Очерк по истории Афона



Афон... Произнеся это слово невольно хочется сделать паузу, чтобы хоть на мгновение почувствовать, что за ним стоит. Кажется, это закрытый ларец с драгоценностями, познать который не всякому дано.

Лишь побывав на этой святой земле, начинаешь чувствовать и осознавать, что это такое. И побывав только раз, хочется вернуться сюда снова и снова, хотя бы на день или неделю, на месяц или год, а может быть и навсегда...

Конечно же Афон – не сказка и не райский уголок. Это место повседневного труда: и физического, и духовного; место непрестанного внутреннего подвига монашествующих; место слез и молитвы за весь мир, за нас грешных.

Но все же, по милости Божией, оказавшийся на Афоне впервые, обильно впитывает в себя изобилующую здесь благодать. И ни какие острые углы и вопросы в истории Святой Горы не могут замутить этого первого впечатления.

Вот как описывает Павел Троицкий в своей книге «Русские на Афоне» подобное состояние:

«<...> Корабль подплывает к арсане (пристани – прим. ред.), и через минуту нога паломника ступает на афонскую землю. Трудно представить себе, что каких-нибудь 40 минут назад ты был в курортном городишке, где тянется нескончаемая служба человеческой плоти, своеобразная «всенощная» без начала и конца, где на одну туристическую душу приходится несколько столиков в ресторанах и несколько номеров в гостиницах. А теперь представьте себе, что тот же паломник, отдохнув немного на архондарике, вкусив трехсоставного традиционного афонского угощения из ракийки, холодной воды и лукума, прикладывается к величайшим святыням: к частице Животворящего Креста Господня, к святым чудотворным иконам, к благоухающим мощам святых. Представьте себе такого паломника. У него голова идет кругом, ему кажется, что он попал в другой мир, на небо. <...> Представьте себе тихий уединенный монастырь, тишину храма, где нет ни прихожан, ставящих свечки, ни убирающих храм служительниц, ни даже священнослужителей, только мы, отец диакон и благоухающие мощи святых, к которым мы прикладываемся безо всяких преград в виде стекол или закрытых рак. <...> Какой бы ты ни был человек, пусть даже самый грешный, но если в тебе теплится вера, ты почувствуешь, что неведомая сила подхватила тебя, и начался новый отсчет времени»[ 1 ].

Однако, остановимся на мгновение от нахлынувших впечатлений и вспомним хотя бы короткой строкой дохристианскую историю будущей Святой Горы.

Афон является восточным ответвлением полуострова Халкидики и омывается водами Эгейского моря. Он имеет длину 60 км, ширину от 8 до 12 км и занимает площадь в 360 кв. км. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, которым он соединяется с Македонией, незначительную высоту, далее постепенно поднимается вверх, и у моря заканчивается возвышенностью, высота которой достигает 2033 м. Это и есть гора Афон, давшая название всему полуострову.

О названии и истории полуострова имеется много мифов и преданий. Афон – слово догреческого происхождения, согласно теогоническому мифу – имя одного из фракийских гигантов. Во время борьбы с богами Афон бросил из Фракии на Посейдона огромную скалу, однако, промахнулся и каменная глыба упала именно на то место, где сегодня находится гора Афон. Другая версия этого мифа повествует о том, что Посейдон, победив восставшего гиганта по имени Афон, похоронил его под высокой скалой. И, наконец, еще по одной версии, Афоном звали сына Посейдона.

Первыми жителями Афона были фракийцы и пеласги с острова Лимнос, а позднее – переселенцы из Халкиды.

Сохранившиеся развалины свидетельствуют о том, что на территории полуострова некогда стояли города, среди которых упоминаются Сани, Урануполи, Палеорио, Фиссон, Клеонес, Акрофон (Аполония), Харадрия, Олофикс и Дион.

Все эти древние города рождались, развивались и умирали, а самой земле Афонской еще предстояло обрести новую жизнь после пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Так получилось, что Сама Пречистая Матерь Его избрала эту землю Своим уделом на веки.

Согласно преданию, когда апостолы решали по жребию, где кому проповедовать Евангелие, Богородица попросила позволить Ей тоже принять участие, чтобы не остаться в стороне от проповеди. По жребию Ей выпала земля Иберия в Малой Азии. Когда Пресвятая Богородица готовилась к отправиться в Иберию, появился Архангел Гавриил со словами: «Иисус Христос, родившийся от Тебя, велит Тебе не оставлять Иудейскую землю и Иерусалим. Место же, Тебе предназначенное, не Иберия, а полуостров Македонии – Афон...»

Как только Владычица мира прибыла на Афон, послышался гул от всех идолов, находившихся на полуострове. Этот гул, как крик, взывал:

«Мужи, потомки Аполлона, идите в бухту Климента, встречайте Мать Великого Бога – Марию». Местные жители с большим почтением встретили Богородицу, Иоанна Богослова и иже с ними.

святая Дева, увидев место, которое Ей досталось, произнесла следующие слова: «Сын Мой, Бог Мой, благослови место сие и жребий Мой и излей милость на него, и храни невредимым его до скончания века сего».

Потом, благословив народ, сказала: «Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь Небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и о нем Ходатаица пред Богом»[ 2 ].

Хотя точная дата распространения монашества на Афоне неизвестна, думается, что первые отшельники поселялись здесь еще задолго до VII века, когда встречаются первые упоминания в летописных источниках о пришествии на Святую Гору аскетов Востока и Египта, преследуемых арабами.

Официально Афон провозглашается местом монашества в 885 году Золотой Буллой императора Василия I.

Основателем же общежительного монашества на Афоне считается святой Афанасий из Трапезунда, который с помощью императора Никифора Фока (963 - 969 гг. н.э.) основал монастырь Великой Лавры (962 -63 гг.) – первый монастырь, появившийся на Афоне.

Через несколько лет, в 972 году был издан первый Устав, по которому регулировались организация и управление делами на Святой Горе и который, поскольку был написан на козлиной коже («трагос»), назывался «Трагос». Документ был подписан императором Иоанном Цимиски. По этому уставу Афон был признан независимым монашеским государством.

До 1313 года Афон не имел над собой высшего церковного руководства (епископа) и подчинялся лишь административно византийскому императору. И в таком отступлении от канонов не было ничего зазорного, ибо Святая Гора – удел Божией Матери и Сама Владычица мира была и есть здесь Игумения.

Однако в 1313 году император Андроник Старший издает хрисовул, по которому Афон начинает подчиняться Вселенскому Патриарху; но при этом все же сохранялась власть Прота – всеми уважаемого старца, избираемого на год от всех монастырей.

Позднее, в XVII веке власть Прота была ликвидирована и местное управление на Афоне стало осуществляться Кинотом – коллегией старцев, выбираемых от двадцати монастырей. К тому времени также закрепляется количество и иерархичность монастырей на Святой Горе.

В порядке иерархии монастыри располагаются следующим образом:

1. Великая Лавра

2. Ватопед

3. Иверон

4. Хиландар

5. Дионисиат

6. Кутлумуш

7. Пантократор

8. Ксиропотам

9. Зограф

10. Дохиар

11. Каракал

12. Филофей

13. Симонопетр

14. Св. Павла

15. Ставроникита

16. Ксенофонт

17. Григориат

18. Есфигмен

19. Св. Пантелеимон

20. Кастамонит

Место в иерархической лестнице Афона определяется не богатством и размером монастыря, а его влиятельностью и временем основания.

С 1924 года статус Афона определяет Святую Гору как самоуправляемую часть Греческого государства, действующую под духовным ведомством Вселенского Патриарха и управляемую двадцатью суверенными монастырями, находящимися под наблюдением государственных властей.

Столицей Афона считается небольшое поселение в центре полуострова, которое носит название Карея (Кариес). Здесь расположены подворья и кельи всех монастырей за исключением монастыря Кутлумуш, находящегося в непосредственной близости.

Святыня Кареи – древний Протатский храм Успения Божией Матери, где хранится икона Божией Матери «Достойно есть». В Карее находится здание Кинота и резиденция государственного Управляющего Горы.

«Кинот – это Священная община, состоящая из представителей двадцати монастырей Афона. Они избираются ежегодно братством каждого монастыря. Кинот и выбранный из него совет – Эпистасия – составляют Протат – орган верховного управления Афоном. В Эпистасию выбирают по представителю от каждых пяти монастырей.

Первое лицо из четырех эпистатов – Протоэпистат – может быть избран только из пяти главенствующих монастырей: Великой Лавры, Ватопедского, Иверского, Дионисиата и сербского Хиландара»[ 3 ].

Хотя суверенными считаются только двадцать монастырей, количество которых не может быть увеличено, на Афоне существует великое множество небольших общежительных монашеских образований, которые являются составными частями монастырей, на чьих земельных угодьях они находятся. Это кафисмы, келии, каливы (хижины), скиты и исихастирии.

Кафисма – небольшая хижина рядом с монастырем, где живет один монах, который покупает продукты питания в своем монастыре за низкую плату. Монахи, проживающие в кафисмах, отличаются высокой духовностью.

Келия – просторное монашеское жилище с храмом, предоставляемое монастырем за небольшую плату группе монахов из трех человек.

Калива (лачуга) – жилище по величине меньше, келий с встроенным храмом и без земельного участка. Выделяется монастырем для одного человека или для группы из двух-трех человек еще за более низкую цену, чем келия.

Скиты представляют собой организованные общины, состоящие из калив или келий, которые со временем обустраиваются как отдельный монастырь, но находятся в полном подчинении у монастыря, на чьей канонической территории находятся.

Исихастирии – отшельнические пещеры, расположенные в уединенных местах, в основном на юго-западной части острова.

На сегодняшний день из двадцати монастырей: семнадцать греческих, один русский (Св. Пантелеимон), один сербский (Хиландар) и один болгарский (Зограф). Хотя почти до конца XX века русскими были Андреевский и Ильинский скиты, по размерам и количеству насельников превосходящие любой монастырь.

«По данным на 1902 год на Афоне была 31 русская келья, 183 русские каливы. Всего монахов 3615 человек, а греков меньше – 3207. В Кромнице проживало 250 человек, в скиту Новая Фиваида – 150 человек, на Карулие спасалось около 40 русских»[ 4 ].

В XX веке по понятным причинам русское монашество на Святой Горе значительно сокращается, хотя и в малом своем составе являет миру таких замечательных подвижников, как преподобный Силуан, старец Тихон и многие другие.

«К 1956 году в 20 монастырях, скитах и кельях Афона проживал 1491 монах, что в пять раз меньше, чем в 1903 году, из них греков – 1290, русских – 62 (почти в 57 раз меньше, чем в 1903 году), болгар – 17, сербов – 28, румын – 94 человека.

К 1959 году русский монастырь пришел в полный упадок, в нем осталось всего 50 человек, самому молодому из которых было 54 года, большинство же монахов составляли 70-ти и 80-летние старцы»[ 5 ].

Лишь с 1976 года, когда осталось всего 13 русских насельников, благодаря неимоверным усилиям русского священноначалия на Афон стали допускаться единичные монахи. Ситуация несколько облегчилась в 90-х годах: так в 2002 году братия Пантелеимонова монастыря насчитывала 50 человек. Русские заселили скит Новая Фиваида, скит Ксилургу, освоили несколько келий.

В связи с усилением прессинга на Святую Гору со стороны Евросоюза, стремящегося склонить Афон к отмене тысячелетнего запрета на посещение Афона женщинами, уместно вспомнить историю возникновения этого запрета.

«По преданиям афонским, в начале был сюда вход женщинам; но он возбранен по следующему случаю: Плакидия, дочь Греческого императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Византию, мимоездом пожелала видеть святую Гору и в особенности Ватопедский монастырь, выстроенный иждивением ее отца, Феодосия Великого. Она прибыла прямо к Ватопедской пристани; торжественно была встречена, и введена в монастырь с подобающею почтительностью и церемониалом. В умилительном благоговении подступила она к собору и, слагая с себя царственное величие, так смирилась, что не хотела войти в церковь главною ее дверью, а прошла боковою, северною, и уже хотела вступить в главный храм из притвора, как вдруг поразил ее голос Богоматери, исходивший от Ее иконы, написанной в настенной нише.

– Зачем ты сюда, – говорил строгий голос, – здесь иноки, а ты женщина: для чего же даешь врагу случай ратовать их преступными помыслами? Ни шагу далее! Удались, если хочешь себе добра! – пораженная страхом, царевна молча удалилась из обители и от святой Горы, и, в память этого события, соорудила храм во имя святого Великомученика Димитрия (это было в 382 году), в соседстве с иконою, от которой был голос Богоматери; а святые Отцы афонские законоположили между тем, чтоб с той поры ни одна женщина не проникала в тайники афонского подвижничества, что и доныне свято исполняется»[ 6 ].

Бог поругаем не бывает и Матерь Свою поругать не позволит, поэтому тщетны попытки новоиспеченных безбожников нарушить этот освященный Ею, Игуменьей Святой Горы, многовековой запрет.

Здесь, на Афоне, все чудесно и все проистекает как бы в другом временном измерении. Это нужно только суметь увидеть, почувствовать. Правит и печется о всем здесь Она, Пречистая Богородица – Панагия, как зовут Ее греки, и это может ощутить на себе каждый. Монахи говорят: что бы ни задумал ты здесь –произойдет все равно иначе, чем задумал, но более разумно и попечительно для тебя. Не это ли проявление Ее всеприсутствия здесь, прикосновение Ее всепокрывающих рук?

Здесь, на Афоне, как-то перестаешь думать о том, что все монастыри – православные, ибо православие здесь столь органично и незыблемо, что пресекается всякая мысль о возможности иного.

Так, в монастыре Ксиропотам, «рухнувшие стены монастыря лучше всего подчеркивают незыблемость Православия. По преданию, когда на Афоне начали насаждать латинскую ересь, почти все монастыри отказались сослужить с еретиками. Пострадали отцы в Иверской, Ватопедской, Зографской обителях, в Карее.

Но ксиропотамские отцы согласились и встретили латинян с ветвями в руках и приветствием в устах: «Да будет мир Христов с нами!» Далее начали общую службу и во время произнесения слов: «О архиепископе нашем, иже в Риме, и о благочестивом царе...» – произошло землетрясение и упали стены монастыря подобно иерихонским.

Кроме того, до этого нечистого дня многие годы на монастырский праздник сорока мучеников севастийских здесь вырастало сорок чудесных грибов, вкусив от которых, каждый получал исцеление, вне зависимости от того, какой болезнью страдал.

Чудо это после ксиропотамской унии прекратилось. Рухнувшие стены не сохранились, а сохранился монастырь, тихий и строгий»[ 7 ].

Здесь, на Афоне, все свое, не тронутое суетой мира сего. Даже время свое, особенное, византийское: плюс четыре часа к греческому времени и три часа к московскому соответственно.

И колокола на Афоне особые. В обычные, хорошо нам знакомые, звонят чаще всего по праздникам и воскресным дням. В будние же дни раздается аскетичный звук железного била, напоминающего большую подкову.

А на службу монаха зовет талант – деревянное било, напоминающее о том таланте, который вложил Господь в душу каждого человека, и которому пришло время проявить себя.

Уезжать с Афона тяжело и монаху, и мирскому. Монах позволяет себе отлучиться со Святой Горы лишь по крайней необходимости или послушанию и только с благословения игумена. И наверно нет такого паломника, который не хотел бы попасть сюда хотя бы еще раз, и редкий из них не мечтает остаться здесь когда-нибудь навсегда...

р.Б.М.

 

[1]. Троицкий П. Русские на Афоне. Середина XIX - начало XX века. М., 2001.

[2]. См. Святая Гора Афон. Обитель Богоматери. Рекос, Салоники.

[3]. Протопресвитер Эммануил К. Схиниотакис, игумен Венедикт. Греция. СПб., 2003.

[4]. Троицкий П. Русские на Афоне. Середина XIX - начало XX века. М., 2001.

[5]. Протопресвитер Эммануил К. Схиниотакис, игумен Венедикт. Греция. СПб., 2003.

[6]. Письма Святогорца. М., 1885.

[7]. Троицкий П. Русские на Афоне. Середина XIX - начало XX века. М., 2001.

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!