Святой апостол Павел писал: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12).
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Некоторые говорят, что смотреть телевизор, работать на компьютере – грех. Как вообще церковь относится к достижениям научно-технического прогресса?
Святой апостол Павел писал: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12).
Мы уже рассказывали, что Православная Церковь не против науки. Наоборот, все, что служит благу ближнего, что совершается во имя любви к Богу, в том числе достижения науки, рассматривается Церковью как доброе дело. Благодаря тому, что есть телевизор, можно смотреть православные передачи. На компьютере набираются тексты всей современной православной литературы, есть православные сайты в интернете и т. д. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32) – сказано в Библии. А современные технические средства как раз и служат делу проповеди Слова Божьего, проповеди истины. Поэтому странно слышать, когда верующих упрекают в отсталости и отрицании научных достижений. В связи с этим вспоминается забавный случай, происшедший в эпоху, когда только появились автомобили: один человек, глядя на водителя, возмущенно произнес, обращаясь к священнику: «Батюшка, смотрите! На бесе ездит». – «Ничего страшного, - отвечает священник. – Хуже, когда бес на человеке катается» (то есть когда человек является послушным рабом грехов).
· К сожалению, блага цивилизации не всегда служат пользе человека: технику можно использовать и на спасение, и в погибель. Например телефон. По телефону можно больному, немощному человеку сказать что-то утешительное, а можно его отругать и расстроить. Все зависит от свободной воли человека, куда он направит свои мысли – к добру или ко злу. используя знание, ядерной физики, ученые, с одной стороны, изобрели атомные станции, которые обогрели многие города. А с другой – создали атомные бомбы и не решили проблемы радиоактивных отходов, что принесло много горя людям: рано оборвавшиеся жизни, утраченное здоровье, загрязнение природы... Генетика – прекрасная наука, решающая многие современные проблемы. Но и ее достижения используют во зло, когда ставят опыты по выведению новых болезнетворных бактерий и вирусов для биологического оружия.
|
|
Увы, телевизор приносит много вреда и физическому, и душевному, и духовному состоянию человека. Вот несколько примеров. Как пишет психолог А. Мори, «продолжительное внимание, которое должен сохранять телезритель, смотря на экран, утомляющий зрение, производит род столбняка, что созывает в себе расстройство, почти сходное с тем, какое производится действием обезболивающих и наркотических средств: эфира, опия, гашиша». В результате человек становится пассивным и легко внушаемым: в 70-х годах производился следующий эксперимент: некоторой группе из шести человек был показан телефильм. После просмотра было организовано обсуждение, на котором все участники просмотра высказали общую идею, которая не совпадала с идеей фильма. Оказалось, что между кадрами этого фильма были вмонтированы другие кадры (которые потом и обсуждали участники просмотра). Эти редкие кадры не улавливались зрителями, но откладывались в их сознании. Такое воздействие называется «эффектом 25-го кадра»: человек видит 24 кадра, а 25-й не фиксируется в зрительной памяти, но знание о нем остается. Это изобретение применялось на американском телевидении с целью увеличения спроса на продукцию ряда компаний. Если на 25-м кадре поместить нужную автору фильма информацию, то человеку можно внушить, что угодно, помимо его воли. «Телевнушение – еще и средство телеманипулирования общественным мнением», – отмечает кандидат медицинских наук Ю. Савенко. Человек становится как бы игрушкой посторонней воли. С помощью телевидения большое количество людей можно заставить совершать определенные действия. Достаточно вспомнить, как отреагировала миллионная аудитория на кончину телелюбимца В. Листьева. Страна погрузилась в глубокий траур, которого не было, когда в Грозном гибли сотни военных, молодых ребят.
|
|
Грешно, когда на телевидении скрывается объективная информация о состоянии экономики, политики, экологии, духовно-нравственном состоянии народа, когда пропагандируется этническая или религиозная рознь. Еще страшнее, когда по телевидению идет открытая пропаганда насилия, жестокости, пошлости. Журналист Р. Стрельников пишет: «Очевидным злом» называет лондонская «Таймс» показ соперничающими между собой средствами массовой информации, и особенно телевидением, сцен насилия. Здравый смысл подсказывает, что постоянная демонстрация убийств на экране притупляет критическое мышление. Искусственно культивируемые с помощью телевидения насилие и жестокость обернулись в истории США, например, гигантской волной преступности», ибо, по словам профессора Н. Потсмана, «изо дня в день телевидение вбивает в головы молодым американцам ужасающие проявления насилия и садизма, восхваляет вседозволенность». К сожалению, некоторые люди с тайным наслаждением смотрят на сцены убийств. Если бы у них было побольше человеческой любви и сострадания, то они в ужасе отвернулись бы от этого зрелища. Телевизор сделал преступление и жестокость обыденностью. Попробуй кто-нибудь сказать, что ему противно и страшно смотреть на сцены насилия и убийств, его посчитают за нервнобольного.
|
|
|
|
Если человек скажет, что считает ниже достоинства христианина смотреть на сексуальные картины, то ему открыто заявят, что он «ханжа», имеющий отжившие старомодные взгляды. При этом подобные сцены есть даже в как будто бы нравственных постановках, зачастую не к месту. Те, кто такие фильмы смотрит, - вполне порядочные люди, которые даже пытаются утверждать, что они вполне бесстрастно смотрят эротические сцены. Это самообман: если неинтересно, то зачем терять время на просмотр? Это значит, что блудная страсть пленяет душу. В прежние времена блудникам долго не позволяли причащаться, потому что этот грех, как яд, отравляет душу человека, и нужно продолжительное время, чтобы человек очистился, выздоровел, как после тяжелой болезни. Блудник же духовно мертв, пока не принесет искреннего покаяния. После эротических передач по телевизору человек приходит в церковь так, как мертвого приносят для отпевания; стоит в храме, но его там нет. Там его тело, как гроб, а душа слепа и глуха; как труп, она не чувствует благодати, не может искренне молиться. Покаяние подразумевает волевое желание и решимость больше не совершать грех, а здесь человек обычно, возвратившись домой из церкви (иногда даже после Причастия), проводит часы около телевизора и видит там то, что в прежние времена мог бы не увидеть никогда в жизни.
Особенно, по мнению психологов, уязвимы к воздействию телевидения дети, так как у них из-за отсутствия полного сознания границ реальности все события, которые происходят перед их глазами, воспринимаются как настоящие. Убийство, насилие, разврат не вызывают у детей чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным. Нечистые образы способны глубоко западать в душу и не исчезают из памяти, грязня наше воображение. Поэтому один греческий мудрец говорил: «Я не столько хотел бы иметь дар хорошей памяти, сколько способность забывать».
· Некоторые спрашивают: «Что можно смотреть по телевидению? Может быть, ограничиться сводками новостей? Что разрешить смотреть детям? Не лучше ли отказаться в пост от просмотра телевизора?»
Что бы мы ни делали, важно рассуждать: не нанесет ли наш поступок душе вред, не склонит ли ко греху, а значит, принесет горе и страдания, отдалит от Бога? Все, что мы делаем, говорим, мыслим, не исчезает, все это запечатлевается в вечность на все времена. Память – не свалка, не яма, в которую все помои сливают. Мы должны заполнять душу и все свои мысли только добром. Посеем добро– оно принесет обильные добрые плоды. В жизни– как на огороде: если посеяны и хорошие семена, и сорняки, все зарастет бурьяном. Например, некоторые дети любят смотреть мультфильмы про космические войны, играть в компьютерные игры на эту тему. Полезного там мало, потому что показывается космос, наполненный демоническими, злыми силами. Не на этих мультфильмах надо учиться распознавать добро и зло. Лучше упражняться в реальной жизни. Иначе возникает парадоксальная ситуация: человек смотрит теле- или мультсериалы, сопереживая героям, даже плачет над их горестями. При этом некоторые так увлекаются, что не обращают внимания, когда домашние просят о помощи, или раздраженно отмахиваются от самых близких. То есть человек оказывается во власти нереальных чувствований, от которых никому нет пользы. В таком случае, может быть, лучше смотреть только сводки новостей, ведь если там мы видим чужое горе, то можем помочь хотя бы молитвой.
Что касается поста, то это время воздержания, когда, добровольно пребывая в молитве и покаянии, человек старается отказаться от всего, что мешает размышлениям о Боге. Общение Бога и человеческой души совершается лишь в условиях тишины, мира, глубокого спокойствия и сосредоточенности. А телевизор–отвлекающий фактор, так как во время молитвы могут всплыть образы, в том числе и греховные, увиденные на экране.
Шум от телевизора особенно неблагоприятен для детей, когда они занимаются уроками или читают: доказано, что раздвоение внимания очень вредно отражается на нервной системе. При включении телевизора следует учитывать, что его принуждены будут слушать все в квартире, в том числе те, кто этого не хочет. Эти члены семьи таким образом будут лишены возможности сосредоточиться на своих делах или чтении. Чтобы избежать таких ситуаций, телевизор важно включать по согласию всех членов семьи. И, конечно, родителям нужно тщательно разбираться в том, что смотрят их дети.
Основываясь на вышесказанном, необходимо отметить, что Церковь не против науки или ее достижений, таких как компьютер или телевизор, а против их использования во зло. Как писала святая царица Александра Федоровна: «Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо».
О несении креста
Приближение Великого поста навевает мысли о кресте Господнем. В каждом православном доме есть распятие. С него на нас смотрит распятый за наши грехи Христос, обращаясь к каждому из нас: «Рассмотри поруганное лицо Мое и удары на щеках Моих; Я им подвергся, чтобы тебя исправить; рассмотри язвы на ногах Моих; они приняты Мною для того, чтобы истребить бремя грехов твоих; посмотри на пригвожденные руки Мои, которые Я простер на кресте из-за тебя; Я вкусил желчи, дабы исцелить тебя; принял удары трости, чтобы подписать свободу роду человеческому; Я уснул на кресте; и Мой сон изведет тебя от сна смертного». Грехи есть у каждого, и пост – как раз то время, когда мы в большей степени призваны к покаянию, а значит, к исправлению своей жизни, к тому, чтобы следовать за Христом. А как следовать за Христом? Этот вопрос Спасителю задавали неоднократно еще 2000 лет назад, когда Господь ходил по земле. Иисус Христос говорил: «Соблюди заповеди» (Мф. 19, 17), то есть постарайся не грешить, поступай с ближними с любовью. Это сопряжено с несением креста. Что значит нести свой крест?
· Во-первых, несение креста – служение Богу и людям. Например, Бог каждому человеку даровал какие-то способности, таланты. Наша задача – не «зарыть их в землю», а развить и преумножить. Как это сделать? Господь наш Иисус Христос дает ответ: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), то есть меньше думай о себе, самоотверженно служи ближним». Так, например, послужил людям святитель Лука Войно-Ясенецкий. С детства он имел замечательные способности к рисованию, которые старательно и с удовольствием развивал. К 15-16 годам стал настоящим мастером, имеющим возможность быть прекрасным художником, но решил выбрать совершенно иной путь. Он решил стать хирургом, чтобы быть более полезным людям. Святитель Лука говорил: «Не должно делать то, что нравится, а надо делать то, что полезно людям». Еще один яркий пример сочетания таланта и самоотверженного служения людям – маршал Георгий Константинович Жуков. Сохранились воспоминания дочери Марии Георгиевны Жуковой: «Поистине ему ничего не надо было, кроме блага Отечества. Всего он достиг трудом, соединенным с самоотвержением, которое есть величайшее духовное дарование, свойственное немногим».
Задача христианина – послужить Богу в своей земной жизни. Обратимся к одному историческому примеру. Когда царю Александру II было шесть лет, в наставники ему выбрали известного поэта В. А. Жуковского. Жуковский составил план образования будущего императора. Целью воспитания и обучения, по мнению Василия Андреевича, было образование для добродетели. Царский наставник писал: «Его высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Человек знающий, но ненравственный будет вредить…» План Жуковского был одобрен царской семьей. Результатом этого плана стало воспитание царя, который вошел в историю как царь–освободитель. Вот и ответ на вопрос, для чего нужно образование. Для добродетели, нравственности, а не для «золотой медали» или «красного диплома», не для развития тщеславия, высокомерия, самомнения, а для того, чтобы своим образованием быть полезным людям. Об этом мы должны помнить при воспитании детей. Святитель Филарет Черниговский писал: «Кто искренне любит Бога, тот не может не любить ближнего».
Во вторых, несение креста – принимать в жизни все до стойно звания христианина. Как часто, когда мы терпим скорби, оскорбления, несправедливости от других людей, мы ропщем, жалуемся, проявляем недовольство, забывая мудрость: «И это пройдет», то есть черная полоса закончится. Но главное – нам, увы, не хватает веры, если мы забываем, что Господь все видит и все знает, спешит нам на помощь. А ведь некоторые отваживаются даже на месть! Это бессмысленно. Слово Божие гласит: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12, 19).
Во-первых, каждый получит по делам своим на суде Божием. То, о чем знает один Бог, – тайные греховные дела - во время страшного суда откроется. В мире истинного света и любви Божиих откроются все наши грехи: перед лицом всех друзей, знакомых, родных вдруг обнаружится все лукавое, низменное, бессовестное. Только представьте себе такую картину! Потому Церковь и призывает всех к скорейшему покаянию. Покаяние – это изменение ума, образа мыслей, изменение целей своей жизни, стремлений. Покаяние – это ненависть ко греху, отвращение к нему.
Во-вторых, в земной жизни всегда действует «золотое правило», произнесенное Христом: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Содеянное зло возвращается, и добро тоже. Вспоминается случай из жития преподобного Серафима Саровского, когда на него напали разбойники. В руках у батюшки был топор, и святой отличался богатырской силой. Но батюшка Серафим не стал применять топор и калечить грабителей. А впоследствии он умолял, чтобы грешников не наказывали. Дело закончилось тем, что Сам Христос вразумил нападавших: у них сгорели дома, и эти крестьяне каялись в своих грехах преподобному Серафиму. Как трудно в той ситуации было преподобному, и какую силу духа он проявил, не наказав обидчиков, ведает Бог. От нас же Создатель не требует подвигов, а учит хотя бы не отвечать злом на зло, оскорблением на оскорбление… Святой Тихон Задонский писал: «Христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении». Что сложнее: разгневаться и закричать или сдержаться и промолчать? Конечно, стерпеть. Бог призывает нас к терпению: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Почему нам так сложно терпеть окружающих нас людей? Потому что не видим своих грехов, считаем, что виноват кто угодно, но не мы. От других мы требуем святости. А себе позволяем многое. Грешники были, есть и, к сожалению, будут. Но когда читаешь Библию и сравниваешь себя с теми, кто жил во времена Спасителя, даже не со святыми, а с грешниками… понимаешь, что библейские грешники, в сущности, – хорошие люди по сравнению с нами, людьми нашей эпохи. Вот разъяренная нарушением заповеди Божией толпа подходит к Господу Иисусу Христу. Она влечет жен щину, «взятую в прелюбодеянии», и готова ее за это побить камнями. Как благоговейно эта толпа выслушивает мудрый и кроткий ответ Спасителя на свой вопрос, и как сильно, живо говорит в это время совесть человеческая в каждом из этой толпы! Безмолвные, обличаемые внутренним судом совести, эти грешники рассеиваются… Разве это могло бы произойти теперь? Трудно предположить, чтобы люди наших дней столь искренне и единодушно стали бы возмущаться прелюбодеянием; этот грех теперь приукрашен в литературе, театре, фильмах, грех стал обычным явлением. Стыдиться блуда многие перестали. Услышали бы многие наши современники вразумление Христа о том, что все мы небезгрешны? Вряд ли. Скорее бы продолжали сплетничать о чьем-то очередном «приключении».
А мытари, современные Господу Иисусу Христу сборщики налогов – нечестные чиновники первого века, которых так гнушался палестинский народ, не дети ли они по сравнению с некоторыми современными политиками и чиновниками? Как евангельские грешники жаждут покаяния, как они ищут Христа! Посмотрите на Закхея мытаря – как он горячо устремляется к дереву, чтобы взобраться на него и – увидеть Спасителя! Как он хочет увидеть Спасителя! Как радуется встрече с Богом! Священное Писание учит нас не только своими праведниками; оно ведет нас к покаянию, к Богу и образами своих грешников, их человечностью, их чуткостью к добру. Все они: мытари, блудницы, разбойники, встретившись со Христом, изменяют свою жизнь, осуждая себя за былые грехи.
Мы не можем терпеть еще и потому, что слишком печемся о собственном покое, благополучии, удовольствиях, не хотим потерпеть даже маленького неудобства или обиды, неся свой крест. Мир в душе мы теряем часто по пустякам. Когда не получается, как мы хотим, гневаемся, раздражаемся, пребываем в состоянии стресса. Другое дело, когда человек старается жить по-Божьи. Даже в тяжком горе такой человек бывает утешен Богом. Пример этого – мученики и исповедники за веру православную XX века. Так, сохранились воспоминания о монахинях, прошедших соловецкие лагеря: даже в невыносимых условиях они сохраняли благодушие. Это отмечали даже враги. В характеристиках дивеевской монахини Пелагии отмечалось: «качество работы хорошее», «нормы выполняет, «взысканий не имеет», «поведение хорошее», «в быту дисциплинирована». Господь даровал таким людям великое утешение – встретить Пасху и испытать радость Светлого Христова Воскресения даже в годы безбожия. Вспоминает Борис Ширяев: «Еще бы я не вспомнил ее, эту единственную разрешенную на Соловках заутреню в ветхой кладбищенской церкви… Владыка Иларион добился разрешения на службу для всех заключенных. И рушились стены тюрьмы, воздвигнутой обагренными кровью руками. Кровь, пролитая во имя любви, дарует жизнь вечную. Пусть тело томится в плену – дух свободен и вечен. Радость надежды вливалась в истомленные сердца. Не вечны, а временны страда ния и плен. Христос воскресе!» Непрост путь христианина, но крест сменяется воскресением, горе – радостью…
В третьих, несение креста – приготовление себя к Вечной жизни. Тело – временно, душа – бессмертна. Отсюда становится понятным, почему святые так стремятся к добру, любви, прощению, несмотря на все сложности и тяготы. Пример – святой Иоанн Златоуст. Его оклеветали, отправили в ссылку, куда вели в холод и зной, причиняя невероятные страдания… Святой Иоанн умер со словами: «Слава Богу за все!» – слава и благодарение Богу за скорбь и за радость! А как спокойно приняли мученическую смерть трое оптинских монахов (об этом есть замечательная книга «Пасха красная»)! Они были готовы к встрече с Богом, радовались ей. А мы, живущие в греховных страстях?
Христианство предупреждает, что все страсти приносят человеку страдания. Страсти – это обман, наркотик, прелесть! По смерти происходит выявление реального действия страстей, их жестокости, ибо после смерти они действуют в тысячу раз сильнее, палят, как огнем, без какой-либо возможности утолить их. Здесь, на земле, с нашими страстями проще: я заснул – и все мои страсти уснули. Например, я так злюсь на кого-либо, что готов растерзать его. Но прошло время – и страсть постепенно улеглась. А вскоре и друзьями стали. Здесь с пороками можно бороться. Если же на земле мы не боремся с малыми искушениями, не противостоим их давлению, то тем самым ослабляем свою волю. И за гробом перед лицом 1000-кратно большей силы страсти наша воля вообще отнимется, и душа окажется во власти злой бесовской силы. Как писал святой Антоний Великий, душа, покорившаяся страсти, соединяется там с демонами-мучителями. И это происходит естественным путем, ибо подобное всегда соединяется с подобным. В условиях земной жизни мы также соединяемся с людьми одного духа. Подчас удивляются – как эти люди сошлись? Потом, при более близком знакомстве, оказывается: да у них же дух один! Они единодушны. Единый дух (злой или добрый) соединил их. Борьба с невидимым врагом – дьяволом – продолжается в течение всей христианской жизни. Путь этот сложный, как говорит Спаситель: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14).
В сказке святителя Николая Сербского рассказывается, как девушка искала дорогу к своему жениху – принцу. Она не соблазнилась красивыми тропинками, которые вели в далекую страну, а пошла по узенькой каменистой дороге, которая и привела к царскому дворцу. Счастливо миновав все распутья, девушка наконец попала на свадебный пир. В этой притче под девицей подразумевается христианская душа, под дорогой – земная жизнь, под принцем – Бог, под свадебным пиром – Царство Небесное, путь в которое непрост.
Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!