Во второй половине XIX в.



Основные вопросы общественно-политической мысли - аграрный и судьбы самодержавия в России - в пореформенное время все более приобретали характер злободневных проблем, требовавших практического решения. В общественном сознании сформировалось демократическая программа обновления России.

Зарождение мысли об особом пути исторического развития России относится к 30-50-м гг. ХIХ века. Мысль об особом, «русском», варианте экономического и социального устройства трансформировались в идею о «духовном избранничестве», мессианском историческом предназначении русского народа. Убеждения в «особом пути» во многом держались на стойкости крестьянской общины. Идеи общинного устройства общества высказывал А.И.Герцен. Их развил Н.Г.Чернышевский. Он полагал, что Россия сможет сократить сроки капиталистического развития до минимума и прямо перейти к социалистическому хозяйству, основанному на общине. По его логике, община при отсутствии частной собственности на землю, периодических переделах, коллективизме, самоуправлении (элементах демократии) предотвратит капиталистическое развитие и станет ячейкой социалистического общества. Н.Г.Чернышевский выдвинул идею крестьянской революции. Программа революционных демократов включала требование республики и радикальной аграрной реформы, предполагавшей полную ликвидацию помещичьего землевладения. Революционные демократы и народники 70-х годов рассматривали эти преобразования как социалистические по своей природе.

Народническая доктрина общественной мысли оформилась на рубеже 60-х - 70-х годов. Жизнь выдвинула вопрос о судьбах капитализма в России, так как в последней трети века в обществе начиналось осознание изменений, происходивших в связи с развитием капиталистических отношений.

Идеологи народничества не смогли понять и правильно оценить капитализм как объективный и закономерный этап развития общества. Они считали капитализм в России регрессом, полагали, что на русской почве он лишен корней для своего утверждения, то есть отвергали капитализм как общественную систему. Народники обосновывали возможность некапиталистического пути России к социализму через крестьянскую общину. Главным носителем народнических идей была разночинская интеллигенция. Наивысшего подъема революционное народничество достигает в 70-е - начале 80-х гг. Х1Х века. В сочинениях идеологов бунтарского (М.А.Бакунин), пропагандистского (П.Л.Лавров), заговорщического (П.Н.Ткачев) направлений революционного народничества разработаны идеи социального переустройства, тактика революционной борьбы.

Анархизм М.А.Бакунина - это бунтарство. Человек, по его мнению, становится человеком через бунт. Все зло для него в государстве, созданном господствующими классами и являющимися орудием угнетения. Задача революционера дать клич, а народ сам поднимется на борьбу. Он мечтал о радикальной социальной революции и отрицал политическую борьбу, ибо, по его мнению, всякое политическое движение является движением буржуазным.

П.Н.Ткачев считал русский народ социалистическим по инстинкту. Основная его идея - это захват власти революционным меньшинством (подпольной, небольшой по численности, централизованной организацией профессиональных революционеров). Задача диктатуры революционеров, пришедших к власти, - осуществить социалистические преобразования в России любой ценой, в том числе и насилием.

Социалистическая идея по П.Л.Лаврову - это итог многовековой истории поиска человечеством нравственных, справедливых форм совместной жизни. Она близка духу русской, особенно крестьянской, жизни, сохранившей коллективистское начало в общинном самоуправлении, народных привычках и традициях. Интеллигенция должна просвещать народ, вести его к социалистическому идеалу путем пропаганды и перевоспитания.

Проверкой идеологии революционного народничества на практике стало предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. массовое «хождение в народ». Но крестьянство оказалось невосприимчивым к идеям революции и социализма. Опыт «хождения в народ» способствовал организационному сплочению революционных сил. В 1876 г. была создана тайная революционная организация «Земля и воля», отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Неудача революционной пропаганды среди крестьянства и репрессии властей толкнули часть народников к применению тактики террора против видных представителей власти. В 1879 г. революционные народники разделились на «деревенщиков», которые отстаивали прежние методы работы в деревне, и «политиков» - сторонников террористической деятельности. Соответственно вместо «Земли и воли» возникли две новые организации: «Черный передел» и «Народная воля». Выдвинув лозунг борьбы за политическую свободу, созыва Учредительного собрания, народовольцы отдали все свои силы подготовке и проведению террористических актов против царя. 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Надежды революционеров на подъем массовой освободительной борьбы после убийства царя не оправдались. Начиная с 80-х гг. революционное народничество вступило в полосу кризиса.

Развитие капиталистических отношений в экономике России, завершение промышленного переворота, рост городов и появление новых промышленных центров сопровождались увеличением числа индустриальных рабочих. Но их доля в общей численности населения страны была крайне низка. Тяжелое положение рабочих (13-14-часовой рабочий день, низкая оплата труда, произвольные штрафы, нищенские жилищные условия, отсутствие фабричного законодательства, а также страхового и пенсионного обеспечения) вынуждало их к стачкам с требованиями экономического характера. К числу первых самостоятельных рабочих организаций относятся Южнороссийский союз рабочих, возникший в 1875 г. в Одессе во главе с Е.Заславским, и Северный союз русских рабочих, созданный в 1878 г. в Петербурге (руководители В.Обнорский и С.Халтурин). Программы этих рабочих организаций ставили задачи борьбы за политические свободы и социальное переустройство. В 80-е годы рабочее движение приобретает более широкий характер и распространяется на различные районы страны. За период 1875-1894 гг. в стране произошли 341 стачка и 230 волнений, в которых участвовало около 350 тыс. рабочих. Крупные забастовки на отдельных предприятиях (1885 г., Морозовская стачка) сменяются забастовками в масштабах целого города (30 тыс. стачечников в 1896 г.)

Развитие капитализма и рост рабочего движения, а также кризис революционного народничества в 80-е гг. способствовали распространению марксистских идей в России. В 1883 г. в Женеве бывшие члены «Черного передела» Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, П.Б.Аксельрод и др. создали первую марксистскую организацию российских революционеров - группу «Освобождение труда». Российские марксисты обосновывали вывод о том, что Россия не может прийти к социализму, минуя капитализм, так как капиталистические отношения уже утвердились в пореформенной действительности. Основной революционной силой в России вместо крестьянства объявлялся пролетариат. Усилия революционеров - считал Г.В.Плеханов - должны быть направлены на его политическое воспитание и создание политической партии, призванной возглавить массовое рабочее движение. Путь заговора и террора заводит революционное движение в тупик. Социалистической революции в России должна предшествовать борьба за свержение самодержавия, установление демократических свобод, ликвидацию крепостнических пережитков, т.е. буржуазно-демократическая революция. Эти положения нашли отражение в двух проектах программы группы «Освобождения труда». Марксисты видели себя орудиями истории, выразителями подлинной народной воли. У российских марксистов, так же, как и у народников, проявлялась буквально религиозная вера в то, что в результате народной революции в России возможно быстрое построение во всех отношениях справедливого общества, где искоренится любое социальное зло.

Широкое демократическое движение активизировало буржуазный либерализм в стране. Общественно-политическая программа русских либералов исходила из идеи мирного, «разумного прогресса». Будучи противниками крепостного права, убежденными сторонниками проводимых правительством буржуазных реформ, либералы выступали с критикой политического режима, поддерживали мысль о буржуазной конституции и парламентаризме в России. К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений «врастание» общества в новые формы жизни. Либералов пугали призывы к народной мести угнетателям, раздававшиеся из лагеря радикальной разночинной интеллигенции. Социально-политической базой либерализма являлись земские органы, газеты и журналы, университетская профессура. Российский либерализм имел много различных граней. Левым своим крылом он касался революционного подполья, правым - лагеря консерваторов. Существуя в пореформенной России и как часть политической оппозиции, и в составе правительства («либеральные бюрократы»), либерализм в противовес революционному радикализму и политическому консерватизму выступал как фактор гражданского примирения, необходимого тогда России. Российский либерализм был слаб, что объяснялось неразвитостью социальной структурой страны, практическим отсутствием в ней «третьего сословия», то есть достаточно многочисленной буржуазии.

«Дух времени» первых пореформенных десятилетий внес некоторые коррективы и в идеологию самодержавия - консерватизм. В условиях осуществления социальных преобразований оно было вынуждено искать пути соответствия новым социально-экономическим отношениям, утверждавшимся в стране. Главными идеологами пореформенного самодержавия были К.П.Победоносцев и М.Н.Катков. К.П.Победоносцев называл земства и суды опасными «говорильнями», внушал Александру III, что стремление к конституции - самая страшная опасность для отечества, а церковно-приходские школы должны «уберечь народ от невежества, от дикости нравов, от гибельной заразы нелепых возмутительных учений». Идею представительной власти он называл лживой по сути, так как не народ, а лишь его представители (и далеко не самые честные, а лишь ловкие и честолюбивые) участвуют в политической жизни. То же самое он относил к парламентаризму, так как в нем огромную роль играют борьба политических партий, амбиции депутатов. М.Н.Катков призывал установить в стране режим «сильной руки». Подразумевалось пресечение любого инакомыслия, запрет на публикацию материалов либерального содержания, строгая цензура, сохранение социальных рамок в обществе, контроль за земствами и городскими думами. Идеологи самодержавия избегали обсуждения таких вопросов, как малоземелье крестьян, произвол предпринимателей, низкий уровень жизни огромной части рабочих и крестьян. Их идеи отражали, по сути, бессилие консерваторов перед лицом грозных проблем, вставших перед обществом в конце Х1Х века.

Контрольные вопросы:

 

1. Назовите основные точки зрения на отмену крепостного права, существовавшие в 50-е гг. XIX в.?

2. Каковы цели, побудившие правительство провести буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.?

3. В чем заключалась правительственная программа крестьянской реформы 1861 г.?

4. Какие феодально-крепостнические пережитки сохранялись в российской деревне после отмены крепостного права?

5. В чем заключалась суть судебной реформы 1864 г.?

6. Что являлось главным элементом военной реформы 1874 г.?

7. Каково значение реформ 60-70-х гг. XIX в.?

8. В России с середины 60-х гг. наблюдался подъем предпринимательства. В какой сфере промышленности наблюдались наиболее значительные успехи?

9. За счет чего достигалось увеличение валовых сборов зерна в пореформенной период?

10. Что составило содержание курса Александра III на контрреформы?

11. Каким путем пытался улучшить экономическую ситуацию в стране М.Х.Рейтерн?

12. Чего добился Н.Х.Бунге, находясь на посту министра финансов?

13. Какова была цель экономической политики И.А.Вышнеградского?

14. Назовите основные черты экономической политики С.Ю.Витте.

15. Укажите наиболее характерные черты утверждения капитализма в промышленности России в пореформенный период.

16. В чем суть народнического мировоззрения?

17. Чьи интересы выражали революционные народники?

18. В чем состоит содержание анархической доктрины в народничестве?

19. Кто из российских общественных деятелей пришел к выводу о том, что весь исторический прогресс происходит в результате усилий критически мыслящих личностей (то есть передовой интеллигенции)?

20. Укажите позиции, характерные для русского пореформенного либерализма.

21. Сформулируйте основные требования российских консерваторов

22. Как характеризовал идею представительной власти К.П.Победоносцев?

23. Чем характеризовалось положение рабочих в России в 70-80-х гг. XIX в.?

24. Что являлось главной задачей группы «Освобождение труда»?

25. Каковы результаты экономической модернизации России к концу XIX в.?

 

 

Тема 8. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.

 

1. Социально-экономическое и политическое развитие страны.

Первая русская революция 1905 – 1907 гг.

2. Реформы П.А.Столыпина.

3. Участие России в первой мировой войне.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!