Военн.демократия и вост.деспотия.:характ.черты.



Периодизация

1) По цивилизациям: А) Древневосточная цивилизация и входящие в нее типы государственности: древнеегипетская, древневавилонская, персидское, древнекитайское – Восточная деспотия.

Б) Античная цивилизация и древнегреческое государство –полис и римское государство.

В) Традиционная восточная (исламская) цивилизация и восточное государство.

Г) Средневековая европейская цивилизация и европейское государство (было разным)

Д) Дальневосточная цивилизация и дальневосточное государство.

Е) западные цивилизации в период модернизации и конституирования. Государства периода становления (переход от традиционного общества к индустриальному)

Ж) Современная западная цивилизация и конституционное государство.

2) По общественно-экономическим формациям:

•Первобытно-общинный строй (формация) – догосударственный период

• Рабовладельческое государство и формация

• Феодальная формация и государство

• Капиталистическая формация (капиталистическое и буржуазное государство)

• Коммунистическая формация – безгосударственный период (социализм – первый этап)

3) По историческим эпохам:

А) Древний Мир: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим (IV-III тыс до нэ, со времен первых государств на Др.Востоке, а заканчивается падением Римской империи в V в нэ)

Б) Средние века (сер. V в. – сер. XVII в. От падения зап.Римской империи до начала Английской буржуазной революции)

В) Новое время: Европа и США, страны Востока, с сер. XVII до 1918 (до окончания первой мировой войны)

Г) Новейшее время с 1918 по настоящее время.

Возникновение государства: произошла неолитическая революция, вследствие чего произошло разделение труда и переход от присваивающего хозяйства к производящему! затем появляется избыточный продукт. А из этого вытекает появление классов и частной собственности. Между разными классами (богатыми и бедными) существуют антогонестические противоречия. Государство возникает как особый аппарат власти, который усмиряет эти противоречия.

2.Гос-ый и общ-ый строй Др.Египта. Др.Египет- восточная диспатия. Периоды развитияраннее, древнее, среднее и новое царство.

Гос.строй: фараону –принадлежала царская власть, священная по своему происхождению и почти не ограниченная в своих полномочиях. После него был ДЖАТИ -великий управитель, должность которого возникла в Древнем царстве; примерно с XXII в. ее доверяли только родственникам царя. Он считался казначеем богов, «тайным советником для варварских стран», начальником всех работ и поручений – т. е. практически вся полнота управления принадлежала ему, а не царю. он был также верховным судьей – начальником т. н. «6 великих палат». В египетских правилах, он должен быть в курсе всех дел в стране. Вторым главным сановником государства являлся главный казначей, который управлял всем материальным движимым и недвижимым имуществом, осуществлял надзор за соблюдением всех экономических указов фараона и контроль за налоговым сбором. Следующими по статусу и рангу были «начальник работ» и сановник, управляющий «домом оружия». Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационными системами. В обязанности управляющего «домом оружия» входило комплектование и обеспечение армии фараона. Кроме того, он нес ответственность за строительство всевозможных оборонительных сооружений и крепостей. Вся власть в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха. Особая роль в административном аппарате отводилась писцам. От них требовались особая точность и безупречное знание египетского делопроизводства. Они проводили регулярные переписи и два раза в год составляли кадастр земельного фонда фараона.

Общ.строй: Господствовавшими классами были рабовладельческая знать и жречество.

Положение знатного человека определялось: древностью рода, величиной землевладения, значением занимаемой должности.

Основная масса населения Древнего Египта жила в деревнях, представлявших собой, что принято называть сельской общиной. В общине сохраняется коллективная собственность на землю. Управление общиной осуществляется общим собранием, старейшиной и советом.

В период Древнего царства были сильны позиции номовой родовой аристократии, которая выделяется из основной массы свободных общинников-крестьян. Что касаемо рабов, то они были нужны для строительства и сооружения. Источники рабства-плен,долг,покупка,преступление.В период Среднего царства усиливается роль нетитулованного чиновничества - Из «слуг царя» выделяются так называемые «неджес» («маленькие»), что обусловлено развитием товарно-денежных отношений.

В период Нового царства работа на государственной земле становится уделом большей части египетского крестьянства. Насильственное прикрепление людей к определенным профессиям становится системой принудительного труда. Население, непосредственно занятое в царском хозяйстве Египта, делилось на жрецов, войско, чиновников, мастеров, «простых людей».

Военн.демократия и вост.деспотия.:характ.черты.

Военн.демократия — термин, введённый в научный оборот Льюисом Морганом в своём труде «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадии перехода от первобытнообщинного строя к государству. Три непременных элемента военной демократии: военного вождя (наделенного еще судебными, но совершенно лишенного административных полномочий), совет вождей и народное собрание. Полноправными членами общества считались взрослые и здоровые мужчины. Они должны были явиться на народное собрание с оружием. Без него воин не обладал правом голоса. Военная демократия существовала практически у всех народов, являясь последним этапом догосударственного развития общества. Строй военной демократии отличается большим разнообразием форм. В одних случаях он находится в зависимости от полисного устройства, как то было повсеместно в Греции, в Месопотамии, на Западе и Северо-Западе Индии и т.д. В других случаях военная демократия возникает в условиях кочевого или полукочевого образа жизни, как то было у славян и германцев.

Вост.деспотия -то есть сильной, единоличной власти одного лица. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Возникла в результате хозяйственных условий, требующих объединения вокруг власти. Власть деспота абсолютна не только на чьё-то имущество, но и на жизнь. Управление осуществлялось хорошо продуманным бюрократическим аппаратом, который состоял из 3 ведомств:

- финансовое ведомство по сбору налогов;

- ведомство военное;

- ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!