Патикуˉла-манасикāра-паббам – размышления об отвратительном



Патикуˉла означает «вызывающий отвращение». Манасикāра означает «размышление» или «созерцание». Само по себе оно не ведет к конечной цели. Будда обучал прямому переживанию, а не воображению или философствованию. Однако в некоторых случаях, когда ум слишком вялый или возбужденный, невозможно начать практику с дыхания, невозможно сохранять равностность по отношению к ощущениям. В большинстве случаев таких людей отличает сильная привязанность к телу и тяга к сексуальным наслаждениям, их привлекает внешняя красота тела. Они даже не пытаются понять Дхамму, они не могут ее практиковать. В таких случаях размышления об отвратительном используют, чтобы хоть немного привести их ум в равновесие. Требуется просто определенным образом размышлять о том, что такое тело.

…имамева кāйам уддхам пāдаталā адхо кесаматтххакā тачапарийантам

пуˉрам нāнаппакāрасса асучино паччавеккхати…

От ступней ног вверх и от волос на голове вниз он созерцает или размышляет (паччавеккхати) о теле, покрытом кожей, как о чем-то нечистом (асучино), исследуя его в различных направлениях (нāнаппакāрасса). Всё в теле вызывает отвращение… В нем есть волосы на голове, волосы на коже, ногти, зубы, кожа, мышцы, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие, кишки, брюшина, желудок и его содержимое, кал, желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слезы, сало, слюна, носовая слизь, суставная жидкость, моча. Такова его природа.

Это лишь начальная практика для тех, кто пока не в состоянии наблюдать реальность внутри себя. Загрязнения одолевают человека. Когда-нибудь он сможет размышлять должным образом, сможет практиковать, работать с дыханием или непосредственно с ощущениями. Разумеется, когда начинается реальная практика Випассаны, не должно быть отвращения к этому безобразному телу. Его наблюдают таким, какое оно есть, – йатхāбхуˉта. Наблюдают как тело с ощущениями, которые возникают и исчезают. И теперь практик медитации вступает на путь.

Будда приводит такой пример: мешок с провизией, открывающийся с двух сторон, наполнен разными зернами и семенами – такими, как горный рис, неочищенный рис, зеленый горошек, дикий горох, кунжут и очищенный рис. Человек с хорошим зрением способен увидеть там различные виды зерен, точно так же подобные вещи можно увидеть и в теле, покрытом кожей. Когда на более высоких стадиях развивается духовное видение, гораздо легче созерцать свое тело. Каждая, даже самая малая частица тела, становится отчетливо видна.

Ити адджхаттам вā кāйе кāйāнупассиˉ вихарати…

‘аттхи кайо’ ти…на ча кинчи локе упāдийати.

Затем следует тот же самый процесс. Хотя отправная точка может быть разной – это зависит от подготовки и умственных способностей человека, – конечная стадия остается той же самой. Тело наблюдают внутри и снаружи: адджхатта-бахиддхā. Наблюдают возникновение и исчезновение: самудайа-вайа. А потом ‘аттхи кайо’ ти: «Это – тело». Осознанность развивается, нет больше опоры в этом мире ума и материи, не за что цепляться (на ча кинчи локе упāдийати) на стадии полного освобождения.

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!