Гарантии прав и свобод человека и гражданина



 

Социальные права - возможность претендовать на получение от го­сударства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя:

 

1. Право на отдых (ст. 24 Конституции) - возможность предостав­ления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегод­ный оплачиваемый отпуск.

 

2. Право на защиту материнства, отцовства и детства (ст.27 Кон­ституции). Государственная поддержка брака, семьи, материнства, отцов­ства и детства закреплена в Конституции. Забота о детях, их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Конституция РК одновременно закрепляет, что совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

 

3. Право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции). Право на

социальное обеспечение означает возможность получения системы мате-

риальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае дос-

тижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, по-

тери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и

социальных пособий.

 

5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Консти­туции) - возможность гражданина обращаться и получать необходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья.

 

7. Право на образование (ст. 30 Конституции) - означает возмож­ность получения бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

 

Культурные права человека - признаваемые гарантированные кон­ституцией или законом возможности реализации человека в сфере куль­турной и научной жизни. Они включает в себя право на пользование род­ным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Английский Билль о правах 1689 года

Концепция прав человека в их современном понимании восходит к эпохе Возрождения и Реформации в Европе, времени постепенного исчезновения феодального авторитаризма и религиозного консерватизма, которые доминировали на протяжении Средних веков. В этот период европейские ученые предпринимали попытки сформировать своеобразную светскую версию религиозной этики. Хотя идеи прав и свобод личности в той или иной форме существовали в течение значительной части истории человечества, они не характеризовались заметным сходством с современной концепцией прав человека. Как отмечал исследователь Дж. Доннелли, в древнем мире «традиционные сообщества обычно обладали развитой системой обязанностей… концепциями справедливости, политической легитимности и процветания, которые являли собой попытку обеспечить человеческое достоинство, благополучие и достижение успеха в полном отрыве от прав человека. Соответствующие институты и практики скорее представляют альтернативу этим правам, нежели иную их формулировку». Чаще других встречается мнение о том, что концепция прав человека зародилась на Западе; хотя прочие, более ранние, культуры располагали существенными морально-этическими кодексами, именно понятие прав человека у них, как правило, отсутствовало. Некоторые исследователи, к примеру, убеждены, что само слово «право» не встречается ни в каких языках вплоть до XV века. Средневековые хартии о свободах, как, например, английская Великая хартия вольностей, по своей сути не являлись документами о правах человека, представляя собой скорее основу и форму ограниченного политического и юридического соглашения, предназначенного для урегулирования определенных обстоятельств в государств. Впоследствии некоторые из этих документов, в том числе упомянутая Хартия, рассматривались на ранних этапах современных дискуссий о правах человека. Некоторые исследователи, впрочем, считают, что соответствующие права были отчасти описаны уже в Калишском статуте 1265 года.

 

Первым европейским документом о правах человека считаются «Двенадцать статей» 1525 года, манифест Реформации и Крестьянской войны в Германии, составлявший часть требований крестьян в борьбе за свои права. Первая статья документа перекликается с идеями М. Лютера, изложенными в его трактате о праве христианской общины оценивать доктрину и выбирать духовного наставника; в какой-то степени можно сказать, что и весь документ в целом обязан своим появлением движению Реформации. Помимо социальных и политических требований, авторы заявили о праве на свободу совести; это право оказалось в центре активных дискуссий уже тогда, в XVI веке, когда собственно термин «права человека» ещё не существовал.

 

Впоследствии, в начале XVII века, баптистские теологи, в том числе Дж. Смит, Т. Хелвис и Р. Уильямс, писали трактаты, в которых активно выступали за свободу совести. Их идеи оказали влияние на взгляды Дж. Мильтона и Дж. Локка о религиозной терпимости. Кроме того, в формировавшихся тогда американских колониях — Род-Айленде, Коннектикуте, Пенсильвании — складывались условия для поддержки свободы вероисповедания, и в них находили убежище разнообразные религиозные меньшинстваДекларация о независимости, Конституция США и американский Билль о правах затем оформили и закрепили соответствующие традиции юридически. Перечисленные документы, вдохновленные американской революцией, оказали влияние в том числе и на Всеобщую декларацию прав человека ООН.

 

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

 

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.). Одной из центральных общественно-политических проблем, имеющих непосредственное отношение к правам человека, в это время была проблема рабства; ряд деятелей, таких, к примеру, как британец Уильям Уилберфорс, предпринимали усилия, направленные на его отмену. Уже в 1807 году в Британской империи появился Акт о работорговле, запрещающий, соответственно, торговлю рабами, а в 1833 — Акт об отмене рабства. В США северные штаты ликвидировали институт рабства в период с 1777 по 1804 годы, в то время как южные — не испытывали желания отказываться от него; в конечном счете это привело к конфликтам и спорам о распространении рабовладения на новые территории и стало одной из причин раскола страны и последовавшей за ним гражданской войны. Впоследствии был принят ряд поправок к Конституции США, которые запрещали рабство, гарантировали полноценное гражданство и полный набор соответствующих прав всем, кто родился на территории государства, а также предоставляли чернокожим американцам право голоса.

 

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).

 

В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

 

Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право.

 

10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека»:

 

в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путём просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путём национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Индивидуальной свободе присущи определенные признаки, характеризующие ее природу, качественное своеобразие. Прежде всего она реализуется в сфере некоторой обособленности, самоопределения личности.

Со времен Аристотеля известно, что человек – общественное существо. Ему присущи, с одной стороны, осознание своей личности, личных интересов, с другой – общительность, контакты с другими людьми, участие в общественной жизни.

Как отмечал К. Маркс, человек есть в буквальном смысле общественное животное, «которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться». Это говорит о том, что характеристики человеческой личности, как существа общественного, и индивидуума, стремящегося к обособлению, взаимосвязаны.

Такова социально-экономическая трактовка этого вопроса. Вместе с тем формирование представлений об индивидуальной свободе – важный шаг в развитие человеческой цивилизации.

Проблема обособленности имеет значение в решение вопроса о свободе. Традиционно западное понимание свободы, выдвинутое мыслителями еще в XVII–XIX вв., связывалось с отчуждением личности от общества, невмешательством государства в частные дела граждан. В такой трактовке выражалось требование отмены личной зависимости работника от собственника орудий и средств производства, имевшее антифеодальную направленность и сохранявшее прогрессивное значение в течение длительного исторического периода.

Обобщение и обособление – исторически возникшие и постоянно совершенствующиеся, неразрывно связанные между собой формы бытия общественных отношений, формы самоутверждения и функционирования личности в обществе.

Представляется, что XX в. с его новейшими техническим средствами вмешательства в сферу индивидуальной свободы (подслушивания, полицейской слежки за людьми и т.д.) подтвердил это справедливое суждение.

Существенная особенность индивидуальной свободы в том, что это сфера государственного невмешательства, области, свободной от правового регулирования.

Еще в XVI в. Б. Спиноза проницательно заметил: «Кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их». Разумеется, и в этой сфере функционируют нравственные принципы, обычаи, религиозные догматы, но юридическая регламентация личной жизни, вкусов, мыслей, убеждений в демократическом государстве недопустима.

Право на неприкосновенность частной жизни – одно из гражданских прав, но оно оказывает влияние на эффективность функционирования демократических институтов и имеет прямое отношение и к другим правам этой группы. Это, в частности, означает, что граждане вправе получать не перлюстрированную почтовую корреспонденцию, вести телефонные переговоры, которые никем не прослушиваются, свободно выражать свои религиозные или атеистические мысли и т.д.

Как отметила Европейская Комиссия по правам человека в одном из своих решений, право на невмешательство в личную жизнь – это не только «право жить так, как хочется, без предания огласке подробностей личной жизни, но и на установление и поддержание отношений с другими людьми, особенно в эмоциональной сфере, для развития и реализации личности человека».

В сущности, гражданское общество – общество рыночных, частнокапиталистических отношений, основой которых является юридически свободная личность. Структура гражданского общества – различные общественные институты, охватывающие:

1) производственные отношения (частные предприятия, профсоюзы и т.д.);

2) политические отношения (партии, движения, лоббисты и т.д.);

3) социально-культурные отношения (семья, творческие союзы, церковь и т.п.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что сфера индивидуальной свободы охватывает (не полностью) третий вид институтов и общественных отношений.

1. Формы и особенности правового регулирования индивидуальной свободы и прав человека и гражданина

Когда говорят о гражданском обществе, то речь идет о категории, выражающей соотношение общества и государства. Если же обратиться к соотношению общества и личности, то все общественные отношения можно классифицировать следующим образом:

1) относящиеся к общественной жизни;

2) относящиеся к сфере индивидуальных интересов и личных потребностей.

Формы проявления индивидуальной свободы сложны и многообразны. Они охватывают широкий круг социальных связей, выражающих такие важные, неотъемлемые от личности блага, как жизнь, имя, честь, достоинство, совесть, личная безопасность. В них субъект выступает как носитель моральных качеств, индивидуальных черт и особенностей.

При этом следует отметить, что сфера обособленности может стать областью «отчуждения», если индивидуальность, своеобразие личности превращается в эгоистическое отторжение общественных интересов.

Индивидуальная свобода не противостоит, а естественно дополняет другие аспекты свободы личности. Эта сфера тысячами нитей связана с окружающей социальной средой. В этой среде создаются материальные, политические, духовные предпосылки личной жизни. Да и сам облик индивидуума – участника нравственно-бытовых, личных отношений – характеризуется определенным социальным положением, политическими взглядами, психологическими особенностями. Наконец, общество осуществляет социальный контроль над своими членами. Именно поэтому мы говорим об обособленности личности от общества – полное, абсолютное ее самоопределение невозможно.

 

Свобода – необходимое условие полного и всестороннего расцвета личности, при этом различные стороны и аспекты свободы выступают как разные формы выражения и средства совершенствования многогранных качеств, свойств и потребностей индивидуума.

Индивидуальные особенности присущи каждой личности. Они определяются и ее социальным статусом, условиями воспитания, окружающей средой, национальными, профессиональными и иными признаками.

Вместе с тем у каждой личности имеются неповторимые черты, отражающие ее конкретный жизненный путь, частные обстоятельства семейной, личной жизни, определенные природные и индивидуально-типологические особенности. Специфическая особенность свободы в том, что она выступает в качестве условия и средства выражения, развития индивидуально неповторимых черт и способностей личности. Существование сферы личной жизни гарантирует воспитание и осознание индивидом своей социальной ценности и позволяет ему выработать правильное отношение к обществу. Однако абсолютизация сферы обособленности и самоопределения личности в частной жизни не соответствует научному пониманию этой проблемы.

С другой стороны, отрицание сферы обособленности частной жизни, стремление ее унифицировать фактически ведет к уничтожению свободы личности.

Социальная ценность индивидуальной свободы определяется тем, что это – одна из форм проявления человеческого достоинства, т.е. признание личности высшей, ни с чем не сравнимой ценностью.

И не случайно перечень прав личности во Всеобщей декларации прав человека начинается с провозглашения первейших гражданских прав – права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 3). Пользование индивидуальной свободой – этим важнейшим человеческим благом – одно из непременных условий функционирования демократии. Без ее обеспечения реальное осуществление власти народа весьма проблематично.

Но этим не ограничивается значение личной свободы для осуществления власти народа. Ведь личная жизнь – не только сфера нравственных, семейно-бытовых отношений, сфера частной жизни, восстановления духовных и физических сил после труда, но и в известном смысле подготовка, накопление сил для последующей деятельности. Индивидуальная свобода гарантирует возможность формирования воли как предпосылки свободного участия гражданина в социальной и политической жизни общества. Возможность свободного волеизъявления – необходимое условие для реализации политической свободы. Вот почему без соблюдения гражданских прав граждан нельзя представить себе реальной демократии.

Следует отметить, что индивидуальная свобода и личные права, взятые сами по себе, не способны обеспечить подлинную свободу, но это можно сказать о любом аспекте свободы личности. Действительно, свобода предполагает реальное освобождение личности во всех сферах общественного бытия: социально-экономической, политической, культурной, индивидуальной.

Как указывается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г., «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав, развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом для освобождения государств от развития и защиты других прав».

Личная свобода и неприкосновенность личности нашли свое юридическое воплощение в британском Habeas Corpus Act 1679 г., в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в Билле о правах 1791 г., в других конституционных актах. Закрепленные этими документами гражданские и политические права получили название первого поколения прав человека. В ХIХ–ХХ вв. сформировались и получили юридическое признание второе и третье поколения прав человека.

В конце XX – начале XXI вв. обсуждается вопрос о четвертом поколении прав человека, которые должны защищать его от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности.

Однако значимость индивидуальной свободы не снижается и в наше время. И в современную эпоху во многих странах господствуют крайний индивидуализм, а такие блага духовной жизни людей, как честь, совесть, достоинство, превращаются в объект бесстыдной торговли. Тем самым создаются условия, препятствующие действительно свободному развитию человеческой личности.

Распространяются такие тяжкие посягательства на права человека, как внесудебные казни, казни без надлежащего судебного разбирательства, массовые убийства во время вооруженных конфликтов, терроризм, захват заложников, торговля детьми, женщинами, человеческими органами, расизм и ксенофобия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аранович В.П. Конституционный Суд РК и права человека.

2. Белов В.А. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики.

3. Нурмагамбетов А.Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике Казахстана.

4. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности граждан.

5. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская хартия: право и практика.

7. Комкова Г.Н., Шудра О.В. и др. Институт прав человека в России

8. Конституционное право. Учебник / Под ред. А.Е. Козлова. – М.: Проспект,

9. Льешер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности.

10. Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США: судебная доктрина и практика.

11. Права человека. История, теория, практика / Под ред. Б.Л. Назарова.

12. Права человека. Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашевой.

13. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – 6-е изд., испр. и доп.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!