Академии натурфилософов или Неоплатоников



Проследив век за веком разлагающую работу иудеев. против христианской культуры и государственности, мы приближаемся к тому моменту, когда все мутные противохристианские и противогосударственные течения, создавшиеся под иудейским влиянием, сливаются в масонском болоте, которое, как подлинная клоака maxima всех пережитых человечеством заблуждений, давно опровергнутых и осужденных, но не искорененных, заражает современную жизнь гнилостными бродилами ереси и революции. Настоящую главу мы посвящаем краткому обозрению тайных обществ, являвшихся уже непосредственными предшественниками масонства и в большинстве случаев официально выступавших под видом «литературно-научных кружков». Исследователь тайных обществ Шустер [137] называет эти тайные союзы академиями неоплатоников или натурфилософов, так как члены их именовали себя неоплатониками, а науку свою — пансофиею или натурфилософиею, и причисляет к ним союзы Алхимиков, Розенкрейцеров, секту Чешских Братьев, итальянские тайные академии и германские и английские литературно-научные общества.

0 возникновении и исторической роли одного из этих тайных обществ, именно секты Чешских Братьев, мы уже говорили раньше. Мы знаем, что секта эта была одним из бесчисленных отпрысков гностических и манихейских ересей насажденных иудеями в первые века христианства. Из дальнейшего изложения мы увидим, что и прочие перечисленные нами научно-философские союзы были такими же еретическими сектами, исповедывавшими под новым названием философии древние тайные лжеучения языческих религий и иудейской Каббалы.

Союзы эти, по свидетельству Шустера, были «настоящими академиями математиков и естествоведов». Действительно, среди адептов натурфилософии насчитываются имена таких ученых, как Лейбниц, Роджер Бэкон, Раймонд Луллий, Парацельс и пр., заслуги которых в области естествознания не могут подлежать сомнению, несмотря на то, что некоторые из этих ученых чрезмерно увлекались алхимиею и бреднями Каббалы.

Однако раскрытие тайн природы не было единственною целью этих сообществ, не одни занятия. наукою связывали и объединяли между собою эти разноименные и разбросанные по всем странам союзы, но главным образом общее миросозерцание, своего рода религия и вытекающая из нее общая цель, более специальная, нежели исследования природы.

Каково же было миросозерцание этих научно-философских кружков, и какова была цель, которую они преследовали?

Шустер так характеризует дух, царивший в академиях натурфилософов: «Научное познание природы, — говорит он, — разрушило целый ряд традиционных -заблуждений и предрассудков... оно дало пищу и остроту взгляда пробудившемуся духу критики... Наука раскрыла перед взором человека безграничность мироздания... Еще больший переворот повлекли за собою открытия Коперника (1473 — 1543), Кеплера (1571 — 1630), Галилея (1564 — 1642)... Теперь только впервые стало ясно, что уму человека доступно цельное, неопровержимое и вполне удовлетворяющее знание, которое обещает в будущем объяснит все, что пока темно... До сих пор церковная догма была для робкой мысли единственно истинною; теперь знание оказывалось надежнее всего» [138]. Сообразно с этим освобождением от «традиционных заблуждений и предрассудков» и в силу безмерной веры в доступное человеческому уму всеобъемлющее знание, натурфилософы «не придавали особенного значения искупительной смерти Христа... они учили, что тот же божественный дух, который был в теле Христа, заложен и во всяком человеке, что и без познания Христа и Евангелия блаженство доступно всем, даже евреям и туркам, если они сумеют из закономерности природы вывести законы для собственной своей внутренней жизни, ибо человек и мир, управляются одними и теми же законами развития и разрушения... Мистико-каббалистический элемент был издавна спутником натурфилософии: так, например, христианское вероучение, в особенности догмат о воскрешении мертвых в день Страшного Суда, объяснялись химическими процессами, смерть и воскресение сравнивались с плавлением и облагорожение металлов» [139].

Приведенные нами выдержки характеризуют.до некоторой степени миросозерцание тайных академий натурфилософов или неоплатоников, но у того же Шустера, когда он цитирует менее, чем он сам, пристрастных исследователей, а также и в других вполне авторитетных трудах можно найти о тайном учении упомянутых сообществ более определенные и подробные данные, которые мы и постараемся использовать.

Академии натурфилософов, или неоплатоников, как мы уже указывали получили особенное развитие на почве протестантства, т.е. в XVI и XVII веках, возникновение же их относится к более отдаленной эпохе.

Самое наименование неоплатоников, которое научно-философские союзы присвоили себе приблизительно с XVI века под влиянием всеобщего, в эпоху Возрождения увлечения языческою культурою Греции, — не ново. Неоплатониками называли себя еще последователи александрийского философа иудея и каббалиста Филона (род. 20 г. до Р. X.), объединившего учение греческого философа Платона с иудейским богословием в одну мистико-философскую систему под именем неоплатонизма.

Неоплатонизм первых веков христианства был попыткою иудаизации греко-римского языческого мира и стал могущественным орудием борьбы с распространением христианства. Мы знаем, что идеи александрийских неоплатоников или лучше сказать каббалиста Филона, прозванного его современниками «иудейским Платоном», вошли вместе с туманными мудрствованиями Каббалы в состав учения древних гностических сект — первых тайных организаций, выдвинутых иудеями против христианства. Этою смесью Каббалы и подвергшейся иудейской обработке греческой философии в течение долгих веков питались преемники древних гностиков — тайные жидовствующие союзы и секты, в том числе и академии натурфилософов.

Увлечение греческой культурой, начавшееся в Италии еще в XIII веке при содействии иудеев (см. гл. VII)и захватившее затем всю Европу, благодаря наплыву в Италию греческих ученых после занятия турками Константинополя в 1453 г., способствовало широкому распространению мировоззрения неоплатоников, а умственная и нравственная анархия, возникшая в Европе на почве Реформации, создала благоприятные условия для того чрезвычайного размножения тайных союзов неоплатоников и натурфилософов, которое наблюдается именно в XVII веке.

Таким образом, натурфилософия или неоплатонизм XV, XVI и XVII веков были воспроизведением мировосприятия александрийских неоплатоников, причем позднейшие последователи александрийского каббалиста неоплатоника Филона — натурфилософы искали подкрепления древних лжеучений в научных иcследованиях природы, тесно связанных с так называемыми «сокровенными знаниями», между которыми главную роль играла алхимия.

Мы считаем необходимым несколько подробнее остановиться на этой химерической науке (алхимии), так как, она не только занимала очень крупное место в тайных трудах натурфилософских академий, но, будучи неразрывно связана с изучением Каббалы, самым основанием своим, имела каббалистическое миросозерцание которое, в соединении с неоплатонизмом иудея Филона и составляло тайное религиозно-философское учение натурфилософии.

Алхимия, которую справедливо называют матерью химии, и предметом которой было искание философского камня или эликсира жизни т.е. препарата, могущего превращать неблагородные металлы в благородные и обновлять человека и физически и духовно, имеет очень древнее происхождение. Задача превращения металлов и повышения их ценности занимала еще древних египтян, обладавших значительными познаниями в химии, о чем свидетельствует их искусство в бальзамировании трупов, в изготовлении врачебных средств и выделке металлов.

Мы знаем, что в древнем, Египте наука была достоянием замкнутой касты жрецов, которые позволяя населению пользоваться плодами своих трудов и открытия, окружали научные искания свои глубокою тайною. Дабы придать себе еще больше значения в глазах народа, жрецы приписывали своим познаниям божественное происхождение, связывая их с именемпокровителя всех наук и искусств бога Тота, прозванного «Дважды великим», который якобы изложил свою сокровенную премудрость в 42 священных папирусах. Эта священная литература египтян включала в себя не только научные сведения, но и догматы их культа и вероучения Когда в 323 г. до Р. X. полководец Александра Македонского, Птолемей основал в, Египте династию Птолемеев, произошло особенное сближение греческой культуры с египетскою, и греки отожествили своего бога Гермеса с египетским Тотом. В 240 г. до Р. X. папирусы Тота были переведены на греческий язык под названием книг Гермеса или герметических книг, после чего греки стали называть своего Гермеса «Гермесом Трисмегистом», т.е. трижды великим, приписывая именно ему всю премудрость, заключавшуюся в названных книгах.

Впоследствии появилось бесчисленное количество сочинений, трактовавших о теории мироздания и о вытекавших из нее способах искусственно делать золото и серебро. Сочинения эти, отличавшиеся чрезвычайно туманным изложением понятным только посвященным, стали также приписываться Гермесу. Отсюда принято тайные или оккультные, т.е. доступные лишь «посвященным», науки называть герметическими.

Сочинения, фигурировавшие под именем книг Гермеса, распространились по всем владениям Римской Империи, а в Средние века пользовались величайшим авторитетом сред всех приверженцев сокровенных наук. В сочинениях этих, испещренных таинственным символическими рисунками и знаками и написанных загадочным, причудливым языком, алхимики, в том числе и натурфилософы, искали мудрости у египетских жрецов. Можно, однако, с достаточною достоверностью предположить, что в них было больше иудейских мудрствований, нежели египетской мудрости.

Действительно, иудеи с давних времен, еще в древнем Египте и Риме были главными распространителями всякого колдовства и суеверий, «торговали, — как выражается А. С. Шмаков, — знаниями сокровенными» [140], Каббалою, магиею, астрологиею, алхимиею и пр... «Маги-каббалисты кишмя кишели встолице Римской Империи» [141]. В эпоху перевода книг Тота-Гермеса на греческий язык «Египет представлял собою муравейник еврейства» [142].

Мы не знаем, какую роль играли иудеи в переводе книг Тота-Гермеса на греческий язык, но известно, что алхимия и вообще герметические науки занимали крупное место в иудейской Каббале, и поэтому совершенно ясно, что иудеи, из века в век натаскавшие в свою Каббалу духовные сокровища чуждых им цивилизаций, не могли не использовать в этом смысле. книг Гермеса. Во всяком случае, не подлежит ни малейшему сомнению, что вСредние Века именно иудеи были распространителями «сокровенной» или герметической мудрости. Об этом свидетельствуют многочисленные факты.

«Вера в алхимию, — говорит Шустер, — развитая и сохраненная арабами, этими талантливыми преемниками духовной жизни. греческого мира, достигла, благодаря им Испании, а оттуда прошла каким-то триумфальным шествием по всем христианским странам Европы» [143]. Ученый исследователь тайных обществ Шустер предпочитает при этом умолчать о том общеизвестном историческом факте, что плоды арабской цивилизации проникли в Европу именно через иудеев [144]. Этого мало: иудеи не только занесли в Европу увлечение сокровенными наукам, в особенности же алхимиею, но этутаинственную премудрость они передавали христианскому миру в специфически иудейской обработке. Занятия алхимиею, как мы уже указывали, были неразрывно связаны с изучением Каббалы. Многие ученые увлекавшиеся алхимиею, были в то же время знатоками Каббалы, как. испанец Раймонд Луллий (1235-1315), английский монах и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214-1294), врач и алхимик Парацельс (1493-1541) и другие.

Но лучшим показателем того, что алхимическая премудрость подвергалась иудейской обработке, служит легенда о так называемой смарагдовой доске Гермеса, на которой в немногих словах были, якобы, начертаны основные положения герметического знания, заключавшим в себе не только руководство для алхимических, операций, но и целую теорию мироздания. «Драгоценная святыня, найденная однажды библейскою Саррою в могиле мудрейшего из мудрых, в долине Хеврона, была правда утеряна, но надпись на ней сделалась известною»... и ни один адепт не отваживался усомниться в непогрешимости заключавшихся в ней наставлений [145].

Таким образом, квинтэссенция египетской мудрости оказалась почему-то долине Хеврона и в руках библейской Сарры. Кому же иному после этого могло принадлежать преимущественное право толковать вышеозначенную премудрость, как не сынам Иуды? — Они действительно и пользовались этим, вымышленным, преимуществом со всем бесстыдством, присущим избранному племени, и в течение многих веков увлекали христианский мир обманчивою мечтою о философском камне.

Если гений арийской расы сумел при этом натолкнуться на некоторые указания, поведшие к великим открытиям в области естествознания, то сколько трудов, времени, духовных сил и материальных средств было затрачено в бесплодных исканиях!

Какое широкое поле для низменных, корыстолюбивых стремлений, для всякого рода шарлатанства и эксплуатации ближнего представляли эти искания в, ту пору, когда «князья и государи, духовные и светские бесплодно приносили целые богатства в жертву обманчивой мечте» [146].

Неудержимое стремление к достижению высших земных благ посредством сокровенных познаний приняло в Средние века характер какого-то стадного безумия, особенно опасного тем, что адепты герметики, даже если они и не принадлежали к тайным организациям, вместе с призрачными знаниями невольно воспринимали и яд тайных языческих учений, нашедших себе отчасти выражение в иудейской Каббале.

Основные положения этого каббалистического миросозерцания, из которых вытекала и надежда найти философский камень, следующие:

1) Вечность и единство первоначальной материи.

2) Весь мир в его разнообразных формах и проявлениях создался и развился из. этой вечной и единой первоначальной материи по тем же самым законам, по которым рождается и развивается все существующее в природе.

3) Основной же закон, по которому создался и существует мир, зиждется на первоначальном различии полов. Согласно этому закону, металлы размножаются таким же путем, как животные и растения, т.е. благодаря взаимодействию двух различных полов. На принципах единства материи и размножения всех тел через различие полов были основаны и попытки найти философский камень, при помощи которого можно было бы искусственно делать золото и серебро.

Исходя из принципа, что природа всегда стремится к совершенству, считая, что золото, в силу единства материи, имеет те же составные части, что и другие металлы, и является совершеннейшим из них лишь благодаря наличности известных благоприятных условий, сопровождавших его образование в недрах земли, — алхимики полагали, что низменные металлы были чем то вроде выкидышей матери-природы. Задача алхимиков, стало быть, сводилась ни более, ни менее, как к тому, чтобы исправить ошибки природы поставить ее выкидышей — неблагородные металлы в те благоприятные условия, которых им не доставало, чтобы стать золотом, или серебром.

Для этого нужно было доискаться, каким образом металлы размножаются, и заставить их совершать этот процесс в ретортах алхимиков подобно тому как они совершают его в недрах земли, но в таких искусственно созданных условиях, чтобы из этого процесса неизбежно получались не какие-нибудь металлы-выкидыши, а совершенные произведения в виде серебра и золота. Для достижения этого результата необходимо было к расплавленным неблагородным металлам прибавить соответствующую дозу соединенного, путем нагревания с золотом философского камня, к исканию которого и были направлены все труды алхимиков.

Под философским же камнем алхимики разумели следующее: От светил небесных исходит, по их учению, тончайшие, разряженные и невидимые для глаз испарения, которые заключают в себе жизненную силу, необходимую для воспроизведения и развития всех форм природы. Испарения эти проникают во все поры и извилины земного шара и дают жизнь всему существующему. Эти-то небесные испарения, которые алхимики надеялись извлечь сперва в жидком виде, а затем обратить в порошок, и должны были явиться тем чудодейственным философским камнем, которого тщетно искали в течение многих веков фанатики сокровенных знаний и в, который верили даже серьезные ученые.

Изложенное выше миросозерцание искателей философского камня, составлявшее основу тайного учения натурфилософских союзов и прочих тайных жидовствующих организаций, заключается в немногих словах уже упомянутой нами знаменитой надписи на смарагдовой доске Гермеса, якобы найденной Саррою в долине Хеврона. Надпись эта гласит следующее:

«Истинно, не лживо и по всей наивысшей правде то, что находится внизу, подобно тому, что вверху, и этим можно создать Міrасulа или чудеса Единой Единственной Вещи. И подобно тому, как все вещи созданы из Единой Вещи волею и велением Единого Единственного, по замыслу его, так и происходят и выходят все вещи от той же самой Единственной Вещи, силою судьбы и взаимоисцелений» [147].

Шустер совершенно прав, находя, что «в этой на первый взгляд пустой болтовни есть глубокий смысл.

Разберем значение пресловутой надписи Гермеса:

1) «Истинно, не лживо и пр... то, что находится внизу, подобно тому, что вверху, и этим можно достичь и создать чудеса Единой Единственной Вещи»... — тут и идея о единстве материи, которая служила руководящим принципом для искателей философского камня, и отрицание независимого от природы Высшего Божественного Начала, и вместе обожествление всего существующего, — ибо если то, что мы почитаем Высшим, подобно низшему, то стало быть это низшее также божественно, как и Высшее.

Затем далее: «И подобно тому, как все вещи созданы из Единой Единственной Вещи волею и велением Единого Единственного, так и происходят и выходят все вещи от той же самой Единой Вещи, силою судьбы и взаимоисцеления» — тут вся теория мироздания каббалистов и гностиков. Прежде всего, что такое эти Единый

Единственный и Единая Единственная Вещь? — Не надо думать, что под Единым, Единственным разумеется Бог Творец мира, как, мы Его понимаем, так как известно, что Бог Каббалистов существо бессознательное, «он не сознавал даже собственного своего существования и не ведал самого себя». Известно также, что у каббалистов и гностиков «первоначальное различие полов» почиталось единственным источником мироздания. Поэтому и, надпись Гермеса «Единый Единственный» означает не что иное, как, начало мужское, т.е. природу действующую, а «Единая Единственная Вещь» означает начало женское, или приемлющее, т.е. природу пассивную. Из взаимодействия этих двух начал, по бессознательной воле начала мужского и происходят «все вещи», т.е. весь мир, силою взаимосцепления, т.е. последовательного развития многообразных форм природы из единой первоначальной материи. В Каббале эти многообразные формы или проявления божества (т.е. первоначальной материи) вытекающие из него и друг из друга, называются сефиротами, у гностиков — эонами.

Это, как мы видим, религия природы, обожествление вселенной, т.е. чистый пантеизм, сущность которого прекрасно определяется следующими словами А. С. Шмакова:

«Все заключается в. верховном же Всем, в первоначальном, Бытии, которое, развиваясь непрерывно и в разнообразии форм, извлекает через бесконечное преемство собственных. проявлений (эманаций) силу, созидающую и его самого и его личные атрибуты, т.е. весь мир» [148].

Согласно этому миросозерцанию, природа, созданная бессознательною волею (похотью) действующего мужского начала, является единственным Богом, сотворившим самого себя, а человек — венцом создания, выше которого уже ничего нет в мире, ибо он один способен постигнуть тайну мироздания и из нее вывести нравственные законы. Поэтому-то и гностики учили, что «превысшая всего и всесодержительная сила называется человеком» [149]. На этом языческо-каббалистичиском. учении основано и то философское направление, которое, под названием гуманизма, т.е. обожествления человека, всесильно владело умами в эпоху Возрождения, и та религия Природы и Разума, которую иудеи через посредство тайных обществ до сих пор стремятся навязать христианскому миру.

Что же касается общей цели, которую преследовали союз натурфилософов, то она:заключалась, по выражению Шустера в «реформации всего света», или, как говорит другой исследователь тайных обществ, — «в замене христианской цивилизации, заключающей в себе высокие нравственные законы, цивилизациею натурализма, дающею полную свободу от всяких законов [150]».

Весьма поэтому понятно, что общества, исповедывавшие такое учение и преследовавшие такую цель, принуждены были «облекать покровом тайны свои стремления и организацию и прятать их под диковинными эмблемами и наименованиями, чтобы замаскировать свои религиозные и научные убеждения и натурфилософские сведения, находившиеся в прямом противоречии с господствовавшими учениями церкви [151]». После этой общей характеристики тайного учения и тайной цели натурфилософских союзов, нам остается еще посвятить несколько слов их внешней истории.

Розенкрейцеры. Существует предположение, что орден Розенкрейцеров возник еще в конце ХІV века. Но исследователи, принадлежащие к масонству или сочувствующие ему, как Финдель, Шустер и другие, склонны относить столь раннее возникновение Ордена к области легенд, считая вполне доказанным лишь факт его существования, начиная с XVII века.

Действительно, если не считать указания графа Куте де Кантеле [152], который говорит, что Тамплиеры, после разгрома их Ордена в 1314 г., основали во Франции тайный Орден Розенкрейцеров, распространившийся в XV веке в Богемии Германии, то все предположения о существовании до XVII века тайного общества под, этим, именно наименованием имеют единственным своим источником лишь несколько анонимных сочинений, посвященных этому союзу и появившихся в начале XVII века.

Из сочинений этих наиболее замечательно «Fama fraternitatis R.C.» [153]. В нем подробно рассказывается история некоего тайного общества, поставившего себе задачею «реформацию всего мира... приведение человечества к истинной философии, которую познал Адам после своего падения, и которой следовал и Моисей и Соломон» [154]. В означенной истинной философии заключалось якобы «высшее знание». Основателем этого общества был, якобы, некий немец Христиан Розенкрейц, родившийся в 1378 г., который, побывав н юношеском. возрасте в Палестине, Аравии и Египте и набравшись там мудрости, основал,.затем в Германии Орден Розенкрейцеров.. Христиан Розенкрейц умер 106 лет от роду, но Орден продолжал существовать и через 120 лет после смерти своего основателя, получил новую дозу премудрости, открыв могилу X. Розенкрейца и найдя в ней «рукописи с изложением тайн и откровений Ордена». В заключение предлагалось всем, желающим быть посвященными в тайны общества и действовать в его духе, сообщить свое имя.

Вслед за «Fama fraternitatis R.C.» появилось несколько других сочинений подобного же рода, быстро распространившихся по всей Европе и вызвавших, начиная с 1620 года, возникновение многочисленных союзов Розенкрейцеров, сперва в Германии, а затем в Англии, Италии, Франции и других странах.

Автором этих сочинений считается протестантский пастор Валентин Андреэ, который в последующих своих трудах объявил, что «все это только шутка», и стал беспощадно осмеивать. пресловутый Орден Розенкрейцеров. Но было поздно: «Орден, — говорит Финдлель, — уже основался, и его уже нельзя было истребить сочинениями» [155].

Да этого, конечно, и не требовалось, ибо, хотя масонские писатели и стараются доказать, что все сочинения Андреэ, в том числе и «Fama fraternitatis R.C.», были лишь сатирою, направленною против царившего в то время.даже среди образованных классов «безумного суеверия», но существуют данные, позволяющие утверждать, что почтенный пастор имел, в виду совершенно иную цель, нежели борьбу с суевериями. Именно, В. Андреэ не только не был противником, суеверий и тайных обществ, но сам состоял членом одной из тайных германских академий натурфилософов, именно, там. так называемого Ордена Пальмы[156].

Поэтому мы гораздо более склонны присоединится к приводимому Шустером мнению другого исследователя, Л.Келлера, который говорит, что «Андреэ мечтал объединить общества, академии и школы натурфилософов под новым именем» и хотел испытать его применимость для своих заветных целей, для чего и отдал его на всеобщее обсуждение… Впоследствии выяснилось, что это название не годится, т.к. противникам (?) удалось придать ему характер секты со скверным направлением и окончательно его дискредитировать» [157]. Известно, что много лет спустя (в 1717 г.) таким же сознательным или бессознательным агентам Темной Силы иудейства, каким был Андреэ, удалось найти другое, более пригодное название и осуществить «мечту» Андреэ, объединив жидовствующие тайные общества во всемирный союз франк-масонов. Заметим кстати, что преобразователи ремесленного союза каменщиков в тайное философское общество франк-масонов были именно члены Ордена Розенкрейцеров. Что же касается самого названия Розенкрейцер, то хотя большинство исследователей производят его от имени легендарного основателя Ордена Христиана Розенкрейца, но мы полагаем, что другое объяснение, даваемое тем же Келлером, ближе к истине. Именно Келлер говорит, что Андреэ в 1620г. основал общество под названием «Христианское Братство», в котором «членам братства, в качестве отличительного знака, присваивалась эмблема страдания в любви – роза с крестом внутри», и что, кроме того, «в академиях натурфилософов, помимо всех прочих символов, были в употреблении роза и крест» [158]. Поэтому весьма естественно, что Орден Розенкрейцеров, который был ничто иное, как та же академия натурфилософов, избрал для своего названия именно этот символ. К характеристике Розенкрейцеров XVII века можно прибавить, что они, по-видимому, усиленно занимались алхимиею, так как Шустер, перечисляя академии натурфилософов, указывает, что около 1622 года в Амстердаме была Академия Алхимиков-Розенкрейцеров, и что члены ее являлись на свои собрания с голубою орденскою лентою, на которой висел золотой крест с розою. Другая Академия Алхимиков-Розенкрейцеров была основана в 1624 году в Нюренберге. Общество это окружало себя тайною и поддерживало оживленные сношения с единомышленными тайными союзами в Германии, Англии, Италии и Голландии, выступавших под видом литературных обществ. Членом нюренбергского союза Алхимиков-Розенкрейцеров был знаменитый философ и ученый Готфрид Лейбниц, состоявший в, юные годы секретарем союза.

К той же категории относится, по-видимому, союз Алхимиков, основанный в 1620 г. Ростоке (Германя) выдающимся естествоиспытателем, математиком врачом Иоахимом Юнгисом, который находился в дружественных сношениях с Андреэ. Союз, этот, носивший название «Соllegium Рhilоsорhісum», имел своею целью «изыскание истины из разума и опыта», официально же задачею своею выставлял «поощрение науки о воспитании». Имена членов и обряды хранились в глубокой тайне, так же как и те труды общества, которые входили «в список подлежавших умолчанию».

На основании вышеизложенного мы неизбежно приходим к выводу, что все разглагольствования масонских писателей о происхождении Ордена Розенкрейцеров и о том, существовало ли действительно до XVII века тайное общество под этим именно названием, — в высшей степени неискренни и единственною своею целью имеют намерение запутать вопрос и сбить читателя с правильного пути. Масонские писатели, вероятно лучше нас осведомлены о том, что тайные общества по учению, происхождению и целям своим тождественные с Орденом Розенкрейцеров существовали в Европе задолго до появления сочинений натурфилософа Андреэ и продолжали существовать после их появления. А назывались ли они Розенкрейцерами, Алхимиками, Чешкими Братьям, или еще как ни будь иначе — представляется довольно безразличным…

Впрочем, для полного выяснения этого вопроса, приведем следующее указание английского врача Роберта Флудда, «оракула британских мистиков и теософов» и главного распространителя розенкрейцерства в Англии: «Общество, которое само себе приписывало бы имя Розенкрейцеров не существовало до XVII века, а были только такие Розенкрейцеры, которые называли себя не Розенкрейцерами, а Божиими Друзьями или Братьями» [159]. Божиими же Друзьями, как мы знаем, называлась манихейская секта, имевшая широкое распространение во всей Европе в Средние века в эпоху, предшествовавшую Реформации (см. глава VII).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Орден Розенкрейцеров существовал гораздо ранее XVII века, но под другим названием, вероятнее всего под названием «Божиих Друзей». Сочинения же Андреэ имели своим, результатом, лишь более широкое, начиная с 1620 г., распространение уже существовавшей ранее тайной организации под заманчивым и новым для непосвященных названием Розенкрейцеров.

Тайные академии Италии. В Италии академии натурфилософов возникают с XV века. Наиболее замечательными из них были: «Асаdemiа Romanа, Асаdemiа Secreti, Платоническая Академия, Общество Лопатки (лопатка каменщиков, один из масонских символов), Асаdemiа dеllа Сrusса (Сrusса — мякина. Официальною целью этого общества было очищение итальянского языка, которое оно отожествляло с очищением зерна от мякины.) [160].

Асаdemiа Romanа, т.е. Римская Академия была основана в Риме в XV веке Помнонием Лото; собрания ее происходили в катакомбах; председатели ее назывались «Верховными Патриархами». Папа Павел 11 преследовал этот тайный союз, и в 1408 г. большинство членов его были арестованы по обвинению в сатанизме (язычестве) и в политическом заговоре, имевшем целью убийство папы и обращение его владений в римскую республику [161].

Асаdemiа Secreti, т.е. Тайная Академия была учреждена Иоанном Порта в Неаполе. Против нее вооружилась инквизиция, обвиняя ее в колдовстве [162].

Платоническая Академия была основана во Флоренции в 1480 г. Зала, в которой происходили собрания ее членов, сохранилась до нашего времени и можно видеть, что старинная скульптура украшающая ее, изображает символы современного масонства [163].

Общество Лопатки, учрежденное в 1512 г.:также в Флоренции, насчитывало среди своих членов много высокопоставленных лиц и ученых. Общество, подобно шотландским масонам, считало своим покровителем св. Андрея и имело масонские символы: лопатку, молоток, наугольник.

Наконец во Флоренции же существовала — Асаdemiа dеllа Сrusса — Академия Мякины, в которую в 1600 г. вступил князь Людвиг Ангальт-Котенский, и по образцу которой были основаны германские научно-литературные тайные общества.

Тайные Академии Германии. Возникновение германских тайных союзов научно-философского характера, «официально фигурировавших под видом литературных кружков», относятся к ХVІІ веку. Апологет масонства Эрнест Нис считает их прямыми преемниками итальянских тайных академий, а Шустер, не отрицая этого, добавляет, что «они находились во внутреннем родстве с учением и организациею Чешских Братьев». Оба масонских писателя совершенно правы, и союз Чешских Братьев, и еретическая тайные Академии Италии и Германии были ветвями одного дерева, корни которого следует, искать в иудейской Каббале.

Германские тайные академии натурфилософов, «дабы отклонить всякие подозрения со стороны светской и духовной власти», отказались от «непопулярного в то время названия академии». Так, первое из возникших в Германии тайных, обществ этого характера символом своим избрало кокосовую пальму, «которая дает все, что нужно человеку», и стало называться «Обществом Пальмы». Оно было основано 1617 г. князем Людвигом Ангальт-Котенским и герцогом Иоганном Веймарским.

Новый союз окружил себя такою таинственностью, что только через 30 лет после его возникновения в публику проникли кое-какие смутные сведения об его уставе, символах. и членах.

По образцу Ордена Пальмы стали возникают в Германии вХVІІ веке и новые союзы, как «Братство трех Роз», «Орден Цветов», «Орден Лебедя» и другие.

Характерные общие черты этих союзов следующие: — они, по свидетельству Шустера, — «скрывали от посторонних всю свою символику, имена. членов, свою организацию и цели, придавая им официально невинный и национальный характер» и задачами своими выставляли: очищение и развитие немецкого языка, возрождение национальной поэзии, невинные занятия музыкою и литературою. Показное преследование задач такого рода «не только давало обществам этим желанную внешнюю безопасность, но являлось неоценимым средством объединения», т.е. привлечение таких членов, которые, будучи действительно причастны к литературе и искусству,.служили прикрытием для тех истинных целей, во имя которых сообщества эти принуждены были окружать себя такою таинственностью.

О том, что «развитие немецкого языка было для этих союзов лишь прикрытием, за которым заботливо скрывались, другие более широкие задачи»,... лучше всего свидетельствуют. следующие факты, приводимые тем же Шустером: Среди учредителей некоторых из этих обществ, например, Ордена Пальмы, «не было ни одного, который подвизался бы в качестве писателя», но зато среди членов, было много иностранцев, которые «вряд ли были приняты в воздаяние их заслуг по обработке немецкого языка» [164]. Затем, в члены этих обществ принимались не только католики и лютеране, но и «представители других религиозных направлений, не пользовавшихся государственным признанием» (т.е. всякие еретики а, вероятно, и иудеи), а также «значительный элемент составляли люди, бежавшие от религиозных преследований» [165]. Общества эти имели несколько степеней посвящения и обряды, символы и условные знаки, подобно масонским [166].

Многие члены германских. тайных академий состояли одновременно членами таких же сообществ в Италии, Англии и других странах, что указывает на тесную связь между собою этих тайных организаций и на их космополитический характер.

Тайные Академии Англии. В стране, которая предназначена была Темною Силою дать приют всемирной организации франк-масонов, академии натурфилософов появляются также в XVII веке.

После битвы у Белой Горы, давшей в Богемии победу католичеству над протестантством (1620 г.), множество Чешских Братьев, Розенкрейцеров и других еретиков, нашли себе убежище в Англии и основали здесь свои «невидимые» общества и коллегии, главною из которых была «Асаdеmіа Londonensis».

Но еще раньше, именно около 1618 г., в Англии были основаны тайные союзы под названием «Масагіа», «Novа Аtlаntis» (Новая Атлантида) и другие. Все эти союзы находились в деятельных сношениях с немецкими тайными академиями и чешскими еретиками.

Так, последний вождь секты Чешских Братьев Иоганн Амос Коменский или Ян Коменский (1592-1671), ученый педагог, сочинения которого переведены на многие языки мира до сих пор пользуются авторитетом в области педагогики, покинувший богемию после разгрома секты в 1620 г., поддерживал сношения с главнейшими представителями английских тайных академий и их влиянию был обязан тем, что в 1641 г. английский парламент пригласил этого еретика для реформы школ [167].

В том же 1641 г. Коменский написал в Лондоне книгу под заглавием «Vіа Lucis» (Путь к Свету), в, которой предлагал для распространения «света» между народами, объединить в одной общей организации под руководством Англии все те (тайные) академии, коллегии и общества, которые были разбросаны по всем странам»[168]. Коменскому принадлежат и многие другие сочинения, между прочим «Ореrа Didaсtіса» (Поучительные Труды), «которые содержит места, буквально согласующиеся с Книгою Уставов Андерсона» (масонский устав 1723 г.) [169]. Мы знаем, что идея Коменскаго об объединении всех тайных организаций была впоследствии осуществлена в Англии его единомышленниками.

IX

Строительные союзы

Теперь, когда мы до некоторой степени очертили те тайные жидовствующие организации, которым в 1717 году предстояло объединиться во всемирном союзе франкмасонов [170], сам собою напрашивается вопрос: почему тайные противохристианские и противогосударственные общества давно стремившиеся, как мы знаем, к объединению, избрали для этой цели ремесленный союз вольных каменщиков, влачивший, кстати сказать, в то время уже весьма жалкое существование?

Для разъяснения этого интересного вопроса, необходимо бросить беглый взгляд на историю строительных союзов и указать на некоторые весьма знаменательные в ней факты.

Большинство масонских писателей производят тайное общество франк-масонов от ремесленных союзов каменщиков; но в, то время, как одни из, этих писателей (как. Финдель. и Шустер) имеют при этом в виду средневековые союзы. каменщиков, или (Ребольд) римские строительные коллегии, — другие, желая, с. одной стороны, возвеличить масонство, с. другой — объяснить как-нибудь происхождение его диковинных символов и обрядов, видят, его начало в тайных и священных строительных коллегиях Египта (Клавель).

Составитель первого устава символических каменщиков (1723 г.) Андерсон идет, еще дальше и первым масоном считает Адама, который был, якобы, научен этому искусству Самим Богом.

Не углубляясь подобно бр. Андерсону в столь древние времена, остальные известные нам масонские писатели придерживаются, более или менее, исторической почвы, причем их довольно многочисленные повествования о строительных союзах сводятся к следующему:

В Египте архитектура, как и все отрасли человеческих знаний, находилась в руках жрецов. Поэтому египетские строительные коллегии имели характер религиозных обществ с тайными обрядами, посвящения и символами. Вследствие общеизвестной связи, существовавшей между культурами Египта и Греции, организация, обычаи и мистерии египетских строительных коллегий перешли вте строительные союзы Греции, которые, занимаясь преимущественно постройкой храмов, были связаны с культом языческих божеств.

Из Греции мистерии, соединенные с изучением архитектуры, проникли в римские строительные коллегии, основание которых. приписывается еще легендарному римскому царю Нуме Помпелию (714-671 г.г. до Р.Х.).Эти строительные коллегии распространились затем во всех странах, попавших под владычество мировой державы Рима, укрепляя повсюду победы римского оружия сооружением городов, крепостей, мостов, дорог и проч.

Римские строительные коллегии пользовались большими привилегиями, они имели собственный культ, собственные суд и управление. Пополняясь людьми различных национальностей и религий, они издавна отличались величайшею терпимостью и охотно давали в своей среде приют самым разнообразным верованиям и тайным учениям. Благодаря именно этой терпимости и космополитическому составу римских строительных коллегий, туда, приблизительно в эпоху Юлия Цезаря, начали проникать и иудеи, а вместе с ними и тайные иудейские учения, символы и обряды.

Христианство также с давних пор нашло себе многочисленных приверженцев среди членов римских строительных коллегий, и во время гонений на христиан многие строители разделили участь христианских мучеников, или же принуждены были скрываться в катакомбах. Когда 313 году христианство было признано государственною религиею Римской Империи, строительные коллегии начали сооружать христианские храмы.

В смутную эпоху, вызванную великим переселением народов и падением западной Римской Империи (476 г.), строительные союзы, лишились покровительства государства и не находя применения для своей деятельности, частью распались, частью перешли в Византию, Египет и Сирию.

С VI века центрами всякого просвещения, а также и строительного искусства становятся монастыри. При них мало-помалу учреждаются строительные братства, в состав которых входит почти исключительно монахи и послушники, причем настоятели монастырей, в большинстве случаев сведущие архитекторы, составляют планы построек и руководят работами. Весьма возможно, что, как утверждают масонские. писатели, к этим монастырским братствам примкнули кое-какие остатки распавшихся после падения Рима строительные коллегии. Возраставшая постепенно потребность в строительстве заставила монастыри прибегнуть к помощи мирян. С XI века уже начали основываться независимые от монастырей строительные ложи, а в XIII веке строительное искусство уже окончательно перешло в руки организованных мирских союзов каменщиков или масонов.

Такова в кратких и общих чертах история происхождения средневековых строительных союзов. и та довольно, как мы видим, гадательная историческая связь их с римскими строительными коллегиями, а через эти последние с мистериями древних египтян и иудеев, которою многие масонские писатели пытаются объяснить происхождение учения и ритуалов современного масонства.

В этом объяснении есть, быть может, крупинки истины, но к ним, согласно обычной масонской тактике, примешано большое количество лжи.

Если даже допустить, что действительно кое-что из тайных египетских и иудейских учений, символов и обрядов проникло через остатки римских строительных коллегий в средневековые союзы каменщиков, а оттуда и в современное масонство, то, зная о многовековом преемстве жидовствующих тайных обществ (а масонские писатели вряд ли могут этого не знать) — нельзя сомневаться втом, что всю полноту своего тайного учения всемирный жидовствующий союз франк-масонов получил не от строительных союзов, а именно от тех тайных обществ, которые с первых веков христианства и до самого объединения своего в масонстве имели своею миссиею хранить и передавать из века в век, языческие и иудейские лжеучения и без сомнения, делали это лучше, нежели ремесленные союзы, прославившие себя несравненными памятниками строительного искусства.

Тем, не менее, хотя средневековые строительные союзы и не были духовными родоначальниками символического масонства, в истории их, как мы уже указывали, действительно наблюдаются некоторые весьма знаменательные явления, как-то: их тайная организация, странная символика и обрядность, враждебное отношение к Церкви, наблюдаемые на ряду с истинным благочестием, а также следы некоторого участия их в политических и противогосударственных движениях.

Прежде всего, тайная.организация строительных союзов не была заимствована ими из первоначальных монастырских братств,. а выработалась под другими влияниями, о которых речь будет ниже. Добавим к этому, что тайная организация каменщиков была собственно запрещена Церковью, именно постановлением Руанского собора в 1189 году и Авиньонского — в 1326 году, в каковых постановлениях совершенно ясно сказано: «Запрещается братство, члены которого собираются однажды в год, клятвенно обещаются любить и поддерживать друг друга, носить одинаковое платье, имеют особые нарочные знаки для опознавания своих, и председателя, которому присягают повиноваться [171]. Несмотря на это, благодаря сильным покровителям, а также тому, что все классы и сословия имели нужду в каменщиках, тайные организации строительных союзов продолжала существовать, и «Церковь, — как выражается Финдель, — привыкла к хранению тайн с их стороны».

Что касается обрядов и символов, бывших в употреблении в этих союзах, то некоторые из. них, как. торжественная и угрожающая формула присяги относительно повиновения и хранения профессиональных тайн, символизация инструментов, условные слова и знаки, т.е. особый таинственный язык, служащий каменщикам для опознавания друг друга и для обозначения различных. правил и приемов их искусства, — хотя они отчасти и перешли в символическое масонство, — но для строительных. союзов имели значение главным образом практическое связанное с их ремеслом.

Зато, наряду с указанными, у средневековых, каменотесов существовали такие обряды, придания и символы, иудейское происхождение которых не подлежит ни малейшему сомнению.

Так, в строительных, союзах Франции, известных под общим именем «Компаньонов» (подмастерье или товарищ) [172], имевших «тайный устав и мистические обряды», было в большом. ходу предание о Хираме, строителе Соломонова храма, которое, как известно, играет видную роль в масонских обрядах.

В английских средневековых союзах каменщиков при приеме нового члена, этот, последний должен был произнести установленную ритуалом фразу, которая начиналась следующими словами: «Я был посвящен в каменщики, Воаза и Иахина я видел...» [173]. Именами «Воаз» и «Иахим» обозначались, как известно, два столба, приставленные к притвору Соломонова храма [174]. Появление этих имен в обрядах строительных союзов тем более странно, что в Средние века Церковь запрещала мирянам чтение Библии. В символах современного масонства также большую роль играют две колонны, именуемые Воазом и Иахимом. Но гораздо больше значения, нежели те или иные символы и обряды, встречавшихся в союзах каменщиков, имеет враждебное отношение к христианству и Церкви, которое, — хотя оно и не может быть приписываемо всему цеху каменщиков вообще, — несомненно существовало среди отдельных членов этой организации и нашло себе отчасти выражение во многих памятниках строительного искусства.

«Так, в, церкви св. Зебальда в Нюренберге изображены были монах и монахиня в неприличной позе. В Страсбурге в верхней галерее (собора) против кафедры изображены были свинья и козел, которые несли, как, святыню, спящую лисицу; за свиньею шла сука, а впереди шествия — медведь с крестом, и волк, с горящею свечою... В доберанской церкви в Менленбурге до сих пор еще сохранилось следующее запрестольное изображение: на первом плане три священника вертят мельницу, в. которой мелется догматика, сверху над ними Пресвятая Дева с младенцем Иисусом, на чреве ее пылающая звезда (один из символов масонства), внизу — Тайная Вечеря, на которой изображены апостолы в известной всем масонами позе. В бранденбургской церкви лисица в священнической одежде проповедует стаду гусей... В другой готической церкви иронически представлено нисхождение Св. Духа» [175].

В этих кощунственных изображениях, которыми прокравшиеся в строительные союзы враги христианства осмелились осквернить высокопрекрасные по замыслу и исполнению, внушенные глубоко-возвышенным религиозным чувством, произведения искусства, масонские писатели усматривают не стремление унизить Церковь, не поругание святыни, не издевательство над верованиями и догматами христиан, а «суровую критику злоупотреблений и невежества

Тогдашнего духовенства... и доказательство чистоты (!?) религиозных идей тех, кто, — как они выражаются, — наложили печать своей сатиры и своих символов на эти постройки».

Что же кается политического направления средневековых строительных союзов ч то, хотя политика, казалось бы, и не должна была играть особенной роли в организации, труд и время которой были поглощены совершенно специальною, чисто практическою деятельностью, тем не мене история указывает, что наряду с противоцерковными, кое-какими противогосударственные течения так же имели место в этой организации.

Так во Франции «государственная власть строго следила за строительными союзами и не раз упраздняла их».

В Англии, несмотря на то, что между великими мастерами и покровителями вольных каменщиков насчитывается много покровителей высшего духовенства и королевского дома, уже с 1360 года строительным союзам «запрещаются их конгрегации, кипитулы, запрещается издавать распоряжения, принимать присягу и проч... В 1425 году парламентским актом были запрещены собрания вольных, каменщиков». Запрещение это было вызвано вооруженным участием, которое каменщики приняли в борьбе партий во время малолетства короля английского Генриха VI. «В 1495 году каменщикам запрещается.употреблять знаки и способы опознавать друг друга» [176].

В 1561 г. английская королева Елизавета, возымев подозрения против вольных. каменщиков, послала вооруженный отряд, чтобы разогнать их собрание, происходившее в Йорке. Однако руководители союза нашли, по-видимому, средство привлечь на свою сторону предводителей отряда, так как эти последние не только не исполнили поручения королевы, но представили ей такой благоприятный доклад о деятельности каменщиков, что Елизавета с тех пор стала оказывать им особенное покровительство [177]. Наконец, не подлежит сомнению участие вольных каменщиков в, кровавой смуте возникшей в Англии около половины ХVII века и ознаменовавшейся казнью короля Карла I (1649 г.), учреждением английской республики под управлением предателя Кромвеля, а затем, после восстановления династии Стюартов в 1660 г., окончательным низвержением этой династии и воцарением принца Вильгельма Оранского (1688 г). Мнения масонских писателей о роли вольных. каменщиков ванглийской революции весьма противоречивы. Так, Ребольд утверждает, что строительные союзы всячески поддерживали Стюартов, за что и были вознаграждены особою благосклонностью короля английского Якова II, который восстановил, как особый знак отличия вольных каменщиков, учрежденный некогда в их, честь королем шотландским Робертом Брюсом орден св. Андрея [178].

Другой историк масонства и сам масон Финдель отрицает какое-либо участие вольных каменщиков в английской революции, однако, приводит, мнения некоторых исследователей масонства, согласно которым «шотландские масоны стояли на стороне королевской власти, а услугами английских пользовался Кромвель»[179]. Впрочем, на основании указаний третьего, также масонского писателя Эрнеста Ниса, можно предположить, что вольные каменщики скорее всего стояли на стороне того, кто в данный момент имел наиболее шансов на успех,. Именно, когда законная династия. Стюартов, изгнанная из Англии, пыталась бороться с похитителем престола Вильгельмом Оранским, то, как говорит Эрнест Нис, — «вольным каменщикам был поставлен принципиальный вопрос: основано ли исключительное положение династий на каком-либо божественном праве, или же воля народа должна быть в этом вопросе решающею? — Вольные каменщики решительно высказались против божественного права и за народное избрание», т.е. против Стюартов и за Вильгельма Оранского, на стороне которого была сила [180].

Что касается Германии, то о политической роли каменотесов в этой стране мы не имеем сведений. Это объясняется, быть может, тем, что в Германии союз этот пользовался гораздо большими привилегиями, чем в других странах, именно, правом собственного суда, свободою собраний и проч., что должно было почти исключать возможность правительственного контроля, а, следовательно, и раскрытия политической деятельности союза, если таковая существовала.

На основании всего вышеизложенного, мы считаем установленными следующие факты:

1) В обрядах и символах средневековых строительных союзов замечаются несомненные следы иудейского влияния.

2) На ряду с искренним благочестием и преданностью Церкви в них проявлялось течение противоцерковное и прямо еретическое.

3) Строительные союзы не были чужды политике и неоднократно вызывали подозрения и репрессии со стороны правительств.

Чем же объяснить эти явления в чисто ремесленных союзах, возникших из монастырских строительных братств и посвятивших себя главным образом сооружению христианских храмов?

Ответом на этот вопрос могут послужить следующие знаменательные факты, которые мы заимствуем от масонских писателей:

«Многие из немецких каменотесов, — говорит Финдель, — принимали прямое участие в преобразовательных стремлениях так называемых еретических общин — Катаров, Вальденсов, Альбигойцев и проч., старавшихся хранить свет истины среди всеобщего мрака... Строительные ложи повсюду принимали людей свободомыслящих и преследуемых церковным фанатизмом и скрывали их от поисков кровожадной инквизиции» [181].

Эти факты подтверждает и Шустер: «В ХІІІ и XIV веках папство и Церковь, — говорит он, — вели ожесточенную борьбу с набожными приверженцами широко распространенного просвещения, Катарами, Вальденсами и другими еретиками, которые тогда проходили по всей Европе, собирая везде сочленов и совращали не только дворян и горожан, но и многих представителей клира, монахов, настоятелей и епископов. Многие немецкие каменотесы тоже стали на сторону реформаторских стремлений этих еретиков... Возможно также, что организация и обряды братств каменщиков возникли лишь под влиянием общин Вальденсов» [182].

Известно также, что секта Чешских Братьев в первые времена своего существования (в XV веке) «укрывалась в рамках строительных корпораций» [183].

Но это еще не все: «Небольшое количество Тамплиеров, — говорит Ребольд, — спасшихся от преследований французского короля Филиппа и папы Климента V, скрывается в Шотландии еще до казни их великого мастера Якова Молэ и находит убежище в ложах каменщиков» [184]. Затем, по свидетельству того же Ребольда, в начале XVI века в разных странах ученые и выдающиеся люди, принимаемые в союзы каменщиков в качестве почетных членов или покровителей, учреждают свои ложи, также посвященные строительству, но не материальному, а мистическому. Опасность преследований «в эту невежественную эпоху» заставляет их окружать себя глубокою тайною. «Просвещение», распространяемое этими тайными обществами или ложами, образовавшимися на ряду со строительными союзами, возбуждает подозрение и «ненависть» духовенства. Их обвиняют в содействии реформации Лютера, в намерении вызвать раскол в Церкви и смуту в государстве, в ненависти против пап и монархов... [185]

В XVII веке, когда под. влиянием, тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и успехов Реформации, прекращается сооружение великолепных соборов и церквей, союзы каменщиков начинают влачить жалкое существование и постепенно «распадаются во всех странах кроме Англии, где ложи каменщиков, благодаря преобладанию в них в эту эпоху так, называемых принятых каменщиков, т.е. членов братства, не занимавшихся строительным искусством, достигают такого духовного развития, что вполне уподобляются итальянским (тайным) академиям» [186].

Прекрасным дополнением по всем этим фактам могут служить имена следующих лиц, помещенных в список особенно выдающихся почетных членов строительных союзов в разных странах: чешский реформатор Иоанн Гус (сожжен как еретик в 1415 г.); Ульрих-фон-Гуттен, один из главных сподвижников Лютера; Эразм, выдающийся гуманист; Филп Меланхтон (С именем Меланхтона связан масонский документ, известный под названием «Кёльнской Хартии», в котором изложено исповедание тайных философских лож, укрывшихся врамках строительных союзов. Документ этот помечен вКёльне 24 июня 1535 года и подписан именами девятнадцати представителей разных стран в. том числе известными протестантскими деятелями Меланхтоном, Колиньи и Стенгоном. Некоторые исследователи, указывая на анахронизмы, заключающиеся в этом документе, и на язык его, не соответствующий XVI веку, считают Кёльнскую Хартию подделкою и утверждают, будто она была сфабрикована масонами лишь в 1819 году. Во всяком случае, подлинность или подложность Кёльнской Хартии не изменяет того факта, что Меланхтон, а также, вероятно, и другие поименованные в Хартии лица были членами тайных лож, существовавших, как мы видели, еще до официального учреждения масонства. См. «Ночные Братья» Графини Толь), ученый каббалист, сподвижник и друг Лютера; Парацельс, врач, алхимик и каббалист XVI века; Франсис Бэкон, английский канцлер, ученый и философ, автор «Новой Атлантиды» (план организации тайного общества), умер в 1629 г.; Илья Ашмоль, знаменитый антикварий, Розенкрейцер и один из основателей. символического масонства, умер в 1646 г.; Иоанн Вилькенс, зять Кромвеля; Валентин Андреэ, инициатор Ордена Розенкрейцеров [187].

Таким образом, мы видим, что и странная, с иудейскими символами и легендами, обрядность строительных союзов, и следы враждебного отношения к Церкви и христианской религии, проявлявшиеся вэтих союзах, и политическая их деятельность, возбуждавшая нередко подозрения правительства в разных странах, — находят себе достаточное объяснение в том разлагающем влиянии, которое оказывали на эти союзы в течение многих веков тайные жидовствующие общества, враждебные Церкви и государству — преемники древних гностиков и Манихеев. Этим же еретическим сообществам как указывают приведенные нами выдержки из трудов масонских писателей, обязаны строительные союзы и своею тайною организациею, которая давала возможность еретикам и носителям смуты не только «укрываться в рамках строительных корпораций», но и учреждать под маскою строительных лож, свои тайные сообщества, преследовавшие цели, ничего общего со строительным искусством не имевшие.

После всего сказанного, вопрос о том, почему тайные жидовствующие сообщества для объединения своего в начале XVIII века избрали уже утратившую к тому времени ремесленное значение организацию вольных каменщиков, — разрешается очень просто: в течение долгих веков строительные союзы, благодаря своей тайной организации, привилегированному положению и покровительству высокопоставленных почетных членов, служили надежнейшим убежищем для тайной деятельности враждебных Церкви и государству элементов. Весьма поэтому понятно, что Темная Сила, давно свившая себе гнездо в строительных союзах, задумала воспользоваться готовыми и привычными ей рамками ремесленной организации, постепенно утратившей свое первоначальное значение.

Официальное учреждение символического масонства относится, как мы знаем, к 1717 году. В действительности же это произошло гораздо раньше.

Учреждение Символического масонства. Уже в первой половин XVII века произошло, по-видимому, слияние английского союза каменщиков с Орденом Розенкрейцеров, так как собрание этого Ордена происходили в лондонских строительных ложах, а в1646 году член Ордена Розенкрейцеров, знаменитый антикварий и основатель Оксфордского музея Илья Ашмоль составил для вольных каменщиков новый ритуал, который был принят всеми английскими ложами[188]. Таким образом, «Розенкрейцеровское Братство постепенно преобразовалось в братский союз франк-масонов» [189].

Актом замены прежнего ритуала каменщиков новым ритуалом Розенкрейцеров и было в действительности положено начало всемирному тайному союзу символических франк-масонов, хотя руководители его сочли, по-видимому, более осторожным не оглашать этого события, и новое тайное общество продолжало существовать под видом, строительного союза еще в течение 71 года, т.е. до официального своего выступления в 1717 году.

Весьма знаменательно то обстоятельство, что в Англии учреждение масонства совпало с умственным движением, известным под именем деизма (учение допускающее существование Бога вообще, но отрицающее откровение). Главными представителями этого движения, выразившегося в горячей проповеди религиозной свободы, терпимости и непогрешимости Разума, были Толанд, Коллинс, Тиндаль, Шубб и Болингброк.

Коллинс в 1712 г. в, своем, труде «Разсуждение о свободомыслии по поводу появления и развития так называемой Секты Свободомыслящих» пишет: «Что можеть нам открыть истину, если не свободное пользование мыслью?». В 1720 г. Толанд в своем сочинении «Всебожие» высказывает следующие мысли: «Все Бог, и Бог во Всем, Бог вечный, беспредельный, который никогда не был рожден и никогда не умрет, в котором все люди живут, движутся и существуют»... И дальше:«Разум есть единственный и высший закон; он — свет и ясность жизни» [190].

Если боевым лозунгом Толанда было: «Не нужно догматического учения», а Шубба: — «Нет догматического христианства», — то лозунг Болингброка гласил: «Вообще не нужно христианства»... [191]

Замечательны также и следующие факты: именно в эпоху негласного существования масонства с 1646-1717 гг. иудеям, которых король Эдуард I изгнал из Англии в 1287 году, было вновь разрешено селиться в этой стране предателем и цареубийцею Кромвелем во время его управления английскою республикою, а незадолго до официального выступления масонства король Вильгельм III (похититель престола Стюартов) обнародовал акт о веротерпимости.

Теперь нам остается ответить еще на один вопрос: почему тайное общество франк-масонов было основано именно в Англии, а не в другой стране? Мы полагаем, что это может быть объяснено главным образом тем, что во время тридцатилетней войны Англия являлась едва ли не единственным вполне надежным убежищем для всякого рода еретиков, Розенкрейцеров, Чешских Братьев и проч., которые, как, мы знаем, действительно нахлынули сюда со всех концов Европы в начале XVII в.

Эти представители «истинного просвещения» успели подготовить почву, распространить свои воззрения и даже приобрести сочувствие в среде английского правительства, о чем свидетельствует известное сочинение канцлера Франсиса Бэкона, написанное в 1621 г. и озаглавленное именем современного Бэкону тайного общества — «Новая Атлантида». Сочинение это представляет ни более, ни менее, как изложенный в фантастической форме план государства, управляемого тайным обществом «Соломонова храма», скрывающим свое истинное назначение под видом научного союза. Государство это находится на некоем острове Бензалем и стремится к владычеству над миром.

Надо полагать, что в данном случае английский государственный муж и его тайные вдохновители руководствовались совершенно различными соображениями, так как вряд ли возможно предположить, чтобы Ф. Бэкон имел в виду мировое владычество иудеев. Но зато мысль о мировом преобладании Англии при содействии тайного общества, преданного ее интересам, по-видимому, крепко засела в умах предприимчивых островитян, ибо франкмасонство с самого своего возникновения встретило в Англии сочувствие общества и покровительство монархов.

С другой стороны, и тайные вдохновители, и незримые до поры до времени инициаторы франкмасонства были всецело заинтересованы в том,.чтобы оправдать надежды Англии и создать из этого государства твердую точку опоры, надежный приют и могущественную союзницу для тайного. сообщества, которое должно было вскоре раскинуть сети свои на весь шар земной.

Таким образом, получилось взаимодействие двух сил, преследовавших совершенно различные цели: масонство содействовало могуществу Англии, а Англия поддерживала масонство и способствовала его распространению в других странах на погибель этих последних и во имя своих интересов и корыстных целей. Однако, в последнее время, между двумя союзниками, дружно работавшими в течение трех столетий, начинается, по всем признакам раскол, и недалек, быть может, тот час, когда Англии из сообщницы Темной Силы придется стать ее жертвою.

Изложив сокровенное учение и деятельность тайных обществ, предшествовавших масонству, указав на общее происхождение их от одного корня — иудейской Каббалы, выяснив, разлагающее влияние этих. обществ на средневековые союзы каменщиков, и на правящие круги Англии, мы достигли, наконец, того исторического момента, когда все тайные и явные враждебные государству и Церкви элементы примыкают ко всемирному союзу франк-масонов, [192] целью которого является созидание храма, но не материального, а символического, храма, именуемого иудейским владычеством и воздвигаемого трудами христианских зодчих, в большинстве случаев не ведающих ни основного плана, ни конечной цели этого мистического строительства.

В заключение приведем следующие указания из сочинения иудея Бернара Лазара, которые могут служит прямым подтверждением основной идеи нашего труда:

В Средние Века, в эпоху Реформации и после нее иудеи были главными распространителями сочинений о сокровенных знаниях. «Они подготовляли крушение христианства проповедью материализма, рационализма и пантеизма — этих врагов католических (христианских) догматов... Иудеи могли быть прекрасными агентами тайных обществ, учение которых согласовалось с их собственными учениями... Они же преподавали христианским ученым еврейский язык и посвящали их в тайны Каббалы»... Поступая таким образом, «иудеи работали для себя»... ибо люди, черпавшие у них свою премудрость, «уже не могли питать к ним религиозной ненависти»... Результатом этой многовековой работы избранного племени было то, что «с каждым днем все более и более широкая терпимость проявлялась к иудеям, а в XVIII веке они во всей Европе уже наслаждались невозмутимым спокойствием» [193].


[1] А.С. Шмаков. «Международное тайное правительство», с.141

[2] Clavel, «Histori pittoresque de la Rranc-Maconnerie»

[3] Книга пророка Даниила, I, ст. 3 и 4.

[4] Louis Daste, «Les Sociotes secretes et les Juifs».

[5] Rudolf Fald. «Babel, Bibel und Jao». Berlin. S. W. 12. Hugo Steinitz Verlag. 1903.

[6] А.С. Шмаков. «Международн


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!