Начало военных походов на Мавераннахр



Арабский халифат

Арабы-семиты издавна жили на Аравийском полуострове. К народам Средней Азии они не имели никакого отношения. Большинство арабов были скотоводами. Они разводили преимущественно верблюдов и кочевали в пустынях и степях. Их называли бедуинами. В местах, расположенных у моря, кое-где располагались в Аравии небольшие оазисы, в центре которых выросли прибрежные города. В оазисах население занималось земледелием, а в городах — торговлей и ремеслом. В конце VI - начале VII века в арабском обществе еще были сильны родоплеменные и рабовладельческие отношения. Раннефеодальные отношения только начинали зарождаться. Центральная Аравия состояла из мелких государственных объединений, расположенных в пустынных оазисах, которыми правила городская знать.

Караванная дорога, идущая из Йемена на север, пересекала города Хиджаз, Мекку и Ясриб (Медину) и связывала Аравию с Египтом, Сирией и Византией. Во внешней торговле были заинтересованы ростовщики, крупные торговцы города и старейшины богатых племен. Особенно оживленной была торговля между кочевниками-скотоводами и горожанами.

На рубеже VI и VII веков усилилось социальное расслоение общества на богатых и бедных. Богатые семьи постепенно завладевали плодородными землями и обращали слабых соплеменников в своих слуг. Вследствие кризиса традиционного родового строя ослабел дух племенной солидарности, пошатнулась святость законов, которые стали соблюдаться все более формально. Эти обстоятельства порождали у простых людей чувство безысходности и отчаяния. На этой почве все больше подвергались критике, развенчивались существующие культы и возникали попытки создать новые религиозные представления. Общественно-политическая обстановка, сложившаяся в Аравии в начале VII века, привела к необходимости объединения страны.

Основными сторонниками объединения стали городские торговцы и ремесленники. Этим движением руководил Мухаммад ибн Абдаллах (570—632). Движение началось с призыва к единой вере. В обращении Мухаммада к религиозному творчеству была своя логика. Он стремился выработать такое миропонимание, которое позволяло бы человеку и в условиях социальной несправедливости ощущать ценность и смысл жизни. Он хотел открыть основные принципы бытия, справедливые для всех времен и народов, принципы, которые определяли бы наилучшее устройство общества, поведение личности. Мухаммад, проповедуя единобожие, последовательно изгонял любые черты какого-либо сходства Бога с человеком и тем самым полностью очищал идею о едином Боге от всех и всяческих следов идолопоклонничества. Он настаивал, что все мусульмане составляют один народ — единое сообщество, не знающее деления на племена и кланы. Таким образом, учение о едином Боге устраняло главные мотивы межплеменной и внутренней вражды, утверждало единство и общественное равенство верующих на интернациональной основе. Замена многобожия верой в единого Бога была выгодна всем, кого стесняли пережитки родового строя, кто рвался на более широкую арену жизненной борьбы.

В историю эта новая религия вошла под названием ислам, что значит "покорный", "верный", "склонивший голову". Последователи Мухаммада, приняв ислам, называли себя муслимами - правоверными. Мухаммад, не добившись успеха в своем родном городе, вынужден был покинуть Мекку и переехать в Ясриб (Медину).

После смерти Мухаммада, его халифами, или преемниками, были объявлены сначала Абу Бакр (632—634), затем Омар (634—644), Осман (644—656) и Али (656—661). В истории эти халифы известны как правоверные халифы. Они неуклонно продолжали дело, начатое Мухаммадом. В период их правления исламская религия полностью победила в Аравии. Образовалось централизованное мусульманское государство — Арабский халифат, которое завоевало Египет, Сирию, Ирак и часть Византии. Ислам стал одной из мировых религий. Несомненно, что в принятии арабскими племенами новой религии, в их политическом объединении большую роль сыграла священная книга — Коран.

Арабский халифат продолжал военные действия и на Западе, и на Востоке. Под сильным натиском арабских войск пал сасанидский Иран. В 651 году иранский шах Йездегерд III был убит, и Сасанидское государство, существовавшее на протяжении почти пяти веков, было уничтожено. В тот же год арабы без боя заняли город Мерв. Укрепившись, они стали готовиться к захвату богатых областей, расположенных за Амударьей.

 

Начало военных походов на Мавераннахр


Земли, расположенные за Амударьей, арабы называли Мавераннахром, что означает "по ту сторону реки", или "заречье". Северная часть нынешнего Афганистана, северо-восточная часть Ирана и левобережье Амударьи называлось Хорасаном. Хорасаном управлял специальный наместник халифа из Мерва. Набеги и военные походы против Мавераннахра были организованы наместниками Хорасана и осуществлялись в два этапа. Вначале арабы переходили за Амударью, главным образом, с целью грабежа. Впервые это случилось в 654 году, когда арабские войска напали на Маймург, а в 667 году — на Чаганиан. Это было началом завоевания Мавераннахра.

По свидетельству Наршахи, осенью 673 года по указу халифа Муавии (661—680) наместник Хорасана Убайдуллах ибн Зияд перешел Амударью и вторгся в Бухарскую область, заняв Пайкенд и Рамитан, осадил Бухару. Объединенные войска Бухары и тюрков, пришедших на помощь, потерпели поражение. Бухарой тогда правила царица-мать малолетнего Тугшады. Она вынуждена была заключить мир с арабами и заплатить дань Убайдуллаху в размере ста тысяч дирхемов. Арабский серебряный дирхем был примерно равен былой сасанидской драхме. В Мерв арабы вернулись с четырьмя тысячами пленных и большой добычей — оружием, одеждой, серебряными и золотыми изделиями, другими ценностями.

Через три года арабские войска под предводительством наместника Хорасана Сейида ибн Османа вновь вторглись в Бухару. Царица, опираясь на 120-тысячное войско, пришедшее из Согда, Кеша, Нахшеба, готовилась встретить врага. Но согдиицы впали в панику и покинули поле боя, оставив Бухару на произвол судьбы. Царице пришлось вновь заключить мир, выплатив дань и выдав 80 заложников из числа дехканов.

Затем Сейид ибн Осман повел свои войска из Бухары на Самарканд. Согдийцы героически сопротивлялись более месяца.Сейид ибн Осман, получив серьезное ранение, был вынужден пойти с ними на переговоры и заключить перемирие. Он вывез из похода вместе с трофеями 30 тысяч пленных. На обратном пути наместник Хорасана захватил город Термез. Таким образом, первое наступление арабов на Мавераннахр представляло собой периодические грабительские походы военных предводителей, целью которых было личное обогащение. В результате ряд областей Мавераннахра были разграблены и разрушены.

Надо сказать, что среди правителей государств Мавераннахра были попытки создания военного союза против разорительныхнабегов арабов. В 80-х годах VII века они даже собрались в одном из городов в низовье Сырдарьи, где приняли на себя обязательства по прекращению междоусобиц и объединению сил в борьбе против халифата. Но политическая разрозненность Мавераннахра и неразрешимые противоречия между местными правителями помешали выполнить эти договоры, чем и воспользовались военачальники халифата.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!