Когда вдруг понимаешь, что Мироздание обладает собственным разумом и заботится о тебе, ты можешь расслабиться.



 

Как гласит рекламный лозунг автобусной компании «Greyhound»: «Доверь руль профессионалам». Профессионал - это Истинное Я. Вы становитесь пассажиром. При этом виды за окном остаются те же, но теперь вы можете просто наслаждаться созерцанием пейзажа, не думая о выборе маршрута или о ситуации на дороге. Вы в отпуске — даже тогда, когда в поте лица трудитесь в своей конторе.

 

Симптомы святости

 

Как вы будете действовать, когда обретете Я-сознание? Приблизительно так же, как и раньше. Возможно, в вас прибавится любви, доброты, беззаботности — но не стоит ждать каких-то радикальных внешних Перемен. Вы останетесь собой — только немного больше собой, чем прежде. Вы обретете свободу быть собой реальным и прекратите стараться делать то, чего ждут от вас другие. Вы станете выполнять правильные действия спонтанно (и это очень ценный дар).

Да-да, вы просто не сможете поступать неправильно. Поскольку ваше Истинное Я является творцом мироздания, оно знает, как здесь все устроено, а поэтому вы будете интуитивно действовать наилучшим для себя (и для других) образом. Это не означает, что окружающие станут непременно одобрять ваши действия, — но ведь они-то смотрят на жизнь через искаженную призму эго, озабоченного самосохранением. Они повсюду видят добро или зло. А все потому, что они разбивают мир (людей и события) на полезные и вредные фрагменты. Однако вы своими Я-сознающими глазами видите во всем только гармонию. Как при таком взгляде на вещи можно сделать что-то неправильно? Вселенная этого не допустит.

 

Однако следите за тем, чтобы не возвести Истинное Я на пьедестал. Ему не нравится быть отделенным от всего остального мироздания. Мироздание сотворено Истинным Я, а Оно любит Свое творение. Нам не нужно изменять то, что есть, — нужно только научиться ценить это. Страдание начинается тогда, когда мы пытаемся изменять или отрицать то, что есть. Истинное Я подарит вам способность видеть совершенство в самом обыденном настоящем.

 

Становимся ли мы «святыми», обретя Я-сознание? Хм, должен заметить, что сами наши представления о святости не верны. Действительно, все святые обладают Я-сознанием по определению. Когда вы обретете Я-сознание, вы станете святым, независимо от того, узнает кто-то об этом или нет. Вполне вероятно, что никто ничего не узнает.

 

Я-сознание существует в самых разных упаковках. Я знаком с некоторыми раздражительными, нездоровыми и тучными людьми, которые, тем не менее, осознают свое Истинное Я. Я-сознающие люди любят поесть, занимаются сексом, зарабатывают деньги, водят машины, подшучивают над окружающими и смотрят телевизор... Короче говоря, они ведут себя так же, как и не осознающие свое Истинное Я, — с одним простым и понятным различием: эти люди полностью принимают мир таким, каков он есть.

 

Это означает, что неосознающие даже и не заметят вашего благословенного состояния — просто потому, что вы ходите в простой коричневой упаковке без нимба над головой. Я понимаю, что мои слова противоречат устоявшимся представлениям о святых: любезный, доброжелательный и неспешный человек с ангельской улыбкой на устах, сияющими глазами и тихой мудрой речью. Между тем большинство святых идут по миру незамеченными — мы ищем идеал, а они этому идеалу не соответствуют. Мы ищем некие выдуманные признаки просветления, поскольку думаем, будто, достигнув этого состояния, человек немедленно возносится над суетными страждущими массами и попадет прямиком на небеса.

 

Как ни жаль, но придется вас разочаровать. Некоторые святые действительно милы и любезны — но такими они были и до того, как обрели Я-сознание.

У нас считается богохульством думать, будто святой может сердиться или пускать газы, как все остальные люди. Но идеальный образ святого — это всего лишь еще одна уловка эго, направленная на то, чтобы просветление казалось нам невероятно далеким и почти недостижимым; дескать, если уж человек достигает этого состояния, он тем самым возвышается над другими людьми — переходит в особый класс. Эго поддерживало эту иллюзию достаточно долго, но теперь пора ему расшириться и признать свою истинную сущность как неограниченного свидетеля чудес мироздания.

 

Склонность идеализировать просветленных играет с нами злую шутку. Она расхолаживает тех искателей, которые тщетно пытаются подражать действиям этих уникальных душ в надежде стать им подобными. Между тем кроткие святые ничем не лучше своих более активных и жестких Я-сознающих коллег. Но от последних мы отворачиваемся и признаем за образец просветленного поведения лишь первых. Тем не менее, Я-сознанием обладают и те, и другие — просто каждый действует в соответствии со своей генетической предрасположенностью и воспитанием. Итак, тем людям, которые все еще борются с собственной природой, полезно запомнить все вышесказанное и отбросить свои предубеждения по поводу сущности просветления. Это нужно самому искателю, а отнюдь не тем, кто уже обрел Осознание. Поверьте, просветленных не слишком заботит, что думают об их духовном развитии окружающие.

 

Осознание собственного Истинного Я — нормальный человеческий опыт, врожденное право каждого из нас. Такое осознание должно стать самым обычным делом — нельзя возводить его на пьедестал и объявлять, что оно доступно лишь немногим прилежным и упорным духовным искателям. Уже в ближайшее десятилетие Я-сознание станет очень и очень распространенным явлением. И достигать его будут не в результате каких-то сверхчеловеческих усилий, а путем простого расслабленного обращения к чистому осознанию. У нас уже есть технология для этого — Квантовое Смещение. Как вы вскоре убедитесь, этот путь способен проделать любой разумный человек, просто отслеживая свое сознание до его Источника.

 

Я-сознающий Тони Парсонс разделяет мое представление о святости. В своей книге «Приглашение к пробуждению» («Invitation to Awaken») он пишет: «Нам следует отказаться от своих косных представлений о просветлении, — например, от иллюзии, будто оно превращает человека в образец добродетели, блаженства и чистоты. Жизнь просто продолжается. Время от времени я злюсь или испытываю тревогу... Но, когда этот момент ограниченности заканчивается, я быстро возвращаюсь к всеобъемлющему приятию — ощущение разобщенности с миром пропадает без следа».

 

Как ощущает себя человек, сознающий свое Истинное Я? Он по-прежнему испытывает гнев, тревогу и все другие человеческие эмоции. Ведь святой — тоже человек. На самом деле, став безмолвным свидетелем мироздания, вы станете еще «человечнее», чем прежде. Вы будете чувствовать все то же самое, что и раньше, но только начнете безусловно принимать свои чувства как естественные проявления жизни, которые находятся вне сферы вашего контроля.

 

А что можно сказать по поводу страха смерти? Лично я пока еще не умирал, а поэтому не могу сказать, каково это. Не помогает тут и экскурс в прошлые жизни. Обзор прошлый жизней происходит с некоторой отстраненностью, а поэтому не имеет особой ценности, когда речь заходит о вопросах крови и плоти. Однако я с уверенностью могу сказать, что мое восприятие изменилось с тех пор, как я познакомился с собственным Истинным Я. Прежде я старался бороться с признаками старения и болезней и не признавал собственной смертности. Теперь же мысли о смерти странным образом успокаивают меня. По мере того как я старею и все более осязаемой становится перспектива утратить тело-ум (а многие уверены, что половину пути в этом направлении я уже прошел, поскольку начисто выжил из ума), я наблюдаю симптомы старения с отстраненным любопытством и даже с некоторой нежностью к этому естественному жизненному процессу. Все святые подвержены действию законов, приводящих к прекращению физической жизни. Однако святой не привязан к своему телу-уму настолько, чтобы приближение смерти причиняло страдания. Как будто бы ты возвращаешься домой с прогулки зимним вечером и в последний раз снимаешь свое старое пальто. Твое осознание легко настраивается на тепло внутреннего жилища и просто забывает об обветшавшей верхней одежде.

 

В связи с этим возникает законный вопрос о страданиях. Может ли что-то причинить боль человеку, осознающему собственное Истинное Я? Совершенно очевидно, что физическую боль вы чувствовать будете... а психологическую? Будете ли вы страдать психологически, когда обретете Я-сознание?

 

Помните, мы говорили, что святой остается человеком? Обретя Я-сознание, ты все равно сохранишь тонкую скорлупу своего эго-я. Именно поэтому большинству окружающих святой видится самым обычным парнем. Неосознающие не способны заглянуть под скорлупку и увидеть душу святого. На санскрите (древний язык, на котором около четырех тысяч лет назад были написаны Веды, священные тексты Индии) эта скорлупка нашего «я» называется лаиш авидъя.

 

В то время как сущностная основа святого остается не затронутой треволнениями мира, его тело-ум подчиняется тем же законам, которые действуют на непосвященных. Скорлупка «я» может ощутить боль. Она может ощутить гнев, печаль, разочарование и прочие чувства. Эта тонкая оболочка подобна пластмассовому колокольчику. Когда по ней бьют людские слова и деяния, она отзывается тихо и глухо — этот звук не может пробудить такие сильные страсти, как жажда мести, алчность или чувство вины. Да, просветленный способен испытывать боль, но эта боль ослаблена блаженством, которое даруется Истинным Я. Нет, боль не может долго оставаться в глубинах сердца, омываемого чистым осознанием.

 

У одного из участников моего семинара по Квантовому Смещению есть сестра, некогда работавшая водителем Далай-Ламы. Однажды, когда она распахнула для него дверцу машины, он вышел наружу, посмотрел ей в глаза и промолвил:

—Ты хотела о чем-то спросить меня?

—Да, почтеннейший, — прошептала женщина, — но нам запрещено заговаривать с вами.

— Однако ты можешь задать мне вопрос, который в твоем сердце, — милостиво позволил он.

— Вы когда-нибудь сердитесь? — спросила она.

Усмехнувшись, Далай-Лама ответил:

— Конечно, сержусь. Я ведь человек. Вот только я очень быстро успокаиваюсь.

Скорлупку «я» в Я-сознающем человеке можно поранить, однако эта рана лишь на миг напомнит тебе о том факте, что ты все еще функционируешь в теле-уме, который подчиняется всем законам — как природным, так и человеческим. Ты будешь испытывать гнев, и страх и всевозможные страсти. Но это лишь оттенки букета в вине, и они недолговечны. Они пробуждают тебя к радости и к глубине подлинно человеческого опыта.

 

Когда ты знаешь, что мир совершенен, обидные слова и враждебные действия воспринимаются как часть этого совершенства. Уже одно только осознание этого успокаивает душу и делает месть немыслимой. Как можно восставать против совершенства? Любое событие и действие неизбежно оказывается совершенным, даже если с нашей ограниченной индивидуальной точки зрения это и не заметно. Мы не можем никому навредить — и нам никто не может. Наши эго спокойны.

 

Сколько времени требуется на то, чтобы обрести Я-сознание? Короткий ответ таков: «Ты уже Я-сознающий. Просто не осознаешь этого». Однако пользы от такого ответа немного, он даже может кого-нибудь расстроить; поэтому давайте успокоим ум и будем беззаботно плескаться в реке времени.

 

Некоторые души обретают Я-сознание спонтанно. Человек засыпает в плену у неведения, а пробуждается уже пробужденным. Рамана Махарши, которого многие считают одним из величайших святых XX века, однажды почувствовал, что вот-вот упадет в обморок и даже умрет. Он потерял сознание, а когда очнулся, то обнаружил, что сознание его утратило границы. Подобную историю рассказывает и Экхарт Толле — он ощутил страх и потерял сознание, а очнулся совершенно свободным от страха и исполненным блаженства.

 

Эти люди представляют собой скорее исключение, чем правило. Большинство Я-сознающих душ пришли к своему состоянию путем последовательных усилий. Не стоит думать, что в каждом из нас внутренний свет однажды загорится спонтанно. Как правило, огонек Я-сознания разгорается постепенно. Должен отметить, что это всего лишь иллюзия, но тем из нас, кто оказался в состоянии «ни рыба, ни мясо» (между полным невежеством и полным Я-сознанием), необходимо эту иллюзию непременно проработать.

 

Лично я в свое время на много лет застрял в своего рода чистилище. Я расскажу вам об этом на тот случай, если и вы сейчас переживаете нечто подобное. На самом деле «застрял» — не совсем верное слово. Все время пребывания в той пустыне ты чувствуешь, что увяз, — но на самом деле при этом ты достаточно быстро движешься к осознанию чистого осознания. Попробую объяснить.

 

В юности я был уверен, что благодаря упорной работе и правильным действиям я смогу добиться всего, чего хочу, и потом буду счастлив до конца своих дней. Я не сомневался, что смогу повторить жизненный успех великих спортсменов, бизнесменов, политиков, ученых, педагогов и артистов. Понятно, что, подобно всем молодым честолюбивым людям, я нередко сталкивался с неудачами и разочарованиями. И мне приходилось то и дело заново убеждать себя в том, что если другие сумели добиться успеха, чтобы потом «жить счастливо до конца своих дней», то это удастся и мне. Я чувствовал, что мои родители, учителя и друзья недаром приводят мне в пример великих людей... А совсем мальчишкой я всей душой мечтал стать пожарником. На пятый день рождения мне даже сделали подарок: позволили прокатиться на настоящей пожарной машине. Мы мчались очень быстро под рев сирены и звон колоколов. Я высунул голову из окна и вглядывался вперед — туда, где пылал воображаемый пожар. В результате я застудил ухо и той ночью мучился от жесточайшей боли. В общем, наутро и решил, что хочу быть фермером — доить коров и спокойненько себе выращивать всякие там плоды.

 

В первые годы жизни мы мечтаем по-крупному: великий футболист, космонавт, кинозвезда... Но со временем обнаруживаем, что такие цели не всегда реалистичны, и начинаем мечтать несколько скромнее. А потом, когда ты уже чистишь свой шестизарядный кольт и пакуешь седельные сумки, чтобы стать бравым ковбоем, более зрелые и опытные товарищи пытаются переубедить тебя, основываясь на своем богатом жизненном опыте. Они почему-то уверены, что тебе следует заняться бухгалтерским делом — можно даже специализироваться на налоговых льготах для ковбоев, чтобы быть поближе к своим кумирам. И со временем ты соглашаешься стать практичнее и мыслить здраво. Ты приходишь к выводу, что самое главное в жизни — зарабатывать достаточно денег, чтобы обеспечить себе безбедную старость... Так что впредь именно это и означает для тебя «жить долго и счастливо».

 

Но дело в том, что у каждого из нас есть своя роль в безупречном мировом порядке. У каждого есть уникальные таланты и навыки, и если мы их не используем, то чувствуем, что нам чего-то не хватает — что-то в жизни пошло не так. Если мы уступаем усредняющему давлению окружения, неудовлетворенность возрастает — до тех пор, пока не выльется в какое-нибудь физическое или душевное расстройство. Мы заболеваем, а затем заражаем этим недугом свой мир.

 

Мы — словно проводники электричества — какие-нибудь лампочки, например. Если ток протекает через нас без сопротивления, то мы светим ярко и долго. Если же свободному протеканию электронов что-то мешает, мы начинаем выделять больше жара и меньше света. Чистое осознание — наш электрический ток. Большинство жителей Земли — плохие проводники чистого осознания и поэтому создают напряжение и проблемы не только для себя, но и для всех окружающих. Случалось ли вам наблюдать, как какой-нибудь человек раз за разом совершает одну и ту же ошибку — и ничему не учится? Почему женщины остаются со своими жестокими мужьями, несмотря на издевательства? Почему человечество продолжает черпать энергию из ископаемого топлива, когда современные технологии позволяют обойтись без него? В наше время дисгармонии в мире значительно больше, чем здравомыслия и взаимопомощи. Причина проста: мы отключены. Нам недостает свободного потока осознавания чистого осознания.

 

Продолжая аналогию с лампочкой, скажу, что те из нас, кто не осознал чистого осознания, подобны лампам накаливания. Они излучают мало света в широком спектре и при этом много энергии расходуют на нагревание окружающей среды. Иными словами, в таком человеке мировой порядок проявляется некогерентно*.

 

Когерентность — согласованное протекание во времени нескольких волновых процессов. — Прим. перев.

 

 
 

Те же, кто осознали чистое осознание, подобны лазеру. Свет лазера когерентен. Иными словами, все фотоны пребывают в гармонии друг с другом. Вместо того чтобы рассеивать фотоны во всех направлениях и на разных частотах, лазер испускает совершенно синхронные фотоны, подобные марширующей армии. Они действуют согласованно и мощно. Если наше осознание уподобляется лазеру, оно обретает четкую направленность и полную согласованность с Истинным Я и с окружающим миром. Я-сознание порождает гармонию и не причиняет вреда.

 

В детстве я, как и любой нормальный ребенок, был сравнительно счастлив, общителен и азартно исследовал окружающий мир. Но годам к десяти я стал прислушиваться к здравым голосам моих родителей и учителей. Я начал учиться контролировать окружающий мир при помощи знаний и силы и получал похвалы от окружающих, когда у меня это получалось. Мне прочили великое будущее: упорный труд, воля и сила должны были обеспечить мне в жизни все, чего я только пожелаю... Но на тот момент я еще не замечал, что те самые люди, которые сулили мне все мыслимые блага, почему-то ничего такого не добились для себя.

 

В то время наша семья жила в Японии. Каждый вечер после ужина я выходил на улицы Иокогамы, какое-то время петлял между домов, жавшихся друг к другу тесно, словно зубы во рту, и, наконец, оказывался перед дверями додзё*, где брал уроки дзюдо. Мой сэнсэй был одним из лучших дзюдоистов мира, а его педагогический талант даже превосходил спортивные достижения...

 

*В Японии зал для занятий боевыми искусствами. — Прим. перев.

 

Помню день, когда я сидел на татами, подавленный и униженный после того, как потерпел решительное поражение от соперника, который мне фактически в пуп дышал. Я был одновременно зол, смущен и оскорблен... казалось, ничто уже не сможет исцелить мое сердце. Видя мои терзания, сэнсэй решил в тот же вечер обучить нас технике «ум над материей» (mind-over-matter). Первым шагом этой практики является освобождение от всех ментальных привязок. Уже через несколько секунд после начала упражнения гнев и обида испарились из моего ума, а тело стало расслабленным и в то же время готовым к любому действию. Теперь меня смущало лишь одно: как бы ребята не заметили слез радости, наворачивающихся на глаза, — ведь они могли бы подумать, будто я плачу от унижения. Я улучшил момент, когда никто на меня не смотрел, и вытер глаза рукавом дзюдо-ги**.

 

** По-русски эту одежду для занятий боевыми искусствами принято называть «кимоно». - Прим. перев.

 

Это состояние внутренней мощи потрясло меня своей простотой. Мне не пришлось трудиться, строить планы, манипулировать реальностью... Даже наоборот: нужно было только отпустить все эти вещи. Я не вполне понял, что со мной произошло, но осознал, шумный и склочный мир взрослых бесконечно чуждый этому сердечному покою.

 

В их мире нет ответов на все вопросы. И хотя потом, в детские и юношеские годы, я еще не раз переживал нечто подобное, однако именно воспоминания о том случае всегда спасали меня от соблазна поверить во всемогущество грубой силы. Там, сидя на татами, я вновь обрел забытую детскую свободу. И до сих пор, когда меня начинают манить прелести «правильной» жизни, где-то глубоко в груди неизменно просыпается тихий голос: «Не уходи безропотно во тьму»*.

 

*Первая строка стихотворения Дилана Томаса (Dylan Thomas — Do not go gentle into thatgoodnight) Стихотворение призывает читателя не быть покорным перед наступлением тьмы, — по видимому, имеется в виду тьма увядания и смерти. — Прим. пере».

 

Путь внешний и путь внутренний. Тогда я еще этого не знал, но внутренний опыт наполненности пустотой, пережитый мною в додзё много лет назад, направил меня на путь, который впоследствии многие десятилетия определял мой образ мышления и мировосприятия. Я отошел от внешнего материалистического пути, направленного на погоню за силой и подразумевающего решение бесконечных проблем. Я променял его на более безмятежный внутренний путь, направленный на душевное равновесие и... подразумевающий решение бесконечных проблем. Да-да, внутренний и внешний пути различаются только направлением. Оба эти пути усеяны проблемами и дают лишь иллюзию движения к освобождению от страданий. Ведь путь — как его ни называй — он и есть путь. Он не может привести тебя туда, где ты и так уже находишься.

 

Большинство из нас избирают одно из двух мнимых направлений самореализации. Первое направление более распространено. Это внешний путь к обретению все больших благ — путь самопотакания. Данный путь направлен на удовлетворение эго через непрестанное обогащение жизненного меню — больше денег, больше образования, больше друзей, больше мышц, больше красоты, больше еды и так далее. На этом пути наше эго демонстрирует все возможные виды ненасытности — этот голод просто невозможно утолить.

 

Второе направление самореализации ведет якобы внутрь; это путь самоотрицания — путь аскезы. Этим путем следуют реже, чем первым. Он подразумевает строгий пост для эго — отказ от мирских благ в пользу изнурительной «духовной» практики. В данном случае эго обретает привязанность к идее жертвенности и внешней строгости. Для внутреннего пути характерно стремление отвратить сознание от внешних соблазнов.

 

Как внутренний, так и внешний пути в любом случае являются всего лишь путями. Оба подразумевают, что мы недостаточно хороши сами по себе и только в результате некоего путешествия можем обрести в награду лучшую жизнь. Но увы: ни один из этих путей не может удовлетворить самое главное наше желание — стремление к безмятежности. Существует лаконичный и сильный текст, посвященный проблеме привязанности к пути и привязанности как таковой. Стих 9 из Иша-упанишады, написанный около трех тысяч лет назад, гласит:

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!