Олег Маркович Могилевер





I

Садгуру преданным лишь отверзает Путь,

Даруя Милость изнутри и свыше,

И счастлив тот, кто на вичару вышел,

Взыскуя только Атмана как Суть.

Учитель, Сердцем движимый, уснуть

Не дал Себе, покинул дома крышу,

Когда Зов Аруначалы услышал:

"Иди ко Мне и о мирском – забудь!"

Казалось – тапасом Он плоть держал,

Но в сердце смерти истины кинжал

Вонзён был в юности Прямым Познаньем.

Теперь приверженцам дана живая нить

И каждый должен Опыт повторить –

Цель обнаружена Его переживаньем.

II

Цель обнаружена Его Переживаньем.

"Да, тело гибнет. Но оно – не Я!"

Страх смерти – иллюзорная змея –

Исчез при свете Истинного Знанья.

Коль эго есть, то мира жизнь Реальна,

А если – миф, – лишь лила [238]Бытия...

Где Истина?![239] «Восстанет суть, когда

Всё прочь отброшено – и формы и названья.

Тут не до шуток – нет Тропы серьёзней.

"Познай Себя!" - здесь Практика, не лозунг,

Для доблестных одних – великий Путь[240]...

Через Огонь тебе пройти придётся,

Сквозь испытание бездонностью Колодца...

Искатель! Мужеством одеться не забудь!»

III

"Искатель! Мужеством одеться не забудь!

Как выручалочка, оно тебя удержит

Там, где извне нет никакой надежды,

Когда обыденных опор уж не вернуть.

Завидев самость, вопрошая, Суть

Держи вниманьем, а смыкая вежды,

Не дай уснуть сознанию-невежде,

Пусть будет вопрошанье словно кнут!

Развеивая мыслеформ поток,

Будь бдителен, отважен и жесток,

Уничтожая эго изваянья.

Дабы держать неколебимо курс,

Наращивай без устали ресурс –

Мумукшу мощную храни под одеяньем!"

IV

" Мумукшу мощную храни под одеяньем,

Освобожденья жажду, Волю ту,

Что воплотит в деяние Мечту –

В усилье Поиска, в дорогу джняны.

Чтоб совладать со старой обезьяной –

Умом как самостью, – стой твёрдо на посту:

Знай устремлённость как второй костюм,

Работай непрерывно, без изъянов.

Лишь пребывая постоянно в ТОМ,

Ты ощутишь себя, безбрежный ОМ,

Блаженством, Знанием, Существованьем.

Так будь всегда на страже, дорогой,

Исследуй, кто считается тобой?

......................

Мгновенье каждое не упускай Заданья!"

V

"Мгновенье каждое – не упускай Заданья!

Дар внутреннего зрения раскрой!

Лишь преданности искренней настрой

Способен смыть миражи мирозданья.

Они влекут адепта за собой,

Дабы остановить поток вниманья,

Туда, где вечен Огнь Существованья,

Разрушить к нему Путь-через-Забой.

Руду-из-мыслей удаляй не медля,

Преследуя источник лживых дебрей,

Не поддаваясь речи, пище, сну!

Среди кошмара мысленных иллюзий,

Чтоб разорвать мифические узы,

Всегда и всюду нужно видеть Суть!"

VI

"Всегда и всюду нужно видеть Суть!

Тот Лотос славы, воплощённый в Сердце,

Ту потаённую Действительности-Дверцу,

То Пламя алое на огненном Мосту.

Туда гони стада свои, пастух,

Ассоциаций неусыпный Цербер,

Где в жерле жертвенном они исчезнут.

Берег Ты ощутишь как Тишину одну.

О дорогой! Будь бдителен всегда!

Не упусти свой прирождённый Дар:

Ты есть Единство Бытия и Знанья!

Но пережить Реально этот план

Ты сможешь только, сбросив уз обман, –

Лишь непрерывным актом Почитанья".

VII

«Лишь непрерывным актом Почитанья

И безраздельной преданностью ты

Сожжешь к объектам чувственным мосты

И утвердишься на Тропе познанья.

Отбрось вичарой страсти и желанья

При зарожденьи мысли. Слов костыль

Тебе не нужен, сохраняй молчанье

Свидетеля, смирив деяний пыл.

О дорогой, прочувствуй Сердца воздух,

Живи в "Кто я?", забыв и мир и позы[241],

Путь Вопрошания – твой настоящий Путь.

Знай, только искреннего Поиска объёмом

Средь миражей сансарных водоемов

Возможно Первородное вернуть».

VIII

«Возможно Первородное вернуть!

Как птичка киви встарь черпала море

По капле – клювом... Милость! И нет горя![242]

Так васан сонмы растворяет труд,

Когда, не мысля о размерах груд

Завалов, неизменно ты в Дозоре,

Подстерегая эго – мыслей корень,

Допрашивая: "Кто я?" Сразу... Тут...

Нет более грехов, болезней, бед!

Отбросив их как умствований бред,

О дорогой, спускайся в свой Колодезь,

Путь Сердца поведёт тебя вперёд,

К Реальности, что лишь одна живёт...

......................

Так устремись, весь воплотившись в Поиск!»

IX

«Так устремись, весь воплотившись в Поиск!

Пусть Суеты извечная игра

Тебя, адепт, не больше беспокоит,

Чем жадные укусы комара.

Без ожиданий – в Путь! К Себе! Пора,

Покинув книг бесплодные покои,

Практиковать Возврат-в-свои-устои,

Переживая мир как миф, мираж.

Семья, работа, тело – просто тень

Природы истинной, сияющей везде,

Не знающей рожденья и погоста.

Раз эго слышится – бросайся в бой:

"Кто я?" Покуда двойственность с тобой,

Ты – Вопрошание! В ТОМ только Жизни поступь!»

X

"Ты – Вопрошание! В ТОМ только Жизни поступь!

Иное – Заблуждение, Обман,

Иллюзия. Духовный ятаган

Зарубит мысль вопросом из вопросов.

А та, различий дочь, по-прежнему, без спроса,

Всё норовит твой потревожить Стан,

Твою природу Вечную. Остра

Дорога Знания, разящего наросты[243].

О дорогой, отбрось упадхи [244]тела,

Все, до последней. К смертному уделу

Гони дух эго, самозванца в Я.

......................

В вичаре постоянно пребывая,

Познай единство без конца и края:

Твоя победа – Сердце Бытия..."

XI

«Твоя победа – Сердце Бытия...

ТО... Недоступное колеблющейся мысли

И слову – сыну этой тени Жизни,

ОНО – внутри ролей, за бытом "я".

Единое, Нетленное, Отчизна

Всего и всех. За миражами дня

Лежит блаженство подлинное. Истин

За НИМ уж нет. ТО – Истина Сама.

Броня крепка ли? Закалён ли меч

Бесстрастия и жертвы? Им пресечь

Ты должен жизнь профана без сомненья.

Она сгорит на том Костре святом,

Где проявляется твой настоящий Дом –

Там, в Пламени безмерно сокровенном».

XII

"Там, в Пламени безмерно сокровенном,

Живёт твой Атман, Гуру, Я живу –

Кто не подвластен ни добру, ни злу –

Учитель твой, зовущий неизменно.

Услышал ты мой Голос через стены

Иллюзии? Держи мою Волну

Вичарой иль отдачей! Знай одну

Любовь ко Мне – без страха и измены.

Вниманья не теряя, дорогой,

Иди, не порывая связь со Мной,

Сквозь ночь Неведенья к Заре нетленной.

Мы встретимся в источнике Огня...

Не раньше и не позже. Лишь тогда

Теряет силу эго – гвоздь[245] вселенной".

XIII

Теряет силу эго – гвоздь вселенной,

Под взглядом Гуру – Атмана всего,

Шри Раманы Великого. Его

Прослушаны святые наставленья.

Шравана... Обретая Направленье,

Любовь и Преданность для поиска ТОГО,

Осознаёшь и Жизни назначенье –

БЫТЬ и блаженствовать в сознанье: "Всё – Одно".

– «Господь, я – Твой! Теперь – вперёд! На Встречу!

Ты – Я... Лишь Путь, а не пустые речи,

Приблизит эру Счастья – Бытия...

Пусть Вопрошанье сушит васан море,

Да сгинут тамас, раджас и их горе,

А Истина пульсирует: "Я – Я"!»

XIV

А Истина пульсирует "Я – Я"

В Самой Себе, Собой, в своей Природе,

Сознанием, которое приводит

К Блаженству через ложе из Огня.

"Учитель! Милостью Твоей спаси меня!

Как соли кукла в океан уходит,

При измереньи глубины собою[246],

Пусть эго растворится в Сердце, в Я!

О, тонок мост – как лезвие у бритвы –

К ТОМУ, кто ведает ОДИН исходом битвы…

Господь, дай силы с трассы не свернуть!

Иду к Тебе, с Тобою курс сверяя;

Он – Устремлённость к Истине без края..."

......................

Садгуру преданным лишь отверзает Путь.

МАГИСТРАЛЬНЫЙ СОНЕТ

XV

Садгуру преданным лишь отверзает Путь,

Цель обнаружена Его Переживаньем:

– «Искатель! Мужеством одеться не забудь,

Мумукшу мощную храни под одеяньем.

Мгновенье каждое не упускай Заданья!

Всегда и всюду нужно видеть Суть!

Лишь непрерывным актом Почитанья

возможно первородное вернуть.

Так устремись, весь воплотившись в Поиск!

Ты – Вопрошание! В ТОМ только Жизни поступь,

Твоя победа – Сердце Бытия...

Там, в Пламени безмерно сокровенном,

Теряет силу эго – гвоздь вселенной,

А Истина пульсирует: "Я – Я"!»

 


ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ
БХАГАВАНА ШРИ РАМАНЫ МАХАРШИ

1879 30 декабря, понедельник, День Ардра Даршан – родился в 1 час ночи, в Тиручули1.

1891 Переезжает в Диндигал после завершения начального об­разования в Тиручули.

1892 18 февраля: смерть отца, Сундарама Айяра. Переезжает в Мадурай. Учеба в Средней Школе Скотта и Высшей Шко­ле американской миссии.

1895 Ноябрь: слышит об "Аруначале" от одного из старших родственников.

1896 Середина июля: "Переживание смерти" в Мадурае, закон­чившееся полным и постоянным осознанием Атмана, Само-реализацией.

29 августа, суббота: оставляет Мадурай ради Аруначалы. 1 сентября, среда: прибывает к Аруначале. Останавлива­ется в различных помещениях Великого Храма, внутри Ты­сячеколонного Зала, в Патала Лингаме, иногда в гопуре (храмовой башне).

1897 Начало года: переходит в Гурумуртам, святыню на окраи­не города.

Пребывает в святыне и в примыкающей манговой роще.

1898 Май: Нелиаппа Айяр, родной дядя, посещает Шри Бхага­вана в манговой роще.

Сентябрь: переходит в Павалаккунру.

Декабрь: Мать, Алагамма, посещает Шри Бхагавана в Па­валаккунру.

1899 Февраль: переходит на Гору, Аруначалу. Живет в различ­ных пещерах Горы, но обычно в пещере Вирупакша, ис­пользуя пещеру у мангового дерева как местожительство летом.

1900

1902 Отвечает на вопросы, которые поставил Гамбирам Сешайя в пещере Вирупакша (позднее беседа издана как "Само-исследование").

1902 Отвечает на вопросы Шивапракашама Пиллая ("Кто я?").

1905 Во время эпидемии чумы на шесть месяцев переселяется в Пачайамман Койл, а затем возвращается к Горе.

1907 18 ноября: важная встреча между Шри Бхагаваном и Ка­вьякантхой Ганапати Муни. Бхагаван дает Муни упадешу.

1908 Январь – март: живёт в Пачайамман Койл (с Ганапати Муни и другими) и снова возвращается обратно в пещеру Вирупакша.

Переводит прозой на тамили сочинения Шанкарачарьи: Вивекачудамани и Дрик Дришья Вивека 1.

1911 Ноябрь: Ф. X. Хэмфри, первый представитель Запада, встре­чает Шри Бхагавана.

1912 Второе переживание смерти (у Черепашьей скалы) в при­сутствии Васудэвы Шастри и других.

1914 Обращается к Аруначале со стихотворной молитвой об избавлении матери от болезни.

1915 Ради матери написана "Песнь об аппаламе ". Следующие произведения также написаны за период пребывания в пещере Вирупакша:

"Свадебная гирлянда посланий Аруначале",

"Одиннадцать строф Аруначале",

"Восемь строф Аруначале",

перевод Дэвикалоттары,

перевод работ Шанкарачарьи: "Гимн Дакшинамурти", "Гуру стути ", "Хастамалака стотра ".

1916 Перебирается в Скандашрам.

1917 Сочиняет "Пять драгоценностей Аруначале" на санскрите (Аруначала Панчаратнам).

Мать селится в Скандашраме. Ганапати Муни написал по­эму "Шри Рамана Гита".

1922 19 мая, пятница: махасамадхи матери (с помощью Шри Бхагавана она достигает Освобождения).

Середина декабря: перебирается к нынешнему место­нахождению Шри Раманашрама.

1927 Сочиняет "Сорок стихов о Реальности" на тамильском язы­ке (Улладу Нарпаду) и на языке малаялам.

1936 Переводит на малаялам "Шри Рамана Гиту".

1939 1 сентября, четверг: Бхагаван закладывает Храм Матру­бхутешвары (Божественной Матери).

1940 Выбирает 42 стиха из Бхагавад-Гиты и переводит их на тамильский язык и на малаялам.

1946 1 сентября: празднование золотого юбилея прибытия Шри Раманы к Аруначале.

1947 Февраль: сочиняет "Пять стихов об Атмане" (Экатма Панчакам) на языке телугу и тамильском.

1948 18 июня: с помощью Шри Бхагавана корова Лакшми до­стигает нирваны (Освобождения).

Переводит на тамильский язык Атма Бодха Шанкарача­рьи.

1949 17 марта, четверг: ритуал освящения (кумбхабхишекам) Храма Божественной Матери в присутствии Шри Бхага­вана.

1950 14 апреля, пятница: Брахманирвана Шри Бхагавана в 8.47 вечера. В этот момент внезапно появившаяся звезда, ярко сияя, проходит с юга, медленно двигается по небу к северу и исчезает за пиком Аруначалы. Её видели многие в различных частях Индии.


ГЛОССАРИЙ

Цель настоящего глоссария – разъяснить используемые в тексте слова и термины (главным образом, на санскрите) и указать их произношение.

В санскрите и тамильском языке нет системы ударения, как в русском языке, но имеется система долгих и кратких звуков. Все долгие гласные находятся под ударением, а краткие нет. Поэтому одни слова могут иметь несколько ударений, а другие вообще не содержать ударения. Точная транслитерация с санскрита невозможна без применения специальных фонетических символов. В связи с этим ниже приводится также и латин­ская транслитерация как наиболее распространенная. Она дается в упро­щенной форме, пусть не всегда совершенно точной, но достаточной для духовного практика. Показано четкое различие долгих и коротких глас­ных звуков: долгие звуки помечаются сверху черточками.

Гласные a, i, u сходны с русскими "а", "и", "у", если не учитывать различий по долготе-краткости. Произношение этих гласных приблизи­тельно следующее:

а – как звук "а" в первых двух слогах слова "хорошо" и в последнем слоге слова "папа";

ā – как звук "а" в первом слоге слова "папа";

i – как "и" в первом слоге слова "институт";

ī – как "и" в слове "близость";

u – как "у" в слове "бутылка";

ū – как "у" в слове "буря".

Звуки е (сходный с русским "эй") и о (сходный с русским "о") – всегда долгие.

В латинской транслитерации сочетание "jna", в какой бы части слова оно ни встретилось, есть попытка выразить звук, специфический для сан­скрита. Индийские санскритологи допускают несколько вариантов его произношения, которые приближенно описываются как:

– носовое "ngya" (с "ng", как в английских словах running, walking и т. п.);

– твердое "gya" (соответствующее русскому "гья");

– мягкое "пуа", как в слове "Ваня".

Однако поскольку в традиционном произношении таких слов, как jnana и prajnana, в русском языке звучит слог "джня", эта традиция удер­живается и в русской части настоящего глоссария.

При устном воспроизведении санскритского текста обычно допуска­ется ряд фонетических условностей, приближающих произношение сан­скритских звуков к родному языку читающего. В нашем случае при произ­несении санскритских слов часто отсутствующее в санскрите и обязатель­ное для русского языка ударение проставляется в согласии с просодикой санскрита и акустическим впечатлением для русского уха. Эти условия не всегда совпадают с грамматически верными с позиций санскрита. В част­ности, при наличии нескольких долгих слогов ударение ставится на по­следнем из них, если этот слог не последний в слове (sākshātkāram – сакшаткара), а иначе - на предпоследнем (dhāranā – дхарана).

А

абхаса – ābhāsa – видимость, кажимость.

абхиджня – abhijnā – прямое восприятие.

абхимана – abhimāna – привязанность; высокомерие, самомнение.

абхичара прайогам – abhichāra prayōgam – черная магия.

абхишека – abhishēka – омывание водой и тому подобное лингама (см.) Шивы (см.) и других священных объектов.

абхьяса – abhyāsa – усердная духовная практика.

абхьяси – abhyāsi – тот, кто практикует абхьясу (см.).

аварана – āvarana – окутывание.

аварта – āvarta – вихрь; водоворот.

авастха трайя – avasthā traya – три состояния сознания (бодрствова­ние, сновидение и глубокий сон).

аватара – avatār – воплощение Бога.

авидъя – avidyā – незнание; неведение.

авритта чакшус – āvritta chakshus – взгляд, обращенный вовнутрь.

агами (агами карма) – āgāmi (agami karma) – новая карма (см.), накоп­ленная в нынешней жизни и переносимая для отработки в будущие перевоплощения.

адвайта – advaita – недвойственность, часто неправильно называемая "монизм"; также и философское учение недуализма, адвайта-ведан­та (см.).

адвайта-веданта – advaita vēdanta – направление Веданты (см.), свя­занное с учением недуализма.

аджата вада – ajāta vāda – теория непричинности в адвайта-веданте (см.), доказывающая, что творения мира не было вообще.

аджня – ājnā – власть; приказ.

аджняна – ajnāna – незнание, противоположность джняны (см.).

аджняни – ajnāni – человек, не осознавший Себя, Атман (см.).

Адитья – Aditya – одно из имен бога солнца, которое Шри Рамана упо­требляет, говоря о шлоках (см.) (IV, 1) и (IV, 4) Бхагавад-Гиты [в русских переводах используют имя "Вивасват"].

Ади Шанкарачарья – Adi Shankaracharya – букв.: "первый наставник Шанкара", ибо слово "Шанкарачарья" издавна употребляется как титул главы каждого религиозного ордена, основанного при жизни первым, Ади, Шанкарой (см.).

адхара – ādhāra – опора.

адхиштана – adhishthāna – основа, субстрат.

адхьяропа – ādhyāropa – наложение; ошибочное знание.

адхьясика – adhyāsika – наложенное, отраженное.

адьятмика шакти – ādyātmika shakti – сила Атмана.

акара – ākāra – форма, внешний вид.

акаша – ākāsha – эфир; пространство.

акашавани – ākāshavani – голос, приходящий с небес.

акритопасака – akritopāsaka – тот, кто практикует медитацию, упасану (см.).

акхандакара вритти – akhandākara vritti – целостное переживание.

амрита – amrita – нектар Бессмертия.

амрита нади – amrita nādi – наименование одного из йогических нервов.

анава – ānava – ограничение.

анади – anādi – не имеющий начала.

анахата – anāhata – наименование одной из йогических чакр (см.).

ананда – ānanda – Блаженство.

анандамайя коша – ānandamaya kōsha – оболочка блаженства.

аннамайя коша – annamaya kōsha – оболочка грубой материи.

Аннамалай – Annamalai – тамильское имя Аруначалы (см.).

антардхана – antardhāna – исчезновение из виду.

антармукхи манас - antarmukhi manas - ум, обращенный вовнутрь.

антах (антар) – antah (antar) – внутренний.

антах каранам – antah karanam – внутренний орган.

антах пранаяма – antah prānāyāma – внутренний контроль дыхания.

ану – anu – атом.

an – ар – вода.

апавада – apavāda – опровержение; устранение.

апана – арānа – жизненная сила, движущаяся вниз.

апарокша – aparoksha – прямой; непосредственный.

Ардра – ārdrā – звезда в созвездии Ориона.

Арджуна – ученик Шри Кришны (см.).

артха вада – artha vāda – вспомогательные аргументы или теории.

аруна – aruna – красный.

Аруначала – Arunāchala – священная гора в Южной Индии, где Шри Рамана провел всю Свою взрослую жизнь (1896 – 1950); Бог Шива (см.), воплощенный в горе, выступающий как безмолвный Учитель на Пути Знания (см. Аруначалешвара; Дакшинамурти), Гуру (см.) Бхагавана Шри Раманы Махарши.

Аруначалешвара – Arunachaleshwara – букв.: "Господь Аруначала"; Ару­начала (см.) как личный Бог, воплощение Шивы, или Абсолюта.

арупа – аrūра – бесформенный.

асамшакти – asamshakti – непривязанность.

асана – āsana – поза или место.

асат – asat – букв.: "не- Сат (см.)"; нереальное, непостоянное, несущест­вующее, т. е. отличающееся от Бытия.

асура – asura – демон.

атиашрама – atiāshrama – выше четырех стадий жизни.

ативахика шарира – ātivāhika sharira – тонкое тело, которое остаётся после разрушения физического тела и несёт индивидуума в другие миры.

ати джаграт – ati jāgrat – выше бодрствования.

ати шунья – ati shūnya – выше пустоты.

Атман, или атма – ātman; ātma – чистое Я, выражаемое чувством "Я есмь"; Абсолют, высочайшее Бытие, конечная Реальность, Брах­ман (см.).

атма-вичара – ātma vichāra – само-исследование, практика тщательного исследования, или внимания к чувству "я", с целью узнать "Кто я?".

атма джняни – ātma jnāni – тот, кто осознал Себя, Атмана (см.).

атма нади – ātma nādi – наименование одного из йогических нервов; то же, что и пара нади.

атма ништа – ātma nishta – пребывание в Атмане (см.).

aтманусандхана – ātmanusandhāna – постоянное размышление об Атмане (см.).

атьянта вайрагьям – atyanta vairagyam – абсолютное бесстрастие.

ахам – aham – принимает различные значения в зависимости от кон­текста: Я (истинное переживание Атмана); "я" (иллюзорное чувство индивидуальности, вызванное неправильным отождествле­нием чувства "Я" с телом).

ахам Брахмасми – aham Brahmāsmi – махавакья (см.) "Я есть Брахман ".

ахамкара (или аханкара) – ahamkāra – букв.: «создающая "я"»; способ­ность, обычно называемая "эго", вызывающая отождествление ис­тинного Я, Атмана, с иллюзорным "я"; чувство личности.

ахимса – ahimsā – ненасилие.

ачала – achala – недвижимое; холм или гора.

ачит – achit – букв.: "не- Чит (см.)",то есть отличающееся от Сознания.

ашуддха – ashuddha – нечистый.

Б

бала – bāla – дитя.

бандха – bandha – букв.: "пребывающий в зависимости"; человек, кото­рый не осознал Себя, Атман.

бандха хету – bandha hētu – причина зависимости.

бахир мукхи манас – bahir mukhi manas – ум, обращенный вовне.

бахир пранаямамbahir prānāyāmam – внешний контроль дыхания.

бахудака – bahūdaka – странствующий санньясин (см.).

бинду – bindu – точка или пятно (термин, используемый в тантризме как символ вселенной в её непроявленном виде).

Брахмаджняна – Brahmajnāna – Знание (осознание) Брахмана (см.).

Брахмаджняни – Brahmajnāni – тот, кто осознал Себя.

брахмакара вритти – brahmakāra vritti – мысль о Брахмане; ум, обра­щенный вовнутрь.

Брахмавид – Brahmavid – тот, кто осознал Брахмана.

Брахман – Brahman – безличный Абсолют в индуизме.

Брахма ништа – Brahmanishta – тот, кто установился в Брахмане.

брахмахатья – brahmahatya – грех убиения брахмана.

брахмачарин – brahmachāri – букв.: "пребывающий в Брахмане ". Обычно используется для человека, соблюдающего обет целомудрия.

брахмачарья – brahmachārya – целомудренный ученик; первая стадия жизни индуиста.

Будда – Buddha – тот, кто сознаёт; пробужденный.

буддхи – buddhi – интеллект.

бхавана – bhāvana – представление или отношение и особенно духов­ное – к Богу и садхане (см.); непрерывная медитация; устойчивая концентрация ума.

бхаджана – bhajana – пение восхвалений Богу, особенно хором.

бхакта – bhakta – преданный, почитатель.

бхакти – bhakti – преданность Богу; Любовь.

бхакти марга – bhakti marga – путь Преданности.

бхашьякара – bhashyakara – комментатор (священных текстов).

бхеда – bheda – различие, разница.

бхога – bhōga – удовольствие, наслаждение.

бхога хету – bhoga hetu – причина наслаждения.

бхума – bhūmā – всеобъемлющий; Абсолют.

В

вада – vāda – теория; диспут.

вайкхари – vaikhari – одна из стадий формирования звука; слышимый звук.

Вайкунтха – Vaikuntha – обитель Вишну (см.).

вайрагъя - vairāgya – бесстрастие; непривязанность.

вайшнав – Vaishnavite – преданный Вишну, вишнуит.

вайю – vāyu – жизненное дыхание.

варнашрама дхарма – varnashrama dharma – дхарма (см.) различных каст и стадий жизни.

васана – vāsana – привычка ума; скрытая склонность или впечатление.

васана кшайя – vāsana kshaya – прекращение васан (см.).

Васиштха – известный мудрец и автор 7-й книги Ригведы. Его наставле­ния Шри Раме (см.) составляют основу Йога-Васиштхи.

Васту – Vastu – сущность, реальность.

вачьяртха – vāchyārtha – буквальный смысл.

веданта – Vēdānta – философия, базирующаяся главным образом на текстах Упанишад (см.).

вибхакти – vibhakti – разделение.

вибхути – vibhūti – священный пепел; Милость Бога; сверхъестествен­ная сила.

виварта вада – vivarta vāda – теория, что Брахман появляется как мир, душа и Бог, словно веревка, кажущаяся змеёй (хотя на самом деле она и не меняется).

вивечана – vivēchana – различение.

видеха мукта – vidēha mukta - тот, кто освобождён после смерти.

видеха мукти – vidēha mukti – Освобождение после смерти.

виджняна – vijnāna – особое знание; духовное знание.

виджнянамайя коша – vijnānamaya kōsha – оболочка интеллекта.

виджнянатма – vijnanatma – невежественное "я".

виджнята – vijnātā – познающий.

видья – vidyā – знание; изучение.

вийога – viyōga - разделение.

викшепа – vikshēpa – разнообразие; ложная проекция.

викшипта – vikshipta – рассеянный; колеблющийся.

Bupаm – Virāt – вся совокупность грубого бытия.

Витхоба – божество, которое воспринимается почитателями как вер­ховный бог вселенной.

вичара – vichāra – исследование (см. атма-вичара).

вичара марга – vichāra mārga – духовный путь исследования.

вичарана – vichārana – исследование (см. атма-вичара).

Вишва – Vishva – индивидуум в состоянии бодрствования.

вишварупа (даршан) – vishvarūpa (darshana) – Бог, видимый как охва­тывающий форму вселенной.

вишишта – vishishta – ослабленный; разбавленный; ограниченный.

вишишта адвайтин – vishishtādvaitin – тот, кто принимает модифици­рованную форму недвойственности, основанную на учении южно-индийского святого Рамануджи.

Вишну – Vishnu – одно из трех главных божеств индуизма, хранитель вселенной. Вишну периодически воплощается (обычно в человече­ском теле) ради наказания злодеев и поддержки добра в мире.

вишранти – vishrānti – отдых, покой, тишина.

вритти – vritti – видоизменение ума.

вьявахара (вьявахарика) – vyavahāra (vyāvahārika) – эмпирическая (с относительной точки зрения).

вьявахара сатья – vyavāhara satya – феноменальное существование.

Вьяса – мудрец [риши], который согласно древней традиции является автором "Махабхараты" и пуран (см.), создателем философии ве­данты (см.).

Г

гаруда – garuda – орёл, средство передвижения Господа Вишну.

Гаятри – Gāyatri – наиболее известная ведическая мантра (см.): "Пусть тот обожаемый, полный Света (Бог), просветит нас, медитирующих на Нём".

Гаудапада – Гуру (см.) Учителя Шанкары (см.), ранний представитель аджата вады (см.) и автор известного комментария на Мандукья упанишаду (VI или VII в.).

Гаутама – мудрец, совершавший тапас на Аруначале.

гопура – gōpuram – надвратная башня индуистского храма в Южной Индии.

грантхи – granthi – узел неведения.

грихастха – grihastha – домохозяин; вторая стадия жизни индуиста.

грихини – grihini – домашняя хозяйка.

гунатита – gunātita – тот, кто превзошел гуны (см.).

гуны – gunās – три основополагающие качества, тенденции или на­пряжения, лежащие в основе всего проявленного: саттва, раджас и тамас, соответственно характеризуемые как белое, красное и черное.

Гуру – guru – духовный Учитель; наставник; тот, кто удаляет темноту неведения.

Д

Дакшинамурти – Dakshinamurti – Шива (см.) в облике юноши, кото­рый, обращенный лицом на юг, наставляет учеников посредством Молчания; "Бесформенная Сила". Оба значения связаны с Арунача­лой (см.) и Шри Раманой.

даршан – darshan – лицезрение, видение, особенно святых и мудрецов.

дахаракаша – daharākāsha – эфир Сердца.

двайта – dvaita – двойственность; дуализм.

деха – dēha (m) – тело.

дехатма буддхи – dēhātma buddhi – представление "Я есть тело".

дехавасана – dehavāsanā – привязанность к телу.

джагат – jagat – мир.

джаграт – jāgrat – состояние бодрствования.

джаграт сушупти – jāgrat sushupti – бодрствующий сон.

джада – jada – неодушевленный; бесчувственный.

джала – jala – вода.

джанма – janma – рождение.

Джанака – знаменитый индийский царь и джняни (см.).

джапа – japa – букв.: "бормотание"; обычно означает повторение имени Бога, Гуру или мантры (см.).

джапа карта – japa kartā – тот, кто выполняет джапу (см.).

джёти – jōthi – свет; блеск, сияние.

джива – jiva – индивидуальная душа; эго.

дживанмукта – jivanmukta – тот, кто освободился ещё при жизни в теле.

дживанмукти – jivanmukti – Освобождение, достигнутое ещё при жиз­ни в теле.

дживатман – jivātman – индивидуальное "я".

джняна(м) – jnāna(m) – знание трансцендентальности и бесформенно­сти Абсолюта; знание Себя, Атмана.

джнянагни – jnānāgni – огонь Мудрости.

джняна бхумики – jnāna bhūmikas – семь ступеней Просветления.

джняна дришти – jnāna drishti – взгляд Мудрости.

джняна-йога – jnāna yōga – метод реализации Абсолюта посредством Знания.

джняна лакшана – jnāna lakshana – знак Мудрости.

джняна-марга – jnāna mārga – Путь Знания.

джняна чакшус – jnāna chakshus – око Мудрости.

джнянендрия – jnanendrija – орган чувств.

джняни – jnāni – букв.: "тот, кто знает"; мудрец; тот, кто осознал Себя, Атман.

дивья чакшус – divya chakshus – божественный Глаз.

дикпалы – dikpālas – боги (их восемь), охраняющие различные стра­ны света.

дикша – diksha – духовное посвящение.

дрик – drik – тот, кто видит; субъект.

дришти – drishti – взгляд; видение.

дришти сришти – drishti srishti – одновременное творение.

дришья – drishya – то, что видимо.

дришья вилайя – drishya vilaya – исчезновение объективного мира.

дхаранаdhāranā – концентрация ума; шестая ступень восьмеричной раджа-йоги (см.).

дхарма – dharma – добродетельные поступки; гармоничная жизнь; естественный долг человека; врожденные качества.

дхарма шастри – dharma shāstri – знаток писаний, говорящих о дхарме (см.).

дхрити – dhriti – устойчивость, непоколебимость.

дхьяна – dhyāna – медитация; созерцание; седьмая ступень восьмерич­ной раджа-йоги (см.).

дэвы – devās – божественные существа.

И

идам – idam – это; также и ссылка на Субстрат, на который проецируется иллюзорное восприятие.

индрии – indriyās – чувства.

иччха – ichcha – желание.

Ишвара – Ishvara – Бог; Высочайшее Существо в Его аспекте Господина мира.

Ишвара ануграхам – Ishvara anugraha – Милость Бога.

Ишвара арадхана – Ishvara ārādhana – почитание Бога.

Ишвара дришти – Ishvara drishti – видение всего как Бога.

Й

йога – yōga – соединение или средство соединения человека с Богом, но обычно обозначает путь раджа-йоги (в настоящем издании – Йога), изложенный Мудрецом Патанджали в Йога-сутрах.

йога-марга – yōga mārga – Путь йоги (см.).

йогарудха – yōgarūdha – тот, кто достиг йоги.

йогин – yōgi – тот, кто следует или обучается Пути йоги.

К

кайвалья – kaivalya – состояние Освобождения.

кала – kalā – термин, используемый в тантризме (для обозначения вре­мени).

кама – kāma – чувственное желание; вожделение.

кантхабхарана – kanthābharana – украшение, которое носят вокруг шеи.

канья – kanyā – девственница.

карана – kārana – причина.

карана шарира – kārana sharīra – причинное тело.

карма – karma – имеются три главные значения:

1) действие; 2) последствия действий; 3) судьба и три главные части (см. карма трайя).

карма самья – karma sāmya – хорошие и плохие действия в равной про­порции.

карма-йога – karma yōga – Духовный путь (бескорыстного, незаинтере­сованного, без привязанности) действия.

карма трайя – karma traya – три вида кармы (см.), а именно санчита (см.), агами (см.) и прарабдха (см.).

кармендрия – karmēndriya – орган действия.

карпура арати – karpūra ārati – размахивание светящейся камфарой при пудже (см.).

карта – kartā – деятель, действующий; делатель.

картритва – kartritva – деятельность; делание.

картритва буддхи – kartritva buddhi – чувство делания.

кашайя – kashāya – скрытое загрязнение.

кашайя – kāshāya – охристо-шафрановый цвет одежды санньясинов (см.).

каши ятра – kāshiyātra – паломничество в Каши (Бенарес); часть сва­дебного ритуала в среде брахманов.

кевала кумбхака – kēvala kumbhaka – внезапная остановка дыхания, будь то при вдохе или на выдохе.

кевала самадхи – kēvala samadhi – самадхи (см.), в котором активности тела и ума поглощены только временно.

кохам – kōham – вопрос "Кто я?".

крама мукти – krama mukti – постепенное Освобождение.

крама сришти – krama srishti – постепенное творение.

Кришна, Шри – "Черный". Один из популярнейших богов индуистского пантеона. Его поучения содержатся в Бхагавад-Гите.

кродха – krōdha – гнев.

кувасана – kuvāsana – плохая склонность.

кумбхака – kumbhaka – задержка дыхания.

кундалини – kundalini – йогическая сила, именуемая змеиной силой, спящая в основании спины, в первой из чакр (см.).

кшетра – kshetra – храм; поле; тело.

Л

лайя – laya – растворение.

лакх – lakh – 100 000.

лакшана – lakshana – определение; обозначение.

лакшья – lakshya – намерение, мишень, цель.

лакшьяртха – lakshyārtha – подразумеваемый смысл.

лила – lila – игра.

линга – linga – символ, обычно приписываемый Шиве (см.) как бесфор­менной Реальности.

линга шарира – linga sharira – тонкое тело.

лока – lōka – мир; то, которое видимо.

М

Мадхва – южноиндийский вишнуитский святой (1281–1360), создатель и проповедник чисто дуалистической веданты.

мадхьяма – madhyama – стадия в произнесении звуков.

майя – māya – иллюзия; сила, присущая Брахману, посредством которой ОН проявляется как этот мир.

майя вада – māyā vāda – доктрина майи (см.).

Маниккавасагар – "Тот, чьи речения подобны рубинам". Тамильский поэт-святой (IX в.).

манана – manana – вторая стадия садханы (см.) на пути Знания; глубо­кое размышление над услышанной Истиной.

манолайя – manōlaya – временное спокойствие ума, часто, но ошибочно, принимаемое за нирвикальпа самадхи (см.).

маномайя коша – manōmāya kōsha – оболочка ума.

манонаша – manonasha – угасание ума, его окончательное уничтожение.

манта – mantā – мыслитель.

мантра – mantra – космические звуковые формы Вед, используемые для почитания и молитвы; слоги для медитации на форме Господа; ритуальное повторение.

мантра джапа – mantra japa – повторение мантры (см.).

марга – mārga – путь к Цели в духовном поиске.

Маркандея - легендарный мудрец, преодолевший смерть, как и Шри Бхагаван, в 16 лет. Он схватил лингам Шивы, Шива появился и дал ему бессмертие.

матра – mātra – метрическая единица (время, требуемое для произне­сения звука).

мауна – mouna – Тишина; Молчание; невыразимость; Истина Брахмана, выражаемая знатоком Брахмана только его пребыванием в Безмол­вии.

Махабхарата – "Великое (сказание) о Бхаратах". Огромный индийский эпос, относящийся к первой половине I тысячелетия до н. э. В его состав входит Бхагавад-Гита и другие религиозно-философские тек­сты.

махавакья – mahāvākyā – букв.: "великое высказывание"; четыре глав­ных изречения, провозглашающих истину Брахмана (по одному из каждой Веды):

1) Праджняна Брахма " Праджняна (Сознание) есмь Брахман ";

2) Ахам Брахмасми "Я есмь Брахман ";

3) Тат Твам Аси "Ты еси ТО";

4) Айям Атма Брахма "Этот Атман есмь Брахман ". ТО (санскр. Тат) – безличная основа мира (см. Брахман), не имеющая атри­бутов, на которую можно только "указать".

Еси, есмь (старослав.) здесь означает истину духовного Бытия, Которое не связано с эмпирическим существованием, фиксируе­мым одним из значений настоящего времени современного глаго­ла "быть".

Махарши – maharshi – Маха риши, великий риши, или Мудрец. Имя, используемое для человека, открывшего новый путь к Реализации.

махатма – mahātmā – Великая душа, великий человек или святой.

махашунья – mahāshūnya – великая Пустота.

мокша – mōksha – Освобождение; духовная свобода.

мрига тришна – mriga trishna – вода миража.

мукта – mukta – Освобожденный.

мукти – mukti – Освобождение.

мула – mūla – корень; источник.

мулавидья – Mūlāvidyā – первичное неведение.

муладхара – mulādharā – одна из чакр (см.).

мумукшу – mumukshu – тот, кто стремится к Освобождению.

муни – muni – Мудрец.

Н

нада – nāda – тонкий звук, сопровождаемый светом.

нади – nādi – 72 000 психических нервов тела, передающих жизненную силу. Из них ида, пингала и сушумна – три главных нерва. В состоя­нии самадхи (см.) все они слиты в одну пара, или амрита, нади (см. [4, с. 102]).

нама – nāma – имя; имя Бога.

нама джапа – nāma japa – повторение имени Бога.

нама санкиртан – nāma sankīrtan – воспевание имен Бога.

намаскар – namaskār (a) – падение ниц перед Богом или Гуру.

нама смарана – nāma smarana – вспоминание и повторение имени Бога.

Намдэв (Намадэв) – поэт-проповедник (1270–1350), особой заслугой которого считается широкое введение практики нама джапы (см.). Шри Бхагаван очень ценил его работу "Философия Божественного Имени" и часто цитировал её.

на медхайя – na mēdhaya – букв.: "не посредством интеллекта"; Брахма­на (см.) нельзя постичь интеллектом.

Нанданар – преданный Шивы, который вошёл в храм в Чидамбараме (знаменитый храм танцующего Шивы) и исчез, погрузившись, та­ким образом, в Шиву.

нарака – naraka – ад.

нахам – naham – не- Я.

наша – nāsha – разрушение.

нивритти марга – nivritti mārga – Путь отречения; отвращение от дея­тельности и поворот к тому, чтобы вспоминать Атман, Я.

ниджананда – nijānanda – истинное блаженство.

нидидхьясана – nididhyāsana – непрерываемое созерцание; третья и по­следняя стадия на пути Знания перед Реализацией: твердое пребыва­ние в Истине (с усилием), которое при Само-реализации переходит в прямое, без усилий, переживание Атмана.

ниракара упасана – nirākara upāsana – медитация на бесформенном.

ниргуна – nirguna – без атрибутов, бескачественный.

ниргуна упасана – nirguna upāsana – медитация на Брахмане, не имею­щем атрибутов.

нирвана – nirvana – Освобождение.

нирвикальпа самадхи – nirvikalpa samādhi – высочайшее состояние кон­центрации, в котором душа утрачивает все чувства отличия от все­общего Я, но временное, с возвращением к эго-сознанию.

ниродха – nirōdha – контроль; сдерживание.

нишкама карма – nishkāma karma – незаинтересованное, бескорыстное действие.

нияма – niyama – закон, правило.

нэти-нэти – nēti-nēti – букв.: "не это, не это"; духовная практика, в которой отвергается всё, относящееся к не-Атману, для того чтобы в конце процесса отрицания остался только Атман (см.).

О

ОМ – Om – глубинный символ Всеобщности, Целостности, символ Атмана (см.) и Брахмана (см.); источник всех звуков и сущность Вед. Этот священный слог произносят в начале и конце процесса дарения, принесения жертвы, выполнения тапаса (см.); в начале и конце священных текстов (см.: ОМ Тат Cam, ОМ Шри Раманарпа­намасту). См. также пранава.

ОМ Тат Cam – Om Tat Sat – обозначение Брахмана.

ОМ Шри Раманарпанамасту – От Sri Ramanārpanamastu – букв.:" ОМ!Да будет это предложено Шри Рамане!"

П

панчакшари – panchākshāri – пятисложная мантра (см.), посвященная Шиве (см.).

панчикарана – panchikarana – теория того, что каждый физический объект содержит все пять элементов в различных пропорциях.

папа – papa – грех, или плохие последствия скверных действий; см. пунья.

пара – parā – "высший, превосходящий". Приставка, указывающая на высший аспект того, чему она предшествует.

парам – param – трансцендентальное; высочайшее.

парамартхика – pāramārthika – конечная, или абсолютная, реальность.

парамартхика сатьям – pāramārthika satyam – Абсолютная реальность (Истина).

Параматман – paramātman – Высочайшее Я, истинное Я, Атман, Брахман.

Парамахамса – paramahamsa – санньясин (см.), достигший Само-реали­зации.

пара нади – parā nādi – наименование одного из йогических нервов.

Парвати (Дочь гор) – супруга Шивы; в пуранах говорится, что по при­казу Шивы она пришла к Аруначале для выполнения тапаса (см.).

паринама вада – parināma vāda – теория, согласно которой Брахман превращается в мир.

парокша – parōksha – слух; косвенное знание.

Патанджали – автор Йога-сутр, наиболее авторитетной работы по раджа-йоге (II в. до н. э.).

пашьянти – pasyanti – стадия произнесения звука, когда он проявляет­ся как речь, воспринимаемая умом.

правритти марга – pravritti mārga – путь действия; путь активной вклю­ченности в мир.

праджня – prājna – индивидуальное существо в глубоком сне.

праджняна – prajnāna – Мудрость; Знание; полное Сознание.

пракрити – prakriti – первичная природа; феномен майи (см.).

пралайя – pralaya – растворение (мира).

прамана – pramāna – средства действительного знания.

пранава – pranava – священный звук ОМ.

пранаяма – prānāyāma – контроль дыхания; четвертая ступень восьме­ричной раджа-йоги (см.).

прапатти – prapatti – само-отдача.

прапти – prāpti – достижение.

прарабдха – prārabdha – та часть кармы (см.), которая должна быть отработана в этой жизни.

прасад – prasād (a) – Милость; пища и тому подобное, что предлагается Богу, а затем распределяется между преданными.

прастхана-трайя – Prāsthāna Traya – тройной канон веданты (см.): Упа­нишады, Брахма-сутры и Бхагавад-Гита.

пратибхасика сатья – prātibhāsika satya – иллюзорная реальность, по­являющаяся какому-то определенному индивидууму.

пратикам – pratikam – символ.

пратьяхара – pratyāhāra – удаление чувств от объектов; пятая ступень восьмеричной раджа-йоги (см.).

пратьябхиджня – pratyabhijna – узнавание; признание.

пратьякша – pratyaksha – непосредственное восприятие.

праятна – prayatna – усилие.

према – prēma – духовная Любовь.

пуджа – pūja – церемониальное почитание цветами, водой и т. п.

пунья – punya – заслуга.

пурака – рūrака – вдох.

пурана – purāna – букв.: "Древнее"; собрание мифов и легенд. Традиция насчитывает восемнадцать основных пуран.

пхала – phala – плод; результат действия.

пхала дата – phala dātā – тот, кто распределяет результаты наших дей­ствий.

пхала чайтаньям – phala chaitanyam – знание как результат духовного осуществления.

пхала шрути – phala shruti – описание результата некого действия.

Р

рави марга – ravi mārga – Путь солнца.

раджа-йога – Rāja Yōga - "Царственная йога"; система йоги, сформули­рованная Патанджали (см.).

раджас – rajas – одно из трех первичных качеств (см. гуны), описанное как красное, принцип активности.

Рама, Шри – почитаемый герой эпоса "Рамаяна" (см.) и одно из двух по­пулярнейших воплощений Вишну (см.) наряду с Шри Кришной (см.).

Рамаяна – "Жизнь Рамы". Один их двух великих эпосов Индии на сан­скрите наряду с Махабхаратой (см.), авторство которого традиция приписывает мудрецу Вальмики (см.).

расасвада – rasāsvāda – вкус Блаженства при отсутствии мыслей.

речака – rēchaka – выдох.

риши – rishi – провидец, Мудрец.

С

савикалъпа самадхи – savikalpa samādhi – состояние сознания, в кото­ром различие между познающим, познанием и познаваемым ещё не утрачено. Шри Рамана использовал этот термин для обозначения уровня самадхи (см.), который поддерживается постоянным усилием.

сагуна – saguna – "наделенный качествами (атрибутами)".

сагуна упасана – saguna upāsana – медитация на Брахмане с атрибутами.

Садгуру (Cam-Гуру) – Sadguru (Sat-Guru) – великий Учитель, истинный, или совершенный, Гуру.

садхак – sādhak (a) – духовно устремленный; тот, кто следует духовной практике, садхане (см.).

садхана – sādhana – букв.: "эффективное средство достижения"; духов­ная практика, Путь, ведущий к Освобождению.

садхана-чатуштайя – sadhana-chatushtaya – четыре качества, ожидаемые в духовно устремленном.

садху – sādhu – аскет; Мудрец.

садху сева – sādhu sēva – служение мудрецам.

садйомукти – sadyomukti – немедленное Освобождение.

самадхи – samādhi – Шри Рамана употреблял этот термин, имея в виду состояние прямого переживания Атмана.

самскара – samskāra – врожденная склонность ума.

самвит – samvit – сознание; знание.

самьяма – samyama – однонаправленность, сосредоточение, ума.

сандеха – sandēha – сомнение.

санга – sanga – связь.

санкальпа – sankalpa – "воля, намерение, мысль"; мысленная и словес­ная подготовка храмового священника к началу богослужения.

саннидхи – sannidhi – присутствие; близость.

санньяса – sannyasa – отречение от всех мирских привязанностей; чет­вертая стадия жизни индуиста.

санньясин – sannyasi – аскет; тот, кто принадлежит к четвертой стадии жизни.

санчита (санчита карма) – sanchita (sanchita karma) – карма (см.), на­копленная в предшествующих рождениях.

сарва – sarva – "всё"; весь, целый.

сарваджня – sarvajna – всеведущий, всезнающий.

сарваджнятвам – sarvajnatvam – всеведение.

сарвадхикари – sarvadhikari – духовный учитель или, как в Шри Раман-ашраме, управляющий.

Cam – sat – благо; существование; чистое Бытие.

Сат-санг – sat sanga – "пребывание в Бытии"; обычно означает жизнь или пребывание в обществе Мудреца.

сатья – satya – Правдивость; действительность.

саттвический – sāttvik – чистый, гармоничный, связанный с саттвой (см.).

Сат-Чит-Ананда – sat-chit-ānanda – Бытие-Сознание-Блаженство.

сахаджа – sahaja – естественное (ый); естественное состояние человека.

сахаджа самадхи – sahaja samādhi – самадхи (см.), которое приходит естественно и всегда присутствует.

сахасрара – sahasrāra – "тысячелепестковый лотос", высшая из чакр (см.), расположенная над головой.

свагата – svagata – "внутри себя".

свапна – svapna – сновидение.

сварадж – swaraj – независимость.

сварга – svarga – небо.

сварупа – svarūpa – природа; истинная форма.

сватантра – svatantra – независимость.

сиддха – siddha – человек, достигший сверхобычных сил; состояние Освобождения; человек, достигший Освобождения.

сиддхи – siddhi – осознание, достижение; сверхобычные силы.

Сканда – (букв, "отпрыск, излитый"); бог войны, юный предводитель войска богов в их битве с асурами (см.). Кавьякантха Ганапати Муни имел видение, что Шри Рамана – воплощение Сканды. Он был убеж­дён в этом, хотя Шри Бхагаван не был согласен с ним.

Сита – персонаж "Рамаяны" (см.). Супруга Рамы (см.).

смрити – smriti – память; тексты, основанные на Ведах.

сохам – soham – утверждение "Я есть ОН (то есть Брахман)".

спхурана – sphurana – проявление; вибрация.

сришти дришти – srishti drishti – постепенное творение.

стотра – stotram – гимн восхваления.

стхитапраджня – sthitaprajna – тот, кто установился в мудрости.

стхула – sthula – "сильный; материальный".

стхула шарира – sthula sharira – физическое тело.

стхити – sthiti – бытие.

Субрахманья – (букв, "расположенный к брахманам"); одно из имён Сканды (см.).

сувасана – suvāsana – благая склонность.

сукха – sukha – счастье.

сукхасана – sukhāsana – легкая и удобная поза для сидения.

сукшма шарира – sūkshma sharira – тонкое тело.

сутра – sūtra – афоризм; краткое утверждение, которое обычно требует комментария для правильного понимания.

сушумна – sushumna – "Самый милостивый канал". Психический ка­нал, идущий от основания спины до верхушки головы.

сушупти – sushupti – сон без сновидений (глубокий сон).

Т

тайджаса – taijasa – индивидуальное бытие в состоянии сновидения.

тамас – tamas – темнота; неведение; одна из трех гун (см.), описанная как черное; качество инерции и тупости.

танмайя – tanmaya – "полный, наполненный"; полнота Атмана.

Тантра – tantra – "Ткань", "методология"; специальный метод, техника или духовная практика; философский подход, ориентированный на Божественную энергию и творческую Силу.

танха – tanhā – жажда жизни, переживаний, ведущая к перерождению.

тамильский язык – южноиндийский язык, древнейший среди четырёх дравидийских языков (тамильский, малаялам, каннада, телугу); не связан с языками индо-арийской группы, основанных на санскрите.

тапас (тапасья) – tapas (tapasyā) – "жар"; аскетизм; обычно этот термин означает интенсивную медитацию, связанную с практикой самоот­речения, контроля физического тела и ума, воздержания.

тапобрашта – tapōbrashta – тот, кто отпал от практики аскёзы, тапаса (см.).

mammea – tattva – Истина, действительность, реальность; принцип, сущ­ность.

Таюманавар – тамильский поэт-святой (1705 – 1742), чье творчество – вершина развития религиозной тамильской поэзии II тысячеле­тия.

теджас – tējas – лучезарность, блеск, сияние.

тиртха – tirtha – священная река или водоем.

Тирунянасамбандар – выдающийся тамильский поэт, святой-шиваит (ок. 650). В 16 лет он исчезает в святилище храма (см. с. 257).

mpunymu – triputi – триада; например, видящий, видимое и видение.

Тукарам – великий поэт-святой (1608–1649), живший в штате Маха­рашрта, чьё творчество – жемчужина литературы на языке маратхи.

Тулсидас – крупнейший хинди-язычный поэт (прибл. 1532–1623), по­читатель Рамы, которого только и воспевал.

mypaвy – turavu – отречение (тамильское слово).

турия – turija – четвертое состояние; состояние сознание, которое содер­жит и превосходит бодрствование, сновидения, сон без сновидений, являясь их субстратом и сознанием Атмана.

турия матра – turija mātra – (букв.) последняя, или четвёртая, часть произнесения звука. В слоге ОМ это означает произнесение после­днего звука М – М –...

тьяга – tyāga – отречение.

У

удасина – udāsinam – безучастность.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!