Теории личности издание 2-е, исправленное 5 страница



 

"-ей человека или его инстинктов; различные личностные механизмы, которые рабатываются у индивидуумов с целью снижения напряжения, создаваемого ребностями; а также процессы, обеспечивающие становление механизмов пони-нця напряжения. А в теориях личности гетеростатной ориентации будут под-ркиваться интеграция мотивов человека, подчиненная задачам самореализации, устремленности в будущее, а также различные средства, с помощью которых люди достигаю> личностного роста и самореализации.

 

познаваемость-непознаваемость

 

Уильям Джеймс, великий американский психолог и философ, писал: <Наша наука - это капля, наше неведение - море> (атез, 1956, р. 54]. В этом суть проблемы познаваемости-непознаваемости в отношении природы человека. Является ли человек в конечном счете полностью познаваемым наукой или в его природе есть нечто, превосходящее потенциал научного познания? Очевидно, что в настоящее время персонологи не знают о человеке всего, и вопрос состоит только в том, смогут ли они достичь этого когда-нибудь в будущем.

 

Теоретики личности резко расходятся в мнениях относительно познаваемости-непознаваемости. До некоторой степени эти разногласия связаны с позицией, которую они занимают по другим базисным положениям. Например, сторонник детерминизма и объективности будет рассматривать человеческую личность как доступную научному познанию; в сущности, эти два положения потенциально помещают поведение человека в традиционную сферу научного анализа.

 

Джон Б. Уотсон исторически олицетворяет собой познаваемость как философское положение. Уотсон был абсолютно убежден в том, что систематическое наблюдение и научный эксперимент помогут открыть принципы, лежащие в основе поведения человека [ЬипсИп, 1963]. Используя этот подход, психологи-бихевиористы, начиная с Уотсона, выдвигали соответствующие концепции личности. Так, в бихевиористском подходе к личности у Скиннера индивиды рассматриваются как максимально познаваемые в рамках науки. На другом полюсе континуума познаваемости - непознаваемости располагается феноменологическая теория Род-жерса. В своей книге <Центрированная на клиенте терапия> Роджерс доказывал, что каждый индивидуум живет в постоянно меняющемся мире субъективного опыта, являясь его центром [Ко§егз,1951]. Он развил это представление дальше на основе убеждения, что личный мир опыта является конфиденциальным, частным, и может быть познан в подлинном или полном смысле только самим субъектом. Каким бы полным знанием о личности мы ни обладали в будущем, данный взгляд

необходимостью подразумевает, что индивидуумы не могут быть познаны наукой (в данном случае наукой психологией, занимающейся людьми).

 

Если персонолог убежден, что индивидуумы в конечном счете познаваемы сред-ми науки, он будет продолжать развивать и проверять свою теорию методоло-ски тщательно, убежденный в том, что благодаря своему подходу постигнет _веческую природу. То, что это может и не произойти при его жизни, не является "Рпятствием, потому что он уверен: его труд значительно ускорит продвижение "ологии к конечной цели. С другой стороны, если теоретик допускает непо-аемость индивидуума научными методами, он будет более расположен выйти

 

50 _ Глава 1. Психология личности

 

за пределы науки в поисках способов понимания людей. Практически он может) поддаться соблазну включить в свою теорию концепции, традиционно считающи-(еся <ненаучными> и/или активно настаивать на новом определении психологии) как науки, чтобы подобные концепции стали более приемлемыми для психологов/ В любом случае его теория и методология будут отражать его убеждение в том, чтр природа человека непознаваема средствами современной психологии.

 

Несколько слов об основных положениях

 

Глубокий анализ рассмотренных выше основных положений показывает, что они до некоторой степени концептуально пересекаются. Например, трудно вообразить себе теоретика, который допускал бы реактивность без обязательной соотнесенности с объективностью. Одной из граней уверенности в том, что поведение человека представляет собой реакции на внешние факторы, является убеждение, согласно которому эти внешние факторы обладают первостепенной важностью. Однако эти девять положений все же достаточно обособлены друг от друга, и этим оправдано рассмотрение их как самостоятельных единиц. Возможность данного подхода подтверждают противоположные полюса упомянутых двух положений - про-активность и субъективность. Проактивность связана с вопросом о мотивации - являются ли сами люди творцами своего поведения? Субъективность связана с опытом - как влияет субъективный опыт на поступки людей?

 

Главная причина обращения к каждому из девяти положений в отдельности состоит в том, что с их помощью можно устанавливать релевантные различия между теоретиками. В конкретной рассматриваемой теории одни из них будут выступать более явно, чем другие, а степень влияния того или иного положения будет варьировать от теории к теории. Если, например, позиция персонолога четко не определена на одном из двух полюсов оси субъективность-объективность, это положение будет играть относительно незначительную роль в его теоретических построениях. Другой теоретик может занять совершенно определенную позицию вблизи одного из двух экстремумов, и тогда фактор субъективность-объективность будет доминирующей темой в его рассуждениях. В дальнейшем мы проясним позиции ведущих теоретиков относительно каждого положения, чтобы отчетливо понять внутренние соотношения между базисными положениями и теорией.

 

Наконец, имеет смысл обратиться к истокам этих основных положений и выяснить, откуда они берут начало. Мы убеждены, что они являются одной из граней мировоззрения самого ученого - в них находит свое отражение его склад личности. Предположения теоретика о природе человека - это неотъемлемая часть его индивидуальности, наряду с другими глубоко укоренившимися убеждениями, основополагающими ценностями и установками. Таким образом, исходные положения приобретаются и развиваются так же, как и другие убеждения теоретика об устройстве мира.

 

Из этого утверждения следуют очень глубокие выводы. Характерно, что концепции о человеческом поведении в значительной степени отражают то, что персо-нологи думают о себе и об окружающих. Для некоторых из них данное заключение является неизбежным - разбирая их теории, мы легко можем узнать многое о них самих и об их воззоениях на личность. В этом ракурсе биогоасЬические

 

Введение в дисциплину _ 51

 

очерки, включенные в каждую главу, приобретают дополнительное значение: изучая обстоятельства жизни исследователя-теоретика, мы получаем дополнительную возможность проследить личные истоки его теоретических убеждений.

 

РЕЗЮМЕ

 

Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуться в нашем понимании поведения человека с точки зрения психологии. Теории личности имеют отношение не только к общему функционированиюндивидуума, но также к индивидуальным различиям между людьми.

 

Хотя в настоящее время нет общепринятого единственного определения личности, тем не менее, в большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера личностных исследований является обособленной в психологии благодаря ее попытке синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей психологии. Психология личности является также подразделом академической психологии, включающим многие теоретические направления, значительный багаж исследовательских находок, множество методов и приемов оценки, а также принципы понимания и исправления патологического поведения.

 

Теории личности выполняют две основные функции: первая - обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснять те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий; вторая - предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

 

Теории личности фокусируются на шести самостоятельных аспектах поведения человека: структура, мотивация, развитие, психопатология, психическое здоровье и изменение поведения посредством терапевтического воздействия. При оценке теорий используются шесть основных критериев: верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономичность, широта охвата и функциональная значимость.

 

Теории личности основываются на определенных исходных положениях о природе человека. Различия между самими теоретиками по этим положениям составляют принципиальную основу для различения соответствующих теорий. В этой главе были определены и обсуждены девять основных положений, касающихся природы человека: свобода-детерминизм, рациональность-иррациональность, холизм-элементализм, конституционализм-инвайронментализм, изменяемость - неизменность, субъективность - объективность, проактивность - реактивность, гомеостаз-гетеростаз и познаваемость-непознаваемость.

 

ОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

'_ У каждого из нас есть рабочее определение того, что мы понимаем под термином <личность>. Какое оно у вас? Содержит ли оно какой-нибудь особый взгляд на поведение человека?

 

52 _ Глава 1. Психология личности

 

Каковы преимущества изучения личности строго в рамках научной психологии? Каковы возможные неудобства или ограничения такого подхода? Что такое теория личности и каковы ее основные функции? Если бы теории личности не было, к каким последствиям это привело бы?

 

Опнште основные темы или вопросы, касающиеся поведения человека, ответы на кото рые должна стремиться получить общая теория личности. 1

 

5. Коротко обсудите шесть критериев, используемых персонологами для объяснения, поче)- му одна теория лучше другой. Какой критерий вы считаете самым подходящим для оценки общего достоинства теории? Поясните.

 

6. Теперь, когда вы изучили девять основных положений о природе человека, перечислите ваши собственные предположения на этот счет. Какую позицию занимаете вы по каждому из этих девяти положений? Дайте объяснения.

 

7. Обоснуйте свою позицию в отношении положения свобода-детерминизм. Почему вы думаете, что люди по существу свободны или несвободны? Есть ли какой-нибудь путь решения этого вопроса на основе современных научных знаний?

 

8. Думаете ли вы, что психология со временем откроет все, что можно узнать о природе людей? Если нет, то какова ценность предпринимаемого сегодня изучения личности? Изложите свои соображения по этой проблеме.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Верифицируемость (УепПаЬНу). Критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна содержать четко определенные, логически взаимосвязанные и поддающиеся эмпирическому обоснованию концепции.

 

Внутренняя согласованность (1п<:егпа1 соп818<:епсу). Критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна объяснять отличные друг от друга феномены внутренне согласованным способом.

 

Гетеростаз (Нееговаявв). Исходное положение о том, что люди мотивированы, главным образом, стремлением к личностному росту, поиску стимулов и к самореализации.

 

Гомеостаз (Нотео8(:а818). Исходное положение о том, что люди мотивированы прежде всего стремлением уменьшить напряжение и сохранить внутреннее состояние равновесия.

 

Детерминизм (Оесгаитяп). Исходное положение о том, что все наше поведение обусловлено воздействием каких-то событий и не проявляется свободно.

 

Изменчивость (СЬапеаЬИЯу). Исходное положение о том, что личность претерпевает непрерывные изменения на протяжении всей жизни индивида.

 

Инвайронментализм (Епуп-оптепаПят). Исходное положение о том, что личность сформирована социальными и культурными влияниями.

 

Интеракционистский подход (1п<:егас<:1ош8<: арргоасЬ). Подход внутри самой психологии, согласно которому подчеркивается значимость как индивидуальных различий, так и ситуационных факторов в объяснении поведения.

 

Иррациональность (1гга<:юпа1иу). Исходное положение о том, что поведение человека направляется иррациональными силами, которые частично или полностью не осознаются.

 

Конституционализм (СопяНиНопаИвт). Исходное положение о том, что личность сформирована генетическими и биологическими факторами.

 

Неизменность (ипсЬапйеаЫНу). Исходное положение о том, что структура личности упрочивается в ранние годы жизни и не меняется в дальнейшем.

 

Объективность (ОЪ}есЪМЪу). Исходное положение о том, что поведение человека является, главным образом, результатом действия внешних, поддающихся измерению факторов.

 

Введение в дисциплину _

 

Основные (исходные) положения (Ваяю аяяитроп). Философские предположения, к

 

торые люди, в том числе и теоретики личности, делают относительно природы людей. Персонолог (Рег8опо1о§181). Термин, предложенный Генри Мюрреем для обозначения те

 

ретика и/или исследователя личности. Познаваемость (КполуаЬННу). Исходное положение о том, что принципы управления ПОЕ

 

дением человека будут в конце концов открыты благодаря научному познанию. Проактивность (РгоасНуНу). Исходное положение о том, что причины поведения челове

 

заключены в нем самом. Психология личности (Рег8опа11<:у р8усЬо1о§у). Самостоятельный подраздел академия

 

ской психологии, включающий теорию, исследование и оценку. Рациональность (КаНопаНЬу). Исходное положение о том, что люди являются рационах

 

ными существами, способными направлять свое поведение путем рассуждений. Реактивность (КеасНуу). Исходное положение о том, что действительные причины по1 дения человека являются исключительно внешними по отношению к нему и что е поведение представляет собой просто серию ответов на внешние стимулы. Самоэффективность (8е1-еГПсасу). Концепция, предложенная Бандурой, в которой под{ зумевается убежденность индивидуума в том, что он может управлять своим поведени так, чтобы оно являлось результативным. Свобода (Ргеейот). Исходное положение о том, что люди ответственны за свои собстве

 

ные действия и способны преодолевать влияние среды на поведение. Структура личности (Рег8опа1Я:у 8<:тс<Д1ге). В теории личности - понятие структу] имеет отношение к наиболее стабильным и неизменным свойствам, проявляемым ин/ видуумами в разное время и в различных ситуациях.

 

Субъективность (иЬесуНу). Исходное положение о том, что каждый человек живе-максимально личном, субъективном мире переживаний, и этот мир оказывает главк влияние на его поведение.

 

Теории личности (Рег8опа11<:у 1Ьеопе8). Различные системы внутренне согласованных к(цепций, созданные исследователями для объяснения многообразия и сложности целост) го индивидуума, функционирующего в реальном мире. Тип (Туре). Категория, с помощью которой оцениваются люди, имеющие определенн

 

общие характеристики (например, интроверты и экстраверты).

 

Функциональная значимость (Рипс<:юпа1 818П1Псапсе). Критерий, используемый для < ределения ценности теории. Адекватная теория должна предлагать полезные подход1 решению проблем. Холизм (Но118П1). Исходное положение о том, что поведение можно объяснить только 1

 

тем изучения индивидуумов как целостных систем.

 

Черта личности (ТгаН). Стабильная предрасположенность вести себя определенным об; зом, что выражается в поведении человека в различных социальных условиях (нап] мер, ненапряженное и консервативное поведение).

 

Широта охвата, всесторонность (СотргеЬеп81уепе88). Критерий, используемый для оп деления ценности теории. Адекватная теория должна охватывать и объяснять широк круг разнообразных поведенческих феноменов.

 

вристическая ценность (Неип8<:1с уа1ие). Критерий, используемый для определения ц ности теории. Адекватная теория должна стимулировать новые идеи для дальнейш научного поиска.

 

°"°мость (Рагаппопу). Критерий, используемый для определения ценности теории. Ад ватная теория должна содержать только те концепции и положения, которые действите но необходимы для объяснения феномена, попадающего в сферу данной теории. лементализм (Е1етеп<а118П1). Исходное положение о том, что понимание поведения чело ка может быть достигнуто только путем исследования каждого из его фундаментальн аспектов независимо от остальных. T°°гия (ЕНо1ойу). Изучение и объяснение причин патологического поведения.

 

Глава 1. Психология личности

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Вапйита А. (1982). ЗеК-ейсасу тесЬашат т Ьитап а§епсу. Атепсап Р5усЬо1о§15<;, 37,

 

122-147. В1а8& Т. (1984). 5ос1а1 р5усЬо1о@у апс1 рег5опа11(:у: То\уагс1 а сопуег§епсе. оиг11а1 о! Рег5опа11<.у

 

апс1 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 47, 1013-1027. ВиМег С. (1971). Вавю 1Ьеоге11са1 сопсер15 оЬитатхИс р5усЬо1о§у. Атепсап Р8усЬо1о§151, 26,

 

378-386. Вшз А. Н., Р1отт К. (1984). Тетрегатеп1: Еаг1у с1еуе1орш§ рег5опа111:у (:га115. Н{Н5(1а1е,:

 

Ег1Ьаит. 0ес1 Е.., Куап К. М. (1985). 1п1гт51С тоИуаНоп апс1 5еН'-(еет{паОоп т Ьитап ЬеЬау1ог. еVV

 

УогЬ: Р1епит.

 

ОоИапи., МШег. Е. (1950). РегеопаИсу ап раусЬоЬегару. Мелу УоЛ: МсСга-НШ. ЕпЬоп Е. Н. (1982). ТЬе ИГе сус1е сотр1е1е(1. Ме\у УогЬ: МоПоп. РапсНег К. Е. (1990). Рюпеегз оГ р5усЬо1о§у (2пс1 ес1.). Ме\у УогЬ: Мог1оп. РгеиЛ 8. (1925). §оте сЬагасег 1уре5 те1 ЯЬ т р5усЬоапа1у518 \уогЬ. 1п 5. Ргеис1, Со11ес1ес1

 

рарегя (Уо1. 4). опс1оп: 1п5111и1е (от Р5усЬоапа1у515 апй Но§аг1Ь Ргезз. СоиМ М., ипясН-НИгщ К., ОоНгепюепЛ В. 8. (1981). Е511та<:т§ 1Ье ргеуа1епсе о? сЬПйЬооЯ

 

р5усЬора1Ьо1о§у. }оита1 оГ 1Ье Атепсап Асаету оГ СЬЯ(1 РзусЫагу, 20, 462-476. ате5 \У. (1956). ТЬе 111 Ъо ЬеНеуе ап(1 оЬег еэзаув оп рори1аг рЬ11о50рЬу. Ме\у УогЬ: Ооуег

 

(0п§. РиЫ. 1896).

 

Ке11у С. (1963). А 1Ьеогу оГ рег5опа1Я:у. Ме УогЬ: Мойоп. К11?1от. Р. (1987). 1п1гос1исиоп 1о 1Ье 5рес1а1 155ие: 1п1е§га1:1п§ рег5опа111у апс1 5ос1а1 рвусЬо-1о§у. оипа1 оГ Рег5опа1Ну апс1 5ос1а1 Р5усЬо1о@у, 53, 989-992. КоНи[ Н., 8еН2 Р. (1963). Р5усЬоапа1у11с 1Ьеогу о{ рег5опа111у. 1п \Уертап, К. Не1пе (Ее}>.).

 

Сопсер15 о'ре5опа1у (рр, 113-141), СЬ1са§о: АЫ{пе. Ьипс1т К. (1963). Рег5опа111у 1Ьеогу 1п ЬеЬау1оп511с р5усЬо1о§у. 1п \Уертап, К. Не1пе (Ес15.).

 

Сопсер15 о{ рег8опа1Яу (рр. 257-290). СЫса§о: А1(11пе. Маёпиззоп О. (1981). \Уап1ес1: А р5усЬо1о§у о(аНиаНопз. 1п В. Ма§пи55оп (Ес1.). То\уагс1 а

 

р5усЬо1о§у о{ зНиаЧопх: Ап 1п1егас1юпа1 регзресНуе. Н4115Йа1е,: ЕНЬаит. МазЬте А. Н. (1961). Ех151еп1:1а1 р5усЬо1о§у - \УЪа1'8 1п И (от из? 1п К. Мау (Ес1.). Ех151еп1{а1

 

р5усЬо1о§у (рр. 52-60). еVV УогЬ: Капот Ноиэе. Ма&1о№ А. Н. (1987). МоОуаНоп апс1 регхопаЬСу. (Эти ес1.). Ме УоЛ: Нагрег апс1 КО\У. Миттау Н. (апс1 со11аЬога<-ог8). (1938). Ехр1огаЧоп5 1п рег5опа1Яу. Ке\у УогЬ: ОхопЗ ип1уег5Яу

 

Ргехз. Мует5. К., екзтап М. М., ТксМег С.. е1 а1. (1984). 51х-топ1Ь ргеуа1епсе о{ р5усЬи1пс

 

(115огс1ег5 1п 1Ьгее соттишйеа. АгсЬ1уе5 оГ Сепега1 Р5усЫа1гу, 41, 959-967. Ко@еп С. К. (1951). С11епС-сеп1егес1 <:Ьегару: 115 сиггеп1 ргасИсе, 1тр11са11оп5 апс1 Ьеогу. Возюп:

 

Нои§Ь1оп МЯ'пIп.

 

Коеп С. К. (1964). Тоагс) а 5с1епсе оПЬе регеоп. 1п Т. Уапп (Е.). ВеЬауюпвт апс1 рЬепо-тепо1о@у: Соп1:га511п§ Ьаяез {от тоет р5усЬо1о§у (рр. 109-140). СЬ1са§о: ип1уег5Ну о! СЬ1са§о Рге55.

 

Дохе 7?. у., КоЛепуио М., Карпа., 8ата 8., Ьап§тсатю Н. (1988). 5Ьаге(1 §епе5, 5Ьагес1 ехре-пепсе>, ап(} 51т11аг11у о{ рег5опа1Ну: Па1а Сгот 14,288 а(1и11 Р1пп15Ь со-1\у1п5. оипа1 о1 Рег5опа1Ну ап(1 §ос1а1 Р5усЬо1о§у, 54, 161-171.

 

К1811оп. Р., РиНгег О. ]У., еа1е М. С., Мд? В. К., ЕучепсЪ Н.]. (1986). А11ги15т ап(1 ১ге551оп: ТЬе Ьеп1аЫ111:у о{ 1пс11у1(1иа1 с11<?егепсе5. оипа1 о{ Рег5опа111у апс1 §ос1а1 Р8усЬо1о§у, 50, 1192-1198. 5са1Т 8., Сапег-МСгтап Ь. (1982). Сепе<:1с5 ап 1п<:е111§епсе. 1п К.. §1:егпЬег@ (Е(1.). Напс1ЬооЬ

 

о{ Ьитап 1п1:е11{§епсе. СатЬп(1§е, МА: СатЬпс1§е ип1уег51<:у Ргев5. 8сап-8., МсСаппеу К. (1983). Но\у реор1е тае ЬЬе1г о\уп епу1гоптеп15: А СЬеогу оГ§епо1уре

 

- пуггптп р{(ргч С1п{\Л Гх/птпп А АА-А

 

Введение в дисциплину _

 

р (1977). СгоЬ р5усЬо1о§у: Мо(1е15 о{ Ле Ьеа11Ьу рег5опа1Ну. Ке\у УогЬ: О.

 

1<о51гапс1.

. / (1963). РЬепотепо1о§у апй рег5опа1Ну. 1п ертап, К. Не1пе (Ес15.), Сопсер

 

регеопаШу (РР-291-330). СЫса§о: А1с11пе.

 

_ тг В. Р. (1971). Веуопй 1теес1от апс1 (11§п11у. Ме\у УогЬ: КпорГ. ппетВ. Р- (1989). ТЬе оп§1п5 осо§п111уе 1Ьои§Ь1. Атепсап Р5усЬо1о§151, 44, 13-18.

ц мп А ЬуМеп О. Т., ВоисНагЛ Т. е1 а1. (1988). Рег5опа1Ну 51т11ап1у 1п Стпз га15ес1 < 1пА 1о§е1Ье1-..1оита1 о{ Рег5опаЬ1у ап(} 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 54, 1031-1039.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Ви О. М., СапШ У!. (1989) (Ес15.). Рег5опа1Ну р5усЬо1о§у: КесепС 1гепс15 апй етег§1п§ и

 

Попа. елV УоЛ: 5рг1п§ег-Уег1а§.

 

Сапоп К. С. (1989). Рег5опа1Ну. Аппиа1 Кеу1е о{ Р5усЬо1о§у, 40, 227-248. Мтйех Н. (1988). МаЬегз о{ р5усЬо1о§у: ТЬе рег5опа1 ГасЮг. Ме УогЬ: Нитап 5с1епсе5 1 це К. (1975). ТЬгее у1е5 о{ тап: РегересНуез Ггот 51§типй Ргеи(}, В. Р. 5Ь1ппег, апй

 

Ко§ег5. Мотегеу, СА: ВгооЬ5/Со1е. Репт 1. (1990). А ЬпеГ Ы51огу о{ тоет рег5опа1Яу 1Ьеогу. 1п Е. Регу1п (Е(},). Напс1Ьо1

 

рег5опа111у 1Ьеогу ап(1 ге5еагсЬ (рр. 3-18). Ме\у УогЬ: Си11Ьг(1. 8тН:Н 1. (1985). РгоЫет5 апс1 рго§ге55 1п 1Ье рЫ1о50рЬу о{ 5с1епсе: Ап еау еVеV.оиг

 

1Ье Н15Согу о{ 1Ье ВеЬау1ога1 5с1епсе5, 21,208-216.

 

Яеиепчоп?. (1987). 5еуеп 1Ьеопе5 о{ Ьитап па1иге (2пс1 ес1.). Ме УогЬ: ОхЬг(} Цпт Рге55.

 

Глава 2

 

ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА1 В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТЬ

 

В первой главе отмечалось, что основным критерием при определении ценности теории личности является степень, ' в которой она стимулирует и направляет исследование.: В сущности, хорошая теория порождает гипотезы, которые легко проверить посредством эмпирического исследования. В результате эксперимента, нацеленного на. проверку гипотезы, становится возможным определить, какие из теоретических утверждений следует принять, а какие отвергнуть. В идеальном случае личностные психологи в поисках фактов или закономерностей должны получать данные, которые могут быть объяснены на более широкой теоретической основе. Теория, не подтвержденная исследованием, - не более, чем праздные размышления. ' Сходным образом накопление фактов бесполезно до тех пор, пока процесс получения этих данных не будет организован на конструктивной и ясной основе. Эту основу и обеспечивает теория, обобщающая и представляющая эмпирические данные значимым образом.

 

Исследование, базирующееся на теории (полное или фундаментальное исследование), позволяет устанавливать, существуют ли на самом деле предполагаемые взаи-, моотношения как между определенными феноменами, так и внутри каждого из них. Когда две теории личности предсказывают не согласующиеся соотношения для определенного класса феноменов, мы обращаемся к исследованию, чтобы выявить закономерности, имеющее место в действительности. Например, психодинамическая теория предсказывает, что наблюдение насилия, показанного в сценическом действии, будет снижать уровень актуального насилия у тех, кто побывал в роли зрителей. Согласно теории, причина заключается в том, что у наблюдателя происходит выход подавленной агрессивной энер-Исследование и оценка в психологии личности _;

 

(подобная разрядка известна как <катарсис>). Теория социального наученш орот, предсказывает, что, поскольку агрессивное поведение приобретается удате научения, чем больше мы наблюдаем, как люди прибегают к насилии

большей вероятностью мы сами ведем себя подобным образом. Результат учения влияния демонстрации насилия по телевидению и другим каналам вещ; д позволяют выяснить, какое из этих предсказаний является более обоснова)

(детальное описание дебатов по этой проблеме дается в главе 8). Хотя научные изыскания в области психологии личности редко осуществляю д д отрыве от теоретических положений, из этого не следует, что понимая личности никогда не продвигалось вперед благодаря изысканиям, с теорией 1 связанным, или даже благодаря <случайным> результатам. На самом деле, допу кается значительная свобода в отношении связи между теорией и экспериментал ным исследованием. Некоторые персонологи проводят исследования, не соотнес: щиеся с теорией, в надежде получить неожиданные результаты, которые мои вступать в противоречие с теорией. Однако более часто исследователи-персонол ги изучают вопросы, логически вытекающие из того или иного теоретическо) направления. Большинство исследований, описанных в этой книге, проводили) на основе имевшейся теории в целях эмпирической проверки ее предсказани Проверяемые предсказания, называемые гипотезами, позволяют оценивать и тинность и полезность утверждений, содержащихся в данной теории. Теория ли ности обладает реальной ценностью, если она выдвигает определенные гипотез) которые могут подтвердиться или не подтвердиться в результате эмпирическо исследования. Как показано на рис. 2-1, полезная теория порождает проверя мые гипотезы, которые, в свою очередь, преобразуют и расширяют саму теорш

 

Магистральное направление нашего движения в сторону более полного пон мания человеческой личности определяется связью между теорией и исследован ем. Эксперимент выполняет роль индикатора для проверки теории. Если резул таты проверочного исследования не согласуются с постулатами теории, у нас буд гораздо меньше оснований принять эту теорию. Наиболее вероятно, что нам пр дется в этом случае создавать новую теорию или пересматривать существующу)

 

Эмпирическое исследование

 

Накопление эмпирических данных

 

Эмпирические данные перестраивают теорию

 

Теория обобщает м организует эмпирические данные значимым образом

 

' 2 1. Теория выдвигает проверяемую гипотезу, затем проводится эмпирическ исследование и сбор эмпирических данных. В свою очередь, эмпирические да ные подтверждают, опровергают или перестраивают теорию. Теория так: обобщает и организует эмпирические данные таким образом, чтобы да) ппоо _пп,аЛп?,л'топ*._и,?,,е1'ио_и',1? Лимипа Г уптпппмм ПНП иМСт дС

 

58 _ Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

 

чтобы добиться объяснения не согласующихся между собой данных. С другой стороны, если результаты эмпирического исследования совпадают с положениями теории, мы скорее всего будем ей доверять. Следует, однако, заметить, что теории ни-: когда не проверяются целиком. Путем исследования проверяются скорее отдельные гипотезы, вытекающие из утверждений теории. Соответственно, теории личности всегда находятся на разных стадиях эмпирической поддержки - от полного принятия до признания неудачной. Чем чаще результаты эксперимента подтверждают высказанные гипотезы, тем большее доверие вызывает теория как <корректная> в объяснении определенных аспектов поведения человека. Подтверждающие теорию результаты повышают вероятность того, что она точна в своем объяснении сути явлений. Если же исследования, проводимые в попытках подтвердить предсказания, вытекающие из теории, постоянно терпят неудачу, мы скорее всего подвергнем сомнению и признаем некорректными и гипотезы, и саму теорию, из которой они были выведены. Не подтверждающие теорию результаты уменьшают вероятность того, что теория является экспериментально корректной в объяснении феноменов, входящих в сферу ее рассмотрения.

 

Значение исследования личности: общие положения

 

В этой главе мы проанализируем научный подход к изучению личности и затем остановимся подробнее на стратегиях исследования, наиболее часто используемых персонологами. Мы увидим, что эти исследования позволяют нам изучать связи между феноменами и устанавливать значимые закономерности в отношении личности. Исследование личности, будь то наблюдение или проведение эксперимента, представляет собой средство сбора информации или фактов, которые могут пролить свет на сложные вопросы, касающиеся поведения. В конце концов большинство персонологов надеются, что полученные ими данные будут иметь некоторое значение для установления валидности и полезности их теорий. Отношения между исследованием и теорией выглядят как процесс непрерывного взаимодействия - по крайней мере, так должно быть. Теория выступает в роли катализатора и одновременно руководства для размышлений, предшествующих эмпирическому исследованию. Она помогает свести тщательно отобранные результаты исследований в общую согласованную систему, каждый элемент которой составляет неотъемлемую ее часть. Но прежде всего должно быть нечто, что надо сводить воедино - это нечто и обеспечивает исследование.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!