Проблема сознания. Сознание и самосознание.



Сознание – 1. высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности. 2. высшая форма отражения особым образом организованной материи, т.е. человеческого разума.

Происхождение сознания:

1. Первым, кто создал целостную теорию, с помощью которой объяснил, каким образом возникают мысли человека и в какой форме они существуют, был древнегреческий философ Платон. Он исходил из признания того, что существует параллельно два мира: мир конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и вещей, и мир невещественных образований, так называемых идей или идеальных сущностей. Олицетворением этих сущностей является душа.

2. В мире с самого начала его существования есть некое духовное начало: либо в форме составной части «абсолютного единства», либо в форме бесчисленных деятельных субстанций – монад, изначально способных к психической жизни (Лейбниц).

3. Сознание не имеет сверхъестественного характера и не существует сознания вне связи с мозгом.

Особенности сознания: способность к обобщенному отражению, способность к неограниченному совершенствованию отражения, способность воздействовать на материальный носитель – мозг и тем самым на самого себя.

Сознание является свойством человеческого мозга. Вне человеческой головы нет и не может быть самостоятельного существования духовного мира, и тем более параллельно материальному миру.

Активность человеческого сознания неразрывно связана с преодолением инстинктивности в деятельности становящегося человека.

Активностью сознания является то, что называют мышлением. Мыслить – значит различать.

4 основных взаимодействующие среды в сознании: когнитивная (познавательная), подсознательная, эмоциональная, мотивационно-волевая.

Функции сознания: познавательная (отражающая), оценочная, ориентировочная, регулятивная, функция хранения информации, рефлективная.

Познание делится на чувственное (познание с помощью органов чувств: ощущение, восприятие, представление) и абстрактное мышление (движение от незнания к знанию, от знания поверхностного, неполного к знанию глубокому и полному) (нижние уровни познания: понятие, суждение, умозаключение; верхние: теория, гипотеза).

Ощущение – это отражение объектов посредством органов чувств (Демокрит, Гераклит, Платон).

Восприятие – это чувственно конкретный, целостный образ вещей или явлений.

Представление (воспроизводящее, творческое) это способность отображать предметы и явления вне непосредственного контакта с ними.

Понятие - это мысль, отражающая в обобщающей форме существенные признаки предметов и явлений действительности (н: дом, человек, дорога).

Суждение – это мысль, в которой что-нибудь утверждается о предмете (н: солнце светит, машина движется).

Умозаключение - логическая форма получения выводного знания, заключающаяся в движении мысли от определенных исходных данных к новому знанию, складывающемуся на основе этих данных.

Гипотеза представляет собой такое знание, истинность или ложность которого еще предстоит установить.

Теория – совокупность научных сведений, направленных на истолкование и объяснение каких – либо явлений.

Под рациональным понимается вытекающее из деятельности разума, установленное им, доступное его пониманию и обоснованное с его помощью (Сократ, Платон, Аристотель, Бэкон).

Иррациональное – пренебрежение рациональным, отрицание рационального; - нерациональное, непродуктивное; - сверхразумное.

Рациональность – это комформность, т.е. эффективная адаптивность к сложившимся обстоятельствам (А. Витгенштеин). – это способность с помощью научной рефлексии обеспечить проверку истинности теоретических построений.

Самосознание - выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себе как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!