Общие принципы оглашения
Священник Александр Усатов
Оглашение на современном этапе
(Фрагмент из книги)
Общие принципы оглашения
Оглашение может быть построено только на основании искренних и доверительных отношений с людьми. Катехизация может быть только откликом на свободное произволение человека к спасению. Использования в катехизическом процессе любых средств и технологий, нарушающих свободу человека, недопустимо
Катехизация должна быть, в первую очередь, встречей и диалогом, а не только монологом катехизатора. Подготовку оглашенных к Крещению целесообразно проводить не в форме преподавания лекционного материала о христианстве и пассивного слушания, а в более эффективной с педагогической точки зрения живой беседе с постановкой вопросови использованием примеров из повседневной жизни (притч) или исторических событий, поясняющих основные истины веры. Желательно использование наглядных пособий (например, с текстом Символа веры) и современных средств обучения: видео-, аудио- и компьютерной техники. Хорошим подспорьем для катехизаторов может стать небольшая видеотека и библиотека.
В книжной лавке каждого прихода должна быть литература, специально адресованная тем, кто пока только стучится в двери Церкви. Это должна быть литература на разных уровнях — и общедоступном, и более углубленном — объясняющая основы Православия, а также открывающая мир Евангелия и богослужения, который для многих остается по-прежнему закрытым
|
|
В приходе следует распространять катехизические листки, посвященные
праздникам, Таинствам, богослужению и отдельным вопросам церковной жизни,
разместить информационный стенд, содержащий просветительскую информацию
Уже на первой огласительной беседе есть смысл вручать оглашенным брошюру о
Крещении (как минимум – текст Символа веры на церковно-славянском и русском языках)
Рекомендации и инструкции Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», 24 июня 2010 г.
Белановский Ю.С., Ракушин А.В., Шестаков А.А. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе. – М., 2007
Гаврилюк Павел, диак. Пути возрождения святоотеческой системы оглашения в соврем енно й Церкви
Рекомендации и инструкции Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной
Церкви «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», 24 июня 2010 г. 16 и Евангелие. Возможно распространение среди оглашаемых дисков с катехизическими фильмами и текстами в электронном виде, а также с записью бесед в mp3-формате.Малоэффективным оказывается использование литературы, образовательных
|
|
программ (например, по «Закону Божию») и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху, т.к. по своему характеру эта литература и программы были
рассчитаны на уже воцерковленных взрослых и детей, ходящих с детства в храм. Подобная
литература не ставила перед собой целью приведения обучаемых в Церковь, т.к. сам уклад
культурной, социально-общественной жизни дореволюционной России способствовал
этому
Литургические молитвы за оглашенных, в которых есть прошение о том, чтобы
Господь «открыл им Евангелие правды», свидетельствуют о том, что Церковь особое
внимание уделяет просвещению оглашаемых евангельской вестью. Поэтому необходимо,
чтобы за время подготовки к Крещению оглашенные самостоятельно познакомились с
содержанием Евангелия. В качестве минимального требования можно предложить
прочтение одного из синоптических Евангелий
Стоит помнить, что процесс оглашения не может быть сведен к механическому
изучению богослужебных чинопоследований, заучиванию молитв и просмотру церковных книг. Во время подготовки человека к Крещению в первую очередь необходимо задуматься о том, как оглашенный соотносит себя со Христом и Его Церковью:
|
|
Надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху через Крещение
ничего не бывает механически, а все совершается с участием
нравственно-свободных решимостей самого человека (свт. Феофан
Затворник
Основной задачей катехизатора является не рассказ о церковных обычаях, а
свидетельство о Христе50.
Содержание оглашения должно соответствовать категориям слушателей.
Необходимо учитывать возрастные особенности, социальный статус, религиозную
мотивацию, уровень светского образования, психологические особенности, а так же
нравственное и культурное развитие человека:
Например, фильм, снятый при содействии архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) «Азбука Православия» (2007 г.) или десять фильмов «Человек пер ед Богом», автор и ведущий – митр ополит Илларион (Алфеев)
Например, аудио-про ект архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) «Религиозная энциклопедия»
Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви П. 1.4. Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви
Белановский Ю.С., Ракушин А.В., Шестаков А.А. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе. – М., 2007
|
|
Феофан Затворник, свт. Толко вание на Послание к Римлянам. – М.: Ср етенский монастырь, 1996. С. 332
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Доклад на Архиер ейском Собор е Русской Православной Церкви 2004 года
Не один и тот же способ учения пригоден для всех приступающих к слову.
Напротив того, надлежит соображать оглашение с разностями
верований, имея в виду одну и ту же цель слова, но не однообразно
пользуясь ведущими к ней в каждом случае средствами... Ибо с родом
болезни соображать должно и способ врачевания: не уврачуешь одним и
тем же в эллинстве многобожие и в иудее неверие в Единородного Бога; и
введенных в заблуждение ересями не отвратишь одним и тем же от
обманчивых, ими составленных понятий о догматах51.
План проведения бесед с готовящимися к Крещению предполагает постепенный
переход от одной темы к следующей, от простейших понятий до глубоких вероучительных
истин. По словам апостола Павла, новоначальных христиан необходимо питать молоком,
ибо они ещё «младенцы» (Евр. 5:12,13).
Приведенный здесь план бесед является лишь ориентиром для катехизатора,
который в процессе общения с людьми некоторые темы может лишь затрагивать, а те,
которые вызывают недоумения и смущение у оглашаемых, наоборот, рассматривать более тщательно.
При подготовке бесед по этому плану необходимо помнить, что приходящие люди в
большинстве случаев не имеют никакого представления о православной вере, или же их
представления искажены и стереотипны. Поэтому задача катехизатора заключается в том, чтобы доходчивым и ясным языком показать желающему крестится человеку
незамутненный образ православного вероучения и помочь в преодолении стереотипов.
Основные вероучительные темы огласительных бесед определены Символом веры.
Раскрытие этих тем может быть различным и не должно ограничиваться схоластическими
безжизненными схемами и введением в курс догматического богословия.
В первой беседе внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!