Гуманизм как феномен культуры: система знаний



Валерий Кувакин

Одним из решающих сущностных аспектов гуманизма являет его знаниевое (информационное) измерение. Современный гуманизм представляет собой достаточно разветвленную структуру знаний. Он включает в себя философское знание, основывается на выводах общей теории эволюции и данных антропологии; светский гуманизм – это аксиология гуманизма, гуманистическая этика, гуманистическая психология, педагогика гуманизма и гуманизм как методология исследования.

Особое значение для современного светского гуманизма имеет вопрос о методе, поскольку это мировоззрение озабочено соответствием заключенных в нем знаний и установок реальному положению вещей, а также выработкой программ и процедур исследования на истинность заявлений этического, политического, теологического и паранормального характера. Наиболее разработанным методом является в данном случае концепция исследовательского (селективного, умеренного, контекстуального, позитивного) скептицизма Пола Куртца (Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. М.: Наука, 2005. См. Также: Kurtz P. Skepticism and Humanism: The New Paradigm. – New Brunswick, L.: Transaction Publishers, 2001.).

Вместе с тем, вся идущая от античности рационалистическая традиция высоко оценивается гуманизмом как проверенная временем и тесно связанная с наукой и здравым смыслом. Со своей стороны гуманизм как мировоззрение, исходящее из определенного набора ценностей придает как скептицизму, так и рационализму прежде всего эмоционально-этическую окрашенность, что позволяет избегать крайностей формализма и холодной рассудочности.

По мнению гуманистов, человечество сегодня не может не ориентироваться на гуманистическую рациональность. Новейшие формы рациональности и скептицизм как одна из психо-интеллектуальных и методологических (исследовательских) основ гуманизма поддерживаются широким кругом ведущих теоретиков и практиков гуманизма ХХ в. Среди них Бертран Рассел, Айзек Азимов, Мартин Гарднер, Карл Саган, Пол Куртц, Рей Хейман, Филипп Класс, Ричард Докинз и многие другие (The Ten Outstanding Skeptics of the Twentieth Century // Skeptical Inquirer, 2001 № 1. P. 23-28.).

Философские обоснования (метафизика) современного гуманизма. Как было упомянуто выше, из философских направлений с наибольшей очевидностью с гуманизмом связаны скептицизм, рационализм, натурализм, прагматизм, марксизм, экзистенциализм, персонализм. Связь вышеперечисленных философских школ и направлений с гуманизмом порождает «гуманизмы» различной метафизической окраски. Философские обоснования так или иначе входят в гуманистическую парадигму и способствуют ее обогащению, как и преодолению недостатков исторически и морально устаревающих форм гуманизма.

Наиболее традиционным философским союзником гуманизма был и остается рационализм, поскольку он связан с высокой оценкой разума и способности человека к мышлению, ориентированному на поиск истины и рациональное обоснование моральных суждений и оценок. Эта связь представляется отнюдь не случайной, поскольку исторически и культурно гуманизм теснейшим образом связан с высшими достижениями античной мысли (принцип рационального этического выбора, разум как наивысшая добродетель), эпохи Возрождения, принесшей в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух, с эпохой Просвещения с ее апофеозом разума и научного познания.

Современная историография гуманизма свидетельствует о продолжающейся традиции марксистских гуманистических исследований, о включении в гуманистическое мировоззрение многих его положений антропологического и социально-философского характера. Это связано, прежде всего, с продолжающимся анализом ранних произведений Маркса, с влиянием его работ на многих выдающихся гуманистов ХХ в., в частности, на Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, С. Стояновича, А. Шаффа, Г. Парсонса и др. Постсоветская марксистская философия в России продолжает работать в направлении выявления гуманистического потенциала философии К. Маркса с целью утверждения новых альтернатив развития общества, направленных на моральный и духовный прогресс личности, и способных устанавливать разумные и достойные общественные отношения (В.С. Семенов, Ф. Цанн-кай-си, Е. Плеханов В.Д. Жукоцкий и др.).

Не менее очевидна область общего между гуманизмом и прагматизмом, особенно в работах американских гуманистов. Многие из них ведут свою родословную от Ч. Пирса, У. Джеймса, Дж. Дьюи и С. Хука. Особенно очевидна связь гуманизма и прагматического натурализма в работах П. Куртца. Прагматизм привносить в современный гуманизм идеи фаллибилизма, практичности истины, объективного релятивизма, ситуативной этики и др., что делает это мировоззрение более гибким и реалистическим.

Несомненна связь современного гуманизма с экзистенциализмом и персонализмом. Более всего это обнаруживается в современных гуманистических представлениях о человеке как творце собственных смыслов и ценностей, как проекте и экзистенциальной динамике. Обе эти интеллектуальные школы сближает анитметафизичность и возвышение ценности свободы, им одинаково чужда идея этического предписания. Третьим участком общей границей между гуманизмом и экзистенциализмом является отрицание того, что ценности имеют какой-либо объективный онтологический статус. Особенно широко осуществляется синтез гуманизма и экзистенциализма в психологии, которая чаще всего обозначается как экзистенциально-гуманистическая (Д.А. Леонтьев, В.А. Кувакин, А.Г. Круглов и др.)

Явным влиянием экзистенциализма можно объяснить тенденцию современных гуманистов признавать драматизм и элементы трагизма человеческого существования, их призыв к «мужеству стать», к выработке искусства жизни, включающего в себя заботу, свободу и ответственность, признание однократности бытия и индивида и необходимости стоического восприятия действительности. Другим созвучием гуманистической и экзистенциалистской антропологии является утверждение о творческой природе человека, ее принципиальной незавершенности, о фундаментальном значении свободы и ответственности, о бесконечных возможностях человеческого существа в закономерном и вместе с тем бесконечном и вероятностном мире.

Совокупность рассмотренных измерений гуманизма подтверждает выводы о существовании открытой и динамичной гуманистической парадигмы в культуре. Он имеет в ней определенные онтологические, гносеологические, праксиологические, аксиологические и другие основания, а также многообразные способы существования. Гуманизм выступает и как особая мировоззренческая установка, обусловливающая способ поведения личности, и как социально-философская категория, отражающая особые свойства общества и положение человека в нем, и как своеобразная теоретическая система, в основе которой лежат определенные общепризнанные гуманистические принципы.

Особое своеобразие гуманистическому мировоззрению придает его психология. По вполне понятным причинам она во многом аналогична тем идеям, которые развивались и развиваются в рамках гуманистической, экзистенциальной и позитивной психологии. Психологии гуманистического мировоззрения присущи яркие черты. Едва ли не приоритетной является оптимизм, позитивность и аффирматизм (жизнеутверждающий характер) гуманистического стиля жизни. Другими чертами его психологии являются эмпатия, открытость и благожелательность, скептицизм, осмотрительность и сдержанность, сострадание, участие и забота, порядочность и ответственность, толерантность, элементы стоического отношения к действительности, мужество («мужество стать» – П. Куртц) и многие другие позитивные морально-психологические качества.

В качестве одной из версий структурирования гуманизма как системы знаний может быть разработанная в РГО тематика учебных курсов, охватывающая практически все основные области знания, составляющие содержание современного гуманизма.

ГУМАНИСТИКА – общая тематика учебных курсов специализированной образовательной программы Центра обучения Российского гуманистического общества (ЦОРГО)

Экспозиция проблем, ценностей, методов, форм бытования современного гуманизма естественным образом подводит к определению гуманизма как комплексного феномена. Структура современного гуманизма не только многообразна, но и разнокачественная. Для обозначения многообразия содержаний и форм существования современного гуманизма правомерно ввести понятие «универсальный гуманизм». Термин «универсальный гуманизм» охватывает его содержание как мировоззрения, системы ценностей, способов, методов и психологии мышления, как научно-исследовательскую практику, различные виды социализации гуманизма и гуманизм как образ жизни. Идея многоаспектности гуманизма позволяет, кроме того, идентифицировать гуманизм как открытый знаниевый, методологический и нормативный комплекс, как социальный феномен, как повседневность индивида и как бытование различных гуманистических сообществ. Определение «универсальный гуманизм» имеет ввиду комплексный характер как сущности, так и существования гуманизма, сложную взаимообусловленность и взаимосвязь между ними. Можно сказать, что универсальность гуманизма репрезентирует универсального человека, живущего в многомерном универсуме.

Современный гуманизм осознает себя как эволюционирующую культурную парадигму, мировоззренческую система знаний и методов, вбирающую как новейшие, так и уже проверенные временем и культурой наиболее жизнеспособные и реалистические ценности и воззрения на человека, общество и мир. Гуманизм в настоящее время продолжает плодотворно развиваться как постоянно обновляющийся интеллектуально-нравственный, научно-просветительский и социокультурный феномен, тяготеющий к обретению планетарного масштаба. Современный гуманизм позиционирует себя как составная часть проекта Нового Просвещения, претендующего на роль содержательного мейнстрима культурных трансформаций современности.

Как часть проекта Нового Просвещения современный гуманизм – это компонент парадигмы неомодернизма, противостоящего постмодернистской парадигме; светский гуманизм составляет ценностное и мировоззренческое ядро неомодернизма как постпостмодернизма. Развивающийся комплекс парадигм современного светского гуманизма позиционирует себя, с одной стороны, в качестве неомодернизма – альтернативы постмодернизму, теизму, технократизму, бюрократизму и нигилизму, с другой – в качестве Нового Просвещение, т.е. объявляет себя наследником традиций гуманизма Античности, эпохи Ренессанса, Просвещения и модернизма, включая в свое базовое содержание научное мировоззрение, свободомыслие, различные формы нетеистических убеждений, критическое мышление, общечеловеческие экзистенциальные, этические, гражданские и экологические ценности и общедемократические социальные идеалы.

Гуманизм. Рисунок Херлуфа Бидструпа.

 

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!