Йатана-паббам – чувственные сферы
дхаммесу дхаммāнупассиˉ вихарати чхасу адджхаттикабāхиресу āйатанесу.
Āйатана – шесть чувственных сфер, шесть органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа и ум. Все шесть считаются внутренними (адджхаттика), поскольку находятся на теле или внутри тела. Их объекты находятся снаружи (бāхиресу): объект глаза – образ, цвет, форма, свет; объект уха – звук; объект носа – запах; объект языка – вкус; объект тела, кожи – что-либо осязаемое; объект ума – мысль, эмоция, фантазия, мечта. Хотя их называют внешними, они становятся объектами, лишь когда вступают в контакт с внутренними āйатанами, которые находятся в пределах тела. Например, для слепого от рождения не существует мира цвета, света, очертаний и форм, он не может постичь этот мир. Шесть внутренних āйатан и шесть внешних āйатан вместе составляют двенадцать āйатан. И бāхиресу (внешние) āйатаны реально существуют для нас лишь тогда, когда каждая из них входит в контакт с соответствующим органом чувств.
Как же работать с шестью внутренними и шестью внешними чувственными сферами?
чаккхум ча паджāнāти, руˉпе ча паджāнāти, йанча тадубхайам патичча уппадджати самйоджанам танча паджāнāти…
Истина чаккху (органа зрения) и его объекта, руˉпа (очертания или формы) паджāнāти – постигается. Йанча тадубхайам патичча: на основе этих двух, вследствие их контакта, уппадджати самйоджанам, возникают оковы, ограничения.
|
|
…йатхā ча ануппаннасса самйоджанасса уппāдо хоти танча паджāнāти…
Медитирующий работает с теми оковами, которые в данный момент возникают: самйоджанасса уппāдо хоти танча паджāнāти. Реальность такова, что при любом контакте возникает вибрация: пхасса-паччайā-веданā. Саннā оценивает: женщина, мужчина; красивый, уродливый; приятный, неприятный. В соответствии с этой оценкой ощущения становятся приятными или неприятными, и тотчас же сан˙кхāра, реагирующая часть ума, начинает порождать влечение или отвращение. Так возникают ограничения, так они множатся.
Работа с шестью органами чувств идет в пределах ума и материи. Это основа для анализа и непрерывного осознавания того, как всё происходит. Если вы пребываете в неведении, вы продолжаете завязывать новые узлы и порождать всё новые и новые ограничения. Если вы не реагируете, так как переживаете и наблюдаете ограничения на основе мудрости, они ослабевают. Начинает меняться привычный стереотип реагирования. Старые ограничения теперь могут выйти на поверхность: йатхā ча ануппаннасса самйоджанасса уппāдо хоти танча паджāнāти. Вы наблюдаете возникновение (уппāда) ограничений, которые раньше не поднимались на поверхность (ануппанна).
|
|
…йатхā ча уппаннасса самйоджанасса пахāнам хоти танча паджāнāти,
йатхā ча пахиˉнасса самйоджанасса āйатим ануппāдо хоти танча паджāнāти.
По мере того как вы наблюдаете, ограничения искореняются (пахāнам) одно за другим: йатхā ча уппаннасса самйоджанасса пахāнам хоти танча паджāнāти. Все они выходят на поверхность и исчезают; после этого они больше уже не возникают (āйатим ануппāдо). Достигается стадия за пределами ограничений, стадия полного освобождения.
Есть три типа искоренения. Даже если вы просто соблюдаете шиˉлу, если на поверхностном уровне ума вы не слишком остро реагируете влечением или отвращением, то на короткое время вы искореняете ограничения. Если вы идете глубже и практикуете самāдхи, происходит более глубокое искоренение: затрагиваются корни. Затем, если вы практикуете випассану, эти корни искореняются на глубинном уровне ума – пахāнам.
Есть такой пример. Испытывающий жажду подходит к заросшему ядовитыми водорослями пруду, чтобы выпить воды. Он руками очищает от водорослей небольшой участок, чтобы получить временный доступ и зачерпнуть немного воды, но потом этот участок вновь зарастает водорослями. Это кратковременное искоренение. Это шиˉла. Чтобы доступ к воде был более удобным, человек устанавливает четыре шеста и натягивает между ними сеть, сдерживая тем самым рост водорослей. Это самāдхи. Если самāдхи в процессе практикистановится всё глубже, расчищается всё больший участок, но корни еще остаются. Паннā удаляет все водоросли дочиста. Это настоящая пахāна – на самом коренном уровне. И именно об этом здесь говорится: йатхā ча пахиˉнасса самйоджанасса āйатим ануппāдо хоти танча паджāнāти. Достигается полное искоренение всех оков, всех ограничений; они не могут возникнуть вновь (ануппāдо). Это стадия араханта, стадия полного освобождения.
|
|
Сотанча паджāнāти, садде ча паджāнāти, йанча тадубхайам патичча уппадджати самйоджанам танча паджāнāти…
Точно так же наблюдают орган слуха, звук, и оковы, которые возникают вследствие этих двух.
…йатхā ча ануппаннасса самйоджанасса уппāдо хоти танча паджāнāти,
йатхā ча уппаннасса самйоджанасса пахāнам хоти танча паджāнāти,
йатхā ча пахиˉнасса самйоджанасса āйатим ануппāдо хоти танча паджāнāти.
|
|
По мере того как развивается равностность, оковы, которые раньше никогда не выходили на поверхность, теперь поднимаются и искореняются. Это тоже наблюдают:
Гхāнанча паджāнāти, гандхе ча паджāнāти…
Дживханча паджāнāти, расе ча паджāнāти…
Кāйанча паджāнāти, пхоттхаббе ча паджāнāти…
Мананча паджāнāти, дхамме ча паджāнāти…
āйатим ануппāдо хоти танча паджāнāти…
Точно так же медитирующий наблюдает (паджāнāти) орган обоняния – нос и запах, орган вкуса – язык и вкус, тело и всё осязаемое, ум и его содержимое (дхамме). Каждый раз оковы, ограничения поднимаются, искореняются и больше уже не возникают. И каждый раз стадию араханта не просто принимают на уровне философии, ее переживают и наблюдают: паджāнāти.
Ити адджхаттам вā дхаммесу дхаммāнупассиˉ вихарати…‘аттхи дхаммā’ти…на ча кинчи локе упāдийати.
Далее следует тот же самый процесс: «Это – дхамма». Все шесть органов чувств и соответствующие им объекты – это просто дхамма, здесь нет «я», нет «моего», нет «его» или «ее», нет индивидуума. Разделяя, рассекая, разъединяя и растворяя, наблюдая органы чувств по отдельности, человек становится просто массой, процессом взаимодействия всех āйатан в совокупности. При одном лишь интеллектуальном понимании, неведение будет препятствовать наблюдению этой дхаммы, этого процесса, и освобождению от оков, ограничений.
В ходе практики вы должны пройти через те же самые этапы, чтобы достичь конечной цели.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!