Творение и падение человека



Афонские беседы

Книга составлена по материалам библиотеки интернет-портала "Азбука Веры"

www.azbyka.ru

 

Афонские беседы

старец Иосиф Ватопедский

 

Содержание

По благословению преосвященнейшего НИКОНА

 

Епископа Липецкого и Елецкого

ОТ АВТОРА

Предисловие

 

 

Часть 1 АФОНСКИЕ БЕСЕДЫ

ТВОРЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

СТРАСТИ, БОЛЕЗНИ ДУШИ

МОНАШЕСКАЯ ЖИЗНЬ

ПУТЬ ПОКАЯНИЯ

 

 

Часть 2 ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ДОБРОТОЛЮБИЯ

ПОЛЬЗА ОТ ИСКУШЕНИЙ

СТРАСТИ, БОЛЕЗНИ ДУШИ

МОНАШЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Кто такой настоящий монах?

Невидимая брань

ПУТЬ ПОКАЯНИЯ

МОЛИТВА

ЛЮБОВЬ

БРАК И СЕМЬЯ

ОЧЕРК ПО ИСТОРИИ АФОНА

 

 

Афонские беседы

 

старец Иосиф Ватопедский

 

 

ОТ АВТОРА

Духовный авторитет Афона безспорен и объясняется как тем, что многие, подвизаясь здесь втайне, достигли святости, так и тем, что Покровительница Святой Горы, Пресвятая Богородица, в обилии изливает благодать на свой святой удел.

Приток на Афон в последнее время многочисленных паломников, а также их повышенный интерес к духовной жизни свидетельствует о духовном возрождении, что происходит в наше безплодное в духовном отношении время, которое характеризуется господством безудержного материализма и безрассудного потребительства.

Движимые благочестием, многие братья, миряне и монахи, предлагают нашему смирению свои недоуменные вопросы и проблемы. И поскольку многие возлюбленные о Господе посетители задают в общих чертах те же самые вопросы, да и проблемы их представляют интерес для многих, мы решили сейчас, находясь на закате жизни, собрать в одной книге все эти недоумения и проблемы вместе с ответами на них в надежде, что тем самым братья получат помощь.

Все эти вопросы, которые затрагивают несвязанные между собой темы, мы разбили соответственно их содержанию на отдельные разделы. Есть среди них вопросы простые, есть и более сложные, но мы ответим на все, ибо что все они занимают братьев.

Ясно, что некоторые братья не знают даже элементарных истин нашей веры, и противник наш диавол, пользуясь этим невежеством, сеет неверие, нерадение, отчаяние и уныние.

Настоящим изданием мы надеемся доставить помощь всем, кто подвизается добрым подвигом, а кто найдет для себя что-то полезное, пусть помолится и о нашем смирении.

старец иосиф Ватопедский

 

Афонские беседы

 

 

Предисловие

Молчание, являясь нормой жизни монахов, оберегает их от безудержных и дерзких разговоров, от осуждения ближнего и злословия, которое есть смерть для души, избавляет их от ссор и споров и сохраняет необходимый для внутреннего углубления мир. Молчание – плод безмолвия внутреннего состояния, от которого рождается духовное слово.

Когда же позволяется молчать или говорить монаху? С рассуждением решает эту проблему авва Пимен. «Некий брат спросил авву Пимена: «Что лучше, говорить или молчать?» Отвечает ему старец: «Тот, кто говорит ради Бога, – поступает хорошо, подобным же образом и тот, кто молчит ради Бога». Молчание – всего лишь средство, а не цель, потому и полезно бывает либо когда кто хочет приблизить к себе Бога, либо говорить о Нем.

Ветераны и многоопытные подвижники духа – старцы по необходимости становятся духовными учителями и поводырями христиан, которые приходят к ним или из любопытства, или из интереса, или будучи движимы более глубокими духовными потребностями.

К ним обращают они настойчиво свои вопросы, касающиеся основных духовных проблем. «Отче, скажи мне слово, как спастись? Что мне делать со страстями? Дай мне заповедь и да буду соблюдать ее! Что мне соблюсти, чтобы угодить Богу?»

Отвечают старцы обычно коротко, сжато, порой изречениями. Речь их не имеет ничего общего с речью мыслителей, поскольку не является результатом интеллектуальной работы, но есть слово выстраданное, зрелое, искреннее, сильное, безыскусное, которое проникает в самую глубину души вопрошающего.

Говоря языком простым, лишенным сложных риторических построений, они открывают утаенные сокровища духовной жизни и все, что исходит из их уст, всегда своевременно и актуально. Они – маяки плавающим в мятежном и мутном море заблуждений.

Смиренные, незаметные и тайные подвижники – старцы, обладая даром прозорливости, проникают в души собеседников, так что ответы их соответствуют действительным нуждам последних.

Цель слова старца – «назидание в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). И ничего не отвечает старец, если вопрошающий видит, чем старец занят в данный момент, и может поучиться от примера его поведения.

Когда некогда один брат попросил авву Сисоя: «Скажи мне слово», – тот ответил: «Что ты вынуждаешь меня празднословить? Вот, что видишь – делай».

Слово старца – всегда жизненно и преследует практические цели, а именно: помочь в стяжании совершенства и во Христе освящения. Оно исполнено любви, как это и видим в предании церковном, когда старцы признаются, что «давать и принимать было мне в любовь».

Практическое воплощение в жизни важнейшей заповеди любви привело к появлению в монашеской среде выражения «творить любовь». Когда авва Феодор пришел за советом к авве Памво, тот ответил: «Ступай и будь милостив ко всем, ибо милость имеет дерзновение пред Богом».

Движимый любовью блаженный старец наш Иосиф в первой части этой небольшой книги дает ответы на вопросы наших любезных паломников. А во второй части, которая носит название «Выбранные места из Добротолюбия», приводятся небольшие отрывки из Добротолюбия и святых отцов, имеющие отношение к вопросам первой части.

Мы желаем, чтобы эта книга помогла подвизающимся в миру благочестивым братиям проводить жизнь в святости, «без которой никто не может узреть Господа».

настоятель святого и честного великого ватопедского монастыря архимандрит ЕФРЕМ

 

Неделя Жен-Мироносиц, 2003 г.

 

Афонские беседы

 

старец Иосиф Ватопедский

 

 

Часть 1

 

АФОНСКИЕ БЕСЕДЫ

 

 

ТВОРЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!