Порицаемое и запретное завещание



Запрещено в Исламе менять доли и части наследства в отношении родных, размер чего определил шариат! Также нельзя завещать неверному родственнику, будь это родители или дети, а также наследовать что-либо убийце завещателя, кем бы он ему не доводился.

Запрещается завещанием вредить кому-либо из наследников. И не будет греха, если в случае неправильно или греховно составленное завещание изменят наследники, ибо Всевышний Аллах говорит: «Если же кто-либо опасается, что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, и установит мир между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 182).

Даже если человек не завещал ничего перед смертью, его родные автоматически становятся наследниками его состояния, и нет нужды в том, чтобы завещатель распределял свое имуществе между наследниками, так как это распределил Аллах в Коране. От Абу Умамы сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах уже даровал должное каждому, кто имеет на это право, а поэтому не следует составлять завещание для наследника». Ахмад 5/267, Абу Дауд 3/114. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 6/87.

Т.е. нет нужды составлять завещание для наследников, ибо его распределил между ними сам Аллах в Коране.

Но человек имеет право завещать часть своего имущества так, как он пожелает, но не больше трети! Сообщается, что когда Са’д ибн Абу Уаккъас заболел, он сказал посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, болезнь уже довела меня до крайности. Я богат, а наследников у меня, кроме дочери нет, так не раздать ли мне две трети своего имущества?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет». Я спросил: “А половину?” Он сказал: «Нет». Я спросил: “А треть?” Он сказал: «Нет», а потом добавил: «Треть, но и трети будет много, ведь тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить». аль-Бухари 1295, Муслим 3/1250.

Завещать следует треть своего имущества, но не больше, а еще лучше завещать меньше чем треть, как об этом говорил Ибн ‘Аббас: “Я хотел бы, что бы люди перешли на четверть, ибо посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «и трети будет много». Ахмад 2029. Хадис достоверный.

Если завещатель оставляет что-либо постороннему человеку или выделяет долю наследства на благие цели, то эта доля не должна превышать одной трети от всего оставленного в наследство имущества. Если же завещание на вышеупомянутые цели превышает одну треть, то для вступления завещания в законную силу требуется согласие его законных наследников.

Если же человек завещал все свое имущество, то такое завещание является недействительным!

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!