Из бесед с Парамхансой Йоганандой

– Всё это так сложно, Учитель, – жаловался ученик. – Мне кажется, что карма и перевоплощение неразрывно взаимосвязаны. Но когда я думаю обо всех тех действиях, что человек совершает в одной жизни, а затем множит их в течение, Бог знает, скольких ещё жизней, мне становится страшно! Переплетения причины и следствия должны быть в буквальном смысле бесконечны!
– Так и есть, – согласился Учитель, – пока человек пытается отрабатывать свою карму во внешнем мире. Одно желание ведёт к другому, а то к следующему, и каждое желание должно быть исполнено, каждое действие приведено к завершению.
– Даже самые простые желания? – С тревогой спросил ученик. Даже желание мороженого, которое могло возникнуть у меня много лет назад?
– Даже это, – ответил Учитель многозначительно. – Всякая приведённая в действие энергия, как бы мала она ни была, должна в конце концов вернуться к вам.
Ученик в отчаянии всплеснул руками.
– Тогда всё это совершенно безнадежно! С таким же успехом можно пытаться успокоить океанские волны!
– Согласен, это большая работа, – сказал Йогананда. – И всё же, это не так трудно, как кажется. Спросите себя: что прежде всего вздымает волны? Ветер. Без него поверхность океана автоматически успокаивается. Подобным же образом, когда в уме стихает буря иллюзии, волны действия и реакции автоматически спадают.
Поэтому вам нужно лишь успокоить волны своего ума с помощью медитации, а затем в медитации избавиться и от сознания эго-вовлечённости. Как только вы перестанете считать себя причинным фактором, волны иллюзии могут по-прежнему гулять вовне, – вас они больше не затронут.
– А не лучше ли, – поинтересовался ученик, – вообще перестать действовать?
– Попробуйте! – улыбнулся Учитель. – И вы увидите, что это просто не возможно. Даже решение не действовать будет внешней проекцией вашего эго, то есть, тоже своего рода действием.

– Однажды – продолжал он, – я встретил в Фениксе, штат Аризона, немытого и нечёсаного человека, одетого в грязные лохмотья. Я спросил его:
– Почему Вы так одеваетесь? Вы ведь не настолько бедны, чтобы ходить в таком виде.
– Я от всего отрёкся, – заявил он гордо.
– Напротив, – сказал я ему, – Вы ещё больше привязались, на сей раз к неряшеству.

«Бхагавадгита» учит нас, что невозможно избежать действия – другими словами, кармы – воздерживаясь от действий. Но она же предлагает и бесценный способ, позволяющий избежать кармы. Гита рекомендует нишкам карму: действие без желания, то есть, действие без стремления к его плодам. Действуя таким образом, вы постепенно освободитесь от кармических уз.
Действуя, никогда не считайте действующим себя, но действуйте с мыслью о том, что Действующим является Бог. Молитесь Ему так: «Господи, это Ты действуешь через меня».
Даже допуская ошибки, возлагайте ответственность за них на Него. Ему нравится это! Это не значит, конечно, что можно умышленно поступать неправильно, а потом сваливать вину на Бога! Но, если вы делаете всё, что можете, и, тем не менее, терпите неудачу, отдайте эту неудачу Ему. Держитесь мысли о том, что вы всегда свободны в своём «Я». Это путь к окончательной свободе в Господе.
Важны, конечно, и другие вещи: преданность, медитация, божественная милость и так далее, но, поскольку речь идёт о действии, то действие без желания и будет путём к свободе.

*

– Если у меня не будет желаний, – спросил один из учеников, – не потеряю ли я всякий интерес к чему бы то ни было и не превращусь ли в своего рода автомат?
– Так рассуждают многие, – ответил Йогананда. – Им кажется, что у них больше не будет интереса к жизни. На самом же деле происходит совсем наоборот: жизнь покажется вам бесконечно более интересной.
Подумайте о негативном аспекте желания: оно всё время держит вас в страхе. «Что если случится это?» – думаете вы; или, – «Что если этого не случится?» Вы живёте, беспокоясь за будущее или сожалея о прошлом.
С другой стороны, непривязанность помогает вам жить в состоянии непрерывной внутренней свободы и счастья. Если вы способны быть счастливы в настоящем, тогда вы имеете Бога.
Отсутствие желаний не лишает вас интереса. Вовсе нет! Чем больше вы живёте в Боге, тем более глубокую радость приносит вам служение Ему.

*

«Даже если вы не в силах справиться с дурной привычкой, постоянно сопротивляетесь ей в уме. Никогда не считайте эту привычку свойством того, кем вы на самом деле являетесь внутри».

*

«Одному из монахов здесь было очень нелегко бороться с искушением. Однажды я сказал ему: “Я не прошу вас победить иллюзию. Я прошу вас лишь сопротивляться ей”».

*

«Отрицательные кармические тенденции преодолеваются не концентрацией на них, а развитием противоположных им положительных качеств. Отсюда важность служения Богу. Служа Ему через других вы автоматические перенаправляете на развитие добрых тенденций ту энергию, что стремится увести вас в неверном, эгоистическом направлении.
Занимайтесь всё время тем, что угодно Богу. Когда вы не медитируете, делайте всё только для Него. А в медитации в том же духе служения с полным и неослабным вниманием поднимайте к Нему свой ум. Пусть ваш ум будет постоянно занят Богом и добрыми делами для других.
Праздный ум – причина всех пороков».

*

«Необходимо интенсивно работать для Бога, если вы хотите достичь безмятежного состояния окончательного единения с Ним».

*

«Никогда не искушайте свой ум неугомонностью, позволяя ему слишком много развлечений, слишком много беспокойства и так далее. Будьте глубокими. Как только вы поддадитесь неугомонности, на ум вновь начнут оказывать своё влияние все старые заботы: секс, вино и деньги.
Совсем не плохо, конечно, иметь время от времени немного развлечений и смеха. Но не позволяйте овладевать собой легкомыслию. Я тоже люблю иногда посмеяться, как вам известно. Но когда мне нужно быть серьёзным, ничто не в силах отвлечь меня от моего внутреннего “Я”.
Не теряйте своей глубины, что бы вы ни делали. Даже смеясь, не теряйте своего внутреннего покоя. Радуйтесь внутренне, но вовне всегда будьте как бы несколько ушедшими в себя. Концентрируйтесь на внутренней радости.
Всегда пребывайте в своём “Я.” Немного опускайтесь лишь при необходимости и для того, чтобы поесть, поговорить или сделать свою работу, а затем вновь возвращайтесь в своё “Я.”
Будьте спокойны в активности и активны в спокойствии. Вот путь йога».

*

«Объективные условия всегда нейтральны, и только из-за вашей реакции на них они кажутся неприятными или удачными.
Работайте над собой: над своей реакцией на внешние обстоятельства. Сущность йоги состоит в нейтрализации волн реакции в сердце. Всегда будьте счастливы внутри. Невозможно изменить вовне всё так, чтобы это всегда удовлетворяло вас.
Изменяйтесь сами».

*

«Вот полезное жизненное правило – просто говорите себе: пусть всё будет так, как будет».

*

«В Индии слишком большое значение придаётся карме. “Карма! Карма!” – кричат повсюду. “Это моя карма, тут уже ничего не поделаешь!”.
Абсурд! Карма это просто действие. Сделанное можно точно так же исправить.
Американцам в гораздо большей степени, чем индийцам, присуще сознание того, что всё возможно. “Если это можно сделать,” – слышал я много раз, – “мы сделаем это, а, если невозможно, то мы всё равно сделаем это, просто потратим чуть больше времени.”
“Когда-нибудь?” – удивляются американцы, – “Когда-нибудь? Почему не сейчас?” Вот тот дух, который мне так нравится в этой стране!»

*

Ученику, который очень волновался:
– Теперь Ваша задача в том, чтобы достичь Бога. Не беспокойтесь о той карме, которую ещё надо исправить. Пусть об этом заботится Бог!
Прежде всего, искорените в себе причину создания кармы. Причина эта заключается в Вашей привязанности к эго. Как только эго растворится в Нём, ни одно ваше действие уже не вернётся к Вам. Ваши действия будут подобны письму на воде: они не оставят в уме никаких следов. Отказавшись от эгоистической вовлёченности в любое совершаемое Вами действие, Вы разрубите Гордиев узел иллюзии.
Это состояние дживанмукты, того, кто внутренне свободен, даже живя в этом мире. Ничто из того, что делает внутренне свободный человек, уже никогда не затронет его».

*

«Сначала, с помощью глубокой медитации и жизнью лишь для Бога успокойте волны мысли и желания, составляющие вашу нынешнюю реальность. Обретя глубокий внутренний покой, вы сможете работать над успокоением волн, вздымающихся гораздо дальше от этой реальности.
В сверхсознании вы наконец будете ясно видеть подлинную действительность. Благодаря своему видению дживанмукта за одну медитацию может отработать карму целой жизни. Он даже способен перевоплотиться одновременно в нескольких телах, чтобы ещё быстрее отработать прошлую карму.
Полностью отработав прошлую карму, он становится сиддхой, или параммуктой: совершенным существом. Такая освобождённая душа воплощается только ради блага человечества, а не по требованию собственной кармы. Тогда она называется аватаром, или воплощённым мастером: воплощением Бога.
Но, прежде всего, необходимо достичь Бога. Как только вам удастся внести Его свет в тускло освещенное пространство своего сознания, ваша духовная тьма рассеется навсегда».

*

«Всегда и во всём считайте Делающим Бога. Дело здесь во внутреннем отношении, а не в проявлении внешнего смирения, которым многие преданные желают произвести впечатление на других.

*

«Идите к Богу, и все скопившиеся в почве вашего сознания проблемы будут сметены единым напором.
Ваша ментальная почва таит в себе пустоты многих жизней, где хранятся все желания, какие были у вас когда-либо в прошлом, которые только и ждут возможности привлечь вас к материальным вещам. Но, если вы возвращаетесь к Богу, то сможете навечно удовлетворить все эти желания в его Блаженстве».

*

– Сэр, – спросил ученик, – если к этому миру нас привязывает желание жить в нём, то почему же не освобождаются те люди, которые совершают самоубийство? Ведь у них, по крайней мере, нет желания оставаться здесь. Подумайте только, на какие крайние меры они решаются, чтобы уйти отсюда!
Смеясь над этим абсурдом, Учитель ответил:
– Но должно же быть ещё и позитивное стремление к Богу!
В другом случае он так говорил о самоубийстве:
– Жизнь это школа, выпускники которой уходят в Беспредельное Сознание. Если вы прогуливаете уроки, вам всё равно придётся возвращаться сюда вновь и вновь, столько раз, сколько понадобится, чтобы усвоить самый главный урок жизни.

*

«Отрабатывая карму, вы не освободитесь полностью до тех пор, пока будете боятся её.
Лучше всего карма отрабатывается тогда, когда вы с радостью встречаете каждое испытание и смело принимаете любые трудности, которые приходят вместе с испытаниями».

*

«Важным средством преодоления кармы является медитация. С каждой медитацией ваша карма уменьшается, ибо в это время ваша энергия фокусируется в мозгу и сжигает его старые клетки.
После каждой глубокой медитации вы будете становиться внутренне свободнее».

*

«Помощь гуру очень уменьшает карму. Гуру видит вашу карму и знает, что вам нужно делать, чтобы избавиться от неё.
Кроме того, он берёт на себя б о льшую часть вашего кармического бремени, как сильный человек помогает слабому, беря на себя часть его ноши. Опять же, если слабому угрожает тяжёлый удар, то сильный может встать на пути удара и принять его на себя.
Такова неоценимая помощь гуру. Идти по духовному пути без гуру – всё равно, что пытаться идти по зыбучим пескам, когда рядом в том же направлении проходит широкая мощёная дорога».

*

Двадцать пять процентов духовного пути составляют собственные усилия ученика, ещё двадцать пять процентов усилия гуру ради ученика, а оставшиеся пятьдесят процентов милость Божия.
– Не забывайте, однако, – предупреждал Учитель, – что те двадцать пять процентов, что составляют вашу часть, на сто процентов состоят из ваших собственных усилий и искренности!

*

«Желания воплощений обрекают душу на бесконечные скитания. Но как только в сердце появляется искреннее желание достичь Бога, то, хотя на это требуются новые воплощения, но освобождение уже гарантировано, ведь эта тоска по Богу тоже представляет собой желание и оно тоже должно быть в конце концов исполнено».

*

Семилетний сын одного из последователей Учителя потерял во время несчастного случая палец. На следующий день мальчик уверенно заявил:
– Без благословения Учителя всё было бы гораздо хуже.
Эти слова передали Йогананде, который позднее рассказал об этом нескольким монахам, явно одобряя сказанное.
– За день до этого, – сказал Учитель, – я увидел над ним чёрное облако и понял, что ему угрожает какое-то кармическое несчастье.
Интересно отметить, что ученики Парамхансы Йогананды всегда получали защиту, часто чудесным образом.
Одна из особенностей работы кармы заключается в присутствии этого чёрного облака. Из того, что говорил и писал Йогананда в других случаях, следует, что если у человека сильная аура, то негативные последствия его плохой кармы будут значительно ослаблены, хотя в силу необходимости, всё же, вернутся к нему. Ибо, как сказано об этом в библии, «надобно придти соблазнам».
Сильную ауру можно сравнить с зонтом, укрывающим нас от дождя. Учитель часто советовал носить астрологический браслет в качестве средства искусственного усиления ауры. Как он объяснял в главе «Обмануть звёзды» из «Автобиографии йога», цитируя своего гуру Шри Юктешвара, некоторые чистые металлы и особенно благородные камни не меньше двух каратов излучают астральный свет, оказывающий мощное противодействие негативным влияниям.
Этот совет, однако, Парамханса Йогананда часто дополнял такими словами:
– Но не забывайте, что самым сильным «браслетом» является преданность Богу.

*

«Когда плывёшь по океану, то время от времени оказываешься в зонах, где воды спокойны. Так и в великом океане иллюзии иногда встречаются зоны необыкновенного покоя. Это происходит, когда по особому промыслу на землю посылается аватар, или божественное воплощение. Всем, кто приходит к нему и гармонизируется с его духом, относительно легко уйти от притяжения иллюзии».

*

Во время посвящения в крию в декабре 1948 года Парамханса Йогананда сказал:
– Некоторые из присутствующих здесь сегодня станут дживанмуктами, а кое-кто даже сиддхами.

*

«С теми, кто со мной, у меня никогда не бывает хлопот. Достаточно лишь взгляда. Говорить глазами гораздо лучше. Большинство из них святые с прошлых жизней».

*

– Сэр, – спросил ученик, – может ли душа исчезнуть навсегда?
– Нет, – ответил Учитель. – Душа является частью Бога, а разве можно уничтожить Бога?

*

– Святой Антоний многие годы молился в склепе в пустыне, и всё это время его мучили бесы. Наконец Сатана пригрозил уничтожить его, если он не откажется от поисков Бога. Стены пещеры затрещали, угрожая обрушиться и раздавить его, высеченные на стенахизображения животных словно ожили и стали обступать праведника, чтобы поглотить его. Антоний молитвенно возвёл очи, взывая ко Христу.
И тогда воссиял великий свет со стоящим в нём Иисусом Христом, который спокойно смотрел вниз. В то же мгновенье сатанинская тьма исчезла. В экстазе божественного пробуждения святой Антоний вспомнил все те воплощения, в которых он искал Бога.
– О! – воскликнул Учитель, – мне знакомо это переживание. Какую радость оно приносит!
И Антоний воскликнул из самых глубин своей души: “Господи! Где же ты был все те годы, когда я звал тебя?”
С улыбкой любви Господь ответил: “Антоний, я всегда был с тобой.”

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!