Предметы, относящиеся к костюму 10 века – собирательный образ.



Односкорлупные овальные фибулы (Bj.550) На момент составления паспорта костюма находятся в работе у мастера.

· Ingmar Jansson “Oval brooches. A study of Viking Period standart jeweiiery based on the finds from Björkö (Birka)”, Sweden. Uppsala 1985 – стр 31

· Holger Arbman Birka I Die Gräber Tafeln, Uppsala MCMXL, Taf.59 – 3a-c

· Holger Arbman: Birka I Die Gräber, Uppsala MCMXL - стр 173

· Agnes Geijer: Birka III “Die Textilfunde aus den Gräbern’’ Uppsala 1938, стр 176-179

 

1. Филигранная подвеска в виде креста, матерал – серебро, горный хрусталь.(Bj.501)

• Wladyslaw Duczko: Birka V ”The filligree and granulation work of the Viking Period. An analysis of the material from Björkö.’’ Uppsala University 1985

Стр. 58-59

• Holger Arbman: Birka I Die Gräber, Uppsala MCMXL - стр 145

• Holger Arbman: Birka I Die Gräber Tafeln, Uppsala MCMXL taf 102 4а-с

 

 

2. Филигранная круглая фибула, материал – серебро (Bj.642) Такая же по форме, материалу и специфике изготовления фибула найдена на о.Готланд.

Wladyslaw Duczko: Birka V ”The filligree and granulation work of the Viking Period. An analysis of the material from Björkö.’’ Uppsala University 1985 стр.87

• Holger Arbman: Birka I Die Gräber, Uppsala MCMXL - стр 219-220

• Holger Arbman: Birka I Die Gräber Tafeln, Uppsala MCMXL taf 70-1

 

 

 

3.Филлигранная равноплечая фибула, материал – серебро (Bj.606)

• Wladyslaw Duczko: Birka V ”The filligree and granulation work of the Viking Period. An analysis of the material from Björkö.’’ Uppsala University 1985 стр.90

• Holger Arbman: Birka I Die Gräber, Uppsala MCMXL - стр 199.

• Holger Arbman: Birka I Die Gräber Tafeln, Uppsala MCMXL taf 83- 1a-b

4.Кольцо, материал – серебро, сердолик.(Bj.791)

Оригинала предмета нет ни в тафельном каталоге Holger Arbman, ни в Шведском Историческом музее. Реконструкция основана на прорисовке в книге Holger Arbman: Birka I Die Gräber, Uppsala MCMXL стр.287

 

5.Нож с металлическими ножнами, материал: железо, дерево, латунь, лужёная латунь. (Bj.837)

· Holger Arbman: Birka I Die Gräber Tafeln, Uppsala MCMXL taf178-3

· Holger Arbman: Birka I Die Gräber, Uppsala MCMXL - стр 310

7. Спиральный чеканный браслет, материал – серебро.

• ”Die schatzfunde Gotlands der Wikingerzeit’’ Abb.144-3

• http://mis.historiska.se/mis/sok/bild.asp?uid=28458

Найден на территории о.Готланда. Ввиду торговых отношений Бирки с другими городами, я допускаю, что подобный браслет могла носить женщина с хорошим материальным достатком. К тому же,в костюме присутствует фибула, точно такая же копия которой найдена на о. Готланд (см.выше).

9. Версия витого браслета, материал – серебро, находка о. Готланд.

 

•”Die schatzfunde Gotlands der Wikingerzeit’’ Abb. 60-3

Текстильные источники Bj.602

 

Относительно погребения Bj. 602в книге Hägg, Inga. Kvinnodräkten i Birka. Livplaggens rekonstruktion på grundval av det arkeologiska materialet. Aun 2. Uppsala, 1974 указано, что оно датируется началом 9 века, да и к тому же, по классификации Я.Петерсона фибулы, найденные в Bj.602 относятся к вендальскому типу.

Хангерок.

Хэгг описывает, что в нижнем крае фибул найдены льняные петли прикреплённые к ткани(возможно хангерок), размер их 2см над краем ткани. Фрагмент шерсти W35 (четырехремизная саржа-диагональ темно-синего цвета, 14х10 нитей/см) найден над фибулой, автор делает вывод, что это могло быть плащом. Фрагмент ткани W13 (четырехремизная саржа-елочка иссиня-черного цвета, немного прозрачная. 40х15 нитей/см.) найден в фибуле, к нему крепилась льняная петля, что даёт возможность предположить о наличие хангерока.

 

Верхних петель не обнаружено.Но во множествах других захоронениях Бирки их фрагменты найдены.

По этому поводу я приведу фрагменты перевода статьи «»

 

«Во всех материалах раскопок они оборваны или у верхнего края фибулы, или внутри неѐ. Это означает, что мы имеем мало представления, какой длины они могли быть. По-видимому, они проходили через плечо назад и пришивались к хангерку на спине.

По Хэгг остатки спинки хангерка никогда не были найдены под фибулами. Она считает, что сзади хангерок был не выше лопаток носящего (KviB, стр. 50). Тогда как еѐ вывод может быть правильным, я нахожу еѐ доводы немного странными. Ведь тело должно разложиться, прежде чем фибула попадѐт на ткань на спине. И не может ли объяснением, что остатки спинки хангерка никогда не оказываются под фибулами, быть то, что они разлагались вместе с телом, прежде чем фибулы могли сохранить их?»

 

О форме и выкройке хангерка. Ввиду существования нескольких теорий о видах хангерка, созданных различными авторами, я брала за основу работы Гейер и Хэгг.

Фрагмент перевода «»

 

«Похоже, что крой хангерока варьировал в зависимости от времени и региона, так что хангерок девятого века из Бирки отличался от хангерока 10 века из Хедебю. Так что мы не можем просто склеить кусочки от разных находок, но мы можем с некоторой предосторожностью ссылаться на различные находки.

Здесь археологи разделяются во мнениях и дают очень разные реконструкции. С одной стороны это вызвано тем, что некоторые из них не имели доступа к более поздним находкам; с другой – различной интерпретацией одних и тех же находок. Ни один из многочисленных хангерков Бирки не имеет следов кроя. Есть большое количество фрагментов с подогнутыми и подрубленными краями. Края были подогнуты по нитке, нити основы идут вертикально; то же можно сказать и о подкладе, если он был. Из этого Гейер делает вывод (и Хэгг с ней соглашается), что хангерки бирки не кроились для посадки по фигуре. Вместо этого, ткань использовалась после снятия со станка практически неизменѐнной, единственными модификациями были:

· подрубка краѐв

· добавление петель для фибул

· возможно подбивка

· возможно добавление отделочной ленты по верху или рядом с ним.

По исследования И. Хэгг верхний край шерстяного хангерка лежит в фибулах горизонтально, указывая, что края хангерка были прижаты к телу. Так же уцелевшие фрагменты лежат вокруг тела в один слой вместо двух, которые были бы при паре обѐрнутых вокруг тела хангерков. Основываясь на этом, Инга Хэгг считает, что шерстяной хангерок состоял из переднего и заднего кусков, сшитых вместе по бокам. Она подчѐркивает, что такая закрытая труба была бы естественным продолжением шерстяного пеплоса, который, похоже, носили в Железном веке (как следует из находки в Хульдремосе)….

Также один из аргументов Инги Хэгг в пользу закрытых хангерков состоит в том, что верхний край всех фрагментов хангерка лежит в фибулах горизонтально. Она указывает, что примерно 25 захоронений Бирки содержат значительные фрагменты переда хангерка, включая фрагмент, идущий от фибулы к фибуле (Bj597), который она явно не считает частью отдельного передника. Она так же ссылается на фрагмент из Хедебю и «множество других скандинавских находок», которые подтверждают, что хангерок закрывал перед и был глухим.(http://ingahagg.cybersite.se/text_108109.html)

В своей книге «Одежда викингов» Тор Эвинг ссылается на описание жены фермера из «Песни о Риге»:

Sat þar kona... sveigr var á höfði, smokkr var á bringu, dúkr var á halsi, dvergar á öxlum.

«Сидела там женщина… sveigr был на еѐ голове, «безрукавка» на груди, платок на шее и «гномьи» пряжки

на плечах».

- Rígsþula, перевод Тора Эвинга: Viking Clothing стр.37

Похоже, что удерживаемое «пряжками» одеяние из песни называли «smokkr». Это слово восходит к глаголу smjùga («проползать через»), что ссылается на способ надевания этого одеяния, когда носящий «пролезает» через него, пока руки и голова не окажутся с другой стороны; это ещѐ одно указание на то, что хангерок был глухим одеянием

 

Следующим фактом, о возможности ношения хангерка с короткими петлями в начале 9 века, можно считать само использование парных овальных фибул, классифицированных норвежским археологом Я. Петеросном, как фибулы Вендальской эпохи. К сожалению, на это время на территории Скандинавии нет ни одной находки, касающейся женской одежды, однако во времена переселения народов, женский костюм германских племён включал в себя такое одеяние, как пеплос(нпр. находка в Хульдремосе ). Если под влиянием франкской моды, «которая имела основополагающее значение для формирования костюма знатных скандинавских женщин»(Inga Hägg Die Tracht in Birka II 2) в Скандинавию была перенята верхняя распашная одежда (кафтан), то почему не мог быть перенят и пеплос(с изменениями, в виде петель)? Но это только мои предположения.

Если вспомнить работы А. Гейер «Birka, III: Die Textilfunde aus den Grabern», И.Хэгг «Kvinnodräkten i Birka». то в них, они использует за источники для костюма аналогичные элементы народов Балтики. Поскольку, шведская Бирка относится к циркумбалтийскому региону и на момент её существования были тесные торговые связи, такое заимствование источников в полне логичное. К тому же, в книге Р.Спиргиса «Овальные фибулы ливов», описано 63 фибулы скандинавского происхождения,2 из которых датируются 7-8 веками, что соответствует началу существования скандинавской колонии в Гробине (ок 650г.) Также в книге он выделяет отдельный прототип фибул ливского костюма как, фибулы типа Бирки, что является неопровержимым фактом взаимосвязи жителей тогдашней Бирки и племён ливов, что неоспоримо отразилось и на одежде.

В книге «Одежда ливов» Anna Zarina отмечает: ‘’Одежда ливов по составу и принципам формирования входит в регион распространения западноевропейских типов костюмов. В ливской культуре много скандинавского, что подтверждается наличием черепаховых фибул».

Вот что автор пишет о женском костюме стр. 92 «Наплечная одежда скалывалась или непосредственно через ткань, или наиболее распространённым способом – через специально пришитые петли, длиной ок.1,5 см, как в Скандинавии» При этом, A.Zarina Ссылается на работы Хэгг и Гейер.

иллюстрации из книги А.Zarina «Одежда Ливов»

При таком количестве источников на раннее средневековье, я не вижу логичным брать в обоснование материалы по шлейкам сарафанов этнографии, разница во времени которых более 1000 лет от эпохи викингов. как это распространено в современной реконструкции.

 

•Мой хангерок прямоугольного покроя, сшитый на боку. Ткань саржевого переплетения «ёлочка», петли льняные.

Выбрав для своего костюма хангерок более архаичного типа я не представляю целесообразным верхние петли делать длинными.

 

•Нижнее платье (рубашка): Остатки льняной ткани, которые могут относиться к рубашке, найдены приблизительно в 60 захоронениях (Hägg 1974, 14–36). Я использовала домотканый лён, покрой в виде гладкой туникообразной рубашки, но с трапециевидными рукавами, зауженными к краю.

Inga Hägg Kvinnodräkten i Birka, стр 24

 

На горле разрез, креплённый петелькой и костяной бусиной (применила вместо фибулы)

 

•Шерстяное платье из ткани саржевого переплетения,натурального бежевого цвета, Т-образного кроя. Горло и рукава обшиты шерстяной лентой из спрэнга бежево-коричневого цвета, шириной 1 см.

D7. Bj 60A. Фрагмент спрэнга. Нитки трощены (gezwirnt) вправо, желто-коричневого цвета, нормальной толщины. Нитки вытянуты так, что лежат параллельно. То, что это спрэнг, не вызывает сомнений, более точно определить технику невозможно. Фрагмент неровный; наибольшая ширина почти 1 см, длина 5 см.

А. Гейер «Birka, III» стр. 130

· Шерстяной пояс натурального бежево-коричневого цвета, тканый на дощечках, ширина 2 см. Узор по мотивам находок Бирки

Birka III, стр.82, рис.19 а

 

 

· Кожаный кисет

«Die Lederfunde von Haithabu» taf. 024

 

Шерстяной кафтан из ткани саржевого переплетения, слегка сваляной. естественного бежевого цвета, покроя как Т-образная рубашка, с разрезом спереди, обшитый по краю мехом бобра

«Фрагменты, вероятно относящиеся к кафтану, обнаружены в 37 погребениях – более чем в четверти женских захоронений, в которых вообще сохранился текстиль. Это самая часто встречающаяся после рубашки одежда (см. табл. 4). В то время как кафтан имелся более чем в половине захоронений IX века и только в трети захоронений поздней фазы, платье, напротив, все чаще встречается в поздних захоронениях. Меховая опушка, похоже, имелась также на кафтанах в захоронениях Bj 539, 543 (бобёр), 557 (куница), 619 (бобёр)» Die Tracht in Birka II 2

«Мех встречается во многих захоронениях. По микроконтексту находок можно предполагать, что это была оторочка или декоративные нашивки на одежде. В других случаях шкуры можно отнести к убранству захоронения. Обычен мех белки (зимней), куницы, бобра, а также овчина (А. Гейер Birka III, прил. II, 185 и сл.)»

 

Головной убор – льняной некрашеный платок. По статистике находок, на раннюю фазу Бирки головные уборы практически не встречаются, но это можно объяснить отсутствием металлических материалов в области головы на то время, в отличие Бирки 10 века, где в костюме чаще присутствуют элементы металлизированной тесьмы, которые способствуют сохранению ткани.

Такая возможная комбинация одежды на ранний 9 основана на данных таблицы Die Tracht in Birka II 2
Таблица 4. Количество предметов одежды, обнаруженных в женских захоронениях ранней и поздней фазы Бирки (всего 19 и 63 захоронения соответственно). Проценты приблизительны, особенно для ранней фазы, и приведены здесь только как вспомогательные цифры для интерпретации абсолютных значений. Справа указано количество фрагментов одежды во всех женских захоронениях, включая недатированные.

Тип одежды ÄBS JBS Недатированные Всего
Рубашка (вообще)   47%   57%    
Рубашка гладкая   10,5%   38%    
Рубашка гофрированная   37%   19%    
Шерстяной хангерок   42%   24%    
Кафтан   58%   31%    
Платье   21%   30%    
Плащ/накидка   5%   6%    
Головной убор   5%   31,7%    

 

 

Обувь. Ввиду того, что в описаниях захоронений Бирки не встречается упоминаний остатков обуви, то я взяла выкройку из книги «Die Lederfunde von Haithabu»
тип 5

Носки. Археологические подтверждения шерстяных вещей вязаных одной иглой, начиная с 4-го века в Египте, заканчивая современной этнографией, позволяют судить о широком распространении вязания. На эпоху Викингов такие находки, как остатки носка из Коппергейта, варежки из Осло, доказывают это утверждение.

Для себя я связала носки из домопряденых ниток, более плотной вязкой, чем в вышеупомянутых находках. F1 OOUU/UUOOO, в народе называемая техника «финка»

 

 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!