Огонь и свет. Священный огонь



Согласно учению зороа­стризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Отсюда распространён­ное внешнее определение зо-роастрийцев как «огнепоклон­ников». Наибольшим почтением в зороастризме пользуется Свет человека и солнечный свет.

По традиционным пред­ставлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бы­тие, как духовное, так и те­лесное. Иерархия огней:

Высокоспасительный - горя­щий перед Господом Мудрым в раю.

Благодружественный - горя­щий в телах людей и животных.

Приятственнейший -горя­щий в растениях.

Действеннейший - огонь молнии.

Святейший - обычный зем­ной огонь, в том числе и огонь Варахрам (Победоносный), который освещает храмы.

Рай и ад

Учение Заратуштры было одним из первых, которое про­возгласило личную ответствен­ность человека (его души) за совершённые деяния в земной жизни. Заратуштра называет рай «наилучшим существова­нием». Ад именуется «дурным существованием». Рай име­ет три ступени: благие мысли, благие слова и благие деяния и высшую ступень - Дом Пес­ни, Бесконечное сияние, где пребывает Бог. Симметрично - ступени ада: дурные мысли, дурные слова, дурные деяния и средоточие ада - Дом Лжи.

Тех, кто избрал Праведность, ждёт райское блаженство, из­бравших ложь - мучения и само­разрушение. Зороастризм вво­дит понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, ангелы ведут душу в Дом Песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дух смерти.

Распространена также кон­цепция Моста, разделяющего или различающего, который расположен над адской пропа­стью. Для праведников он ста­новится широким и удобным, перед грешниками он обраща­ется в острейшее лезвие, с ко­торого они проваливаются в ад.

Согласно зороастризму, «на последнем повороте колесницы (бытия)», когда восторжествует Добро, Ложь будет окончательно и навеки разбита. Это преобра­жение называется «Деланием (мира) совершенным». Правед­ный человек своими деяними приближает это радостное со­бытие. Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти три Спаса. Первые два - для возрождения учения Заратуштры. В конце времён, перед последней бит­вой придёт последний Спаси­тель, в результате битвы силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, мёртвые - праведни­ки и грешники - воскреснут для последнего суда - испытания огнём. Воскресшие пройдут че­рез поток расплавленного ме­талла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. То есть, за воскрешением последует преображение. Праведным ис­пытание покажется купанием в парном молоке, нечестивые -сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Авеста

Священная книга зороа­стрийцев - Авеста. По сути, это собрание разновременных тек­стов, составлявшихся в зороастрийской общине в архаичный период на древнеиранском язы­ке, именуемом теперь «авестий­ским». Даже после появления в Иране письменности, тысячеле­тия основным способом переда­чи текстов был устный, храните­лями текста были священники. Известная традиция записи по­явилась лишь при поздних Сасанидах, когда в V-VI вв. для записи книги был изобретён специаль­ный фонетический авестийский алфавит. Но и после этого аве­стийские молитвы и богослу­жебные тексты заучивались наизусть. Символ зороастриз­ма - сосуд с огнём Фаравахар.

Главным нательным симво­лом приверженца учения Зара­туштры является нижняя белая рубаха седре, сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани и всегда имеющая ровно 9 швов, и кошта (кушти, кусти) -тонкий пояс, сплетённый из 72 нитей белой овечьей шерсти. Кошти носится на талии трижды обёр­нутый и завязанный на 4 узла. Начиная молитву, перед лю­бым важным делом, принятием решения, после осквернения зороастриец совершает омове­ние и перевязывает свой пояс (обряд Падъяб-Кошти). Седре символизирует защиту души от зла и соблазнов, её кармашек - копилку благодеяний. Кош­ти олицетворяет связь с Ахура Маздой и всем его творением. Другим символом зороастризма является огонь вообще и аташдан - огненный переносной (в виде сосуда) или стационарный (в виде платформы) алтарь. По­пулярным символом также явля­ется фаравахар, человеческий образ в крылатом круге. Зоро­астрийцы традиционно не при­знают его образом Ахура Мазды, а считают изображением души.

Важным символическим значением для зороастрийцев обладает белый цвет - цвет чи­стоты и благости, а во многих обрядах также зелёный - сим­вол процветания и возрожде­ния. Зороастрийские цвета мы можем видеть на флаге Ирана: зелёный - символ процветания, белый - символ праведности, красный - символ доблести.

Время жизни пророка За­ратуштры является предметом споров среди ученых. Сама зороастрийская традиция не обла­дала развитой хронологией. Ей известен «год веры» (когда За­ратуштра впервые был удостоен лицезреть Ахура Мазду и бесе­довать с Ним), но чёткого его положения относительно других событий в традиции нет. Соглас­но книге Арда-Вираз, от Заратуш­тры до Александра (Македонско­го) было 300 лет. Если следовать хронологии Бундахишна и от­талкиваться от даты вступления на престол Дария I (522 г. до н.э.), то получится 754 г. до н.э.

Сейчас наиболее распро­странено мнение о сходстве языка Гат (гимнов Заратуштры) с языком Ригведы (2-я пол. II тыс. до н.э.), а также мнение об общих событиях жизнеописания проро­ка, появление которого относят приблизительно к 1000 г. до н.э.

Место жизни и деятельности Заратуштры определить значи­тельно проще: упоминаемые в Авесте топонимы относятся к се­веро-восточному Ирану, Афгани­стану, Таджикистану и Пакистану.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!