Самоценность – это понимание значимости, имеющей ни с чем не сравнимую, большую ценность, важность, достоинство.



Самоценность –т.е. ценен сам по себе, а не просто как переходный период или период ожидания чего-то более значимого в жизни.

К сожалению, с точки зрения многих взрослых, ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему его успеть научить. Это обедняет психическое и личностное развитие ребенка-дошкольника.

А.В.Запорожец отмечает, что дошкольное детство имеет непреходящее значение в жизни развитии каждого человека.

Известный чешский педагог и врач Януш Корчак настойчиво подчеркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни. Я.Корчак считал детство фундаментом жизни: без полноценного детства последующая жизнь будет ущербной.

Дошкольное детство – это не просто подготовка к школьному обучению, а самостоятельный ценный период в жизни человека. Это яркая, самобытная жизнь. Именно в дошкольном детстве закладываются все основные черты характера человека, интенсивно растет и развивается организм, активно развиваются все психические процессы.

Важно, чтобы ребенок полноценно прожил период своего детства, т.к. трудно, а порой невозможно наверстать во взрослой жизни то, что было упущено в детстве.

Попытки обесценить дошкольный этап в развитии ребенка, свести его к минимуму, «перескочить» через него посредством раннего обучения обязательно обернутся ущербностью и односторонностью психического и личностного развития человека. Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, своё значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Можно ускорить или интенсифицировать развитие на каждом возрастном этапе, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада личности в целом.

 

Особенности детей дошкольного возраста:

  • Интенсивный темп физического и психического развития
  • Высокая пластичность нервной системы и организма в целом
  • Большая ранимость организма
  • Большая познавательная активность
  • Эмоциональность восприятия
  • Впечатлительность

· Большая подражательность / Подберите конкретные примеры из своих жизненных наблюдений, комментирующие эти особенности детей дошкольного возраста/

 

Положение детей в обществе.

А) Отношение общества к детям.

Сейчас ребенок – самое ценное и дорогое для родителей. Дети – самый «привилегированный класс в стране».

Всегда ли это было так?

 

Концепция Ллойда Демоза /американский ученый, психоаналитик/

Л.Демоз создал КОНЦЕПЦИЮ ИСТОРИИ ДЕТСТВА и выделил 6 периодов в развитии общества, которые отличаются стилями воспитания и отношении родителей к детям.

I. (с древних времен до IV века нашей эры) – ИНФАТИЦИДНЫЙ (уничтожающий) стиль отношений.

Низкий уровень материального производства, большая не планируемая рождаемость приводили к тому, что родители (и племя в целом) не могли прокормить большое потомство. Условия жизни человека в тот период были достаточно суровыми, а дети постоянно требовали заботы, ухода, времени и внимания старших. Все это приводило первобытных людей (и даже людей эпохи античного мира) к необходимости «избавляться» от лишних детей. Существовала практика убийства лишних, «дефектных» детей и стариков. В те времена это считалось нормой, т.к. люди искренне верили, что у новорожденного пока еще нет души, и убивая его, они делают доброе дело, т.к. отправляют его в царство духов, где он сможет окрепнуть, усовершенствоваться и затем родиться вновь в более совершенном теле, и в более удачное время. Чаще убивали слабых новорожденных. Девочек убивали чаще, чем мальчиков. Близнецов убивали из-за суеверного страха, т.к. рождение близнецов для человека явление достаточно редкое и непонятное.

Сам Гиппократ в свое время написал трактат о том, какими достоинствами должен обладать ребенок, чтобы он впоследствии имел право на то, чтобы его вырастили. К тем же детям, которые были оставлены в живых, отношение было достаточно щадящее. Физических наказаний к ним практически не применяли, т.к. за неправильные поступки или отсутствие важных навыков ребенка наказывала сама суровая жизнь того времени.

 

II. (с IV века н.э. до XIIIв.) – БРОСАЮЩИЙ стиль

Человеческая культура теперь уже признала наличие души у новорожденного, поэтому убивать детей перестали. Но ребенок по прежнему продолжает являться источником «неудобств» для взрослых, поэтому от него стараются «избавиться», передав ребенка за определенную плату на воспитание другим людям: кормилице, во временную приемную семью (на воспитание в семью своего же бедного родственника), в монастырь … или держат заброшенным и угнетенным в своем же доме.

 

III. (с XIVв. до XVIIв.) – АМБИВАЛЕНТНЫЙ (двойственный)стиль

С одной стороны родители становятся эмоционально ближе к ребенку, его окружают заботой, вниманием. Но с другой стороны к нему продолжают относиться только как к объекту воспитания, не давая ему право на самостоятельное существование, на собственное мнение и желания. Ребенка отождествляют с глиной, воском, «чистой доской»/Дж.Локк/. Из него «лепят характер». Но ребенок не предмет, он – активная развивающаяся личность, поэтому часто его натура сопротивляется авторитарному воздействию родителей, учителей. За это его беспощадно бьют, «выколачивая зло». Религиозная филосифия так же поощряет такие методы воспитания, т.к. считается, что чем больше истязаешь тело, тем больше очищаешь душу человека. Неслучайно в те времена появляются следующие поговорки «педагогического содержания»: «Люби как душу, тряси как грушу», «За одного битого двух небитых дают», «Ухо мальчика на его спине» и др.

IV. (с XVII в. по XVIIIв.) –НАВЯЗЧИВЫЙ стиль

Родители заботятся о ребенке, любят его. Но воспитание сопровождается навязчивым вездесущим контролем. Контролируется не только поведение ребенка, но и мысли и воля. Ребенка пытаются лепить по своему образу и по подобию, объясняя это его же благом. Ребенку пока еще отказывают в какой бы то ни было самостоятельности. Это часто является причиной конфликта «отцов и детей».

 

 

V. (с XIXв. до середины XXв.) – СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ стиль

Ребенка любят, о нем заботятся гораздо больше, чем раньше. Часто ребенок становится центром всей жизни семьи. Главную цель воспитания родители видят в том, чтобы помочь ребенку социализироваться в обществе, подготовить его к будущей самостоятельной жизни. Но ребенка, по прежнему, воспринимают только как объект воспитания. Родители решают за него жизненно важные вопросы (Где учиться? С кем дружить? Чем заниматься? Кем стать? и т.д.). Ребенка ставят в жесткие рамки правил, программ, требований.

VI. (с середины XXв.) – ПОМОГАЮЩИЙ стиль

Ребенка воспринимают как субъекта своего собственного развития. Ему предоставляют право быть активным, индивидуально неповторимым. Считают, что от природы в ребенке заложено много индивидуальных задатков, а долг родителей создать условия для того, чтобы эти задатки смогли развиться. Ребенку предоставляется полная свобода действий, право выбора, возможность проявления любой активности. Никакое насилие, ограничение свободы ребенка считается недопустимым. /Иллюстрация данного стиля отношений – американские фильмы «Трудный ребенок», «Один дома» и др./

 

Анализируя динамику изменений отношений взрослых к детям Л.Демоз в своем исследовании писал о том, что ИСТОРИЯ ДЕТСТВА – ЭТО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ РЯД ВСЁ БОЛЕЕ ТЕСНЫХ СБЛИЖЕНИЙ МЕЖДУ РЕБЕНКОМ И ВЗРОСЛЫМ.

«История детства – это кошмарный сон, от которого мы только недавно начали пробуждаться. Чем глубже уходишь в историю, тем ниже уровень ухода за детьми и тем чаще детей убивают, бросают, бьют, терроризируют и насилуют»

/Л.Демоз /


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!