Социальная философия, ее предмет и назначение



Предметом фил. осмысления является не только бытие, сознание, познание, диалектика их развития, но и общество и сам человек.

Та часть философии, которая исследует общественную жизнь и человека, называется социальной философией.

Предметом соц. философии выступают общественная жизнь в целом, ее наиболее существенные черты, связи, тенденции и движущие силы развития, наиболее общие механизмы деятельности людей, а также человек в системе социальных связей.

Соц. философия служит компонентом обществознания, а ее выводы являются методологической базой для других общественных наук (истории, социологии, политологии, этики и эстетики). Особенно тесная связь наблюдается между социальной философией и социологией. В отличие от социологии соц. философия рассматривает явления общественной жизни и проблемы человека как составляющие той целостности, которую представляет собой мир, т.е. изучает их в контексте мировых связей и зависимостей сквозь призму предмета философии.

Соц. философия как особый раздел философии начала формироваться давно. Вклад в ее формирование и развитие внесли философы различных времен, преставлявшие различные философские направления.

Одни философы выводили сущность, назначение и развитие общества из действия идеальных начал, по их представлениям, стоящих над миром и управляющих им (Бог, абсолютный дух, мировая воля и т.д.). Другие философы усматривали основания для объяснения развития общественной жизни в действиях великих людей, в сознании и воле народов. Третьи ставили развитие общественной истории в жесткую зависимость от распространения знаний, просвещения народа. Четвертые подчиняли развитие общества уровню развития материального производства, а духовное производство считали производным от степе­ни развития материального производства.

В социальной философии понятие «общество» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под обществом понимается «обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей». В узком смысле под обществом понимается «определенный этап человеческой истории». В качестве элементов структуры общества выступают люди (классы, социальные слои, группы, нации, народности), материальное производство, духовное производство, система воспроизводства и социализации людей (ясли, детсады, школы, техникумы, колледжи, академии, университеты и т. п.), политическая система общества, коммуникации (дороги, воздушные и морские линии и т. д.), система защиты общества и охраны общественного порядка, система охраны социального здоровья, система охраны отдыха и др. Общество выступает, таким образом, в виде развивающейся сложной системы, в которой названные компоненты взаимодействуют, придавая специфику его существованию. Функционирование каждого элемента общества предполагает определенные общественные отношения, которые являются условием его существования. В этом плане общественная жизнь представляет собой функционирование взаимосвязанных элементов общества. Главное назначение общественной жизни состоит в поддержании жизни людей.

Изучая общественную жизнь, которая делится на экономическую, политическую и духовную сферы, надо иметь в виду, что она сопряжена с усилиями людей во времени, направленными на то, чтобы оставаться живыми. Для этого человек должен регулярно удовлетворять определенные потребности, прежде всего в воздухе, воде, сне, пище, одежде и т. д. При этом необходим определенный объем усилий, находящих выражение в целесообразной человеческой деятельности, под которой понимается «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей». Человеческая деятельность включает в себя цель, средства, процесс своего осуществления и результаты. Эта деятельность делится на духовную и материальную.

Рассматривая социальные законы, надо помнить, что они отличаются от законов природы: 1) по месту действия, так как действуют в общественной жизни; 2) по характеру действия (законы общества опосредуются деятельностью людей, а законы природы описывают действия сил природы); 3) по долговечности (многие законы природы совечны миру, а социальные законы возникают лишь с появлением общества); 4) по степени точности, адекватности отражения действительности (если многие законы природы — динамические, то за­коны общественной жизни — статические).

Социальные философы выделяют следующие законы:

— возникновения, существования (функционирования) и отмирания социальных процессов, имеющих место в материальной и духовной жизни общества;

— действующие во всех обществах (общесоциологические), например, закон возвышения потребности в оптимальной организации общества, согласно которому каждое общество в целях его выживания не только должно иметь определенный, специфически организованный нормативный каркас, обеспечивающий его устойчивость, но и обладать особыми структурами, необходимыми для его существования;

— действующие в нескольких обществах, например, закон классовой борьбы в условиях рабовладельческого, феодального и буржуазного общества;

— действующие в рамках конкретных обществ, например, законы конкретных видов человеческой деятельности (познавательной, оценочной, практической).

Согласно представлениям многих современных отечественных философов, социальные законы имеют конкретно-исторический характер. Историческая обусловленность закона обнаруживается, во-первых, в том, что он описывает, отражает определенные, свойственные обществу интересы; во-вторых, в том, что в законе выражается свойственный времени уровень знаний.

Главными направлениями реализации назначения социальной философии как науки об основаниях упорядоченности общественной жизни выступают: 1) выявление организационных устоев общества как системы идеалов, принципов и норм, опосредующих его существование и развитие; 2) выяснение их достоинств и недостатков; 3) исследование потребностей и возможностей их развития; 4) выработка в случае неспособности старых устоев общества эффективно организовывать общественную жизнь новых идеалов, принципов и норм, составляющих новые устои; 5) активное со­действие вступлению новых организационных устоев общества в жизнь.

Признание того, что важнейшая задача социальной философии — выявление и формулирование наиболее общих законов существования и развития общества, не означает допущения возможности пренебрежения всеми другими философскими проблемами социальной жизни. Наоборот, обстоятельная осведомленность о наиболее существенных чертах общественного бытия и сознания, о методологии познания явлений общественной жизни, о механизмах развития общества, о человеке, о принципах человеческой деятельности, о глобальных проблемах современного общества является обязательным условием раскрытия сущности социальной философии.

Подход к объяснению общественного развития со стороны его источников и движущих сил ставит вопрос о детерминации социальных явлений. Детерминизм представляет собой учение об объективной обусловленности явлений материального и духовного мира. От понятия «детерминизм» надо отличать понятие «детерминация», обозначающее опосредование одних явлений, событий, процессов другими в рамках при­чинно-следственных связей.

Знание о явлениях и процессах общественной жизни формируется на основе анализа социальных проблем, который включает: 1) выявление симптомов проблемы; 2) описание этих симптомов и оценку симптоматических характеристик с точки зрения нормы и патологии, что предоставляет возможность подтвердить наличие проблемы или подвергнуть ее отрицанию; 3) выявление стадии развития проблемы и оценку характера ее возможного воздействия на общественную жизнь; 4) определение круга причин и факторов, порождающих проблему и дающих ей возможность существовать; 5) формирование перечня факторов и оценку их влияния на дальнейшее развитие проблемы; 6) прогнозирование дальнейшего развития проблемы в зависимости от изменения круга факторов и их взаимодействия; 7) оценку последствий нерешения проблемы из-за отсутствия целенаправленного воздействия на нее; 8) выявление возможных вариантов решения проблемы с учетом ограничений, накладываемых обстоятельствами, и отсутствия необходимых средств; 9) выбор и обоснование оптимального варианта решения проблемы и средств, необходимых для этого. Такой подход к анализу и выработке решений социальных проблем требует от социальной философии выполнения ее критической, диагностической и прогностической функций.

Таким образом, основными функциями социальной философии являются: а) познавательная, реализующаяся в способности социальной философии достичь истинного знания о явлениях общественной жизни; б) функции формирования и распространения представлений о нормативных устоях общества, в которых фиксируются не только принципы и нормы существования и развития общества как системы, но и наиболее общие принципы и нормы человеческой деятельности; в) диагностическая, проявляющаяся в способности социальной философии проникать в сущность социальных проблем; г) прогностическая, реализующаяся в том, что социальная философия в состоянии предсказывать будущее. Помимо названных социальная философия имеет и другие функции, например, мировоззренческую, ценностно-ориентирующую, проектировочную и т. д.

В социальной философии как разделе философии можно выделить ряд компонентов. Так, в современных учебных пособиях выделяют социальную онтологию, в рамках которой излагают проблемы общественного бытия людей, включая проблемы взаимодействия общества и природы; философские проблемы жизнедеятельности общества, в том числе философские вопросы экономической жизни; проблемы социальной структуры и политической организации общества, а также проблемы общественного сознания и его форм. В качестве другого важного компонента социальной философии рассматривается философская антропология, освещающая проблемы человека. Третьим существенным компонентом структуры социальной философии является философия истории, в которой анализируются вопросы развития общества и глобальные проблемы его современного существования. На правах еще одного компонента социальной философии существует методология социального познания.

Такое деление социальной философии способствует изложению со­держащихся в ней знаний в виде стройной системы, служащей методо­логической базой для всех общественных наук.

 

 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!