Некоторые художественные средства. Синтаксис

Адинатон – сравнение маловероятного с невозможным: Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие.

Амфиболия – двусмысленность вследствие грамматического строения фразы или наличия в них омоноимов либо многозначных слов, значение которых по контексту однозначно не устанавливается: Если не искать смысла, как это делает автор, то все окажется бессмысленным.

 

Повторы (амплификации):

Анафора – единоначатие: Дар напрасный, дар случайный, жизнь, на что ты мне дана?

Стык (подхват, анадиплосис) – повтор конца одной части в начале следующей: Я мечтою ловил уходящие тени, уходящие тени погасавшего дня...

Симплока – сочетание анафоры и эпифоры: Скоро лето, скоро каникулы. Экзамены тоже скоро.

Мезархия – повтор в середине для усиления напряженной монотонности (“гипнотический эффект”):...Вернулся поздно утром он, в двенадцатом часу, и озирался в комнате, как будто бы в лесу. В лесу, где ветви черные и черные стволы, и все портьеры черные, и черные углы, и кресла черно-бурые, толпясь, молчат вокруг...

Эпифора – повтор окончаний фразовых фрагментов или фраз: Зоопарк в воскресенье, мороженое в воскресенье – и как до этого воскресенья дожить, решительно непонятно.

 

Анаколуф – речевая погрешность как средство характеристики персонажа: Эти ваши интернеты.

Антитеза – противопоставление: Я цвет весны, а ты- усталый холод...

Риторическое обращение (апострофа, метобаз, метабазис): Слезы людские, о слезы людские!

Риторический вопрос: Разве можно делать орфографические ошибки взрослому человеку?

 

Риторическое восклицание (экскламация, эпекфонесис): Какое лето, что за лето!

Аганактезис – восклицание выражает возмущение: O tempora! O mores!

Катаплока – восклицание не связано грамматически с текстом, внутри которого является вставкой: А автор еще пытается быть остроумным или язвит – прости его Господь! - прилаживая пышную концовку...

 

 

Бессоюзие: Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья...

Многосоюзие: И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь...

Веллеризм – упоминание высказывания, автора и обстоятельств высказывания, что придает сказанному новый смысл: “Пить так пить”, - сказал котенок, когда несли его топить.

Речевая избыточность:

Гендиадис – выражение одного понятия двумя словами: свой собственный, ябеда-корябеда.

Ляпалиссиада – речевая избыточность, выражающаяся в повторе уже выраженной мысли: Ваш сын сошел с ума. С ума, сказал я, ибо сумасшедший и есть лицо, сошедшее с ума..

Тавтология – повторение однокоренных слов (иногда неизбежна): освещает ярким светом.

Плеоназм – семантический повтор неоднокоренных слов (как правило, является стилистической погрешностью, если только не преследует цель привлечь внимание, усилить смысл сказанного или передать состояние говорящего): В недобрый час я взял жену, в начале мая месяца...

 

Гипербатон – вид инверсии, при которой разделяются смежные слова. Используется, как правило, для выделения основного понятия: Счастлив, о, де Лафонтен басен был в начале...

Инверсия – нарушение привычного порядка слов: Комната маленькая была пуста, а в большой горел свет.

Зевгма – распространение слова, относящегося к одному из членов однородного ряда, на все прочие члены: Шел дождь и два студента. Один – в пальто, другой – в университет.

Градация (климакс) – выстраивание однородного ряда по нарастающей (аналогично музыкальному крещендо): Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!

Антиклимакс (градация с убыванием) - выстраивание однородного ряда по убывающей (аналогично музыкальному диминуэндо): Экзамен сдали превосходно. Можно сказать, без потерь. Двоек не больше 60%.

Каламбур – игра слов, построенная на их многозначности или омонимии: Понимая всю важность и ответственность своей жизненной миссии, Часы не шли: они стояли на страже времени.

Оксюморон: сочетание несочетаемого: Мертвые души.

Парадиастола – однородные ряды с противопоставлением: Миф не гипотетическая, но фактическая реальность, не функция, но результат, вещь, не возможность, но действительность, и притом жизненно и конкретно ощущаемая, творимая и существующая.

Параллелизм – повтор структур в смежных фрагментах текста: Вы с отрыжками, я – с книжками, с трюфелем, я – с грифелем.

Парцелляция – расчленение целостного речевого потока на отдельные фрагменты (интонационно и пунктуационно): Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь.

Пролепсис (прокаталепсис) – предвосхищение реплик собеседника и ответ на них заранее: Ты, конечно, скажешь, что тебе некогда было вымыть посуду. Но вздремнуть часика два после обеда у тебя время нашлось.

Умолчание – намеренный обрыв фразы: Делай, как я говорю, а не то...

Хиазм – параллельные ряды слов, причем во втором ряду те же слова, что и в первом, но в другом порядке: Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

Эллипс – намеренный пропуск слов: Татьяна “ах!” - а он реветь.

 

Некоторые варианты начала сочинения:

Пословица, цитата: “Ученого учить – только портить”, - гласит народная мудрость...

Общеутвердительное суждение (чаще всего в форме восклицания): Кто из нас не любил в детстве читать с фонариком допоздна!

Вопрос, имеющий непосредственное отношение к тексту: Что важнее, мир, в котором человечеству предстоит жить, или его сегодняшние экономические интересы? Этим вопросом задается автор статьи...

Сведения об авторе: Чарльз Диккенс – второй после Шекспира писатель Англии. В своих произведениях он нередко обращается к теме социального неравенства...

Краткое изложение основной мысли текста или формулировка его темы: В представленном нам небольшом фрагменте Честертон размышляет о логике сумасшедшего.

Мини-зарисовка на тему (например, по модели “доказательства от противного”): Представим себе, что первоклассникам, не знающим элементарных математических действий, рассказывают о возведении в степень, и только когда они освоят это нелегкое действие им сообщат, что есть сложение. Казалось бы, абсурдно? Но именно такой путь, путь от сложного к простому, предлагает автор заметки.

Краткое описание текущего положения дел: Сегодня, когда деньги решают все, существует серьезная опасность уничтожения целого ряда биологических видов.

Определение некоторых черт понятия, о котором пойдет речь: Одиночество – состояние амбивалентное: кого-то оно сволит с ума, кому-то служит источником вдохновения.

Основа предложений:

Ночью мне виделся Кто-то таинственный.... кроме нужды, меня никто не принуждал читать в Доме печати. Или просто рук не разнимут двое. И вот два часа мы с фельдшером возились, накладывая гипсовую повязку на мальчишку. Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути. Пить чай на траве считалось большим удовольствием. Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. А он себе идет вперед и лаю твоего совсем не примечает. Как локоны из пепельных и черных серебряными делаются вдруг. Смотрит себе вяленая вобла, не сморгнувши, на заблуждения человеческие и знай себе камешками пошвыривает.

 

Знаки препинания:

Седой как снег без единого черного волоса Римский подбежал к двери отстегнул пуговку открыл дверь и кинулся бежать по темному коридору. Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених. Пьер как законный сын получит все. Пьер слушал ее с раскрытым ртом и нее спуская с нее своих глаз полных слезами. Представляю себе твою жену пытающуюся соорудить в кастрюльке в общей кухне дома порционные судачки а натюрель. Не качается лодочка ялик не взлетает птица нырок. Чудак Евгений бедности стыдится бензин вдыхает и судьбу клянет. Кто силач возьмет в охапку холм Кремля богатыря? Тем временем Разумихин пересел к нему на диван неуклюже как медведь охватил левой рукой его голову несмотря на то что он и сам мог бы приподняться а правою поднес к его рту ложку супу несколько раз подув на нее чтоб он не обжегся.

 

Спряжение:

дыш...т, руб.... т, кол...т, реж...т, зна...т, се...т, стро...т, кле...т, пиш...т, засмотр...тся, наде...тся, выздорове...т, расстел...тся, причеш...тся, скле..т, распуст...т, отмет...т, откаж...т, забрезж...т, порт...тся, вер...тся, крут...тся, верт...тся, движ...тся, побре...тся;

плач...щий, слыш...щий, кол...щий, но...щий, гон...щий, та...щий снег, бор...щийся, мел...щий, меч...щий, буд...щий, содерж...щий.

 

Художественные средства:

Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены, что выжмете из меня голос моей тайны. Вы воображаете, будто все мои ноты снизу доверху вам открыты. А эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры, у нее чудный тон, и тем не менее вы не можете заставить ее говорить. Что ж вы думаете, со мной это легче, чем с флейтой? Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя.

 

Первым человеком был Адам. Мафусаил не был первым человеком. Первым пророком был Моисей. Мафусаил не был первым пророком. Поэтому Мафусаил прожил девятьсот шестьдесят девять лет. И в некрологе о нем было написано: «Безвременно скончался…»

 

А что касается войн Алой и Белой розы, то это были только цветочки.

 

На меня нашло какое-то нравственное отупение: стремление к добру и сознание зла были мне равно чужды.

 

Стоило ли столько мучиться, чтобы узнать так мало, как сказал приютский мальчик, дойдя до конца азбуки.

 

Он тоже пошел. В магазин. Сигарет купить.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!