Социологическая школа во Франции



Эта концепция, представляющая собой еще одну разновидность школ социально-институционального направления, сложилась в послевоенной Франциии представлена идеямиФ. Перру. По существу, ему удалось дать теоретическое обоснование государственного дирижизма.

По мнению Ф. Перру, современ­ный ему капитализм уже не представлял собой мир равноправных кон­курирующих экономических субъектов. Напротив, он состоял из ряда неравноправных фирм, одни из которых могли оказывать влияние на принятие другими управленческих решений. Такое влияние вызывалось различными размерами производства и капитала, условиями заключения сделок и предоставления кредитов, разной степенью информированности, принадлежностью к активной или пассивной зоне экономики. Экономические единицы, занимающие доминирующее положение (а это могут быть не только фирмы или отрасли экономики, но и целые страны), могут заставлять другие экономические единицы двигаться в том же направлении. Перру назвал это «эффектом увлечения».

Согласно Перру, неравноправие и неравномерность касается не только экономических единиц, но и самого процесса роста. Он происходит прежде всего в отдельных точках, называемых «полюсами роста». Импульс экономического роста, начавшись в полюсе роста, распространяется на периферию посредством эффекта увлечения, что приводит к возник­новению «зоны развития». Многие экономисты видели в подобной ситуации проявление недобросовестной конкуренции и считали необходимым использовать государственное вмешательство для устранения нера­венств возможностей. В отличие от них, Ф. Перру предложил использовать подобные эф­фектывцелях государственной политики. Он предлагал «гармонизи­ровать» рост посредством политики дирижизма (непосредственного воздействия государства на процесс воспроизводства).

Государственная политика должна вырабатываться таким образом, чтобы обеспечить согласованное развитие полюсов роста для достижения определенных целей (обеспечение максимальных темпов роста, ликвидация дифференциа­ции между отраслями и регионами и удовлетворение интересов раз­личных социально-экономических групп). Мерами такой государственной политики были предоставление льгот фирмам, действовавшим в сферах, признанных государством приоритетными, осуществление широ­комасштабных государственных программ, направленных на реали­зацию масштабных высокорисковых инвестиционных проектов и т. п.

На следующем этапе «гармонизации» социально-экономических отношений Ф. Перру предполагал осуществить более радикальное пере­устройство общества, нивелируя классовые различия. Например, обязать капиталистов-рантье работать определенное время на принадлежащих им предприятиях, а в перспективе перейти к социалис­тическим принципам распределения текущего дохода с условием со­хранения у владельцев того имущества, которое они имели до перехо­да к этой системе. Заметим, что столь радикальным проектам не суждено было сбыться.

Несмотря на это, идеи социологической школы оказали определяющее влияние на разработку специфической для Франции системы государственного регулирования экономики. Эта система строилась на основе долгосрочного программирования и индикативного планирования: разрабатывались планы стабилизации, а затем и планы экономического роста с переходом от политики краткосрочного регулирования экономики к долговременным программам воздействия государства на экономический процесс.

Еще одна составляющая институционально-социологического направления – это теории третьего мира. Наиболее видным представителем ее является шведский экономист Гуннар Мюрдаль (1898–1987),получивший в 1974 г. Нобелевскую премию по экономике за глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений. Анализируя причины отсталости стран Азии и Афики и констатируя факт, что промышленно развитые страны обогащаются за счет стран третьего мира, Г. Мюрдаль пришел к выводу, что принцип сравнительных преимуществ Д. Рикардо не работает. По Мюрдалю, в ходе международной торговли происходит не обоюдный рост благосостояния экономических партнеров, а имеет место необратимый процесс усиления разрыва между развитыми и отсталыми странами, кумулятивно нарастающее неравенство в возможностях накопления и распределения доходов и ресурсов. Проанализировав проблем азиатских и африканских стран, Мюрдаль пришел к выводу, что все их бедствия обусловлены, главным образом, господством архаичных, устарелых институтов и воззрений, пронизывающих всю систему социальной, экономической и духовной жизни. Решающее значение для успешного технологического и экономического развития этих стран в данном случае имеет коренное изменение этих отсталых социальных и политических институтов, в результате проведения государственных реформ в области контроля над ростом населения, распределения пригодных для обработки земель, в области здравоохранения и образования. Другими словами, Мюрдаль призывал побороть «кумулятивную силу нищеты» путем «сознательного контроля» со стороны государства [8; 245].

Подводя итог изучению идей институционализма, отме­тим, что как течение экономической мысли оно достаточно расплывчато, объединяет большое число самых разных концепций, которые зачастую не имеют общей теоретической модели, четких посылок и конструктивных выводов. Другими словами, это направление скорее не конструк­тивно-теоретического, а критического плана. Вместе с тем нельзя не признать, что их критика центральных постулатов классической поли­тической экономии, предложенный междисциплинарный подход, и обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику оказали заметное влияние на дальнейшее развитие экономической теории.

Литература

1. Агапова И. И. История экономических учений. – М.:ВиМ, 1997.

2. Веблен Т. Теория праздного класса.– М.: Прогресс, 1984.

3. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.

4. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976.

5. История экономических учений. Учеб. пособие / под ред. В. Авто-номова и др.) – М.: Инфра-М, 2000.

6. Лемещенко П. С. Институциональная экономика. Мн.: Бестпринт, 2005

7. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мыс-ли.– М.: Прогресс, 1968.

8. Тарушкин А. Б. Институциональная экономика. Учеб. пособие. Питер, 2004.

 


[1] Институт (или институция) – это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе и закрепленные в виде законов, организаций, учреждений.

[2] Как мы помним, принцип «невидимой руки» А. Смита предполагал как раз обратное – частный интерес, если ему не мешать реализоваться, он приводит к росту общественного благосостояния.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!