Слово на день Собора Архангела Михаила



 

Кто со вниманием поклонялся святой иконе Архистратига Михаила, в честь коего мы ныне празднуем, тот не мог не заметить, что Архангел сей изображается всегда в грозном и воинственном виде. На главе его видишь шлем, в руке меч или копье, под ногами - дракон, им поража­емый. Что значит это? Ужели без меча нельзя ходить безопасно и на небе? Или престол Царя Небесного имеет нужду в охранении, подобно престо­лам царей земных? Или Ангелы на то созданы, чтобы сражаться?

Нет, братие, престол Всемогущего непоколебим как вечность; сон­мы чистейших духов сотворены не для брани и побед, а для славословия, мира и блаженства. Так было вначале; так было бы и всегда, если бы один из самых первых духов не открыл в себе самом источника зла, бра­ни и нестроения, и не возмутил истины небесной. Не знаем, как ниспал он до безумия восстать против Всевышнего; но восстал! По естествен­ной ли зависимости воинства от вождя, или по духу взаимного прельще­ния, но вслед за сим возмутителем устремилось множество и других ду­хов. Для всемогущего Творца не было и не могло быть при сем опасно­сти, но мир духовный поколебался; мог весь превратиться в самом основании своем. Это была бы потеря тем чувствительнее, чем более из­лито на мир духовный даров и совершенств, чем выше его предназначе­ние. И вот в сию-то решительную минуту, когда целому небу предстояла опасность обратиться во ад, - из среды же Ангелов является поборник славы Божией и защитник чести самого мира Ангельского. "Кто яко Бог?" - восклицает Михаил к собратиям своим, и вместе с ними устрем­ляется на безумного возмутителя и клевретов его. Не вдруг одержана победа; ибо Люцифер, как верховный из Ангелов, обладал великими со­вершенствами; но наконец сила добра превозмогла над силою зла; Ден­ница свергнут с неба, а Михаил и Ангелы его остались навсегда победо­носными слугами Царя Небесного. С тех пор (это было до создания че­ловека и, вероятно, еще до сотворения видимого мира), с тех пор в руках Михаила меч, а под ногами его - дракон, ибо сатана, и сверженный с неба, не престает воевать против небожителей.

Немного опытов Михайловой брани указывает нам потом Священ­ное Писание (ибо оно весьма редко поднимает завесу, сокрывающую от нас мир духовный; и когда поднимает, то показывает более то, что мо­жет устрашать и приводить в недоумение); но сии немногие указания таковы, что заставляют предполагать о многом. Так, апостол Иуда в По­слании своем (Иуд. 1; 9) сказывает, что Архангел Михаил препирался некогда с диаволом по кончине Моисея за тело его, которое диавол, веро­ятно, искал обратить в предмет обожания для Израильтян, а Михаил вну­шил погребсти так, что не уведа никтоже погребения его (Втор. 34; 6). Такое благотворное отношение Михаила к лицу Моисея, конечно, не огра­ничивалось попечением о судьбе тела его, а простиралось на всю жизнь, на все многообразное и многотрудное служение его, и особенно, на зако­нодательство, которое, по выражению святого Стефана, произошло устро­ением Ангельским (Деян. 7; 53).

Судя по сему, Ангел, глаголавший с Моисеем на горе Синайской (Деян. 7; 38) должен быть не другой кто, как Михаил. И поелику законо­положение Синайское было весьма не по сердцу сатаны, - почему он и старался всячески соделать народ Израильский недостойным чести быть народом Божиим, - то Михаилу во время устроения Моисеем Церкви Иудейской, без сомнения, немало было случаев извлекать против него меч и повторять удары в его голову.

Особенно же открылся случай к сему, когда сатана, незадолго до при­шествия Христова, как бы предчувствуя наступающую решительную опасность для своей темной области, воздвиг против Иудейского народа и Церкви злочестивого Антиоха, наустив его искоренить совершенно веру и закон Моисеев. В сие время спасение избранного народа и Церкви ни­как не могло быть совершено одними естественными средствами. Посе­му еще Даниилу дано было созерцать в видении, как Михаил восстанет в сие время за сынех людий твоих (Дан. 12; 1). Следствием сего-то невиди­мого заступления от Архангела, без сомнения, было то, что горсть ревни­телей закона, предводимых Маккавеями, в состоянии была обращать в бегство и рассеивать неоднократно многочисленные полчища Антиоховы. Маккавеи побеждали Сириян потому, что в то же время поражал са­тану и клевретов его Михаил. Посему Архангела сего можно, по спра­ведливости, назвать Ангелом-защитником народа Иудейского, Архистра­тигом Церкви ветхозаветной.

Воинственное служение Церкви Михаила не окончилось с Церко­вью ветхозаветною. В двенадцатой главе Апокалипсиса Иоаннова читаем, что, "по убежании от змия в пустыню жены, облеченной в солнце, то есть Церкви Христовой, бысть брань на небеси с сим змием" (Откр. 12; 1,6-7). Кто же паки боролся с ним? Михаил и Ангелы его. Не сего места и не настоящего времени дело определять, на какой век христианства упадает время этой брани - на век ли последнего, жесточайшего гонения на Церковь первенствующую, Диоклитианова? Или на века волнений, про­изведенных потом в Церкви еретиками? Или на времена новейшего отпадения от веры целых народов? Для цели нашей довольно приметить, что брань сия, по упорству врагов и важности последствий, походила на оную первую брань на небе. Ибо и после сей брани говорится о сатане, что он свержен с неба, и с ангелами его, свержен так, что уже отселе и места не обретеся им ктому на небеси (Откр. 12; 8), то есть пресечена, вероятно, всякая возможность проникать силою или хитростью в выс­шие и лучшие области мироздания. Значит, Михаил есть Архистратиг и Церкви новозаветной, так же, как был Архистратигом Церкви ветхоза­ветной. Более сего нет в слове Божием указаний на брань Михаила с диаволом, но и без особого указания можно с достоверностью присовоку­пить, что брань сия должна ожесточиться в высшей степени перед кон­цом мира. Ибо то же Священное Писание открывает нам, что тогда диавол, ведый, яко время мало имать (Откр. 12; 12), употребит всю силу и всю хитрость против Царства света, и явится, в лице Антихриста, в таком могущественном и увлекательном виде, что если бы возможно было, то им прельстились бы и самые избранные (Мф. 24; 24).

При такой опасности для Царства света, может ли почить в бездей­ствии меч Архангела, который от начала мира никогда не почивал и при меньших опасностях?

После всего сказанного понятно, братие, почему в таком воинствен­ном виде изображается такое благотворное существо, каков прославля­емый нами Архангел. Вид сей должен приводить в ужас врага Божия, а не нас, слуг Божиих, как то, однако же, бывает с некоторыми из чад Церк­ви по их неразумию.

Сообразно достоинству и величию силы своей, как первый из Ар­хангелов, Михаил есть защитник более всей Церкви, нежели каждого чле­на ее порознь, но многие опыты чудесного заступления его свидетель­ствуют, что победоносный вождь Сил Небесных не почитает чуждым своего достоинства принимать под защиту свою всякого, кто только с верою молит его о помощи.

Посему в круге церковном есть даже особый день, назначенный для благодарного воспоминания таковых чудес Михайловых.

Тем паче мы, выну молящиеся в сем, посвященном имени его храме, тем паче, братие, мы можем быть уверены, что охранительный меч Ар­хангела сего будет всегда за нас, коль скоро мы не будем питать в себе преступного союза с тем врагом, которого он всегда преследует. Ибо, братие, беседуя о брани Михаила с диаволом, должно, наконец, привести вам на память и то, что брань сия совершается не только вне, но и внутри нас. И в каждом из нас есть свой внутренний, домашний змий; есть и внутренний архистратиг, его постоянно преследующий. Внутренний змий сей есть прирожденная всем нам наклонность ко злу, та несчастная тле­творная похоть, которая заченши, по замечанию апостола, рождает грех, а через него производит и смерть (Иак. 1; 15). А внутренний архистра­тиг- это наша совесть, которая, доколе руководится словом Божиим и благодатью, непрестанно гласит во уши сердца нашего: кто яко Бог и Его святой закон? - непрестанно преследует змия - греховную похоть - стра­хом Суда Божия и мук вечных. Не будем же скрывать, греть и питать в себе сего внутреннего змия; дадим нашему архистратигу, при каждом появлении жала его, поражать его в самую главу. Без сей верности наше­му внутреннему архистратигу не приспеет к нам на помощь и Архистра­тиг внешний. Ибо ополчаться за спасение людей есть долг, самый прият­ный для Ангелов и победоносного вождя их, но за спасение каких лю­дей? не всех, а токмо боящихся Господа (Пс. 33; 8). Аминь.

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!