Читтāнупассанā – наблюдение ума
читте читтāнупасси вихарати
Как практик медитации наблюдает ум в уме?
«В уме» (читте) – значит посредством прямого переживания, то есть так же, как «в теле» и «в ощущениях». Чтобы при наблюдении ума вам не пришлось задействовать воображение, в уме что-то должно произойти – когда в нем что-то возникает, а потом исчезает, можно почувствовать это как ощущение.
сарāгам вā читтам ‘сарāгам читтам’ти паджāнāти,
виˉтарāгам вā читтам ‘виˉтарāгам читтам’ти паджāнāти.
Са-рāгам значит «с влечением», са-рāга. Если в уме возникло влечение, его просто наблюдают. Если оно проходит и ум от него освобождается (виˉта-рāгам), это тоже просто наблюдают: влечение возникло и прошло.
садосам вā читтам… виˉтадосам вā читтам ‘витадосам читтам’ти паджāнāти,
самохам вā читтам ‘самохам читтам’ ти паджāнāти,
виˉтамохам вā читтам ‘виˉтамохам читтам’ти паджāнāти.
Наблюдают и реальность ума с отвращением (доса) или без него: если отвращение проходит, то ум становится свободным от отвращения. Точно так же наблюдают и моха (иллюзию, заблуждение, замешательство, неведение): если неведение уходит, то ум становится свободным от него.
Сан˙кхиттам вā читтам… виккхиттам вā читтам…
|
|
махаггатам вā читтам… амахаггатам вā читтам…
са-уттарам вā читтам… ануттарам вā читтам…
самāхитам вā читтам… асамāхитам вā читтам…
вимуттам вā читтам… авимуттам вā читтам ‘авимуттам читтам’ти паджāнāти.
Независимо от того, ум спокоен и сосредоточен (сан˙кхитта) или он рассеян (викхитта), это просто наблюдают и принимают. В более глубоких джхāнах, когдаум расширяется с помощью воображения до бесконечности, его называют махāггата, то есть «обширный, расширенный». Независимо от того, является ли ум махāггата или нет, его просто наблюдают. Са-уттара означает, что есть более высокие умы или возможности для его развития. Ануттара означает, что нет ничего более высокого: ум достиг наивысшей стадии, он «непревосходимый». Это также наблюдают. Независимо от того, погружен ли ум в глубокое самāдхи (самāхита)или нет, его наблюдают. Независимо от того, ум скован или освобожден, его также наблюдают.
Ити адджхаттам вā… бахиддхā вā…адджхаттабахиддхā вā читте читтāнупассиˉ вихарати.
Затем следуют те же самые этапы. Ум наблюдают внутри и снаружи. Опять же в данной традиции толкование слова бахиддхā как ум другого человека, не принимается. На очень высокой стадии очищения у практика действительно развивается способность читать мысли других людей, но это не является конечной целью.
|
|
Ум внутри (адджхаттам) – это ум, который переживает то, что находится в пределах тела. Ум снаружи – это ум, который воспринимает внешние объекты: он чувствует, как звук входит в контакт с ушами, образ – с глазами, запах – с носом, вкус – с языком, что-либо осязаемое – с телом, он воспринимает мысли о чем-то внешнем. И всё же весь этот процесс протекает в пределах тела. Ум всегда остается внутри тела, даже если объект находится снаружи.
Затем человек переживает возникновение и исчезновение и достигает стадии ‘атти читтам’ ти: это просто виннāна, просто ум, нет «я», нет «моего» ума. На этой основе развивается осознанность. Есть только мудрость и понимание, только наблюдение. Не на что опереться, не за что цепляться.
‘аттхи читтам’ти…на ча кинчи локе упāдийати.
Практик Випассаны понимает: когда есть осознавание, одно лишь осознавание, работает только сознающая часть ума (виннāна). Нет больше процесса преумножения страдания. Вспомните слова, которые сказал Будда старому отшельнику. Тому самому отшельнику, который прошел пешком весь путь от Бомбея до Саваттхи, чтобы встретиться с Буддой. Этих слов оказалось достаточно, поскольку отшельник уже практиковал восемь джхāн: диттхе диттхаматтам бхависсати…– «в видении есть только видение». Ничего больше, потому что нет оценивания, нет реагирования. «Есть просто слышание как слышание, обоняние как обоняние, вкушение как вкушение, осязание как осязание и …виннāте виннāтаматтам… сознавание как сознавание». Достижение этой высокой стадии требует времени. Но чтобы пережить ниббāну, необходимо ее достичь.
|
|
Вы практикуете для того, чтобы понять этот процесс. Все органы чувств находятся в теле, поэтому тело имеет очень большое значение. Как только объект входит в контакт с глазами, ушами, носом, языком, кожей или умом, виннāна сознает: «Что-то произошло». Затем саннā оценивает это как хорошее или плохое, и ощущение, которое возникает вследствие этой оценки, становится приятным или неприятным. Сан˙кхāра реагирует, и это реагирование порождает зависимость, страдание. Другие части ума оказываются сильнее виннāны. Сан˙кхāра становится сильнее, а виннāна слабее. В результате рабская зависимость и страдание усиливаются. Практика состоит в том, чтобы ослаблять сан˙кхāру и санню и усиливать виннāну до тех пор, пока не останется ничего, кроме понимания и осознавания: йāвадева нāнаматтāйа патиссати-маттāйа.
|
|
До того как достичь просветления, Будда практиковал восемь джхāн. Восьмая джхāна называется невасаннā-нāсаннāйатана: в этой джхāне нельзя сказать о санне, что она есть, и нельзя сказать, что ее нет. Но всё же она остается, хотя становится очень слабой. Поэтому Будда не мог назвать себя полностью освобожденным. С помощью Випассаны он развил локуттара джхāны, ведущие к ниббāне, и ввел «девятую джхāну», которую назвал саннā-ведаита-ниродха: в ней саннā и веданā останавливаются. Пока саннā, даже будучи очень слабой, продолжает работать, она порождает реагирование, сан˙кхāру. Чтобы пережить виннāну как виннāну, нужно полностью искоренить санню.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!