезвычайно опасно.

Существует множество ритуалов и действий, позволяющих уберечься от Они. Наиболее доступными из них были бобы и сильные запахи. По поверьям, черти очень плохо переносят сильные запахи, потому для изготовления амулетов часто применяли сильнопахнущие травы, чеснок, рыбу и т.д.

 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!