Основные концепции социологии семьи XIX - начала XX вв.



Наибольший вклад в становление исторического подхода к исследованию семьи принадлежит швейцарскому историку Бахофену, а также шотландскому юристу Мак-Леннону. Б. разработал концепцию гетеризма, как состояние через которое прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на высоком положении Ж в обществе. В продолжение данной теории Мак-Леннон ввел понятие экзогамия.

Морган (американский юрист) занимался изучением проблем семьи в полевых условиях, исследуя быт индейских племен. Разработал идею прогрессивного развития человечества, по его мнению первобытное общество было родовым и трансформировалось от низших форм к высшим. Род – совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом и связанных узами крови.

По мнению Моргана род в своем развитии прошел последов-е стадии:

1. Кровнородственная семья Основана на групповом браке м/у братьями и сестрами, родными и коллатеральными (двоюродными)

2. Пуналуальная семья Группа Ж и группа М, происхождение ведется по материнской линии

3. Синдиасмическая (парная) Брак отдельных пар, без сожительства, продолжительность союза зависит от воли сторон

4. Патриархальная Брак 1 М с неск Ж, кот вели затворнический образ жизни. Гл. цель создания -установление отцовской власти над группой лиц д/обработки земли и охраны дом животных

5. Моногамная семья Брак отдельная пара 1 раз и на всю жизнь. История такой формы семьи около 3000 лет.

Универсальные формы, свойственные д/всех народов

Морган ограничил род от семьи показав, что он явл экзогамной группой м/у членами кот невозможны брачные отн-я. Значит первобытный род не мог состоять из семей, исходя из этого 1й формой рода оказ-я материнский род, основанный на коллективном хоз-ве и на экзогамных-эндогамных брачных отно-й при наблюдающихся парных союзах.

Также отличал моногам семью от брачных пар легко распадав в родовом об-ве, т.к. они не имели хоз. самостоят, частной собств, наследования.

Наиболее известен труд, посвящ развитию института семьи, принадлежащ Ф.Энгельсу «происхождение семьи, частной собственности и гос-ва».

Энгельс считает, что периоду дикости соотв-т групповой брак. Значит, что происх непрерывн сужение лиц, имевших право на секс контакты. Варварству соответствует парный брак. Цивилизации-моногамия.

Франц. социолог Ф.Лепле исп-я собств методику сконструировал 3 базовых типа семьи. В основу классификации был положен принцип передачи имущества по наследству:

1. Патриархальный – живут расширенной семьей вкл детей, имеющ собственные семьи. вся власть принадлежит отцу, кот после смерти переходит к сыну согласно завещанию (если толк девочки, то наслед перех по родству)-русские, юж. славяне.

2. Неустойчивый – дети обосновыв вне родит дома, каждый получит равную долю наследства. Такой порядок приводил к соц. неустойчив (зап. Европа, Франция)

3. Устойчивый (коренной) – наследство переходит к 1 из сыновей, кот наследует право отца (Англия, Америка, Сканд)

По мнению англ соц-га и антрополога Б. Малиновского промискуететных отнош в человеч об-ве быть не могло. Он отрицал любые формы группового брака, сравнивая 2 мира: природ-е и соц-е.

К сформировал новый тип человеч связей: семью-институт, кот нет аналогов у животных и К. же опр-ла серьезную опасность его разрушения, тенденцию к инцесту и восстановлению против авторитета.

Э. Дюркгейм рассмотрел роль каждого члена семьи в жизни. Семья под влиянием урбанизации теряет ряд своих важных функций.

В 19 в. возникнет направление эмпирич изучения семьи. акцент на эмоц близость членов семьи, их потер-ти, влечения.

Постепенно взгляды на эволюцию семейно-брачных отнош сложились в социологию семьи-направление в социологии, изучает семью как соц институт.

В начале этот раздел получил развитие только на Западе.

До начала 60 г 19 в. об изучении института семьи не могло быть речи.

Истор-я наука находилась под влиянием религии, кот придержив патриарх формы семьи и отождеств с буржуазной семьей.

Институт семьи вообще не переживал никакого исторического развития.

Развитие соц семьи прошло ряд этапов: (см. соц. Кристежен)

1.предисслед. период до серед 19 в. - посвящен изучению сем традиций, фольклора, философ и худ литерат.

2.соц дарвинизм конец 19в. – характерно изучение эволюции семейного института, появление работ с широким обобщением в истории и социокультурной перспективе.

3.«спонтанная наука» 1 полов 20в. – появляется большое число спекулятивных работ о семье и ее роли в обществе накапливая данные о различных типах брачных семейных отношений и их отдельных стадиях.

4.планомерного построения теорий серед 20в до н.д. – период «самозознания», основанный на систематизации результатов предшествующих исследований и анализе перспектив развития семьи.

По мере развития эмпирических исследован в теч 50-60гг 20 в больше разработок в области социолог семьи было сделано в рамках групповой парадигмы.

Более всего соц исследов семьи распростран в США – И.Най, И.Рейс, В.Берр; Франции-А.Ширар, Э.Руссель, М.Бекомбо; скандинавских странах – Э.Хаавио-Маннила

 


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!