Авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия, лирическое отступление и т.д.
Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения.
Вечные | Темы, общие для всех времен и народов, равноинтересные и актуальные на протяжении веков | Темы отцов и детей; человеческого возраста; нравственности, греха и святости, любви и ненависти; войны и мира и т.д. |
Национальные | Темы, характерные для определенного этноса и воспринимаемые посторонним читателем как национальная экзотика | «Хождение за три моря» А. икитина, «Письма русского путешественника» Н.Карамзина. |
Исторические | Все явления жизни рассматриваются через призму истории. | «Мать» Горького. |
Внутрилитературные | Искусства как такового (самопознание художника, процесс творчества, творческие искания) | «Портрет» Н.Гоголя |
Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным.
Проблематика - совокупность проблем, поднимаемых в произведении.
Идея художественная – авторская концепция мира и человека в нем; отношение к изображенной в произведении действительности.
Сюжет – завершенное событие.
Композиция.
Сюжетные элементы | Внесюжетные элементы |
· Пролог (своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко) · Экспозиция (условия, которые вызвали к жизни конфликт) · Завязка действия (событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события) · Развитие действия (ход событий) · Кульминация (решающее столкновение борющихся сил) · Развязка (положение, которое создалось в результате развития всего действия) · Эпилог (заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия | · Вводные эпизоды (вставные) (не связанные непосредственно с сюжетом произведения; события, вспоминаемые в связи с протекающими сейчас событиями) · Лирические отступления (авторские: собственно лирические, философские и публицистические) Формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции) · Художественное предварение (изображение сцен, которые как бы предсказывают дальнейшее развитие событий) · Художественное обрамление (сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл) |
|
|
Конфликт - (лат. conflictus – столкновение, разногласие, спор) – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.
|
|
Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Он есть, например, в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина, в "Очарованном страннике" Н.С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного действия.
Рассказчик - условный носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведется повествование; субъект речи (повествователь). Он проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных повествователей. В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки)и не звучит на сцене.
Рассказчик — тот, кто рассказывает историю, устно или письменно. В художественной литературе может означать мнимого автора истории. Ведется ли рассказ от первого или от третьего лица, повествователь в художественной литературе всегда предполагается либо как некто, вовлеченный в действие, либо как сам автор
|
|
Пафос – эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств.
Виды пафоса:
· Героический (стремление показать величие человека, совершающего подвиг; утверждение величия подвига)
· Драматический (чувство страха и страдания, порождаемое пониманием противоречивости общественной и личной жизни человека; сострадание персонажам, чья жизнь оказывается под угрозой поражения и гибели)
· Трагический (высшее проявление противоречивости и борьбы, возникающей в сознании человека и его жизни; конфликт приводит к гибели героя и вызывает у читателей острейшее чувство сострадания и катарсиса)
· Сатирический (негодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной и частной жизни человека)
· Комический (юмор (насмешливое отношение к безобидным комическим противоречиям; смех, соединенный с жалостью)
· Сентиментальный (повышенная чувствительность, умиление, способность к сердечной рефлексии)
· Романтический (восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу)
|
|
Сказ - особый тип повествования, ведущийся от лица рассказчика в своеобразной, присущей именно ему, речевой манере (бытовой, разговорной); имитация «живого голоса» рассказчика с самобытной лексикой и фразеологией. Бажов «Малахитовая шкатулка», Лесков «Левша»
Речевая характеристика персонажа.
Речь персонажа может быть выразительной или нет; индивидуальные особенности речи; выступает как средство типизации; раскрывает характер и помогает понять отношение автора к персонажу.
Речь повествователя – средство оценки событий и их участников.
Специфика словопользования общенародного языка – активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов и пр. в художественный текст.
Приёмы образности: тропы.
Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!