Кхандха-паббам – совокупности



дхаммесу дхаммāнупассиˉ вихарати панчасу упāдāнаккхандхесу

Кхандха означает «агрегат», «совокупность», «скопление». Мы называем себя людьми. Это поверхностная истина, но на глубинном уровне каждый человек – я, вы, он или она – просто панча кхандхā, пять совокупностей. Будда хочет, чтобы вы двигались к глубинам этой реальности, где не отождествляются с именем, где все люди – просто пять совокупностей.

Одна из совокупностей – это бесчисленные субатомные материальные частицы, калапы, образующие материю. Ум подразделяется еще на четыре совокупности: виннāну, которая сознаёт, санню, которая распознаёт и оценивает, ведану, которая чувствует, и сан˙кхāру, которая реагирует и создаёт. Соединенные вместе, эти пять совокупностей и называются личностью, человеком. Но на уровне высшей истины это просто пять совокупностей. Весь процесс Сатипаттхāны, весь процесс Випассаны состоит в том, чтобы осознать это на уровне опыта. В противном случае иллюзия отождествления себя с одной из пяти совокупностей или их соединением, отождествление с «я», «моё», «мной», то есть неведение, – вызывает огромную к ним привязанность и стремление их удержать, что в результате приводит к невыносимым страданиям. Это не вера, чтобы принимать ее из преданности, только потому, что так сказал просветленный, не философия, чтобы принимать ее на уровне интеллекта за рациональность и логичность. Эту истину нужно постичь на уровне опыта, осознать ее в пределах собственного тела. Когда эта истина становится ясной, меняется привычная модель поведения на глубочайшем уровне ума и достигается освобождение. Это Дхамма – закон природы.

Упāдāна означает «привязанность, цепляние». Она развивается по отношению к пяти совокупностям, которые являются ее объектами; можно также сказать, что пять совокупностей возникают и соединяются вследствие упаданы. Они являются совокупностями привязанности.

И вновь медитирующий наблюдает дхамму в дхамме, наблюдает пять совокупностей. Как же медитирующий практикует?

…‘ити руˉпам, ити руˉпасса самудайо, ити руˉпасса аттхан˙гамо…

Это материя, это возникновение материи, это исчезновение материи, всё это переживается на уровне опыта. Руˉпа означает «материя», самудайа означает «возникновение», аттхан˙гамо – «исчезновение».

ити веданā, ити веданāйа самудайо, ити веданāйа аттхан˙гамо;

ити саннā, ити саннāйа самудайо, ити саннāйа аттхан˙гамо;

ити сан˙кхāрā, ити сан˙кхāрāнам самудайо, ити сан˙кхāрāнам аттхан˙гамо;

ити виннāнам, ити виннāнасса самудайо, ити виннāнасса аттхан˙гамо’ти.

Когда вы переживаете на опыте также и ментальные совокупности: ощущение (ведану), восприятие (санню), реагирование (сан˙кхāру) и сознавание (виннāну), вы осознаёте всё то, что происходит внутри.

Ити адджхаттам вā дхаммесу дхаммāнупассиˉ вихарати,…‘аттхи дхамма’ти…

Те же самые этапы: внутри, снаружи, внутри и снаружи одновременно. Затем ‘аттхи дхамма’ ти: «О, это – дхамма». Осознавание утверждается в реальности того, что эти пять совокупностей – это всё, что есть. На высшей стадии наблюдения приходит понимание того, что есть только ум и материя, ничего больше. Нет «я», нет «моего», нет «меня».

На обыденном, условном уровне приходится использовать такие слова, как «я» и «вы», но на реальном, высшем уровне есть только пять кхандх. Так, например, мы условно называем нечто, соединенное вместе, автомобилем, но если мы его разберем и разложим отдельные части, то какая из частей будет автомобилем? Шины? Колеса? Сиденья? Двигатель? Аккумулятор? Корпус? На самом деле автомобиль – это просто различные части, соединенные вместе.

Точно так же дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Соединенные вместе, они составляют неделю, тридцать дней составляют месяц, а двенадцать месяцев – год, но только на обыденном, кажущемся уровне. Цель Випассаны состоит в том, чтобы разделять, рассекать, разъединять и наблюдать реальность такой, какая она есть. Тогда привязанность уходит. Остаются кхандхи, они возникают и исчезают, но это всего лишь совокупности, поскольку упāдāна, привязанность, уходит. Такова Дхамма кхандх.

Йāвадева нāнаматтāйа патиссатиматтāйа аниссито ча вихарати, на ча кинчи локе упāдийати.

Затем следует стадия нāнаматтāйа патиссатиматтāйа,также известная в те времена как самйак-даршана, кевала-даршана, самйак-джнāна, кевала-джнāна – только наблюдение и только понимание. Затем аниссито ча вихарати: нет никакой зависимости, потому что нет привязанности – нет ничего, за что можно было бы цепляться.

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!