Материалы к вопросу № 1.



Что такое общество? Характеристика различных подходов к пониманию общества». Тексты.

Аристотель.

«Всякое государство представляет собой своего рода общение…

…Необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга, - женщину и мужчину в целях продолжения потомства;…

Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному (рабу. – В.Г.)…Соответственно общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных потребностей, есть семья…

Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, - селение…

Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни…

Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части… Очевидно, государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству4 такое же, как отношение любой части к своему целому…»

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) –

великий древнегреческий философ и ученый энциклопедист

(Аристотель. Государство // Соч. в 4-х т. – Т. 4. – М., 1984. – С. 376.)

 

Ж.-Ж. Руссо.

 

«Я предполагаю людей на той ступени, когда препятствия, мешающие сохранению их в естественном состоянии, берут перевес над силами, которые каждый индивид может приложить, чтобы удержаться в этом состоянии. При таких условиях первобытное состояние не может более существовать; и род человеческий погиб бы, если бы не изменил способа существования.

Но так как люди не могут создать новых сил, а могут только объединять и направлять силы, уже существующие, то у них не остается другого средства самосохранения, как образовать путем соединения сумму сил, которая могла бы преодолеть сопротивление, пустить эти силы в ход с помощью единого двигателя и заставить их действовать согласно…

«Найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной общей силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше».

Вместо отдельной личности каждого договаривающегося этот акт ассоциации немедленно создает моральное и коллективное целое, составленное из стольких членов, сколько собрание имеет голосов, целое, которое получает путем этого самого акта свое единство, свое общее я, жизнь и волю. Эта общественная личность, составленная путем соединения всех остальных личностей, получила в прежнее время название гражданской общины, а теперь называется республикой»

 

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) писатель, просветитель, философ)

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре.

М., 1938. – С. 12,13-14.

 

Г. Спенсер.

 

«Название «Социология» в первый раз было предложено Контом дляя обозначения науки об обществе. Я тоже принял этот термин…

Что такое общество?

Мы имеем полное право смотреть на общество как на особое бытие…, ибо хотя оно и слагается их отдельных… единиц, однако же постоянное сохранение, в течение целых поколений и даже веков, известного общего сходства в группировке этих единиц, в пределах занимаемой каждым обществом местности, указывает на известную конкретность составляемого агрегата. И эта-то именно черта и доставляет нам нашу идею об обществе…

Общество есть организм…

Постоянные отношения между частями общества аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа».

 

Г. Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог.

(Спенсер Г. Основания социологии. –

Соч. – Т. 4. СПб., 1898. – С. 1, 277, 278.)

 

К. Маркс.

 

«Первая предпосылка всякой человеческой истории – это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию – телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе… Всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которыми они, благодаря деятельности людей, подвергаются в ходе истории».

(Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3. – с. 19).

«Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

(Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Там же. Т. 3. – с. 3).

«Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством – совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства».

(Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3. – с. 19).

«В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образов для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и отношение к природе, имеет место производство…

Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом».

(Маркс К. Наемный труд и капитал // Там же. Т. 6. – С. 441-442).

 

«Совокупность этих отношений, в который носители этого производства находятся к природе и друг другу и при которых они производят, - эта совокупность как раз и есть общество, рассматриваемое с точки зрения его экономической структуры».

(Маркс К. Капитал. – Т. Ш. // Там же. Т. 25. – Ч. П. – с. 385).

 


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!