Завещание бывает обязательное, желательное, порицаемое и запретное.



Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

«ЧТО ТАКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ?»

Завещание – это то, что переходит после смерти человека к его наследникам, и распределяется определенным в шариате способом. И есть разница между добровольным даром и наследством, которое будет поделено после смерти владельца.» См. «Кашаф аль-къана’» 4/335, “Хашия Ибн ‘Абидин” 6/648.

«О ВАЖНОСТИ ЗАВЕЩАНИЯ В ИСЛАМЕ»

Всевышний Аллах сказал: «Предписано вам, когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (аль-Бакъара 2: 180).

От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не дозволенно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания». А Ибн ‘Умар сказал: “Не прошла ночь с тех пор, как я услышал эти слова от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы у меня не было готового завещания!” аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239.

«САМОЕ ВАЖНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ НАСЛЕДНИКАМ – ЭТО ЕДИНОБОЖИЕ!»

Всевышний Аллах сказал: «Разве вы были свидетелями, когда смерть явилась к Я’къубу? Он сказал своим сыновьям: “Кому вы будете поклоняться после меня?” Они сказали: “Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исма’ила и Исхакъа, Единственному Богу. Ему Одному мы покоряемся!”» (аль-Бакъара 2: 133).

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, когда к пророку Аллаха – Нуху (мир ему) приблизилась смерть, он сказал своему сыну: “Поистине, я делаю тебе завещание! Я повелеваю тебе две вещи, и запрещаю две вещи! Я повелеваю тебе «ля иляха илля-Ллах», ибо если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а слова «ля иляха илля-Ллах» - на другую, то перевесит чаша с этими словами, а если бы семь небес и семь земель составили бы кольцо, то слова эти раскололи бы его! И повелеваю тебе произносить слова «Субхана-Ллахи уа бихамдихи». Поистине, эти слова молитва каждой вещи, и посредством них даруется пропитание творениям! И я запрещаю тебе многобожие и высокомерие!”» Ахмад 2/169, аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 548. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 134.

«ВИДЫ ЗАВЕЩАНИЯ»

Завещание бывает обязательное, желательное, порицаемое и запретное.

√ «Обязательное и желательное завещание»

Всевышний Аллах сказал: «Предписано вам, когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях» (аль-Бакъара 2: 180).

Завещание является обязательным для родных, а также может стать обязательным в том случае, если на человеке есть долг, о котором не знает никто из людей, кроме него и того, у кого он занял деньги. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Долг следует выплатить прежде, чем оставлять завещание». аль-Байхакъи. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3419.

Также завещание может быть как минимум желательным в том случае, чтобы человек предупредил родных не совершать в отношении него запретного после его смерти, и снял с себя тем самым ответственность перед Аллахом. Например, если мусульманин живет в среде невежественных мусульман или же неверных, то он должен оставить им завещание о том, чтобы после его смерти над ним не причитали, не совершали различных нововведений, связанных с обрядами похорон и т.п. Имам ан-Науауи говорил: “Весьма желательно, чтобы мусульманин завещал тем, кто его будет хоронить, чтобы во время похорон, они удалялись от всяких нововведений распространенных в данной местности”. См. “аль-Азкар” 174.

√ «Порицаемое и запретное завещание»

Запрещено в Исламе менять доли и части наследства в отношении родных, размер чего определил шариат! Также нельзя завещать неверному родственнику, будь это родители или дети, а также наследовать что-либо убийце завещателя, кем бы он ему не доводился.

Запрещается завещанием вредить кому-либо из наследников. И не будет греха, если в случае неправильно или греховно составленное завещание изменят наследники, ибо Всевышний Аллах говорит: «Если же кто-либо опасается, что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, и установит мир между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 182).

Даже если человек не завещал ничего перед смертью, его родные автоматически становятся наследниками его состояния, и нет нужды в том, чтобы завещатель распределял свое имуществе между наследниками, так как это распределил Аллах в Коране. От Абу Умамы сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах уже даровал должное каждому, кто имеет на это право, а поэтому не следует составлять завещание для наследника». Ахмад 5/267, Абу Дауд 3/114. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 6/87.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!