Irkin İki Temel Sebebi



 

 

Невежество

Одна из важнейших причин, которая затягивает человека в бездну ширка - его неосведомленность, невежественность в вопросах веры. Первым условием для избавления человека от ширка является овладение глубокими знаниями о вере, ибо, как сообщается в одном из айатов Корана, многобожники представляют собой невежественное общество:

Если же какой-либо многобожник попросит у тебя [, Мухаммад,] убежища, то предоставь ему приют, чтобы он мог слышать слова Аллаха [от тебя]. Затем отведи в безопасное место, потому что ведь они (т. е. неверующие) - невежественные люди. (Сура «Ат Тауба», 9:6)

Человек может достичь глубин знания веры, которые составляют первое, непременное условие Имана, лишь через постижение айатов Корана. Только Коран раскрывает людям самое ясное и правильное определение Единобожия, Таухида, описывает нам Единство Бога, объясняет суть Единства и почему не может быть иных богов, раскрывает нам, что есть идолы, какой должна быть чистая вера? Какие поступки и образ мысли мусульманина угодны Всевышнему Аллаху? Какие мысли и деяния могут повергнуть человека в ереси и ширк? Какое оружие использует сатана против людей и чем завлекает их в безверие? Какой линии поведения следует решительно избегать истинно верующему? Коран дарует нам полные и ясные ответы на все эти и многие другие вопросы. Несомненно, что без глубокого осознания всех этих вопросов, раскрываемых нам в Коране, невозможно обрести подлинную, чистую веру, свободную от ширка.

Здесь следует особо подчеркнуть, что знание Корана, о котором идет речь, - это не бессмысленное накопление информации. Под словом «знание» в Коране подразумевается то постижение, что воздействует на сердце человека, пробуждает к размышлениям и вере его разум и совесть. Иной подход к постижению Корана, т.е. изучение содержания Корана как свода сухой информации, да простит нас Всевышний, не принесет человеку никакой пользы.

В Коране ниспосланы сотни айатов, несущих нам знания о Единстве Аллаха, о том, что нет других богов, помимо Него, а также о многобожии (ширке) и тех, кто впал в ширк. Всевышний многократно привлекает наше внимание к подробному описанию всех этих вопросов, показывая нам, сколь жизненно важное значение для людей имеет их глубокое осознание. Это основополагающие истины вероучения Ислама, конечно же, не могут быть известны и доступны человеку, далекому от Корана или же не читающему его надлежащим образом и не размышляющему над ним. По выражению Корана, этот человек является «джахилем», т.е. «невежественным».

Положение такого человека ничем не отличается от положения арабских племен, которые жили в неведении о подлинной вере в период до ниспослания Корана. Эпоха язычества, а также религиозное состояние жителей Аравии до появления Ислама и пророка Мухаммада, с.а.с., именуется в айатях определением «джахилия», т.е. «неведение». Но тот, кто, имея перед собой Коран, все же игнорирует его предписания и не следует ему, даже по прошествии 1400 лет по-прежнему остается одним из общества джахилии. Он осознанно отказался следовать предписаниям Корана, находящего рядом с ним, под рукой, так что никакие доводы, выдвигаемые этим человеком в оправдание своего незнания и ересей, не могут быть приняты, потому что он отказался последовать Истине. Сколько бы этот человек ни утверждал о собственной набожности, навеянной ему всяческими суевериями и ложными убеждениями, унаследованными будь то от отцов и дедов или же из рассказов других людей, он по-прежнему остается невежественным, до тех пор пока не начнет постижение истин, ниспосланных в Коране, не придет к осознанию веры и образа мысли, которые описаны в Божественном Писании. Те, кто не последовали за откровением Аллаха и Его посланником, но встали на путь верований своих отцов и дедов, по сути, подчинили свою жизнь господству неведения и ересей. Аллах сообщает об этой истине в следующем айате Корана:

Когда неверным говорят: "Следуйте за тем, что ниспослал Аллах, и за Посланником", - они отвечают: "Довольно нам того, что исповедовали наши отцы". Но ведь если их отцы ни о чем не ведали и не следовали прямым путем? (Сура «Аль Маида», 5:104)

В Коране мы очень часто сталкиваемся со словами пророков, характеризующих свои народы, к которым они были посланы с увещеваниями Всевышнего, как общества язычников и невежд, что еще раз показывает нам: первопричиной зарождения ширка, многобожия, является прежде всего незнание. Вот лишь несколько из айатов, раскрывающих верность данного утверждения:

И перевели Мы сынов Исра’ила через море, и пришли они к людям, которые чтут своих идолов. Они сказали: “О Муса! Сделай нам бога – такого бога, как у них”. Он сказал: “Поистине, вы – люди невежественные!” (Сура «Аль А`Араф», 7:138)

Вспомни [, Мухаммад,] брата 'адитов, как он предупредил свой народ в ал-Ахкафе, когда увещевания произносились прежде него и после него, [возвестив]: "Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха! Воистину, я опасаюсь, что вас постигнет наказание в великий День". Они спросили: "Неужели ты прибыл, чтобы отвратить нас от наших богов? Так яви же то, чем ты нам угрожаешь, если ты прав". Он сказал: "Знание ведь - только у Аллаха, и я сообщаю вам то, с чем я послан. Но я вижу, что вы - несведущие люди". (Сура «Аль Ахкаф», 46:21-23)

Понятие «неведения», упоминаемое в вышеприведенных айатах, заключает в себе очень глубокий смысл, а именно: проявление неведения, в Кораническом смысле этого слова, наряду с неосведомленностью, также и притворное непонимание очевидных истин. Примером тому может послужить положение сынов Израиля, которые были свидетелями пророка Мусы, мир ему, ниспослания ему Торы, а также того, как этот посланник Аллаха призывал их к истинному пути и боролся с фараоном. Казалось бы, народ, ставший свидетелем стольких знамений Бога и Его милостей к ним, должен тот час же осознать веру и стать самым богобоязненным. Но, даже зная и видя воочию все описанные деяния пророка Мусы, мир ему, народ Израиля, словно бы так и не смогли поверить в Бога Мусы, мир ему, возжелали себе другого бога помимо Аллаха и к тому же осмелились изъявить о своем пожелании пророку Мусе. Подобное поведения народа пророка Мусы, мир ему, поразительно. Отсюда становится ясно, что избавление от неведения подразумевает не бессмысленное получение знаний о вере и Боге, но глубокое осознание умом и сердцем этих знаний, только проникая в сердце, знания о вере пробуждают его, меняют образ мысли и душу человека, определяют его деяния и слова.

Заблуждение народов прошлого, упомянутых в Коране, которые впали в язычество и сошли с истинного пути, в особенности определенных групп из числа сынов Израиля – здесь речь ни в коем случае не идет о искренне уверовавших иудеях, – заключалось именно в этом. Всевышний даровал им многие знания, явил им свои знамения, народ хорошо осознал их, но все же сошел с Пути Истины. Вот почему в Коране это община определена как «ослы, которые несут книги». Коран гласит:


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 1; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!