Крупное землевладение



 

 

Вотчине (mandatio, villa) Астуро-Леонского королевства присущи основные черты крупного имения других западноевропейских стран эпохи раннего средневековья. Вся территория вотчины делилась, как правило, на две части: домен (corte, quintana, coto) и наделы держателей (solares, sernas, portiones, casata). В обработке домена участвовали дворовые сервы и держатели, выполнявшие отработочные повинности. Держания обычно не компактны, а разбросаны. В их состав входили и пахотные земли, и леса, и луга. В то же время астуро-леонская вилла несколько отличалась от вотчины, считающейся классической. Как и в некоторых других странах Средиземноморья, господская часть виллы здесь была незначительной. В ряде случаев вотчины, особенно в горных районах (например, хозяйство монастыря Сан-Миллан де Коголла в Риохе), носили скотоводческий характер.

1 По мнению испанского историка, прообразом бегетрий в Испании могли быть римские патроцинии деревень (patrocinia vicorum), но они относятся лишь к Восточной Римской империи. См.: Корсун-ский А. Р. Были ли patrocinia vicorum в Западной Римской империи? - «Вестник древней истории», 1959, № 2,

Наделы предоставлялись сервам и мелким держателям, хуньорес, колласос. Повинности тех и других были различными, сервы несли более обременительные службы. В некоторых вотчинах различались участки свободных и несвободных земледельцев. Первым предоставлялись solares, вторым - casatos. Иногда за частью сервов закреплялись наследственно определенные службы. Так, в документах епископства Овьедо говорится о наделах, держатели которых несут службы- в качестве пекарей, плотников, проводят каналы, делают изгороди. Сервы, находившиеся в* вилле,.очевидно, выполняли и полевую барщину1.

Сравнительно малую роль в хозяйстве крупных вотчин этого периода играло держание прекарного типа, именовавшееся «трестамо» (prestamo, prestimonium). Вилла, представлявшая собой основную -хозяйственную единицу, обычно была невелика по своим размерам. В ней могло насчитываться менее десятка наделов. Во многих случаях это вызывалось природными условиями- в небольших горных долинах не было благоприятных условий для создания крупных хозяйств. Но (как будет отмечено ниже) это связано и с самим характером возникновения вотчины. По мере роста крупного землевладения светские магнаты и церкви"становились собственниками десятков вилл и земельных участков, разбросанных в различных селениях.

В источниках содержатся некоторые данные о светских магнатах-землевладельцах. Так, например, в первой половине IX в. в Галисии жил некий Помпеян, владевший многочисленными виллами в области Собрадо. Особенно же быстро росло церковное землевладение. К' IX в. относятся уже десятки грамот об основании новых монастырей, о земельных дарениях, получаемых церквами и монастырями. Структура имения была в большинстве случаев следующей: в центре его находился домен (el coto), где были расположены господский дом, церковь. Вокруг двора располагались хозяйственные сооружения, амбары, печи, прессы, огород. В подвальных помещениях работали ремесленники (в наиболее крупных имениях). Далее находились пахотные поля, виноградники. В начале Реконкисты в господском

1 См.: Мильская Л. Т. К вопросу о характере землевладения в Астурии IX-XII вв. - Сб.: Средние века, вып ЯП, 1967, с. 96.

дворе почти всегда находилось оборонительное сбору* жение, башня (torre). К господскому двору примыкали участки зависимых крестьян, луга и леса, используемые для выпаса скота и для получения дров и строи-* тельных материалов.

Некоторые источники позволяют проследить Процесс внедрения крупной вотчины в 'Свободную деревню. Так, картулярий монастыря Карденья содержит грамоты, фиксирующие получение монастырем из года в год земельных наделов в ряде окрестных деревень путем купли, обмена или получения земли в дар. С 902 по 935 г. церковной вотчиной было совершено 6 сделок по приобретению земли в селении Петерналес1.

Архив монастыря Селанова в Галисии содержит около 130 документов, показывающих, как эконом монастыря Кресконий в течение более 20 лет (с 989 по 1010 г.) приобретал мелкие участки в десятках вилл Южной Галисии2.

В картулярии монастыря св. Торибия (в Сантанде-ре) -отражена мобилизация земельной, собственности светским магнатом Багаудано и позднее его сыном Се-варико в течение нескольких десятилетий в X в. Так же, как упомянутые монастыри, они приобретали земли у мелких собственников, создавая себе опорные пункты в ряде деревень и затем расширяя там свои владения.

В развитии крупного землевладения большую роль играла прессура. В описях владений монастырей, церквей, светских магнатов значительную часть составляют имения и земельные участки, полученные в результате прессуры (осуществленной с помощью сервов иди свободных держателей).

Весьма способствовали росту крупного землевладения королевские пожалования. До нас дошло мало подлинных королевских грамот VIII-IX вв. Но сохранилось восемнадцать грамот Альфонса III о земельных пожалованиях в пользу монастырей, церквей и духовенства. Монастырь Селанова воспользовался за 27 лет, с 941 по 968 г., семью королевскими земельными дарениями. Саагунский монастырь получил в X в. много

1 См.: Becerro Gotico de Cardefia, N 99, 100, 101, 103, 104, 105.

2 См.: Sanchez-Alb or noz C. Pequenos propietarios libres en el reino Asturleones. Agricoltura e mondo rurale in Occidente nell'alto medioevo. Spoleto,' 1966, p. 188-189.

вилл, церквей и другого имущества от королей и членов королевского дома.

Необходимо отметить формирование иерархической структуры земельной собственности в Астуро-Леонском королевстве. Бенефициальная система, как известно, зарождалась уже в готской Испании. Теперь применялись пожалования бенефициального типа - престимо-нии (или престамос). Получателями являлись королевские «верные» и представители низшей знати - инфансоны. Имеются сведения о том, что престимонии предоставлялись за службу. Но об условиях подобных пожалований в источниках X в. еще мало данных. Бенефициальная система складывается в более законченг ной форме в XI-XII вв.

 

 

ЗАРОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ

 

 

Как отмечалось выше, конкиста сыграла негативную роль в судьбе городов на севере полуострова. Многие из них были полностью разрушены, городская жизнь, казалось, заглохла в этой части страны.

Однако ознакомление с памятниками рассматриваемого периода позволяет установить, что понятие «город» не исчезло в сознании современников. Для жителей Галисии, Астурии и Леона того времени «город» - это живой институт. В источниках различаются «деревни» (vici), «укрепленные пункты» (castella) и «города» (cf-vitates, urbes). Упоминаются «пригороды» (suburbia).

Первые же успехи в отвоевании территории у мусульман сопровождались основанием новых и восстановлением некоторых старых городов. Графы Кастилии в начале IX в. закладывают крепости Кастросьерру, Фриас, Панкорбо, Лантарон, Бурадои. Граф Муньо Нуньес в 824 г. основывает Браносьерру, Ордоньо I заселяет города Леон, Асторгу, Туй и Амаю. В 865 г. возникает Бургос. Альфонс III заселяет Самору, Дуэнью и Симанку. В 882 г. строится крепость Кастрохерис. Альфонс III включает в состав королевства города Брагу, Порто, Торо, а Фернаы Гонсалес - Сепульведу.

Многие поселения возникали в результате прессуры. Обычно жители населенных пунктов получали от территориальных властей или от местных сеньоров грамоты, в которых фиксировались их права и привилегии. Так, например, в 824'г. граф Муньо Нуньес предоставил груп-

пе поселенцев в Браносьерре свободу от ряда публичных повинностей и возложил на них лишь незначительные поборы («сколько смогут»). Данная группа поселенцев рассматривалась как община, особая правовая единица. Об этом свидетельствует тот факт, что перечисленные в грамоте привилегии распространялисьи на тех, кто в дальнейшем поселится в Браносьерре1. Подобная оговорка о правах будущих жителей общины присутствует и во многих других сходных документах.

Особыми привилегиями пользовались жители населенных пунктов в пограничной полосе. Так, граф Кастилии Гарсиа Фернандес предоставил в 974 г. жителям Кастрохериса, фуэро, согласно которому жители этого селения - люди различного статуса (инфансоны, кабальеро'с, вилланы, pedones2) получали много льгот. Все они освобождались от маньерии, портазго (торговая пошлина), монтазго, фонсадеры (штраф за неявку в войско). Вилланы должны были нести отработочные повинности лишь в течение трех дней в году. Кабалье-рос платили за убийство свободного человека лишь 100 солидов (вместо обычных 300). В документах X в. появляется термин concilium, обозначающий собрание всех жителей населенного пункта. К -956 г. относится упоминание о таком же собрании общины Agusyn, в котором участвуют' «большие» и «малые» люди, старцы и юноши. В грамоте 976 г. говорится о судебном собрании в Бургосе, проходившем под председательством графа Гарсии Фернандеса.

Некоторые города являлись резиденциями епископов, графов. В Правии, а позднее в Овьедо и Леоне находился королевский двор. Обычные внешние признаки города в этот период - городские стены, в центре города - крепость или собор. В ряде случаев городу, особенно на территории между Дуэро и Тахо, был подчинен довольно обширный городской округ (alfoz).

Основное занятие городского населения - земледелие и скотоводство. Фуэрос городов данного периода, касаясь хозяйственных вопросов, главное внимание уделяют регулированию порядка землепользования и выпаса скота. Основной состав населения городов - мел-

1 См.: Floriano А. С. Diplomatica espanola del periodo Aslur, t. I, p. 31. Грамота интерполирована. '

2 Pedones, пеоны, - жители, участвовавшие в военных походах в качестве пехотинцев.

кие земельные собственники, хуньорес, сервы, кабалье-рос, инфансоны, клирики.

Ряд данных свидетельствует о наличии торговли. В некоторых городах (Овьедо, Леон, Сеа близ Саагу-на и др.) имелись рынки. В Леоне к началу XI в. еженедельно происходили рыночные сборища. Торговали земледельческими продуктами, скотом. Объектами торговли были также товары, импортировавшиеся из других стран: драгоценные камни и церковный инвентарь из Византии, шелк, парча и ковры из стран Востока, из мусульманской Испании. Торговали также сукнами, металлическими изделиями. Значительную роль в торговле играли евреи. О защите их интересов заботятся некоторые фуэрос, в частности фуэро Леона, устанавливавшее за убийство еврея такой же штраф, как и за христианина.

В источниках упоминаются под названием via anti-qua или itinera antiqua старые римские дороги, используемые как торговые пути. Существовала особая торговая пошлина - portazgo, взимаемая с торговцев при въезде или выезде из города с товарами.

В фуэро Леона содержатся некоторые положения, касающиеся рынка и торговли. Собрание членов городской общины занималось фиксацией мер и весов, устанавливало нормы оплаты за поденную работу, избирало рыночных инспекторов (zabazoques). Эти инспекторы •- первые должностные лица будущего городского самоуправления К Фуэро грозит строгими наказаниями тем, кто нарушает порядок на рынке.

В фуэро Леоца упоминаются- также некоторые лица, занимавшиеся ремеслом: бочары, ткачи, пекари, мясники. Говорится и о виноделах,' хотя возможно это виноградари из пригородных хозяйств, торговавшие собственной продукцией. Следует учитывать специфический характер Леона - столицы королевства. Ремесленники и торговцы обслуживали здесь главным образом нужды двора, клириков, знати, концентрировавшейся в королевской резиденции.

В известной мере показателем уровня развития торговли и ремесла служит состояние денежной системы. В Астуро-Леонском королевстве не чеканилась монета.

1 См.: Sanchez-Albornoz С. Una ciudad de la Espana Crisliana hace mil anos. Madrid, 1966.

В обмене использовались римские и готские монеты, а также франкские и арабские деньги. Как,и в ряде других стран Западной Европы, в IX в. здесь произошел переход к серебряной монете.

Сведения о зарождающейся торговой и ремесленной активности в городах не нарушают впечатления о характере их экономической деятельности: до конца X в. основой производства для горожан были земледелие и скотоводство. Хроническое состояние войны не могло не тормозить развитие торговли, особенно в пограничной зоне.

Вопрос о том, каков был социально-экономический характер поселений Астуро-Леонского королевства, именуемых «городами», сложен. Прежде чем ответить на него, нужно отметить неоднозначность понятия «город» в исторической литературе. Так, Л. Вальдеавелльяно считает определяющими моментами рождения города появление рынка, крепости и собрания жителей (concilium). При подобной постановке вопроса не учитывается специфика средневекового города - его феодальный характер. Исходным моментом в возникновении феодального города является отделение ремесла от сельского хозяйства. Средневековый город в марксистской историографии рассматривается как центр ремесла и торговли, организованных в соответствии с условиями развития феодализма (с феодальной формой собственности, сословным строем и пр.). Применяя такой критерий к городам Астуро-Леонского королевства VIII- X вв., мы убеждаемся в том, что они не могут рассматриваться как подлинные феодальные города. Они не являлись еще центрами ремесленного производства, и лишь некоторые из них становились торговыми центрами (в весьма ограниченных размерах). Но в то же время стирать различия между городами этого периода и чисто аграрными поселениями также было бы неправильно.

Пользуясь понятием «город» в широком плане, имея в виду специфический тип поселения, представляющего собой административный и военный центр, концентрацию наряду с земледельцами людей непроизводительных профессий, центр культа, средоточие торговли (хотя бы и в самой примитивной форме), можно констатировать возникновение такого рода городов. Не случайно и современники дифференцировали деревни и го-

рода. Но для того, чтобы civitates и urbes Леона й Кастилии превратились в подлинные феодальные города, необходимы были еще значительные сдвиги в социально-экономическом строе Испании,

Рассмотрение социально-экономических отношений в А с т у р о - Л е о н с к о м королевстве приводит к выводу о том, что в первый период после арабского завоевания на севере полуострова произошло некоторое упрощение социального строя по сравнению с поздней готской эпохой. Мы снова встречаемся с такими чертами общест-* венной жизни, которые, казалось бы, отошли в прошлое: наличие значительного слоя мелких земельных собственников, более прочное крестьянское общинное устройство, чем прежде. В сельском хозяйстве резко возросло значение скотоводства и уменьшился удельный вес земледелия - обстоятельство, отнюдь не способствующее интенсивному росту феодальных отношений.

Все это не дает, однако, оснований отрицать раннефеодальный характер социального - строя данного государства. Об этом свидетельствует наличие феодальной вотчины, которая основана на применении труда зависимых крестьян. То обстоятельство, что эти вотчины сосредоточены в первый период главным образом в Галисии и Астурии и что они не являются вотчинами классического типа, а в части Леона и Кастилии широко распространено мелкое крестьянское землевладение, не противоречит -данному выводу. Важно, что уже существует феодальный уклад и что он развивается. Правда, с ним сосуществует мелкокрестьянский уклад; известную роль в производстве играют сервы. Но все это - черты, характерные для раннефеодальной стадии развития. Эта стадия, начавшаяся еще в готское время, в силу своеобразных исторических условий - конкисты и Реконкисты - растянулась на астуро-леонский период.

 

 

Глава 111


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!