Волевой аспект и творение



В предыдущем разделе мы немного обсудили тему передачи воли Эго физическому мозгу и убедились, что только для тех людей, у которых (в результате эволюционного развития) сутратма и антахкарана соединилась, а три физических головных центра более или менее пробуждены, передача воли Эго становится возможной. В остальных случаях, то есть у средних и малоразвитых 964] людей, намерение, задействующее физический мозг, эманирует с астрального или низшего ментального уровней и потому представляет собой скорее импульс одного из лунных Владык, пусть даже высокого порядка, нежели божественную волю Солнечного Ангела, который и есть истинный человек.

а) Состояние мага. Важно помнить, что, когда физические головные центры пробуждены (благодаря выравниванию эфирных центров), имеем самый низший аспект эгоического влияния. Из этих трёх центров человек на Пути Испытания и вплоть до Третьего посвящения направляет и контролирует свою оболочку, и из них распространяется то просветление, которое будет озарять жизнь физического плана. Ко времени Третьего посвящения внутренний треугольник находится в достаточно интенсивном процессе циркуляционной передачи, и вся жизнь Личности подчинена воле Эго. «Звезда поглощает свет луны, так что лучи Солнца могут отражаться назад» – оккультная фраза, описывающая данную точку эволюции. Здесь также есть смысл показать состояние эфирных центров во время этого процесса прямого солнечного управления.

До пробуждения трёх физических головных центров человек в значительной степени подчиняется силе, протекающей через четыре малых эфирных центра. Позднее три главных центра – головной, сердечный и горловой – начинают вибрировать, постепенно усиливая свою активность, пока их энергия не станет сводить на нет активность низших центров, поглощать их жизненность и отклонять направление их жизненности, пока три высших колеса, или центра, не перейдут к четырёхмерной активности. При этом три физических головных центра начинают пробуждаться от латентного состояния к активности. Эффект этот ощущается следующим образом:

а) С пробуждением главного головного центра, начинает функционировать шишковидная железа.

б) Когда сердечный центр полностью оживает, активизируется гипофиз.

965] в) Когда горловой центр занимает должное место в процессе эволюции, начинает адекватно вибрировать центр альта.

Когда в треугольнике силы, образуемом этими тремя физическими центрами, устанавливается циркуляция, может наблюдаться и циркуляция большего треугольника; он превращается в «колесо, обращающееся вокруг себя». Когда главные эфирные центры полностью активны – человек приближается к моменту освобождения.

В работе творения, проводимой оккультно, должны использоваться все эти три физических центра, и из рассмотрения данного предмета становится понятно, почему было необходимо разбирать их именно в таком порядке.

Посредством шишковидной железы, [277] органа духовного восприятия, человек узнаёт волю и цель Эго, привлекая необходимую 966] энергию с высших уровней через головной центр и сутратму.

Посредством гипофиза становится доступным второй элемент желания, или формостроительной энергии, и по закону притяжения человек может образовывать формы и строить в дэва-субстанции.

Когда пробуждается альта центр, синтез того, что следует называть нервной энергией, человек получает возможность материализовывать и активизировать желаемую форму, которую он конструирует посредством притягательной энергии.

Теперь очевидно, почему столь мало людей вообще способно создавать мыслеформы, несущие человечеству конструктивное благо и имеющее долговременное действие, а также почему Великие (работающие через своих учеников) вынуждены работать с группами, поскольку редко могут найти мужчину или женщину, чьи три физических головных центра были бы одновременно активны. Им часто приходится работать с большими группами, прежде чем будет накоплена энергия, необходимая Им для исполнения Своих задач.

Также очевидно, что способность ученика к служению человечеству в значительной мере зависит от трёх факторов:

967] а) Состояния его тел и их выравнивания с Эго;

б) Степени активности физических головных центров;

в) Циркуляции силы по треугольнику.

Эти факторы в свою очередь зависят от других, среди которых можно перечислить:

1. Способность ученика медитировать.

2. Демонстрируемую им способность точно переносить с более тонких уровней планы и цели, известные его Эго.

3. Чистоту его мотивов.

4. Его способность «удерживать состояние медитации» и, будучи в этом состоянии, приступать к строительству формы для идеи, тем самым материализуя план своего Эго.

5. Количество энергии, которое он может позднее вложить в свою мыслеформу, чтобы обеспечить для неё период существования, или её крошечный «день Брахмы».

Перечисленные дополнительные факторы опять-таки зависят от:

1. Его места на лестнице эволюции.

2. Состояния его тел.

3. Его кармических условий.

4. Разрежённости эфирной паутины.

5. Качества его физического тела и его относительной утончённости.

Здесь необходимо предостеречь учащегося от составления каких-либо жестких правил относительно последовательности развития физических головных центров и активизации центров силы. Этот процесс зависит от многих факторов, таких как Луч, на котором находится Монада, и характер развития в прошлых воплощениях. Природа во всех областях своей совокупной жизни осуществляет параллельные усилия и её различные процессы накладываются друг на друга, что позволяет видящему, обладающему 968] большой мудростью и опытом, точно определять ту стадию, на какой в данный момент находится любая единица человеческого семейства. Мудрый всегда воздерживается от заключений, пока не знает.

Давайте же теперь рассмотрим, как производится –

б) Конструирование, энергетизация и запуск в действие мыслеформы. Когда Эго добилось состояния восприимчивости, или распознавания, в физическом мозге человека, и получило от него необходимый отклик, начинается процесс строительства.

Процесс отклика на физическом плане основан – как и все прочее в природе – на связи полярных противоположностей. Физические центры восприимчивы к позитивному влиянию силовых центров. На ранних эволюционных стадиях физический мозг отзывчив на позитивное влияние низшей природы, или на реакции субстанции оболочек, то есть на впечатление, приходящее от лунных Владык. На поздних стадиях он отзывается на позитивное влияние Эго, или на впечатление, передаваемое солнечным Владыкой.

Очевидно, что строительный процесс разделяется на три части, которые накладываются друг на друга и кажутся происходящими одновременно. Если (как в случае большинства человеческого семейства) процесс бессознательный, вызван рефлективным действием и в значительной мере основан на выполнении желания, всё осуществляется очень быстро и приводит к скорым результатам. Их эффективность соответствует способности человека энергетизировать и сохранять в связной форме свою идею. Большинство мыслеформ, создаваемых средним человеком, эффективны лишь относительно и в нешироких пределах, имея ограниченный радиус действия. Если же человек учится творить сознательно, что достигается при помощи организации мышления, концентрацией и медитацией, он продвигается медленнее, поскольку ему, прежде чем приступить к творческому процессу, необходимо выполнить два условия:

969] 1. Установить контакт (или связь) с Эго, или Солнечным Ангелом;

2. Изучить процесс творения и согласовать его, шаг за шагом, с естественным эволюционным законом.

Изложенное является ни чем иным, как ещё одним определением медитации и её цели.

Позже, когда человек станет опытным в медитации, работа мыслетворчества будет проходить со всё возрастающей быстротой, пока (на более высоком витке спирали) не станет осуществляться скорей, чем на раннем, бессознательном этапе.

Итак, начав с распознавания эгоического намерения своим физическим мозгом, человек переходит к построению формы для своей идеи. Поначалу он начинает собирать требуемый материал на ментальном плане. Именно на этом плане импульс принимает свою первичную форму. На плане желания, или астральном плане, проходит большей частью процесс энергетизации, так как продолжительность жизни любой мыслеформы (даже такой, как наша Солнечная система) зависит от длительности сохранения желания, а также от его силы.

На эфирных уровнях физического плана имеет место процесс физического осаждения; с достижением физическим проводником необходимых пропорций мыслеформа отделяется от того, кто дал ей форму. Любая обладающая достаточной силой идея неизбежно материализуется в плотной физической материи, но основная работа её создателя после формирования на ментальном, астральном и эфирном уровнях прекращается. Отклик на плотных уровнях физического плана – автоматический и неизбежный. Некоторые масштабные и важные идеи, возникшие в сознании Водителей расы, достигают полного проявления только через посредство множества агентов и динамических импульсов многих умов, из которых немногие работают над созданием 970] необходимых форм сознательно; гораздо больше вовлекаются в активность и предлагают свою помощь в силу самой негативности своей природы. Их «заставляют» быть заинтересованными, они «втягиваются в движение» не по причине какого-то ментального постижения или «жизненно важного желания», а потому что так нужно. В этом можно видеть пример умения Великих использовать состояния очевидной инерции и негативности (из-за малого развития) и так производить благие результаты.

В этой главе мы будем рассматривать только человека, который учится сознательно строить. Мы не будем рассматривать процесс, которому следует адепт, или следить за хаотическими попытками малоразвитого человека. Уловив идею и точно определив лежащий в её основе мотив, тем самым определив её утилитарные цели и ценность для группы, служащей человечеству, человек должен выполнить определенные действия, которые для ясности можно суммировать в следующих утверждениях.

Прежде всего, он должен удерживать внимание на этой идее достаточно долго, чтобы она была верно зафиксирована физическим мозгом. Зачастую Эго буквально «пробивает» в направлении мозга какой-либо проект, какую-либо часть плана и вынуждено непрерывно, длительное время повторять эту операцию, пока физический отклик не станет таким, что у Солнечного Ангела появится уверенность, что идея зарегистрирована и зафиксирована с пониманием. Наверно нет необходимости говорить, что весь этот процесс сильно облегчается, если «тень», или человек, проводит регулярную медитацию, культивирует привычку ежедневно и ежечасно помнить о своем высшем «Я» и перед отходом ко сну старается «удерживать мысль» на том, чтобы к моменту пробуждения вынести как можно больше любых эгоических впечатлений. Когда же установилась связь между двумя этими факторами – Эго и восприимчивым физическим мозгом, – взаимодействие становится обоюдным, оба полюса становятся созвучными друг другу и наступает вторая стадия. Идея усваивается.

971] Идет период созревания, который тоже подразделяется на несколько стадий. Человек вынашивает идею, размышляет над ней, активизируя тем самым ментальную материю и привлекая к своей изначальной мысли материал, необходимый для её облачения. Он представляет себе контур мыслеформы, облекая её в цвет и живо представляя подробности. Отсюда великая ценность истинного воображения и его предопределённого научного применения. Воображение, будучи по своему происхождению кама-манасическим продуктом, не является ни чистым желанием, ни чистым умом. Это исключительно человеческое порождение; у совершенных людей и у высших Интеллектов Природы оно вытесняется интуицией.

Когда воля, или инициирующий импульс человека, достигает достаточной силы, а воображение, или способность к визуализации, обретает необходимую яркость, начинается вторая часть периода созревания – энергетизация, или оживотворение, желанием. Взаимодействие между ментальным импульсом и желанием производит то, что можно назвать пульсацией в создаваемой форме идеи; форма становится живой. Однако она всё ещё туманна и сильно разреженна, хотя и проявляет признаки организации и демонстрирует очертания формы. Учащимся следует помнить, что весь этот процесс сейчас, то есть на стадии, которую мы обсуждаем, проводится в мозге. Здесь имеется определенное соответствие работе девяти Сефирот:

Начальные три соответствуют эгоическому импульсу, который обсуждался ранее.

Активность второй группы Сефирот аналогична работе, производимой на описываемой в настоящий момент стадии, или в импульсе ума-желания, сознательно исходящем из мозга человека.

Работа последних трёх выполняется, когда мыслеформа, облеченная в ментальную и астральную материю, переходит в объективность на физическом плане.

972] Последняя стадия периода созревания имеет место в то время, когда мыслеформа, облаченная в ментальную материю и энергетизированная желанием, покрывается слоем субстанции астральной материи и, следовательно, обретает способность функционировать на астральном плане, так же как и на ментальном. Здесь её рост происходит быстро. Следует иметь в виду, что параллельно происходит строительство в ментальной материи, и развитие теперь идет двояко. При этом сознательный строитель должен тщательно поддерживать равновесие, чтобы активность воображения не стала чрезмерной. Манасический и камический элементы должны находиться в должной пропорции, иначе обнаружится весьма обычное явление – неверно воспринятая и недостаточно выношенная идея, неспособная по этой причине сыграть свою роль в эволюционном плане, будучи лишь его гротескным искажением.

Теперь идея достигает критической стадии и готовности присвоить себе физическую материю и принять эфирную форму. Находясь на эфирных уровнях, она получает заключительный импульс, который приводит к тому, что называется «запуском в действие», то есть тот мотивирующий импульс, который вызывает её отделение от своего создателя и её отправку с целью обретения:

1. Плотной формы.

2. Отдельного существования.

Следует помнить, что мыслеформа теперь уже вышла с ментального плана, приняла на себя астральную оболочку и подобным же образом собирает для себя тело из эфирной материи. По достижении этой стадии её энергетизация проходит быстро и время начала её отдельного существования приближается.

Энергетизация теперь сознательно проводится человеком, который – в соответствии с начальным намерением, или первым импульсом, – направляет к мыслеформе определённую энергию. Эта энергия направляется из того или иного из трёх высших центров в соответствии с качеством воплощенной идеи. Можно видеть 973] истечение энергии из этого центра в сторону быстро объективизирующейся идеи. Нельзя забывать, что мы рассматриваем мыслеформу, порождаемую сознательным строителем. Мыслеформы большинства человеческих существ получают энергию не из столь высокого источника – активизирующий их импульс эманирует либо из солнечного сплетения, либо из центра органов воспроизведения.

Именно этот постоянный поток эмоциональной и сексуальной энергии ответственен за нынешние хаотические условия – равновесие не сохраняется, и взаимодействие между этими двумя видами энергии и мириадами возникших вследствие этого мыслеформ низкого порядка и вибраций вызывают такое состояние, которое требует всех усилий ментальных работников, чтобы в конце концов его преодолеть и трансмутировать. Эти формы, которые едва ли заслуживают приставки «мысле», будучи в основном камическими с добавлением ментальной материи самой низшей степени, ответственны за тяжелую, медленную вибрацию, за пульсирующий туман, или покров, обволакивающий человеческое семейство и вызывающий большое количество нынешнего зла и преступлений, а также умственную летаргию. Люди, как известно, поляризованы главным образом в астральном теле, и их нижние центры самые активные. Если к этому добавить атмосферу, или окружающую среду, из низкопробных мыслеформ, оживотворяемых всеми низменными формами астральной энергии, становится понятно, насколько грандиозной является задача поднятия человечества к более ясной, чистой и лучшей атмосфере, и как легко низшим аспектам и аппетитам процветать и усиливаться.

По мере того как происходит витализация и энергия из того или иного центра вливается в мыслеформу, сознательный строитель начинает расширять её влияние, чтобы отослать от себя для исполнения миссии, какой бы она ни была, при этом заставить мыслеформу оккультно «сиять», так чтобы от неё исходили ощутимые вибрации, и, наконец, сделать её магнетической, чтобы 974] нечто в мыслеформе вызвало отклик от других мыслеформ или от умов, с которыми она может соприкоснуться.

Когда три этих цели достигнуты, жизнь самой формы становится настолько сильной, что она способна прожить свой собственный малый жизненный цикл и исполнять свою работу, будучи связана со своим создателем лишь тонкой нитью светящейся субстанции, которая является соответствием сутратмы. Все формы имеют такую сутратму. Она соединяет тела человека с внутренней Индивидуальностью, или с тем магнетическим потоком, который исходит от истинной Индивидуальности, Солнечного Логоса, связывает Создателя Солнечной системы с Его великой мыслеформой потоком энергии из Центрального Духовного Солнца до точки в центре физического Солнца.

Пока внимание создателя любой мыслеформы, большой или малой, обращено на неё, эта магнетическая связь сохраняется, мыслеформа оживлена, и её работа продолжается. Когда же работа завершена и мыслеформа послужила своей цели, каждый создатель, сознательно или бессознательно, переводит своё внимание на что-то другое, и его мыслеформа распадается.

Отсюда можно видеть оккультное значение всех процессов, оккультно связанных со зрением. Пока взгляд Создателя фиксирован на создаваемом, оно существует; но стоит Ему отвести «свет своего взора», как наступает смерть мыслеформы, поскольку жизненность, или энергия, следует направлению взгляда. Поэтому когда человек в медитации созерцает свою работу и выстраивает свою мыслеформу для служения, он оккультно смотрит и, следовательно, энергетизирует; он начинает использовать третий глаз в его вторичном аспекте. У третьего, или духовного, глаза есть несколько функций. Среди прочего, он – орган просветления, раскрытый глаз души, через который приходят в ум свет и просветление, благодаря чему вся низшая жизнь становится озарённой. Это также орган, через который изливается энергия, 975] направляемая сознательно созидающим адептом к инструментам служения – его мыслеформам.

Малоразвитые люди, конечно, не пользуются третьим глазом для стимуляции своих мыслеформ. Используемая ими энергия в большинстве случаев исходит из солнечного сплетения и работает в двух направлениях: либо через органы воспроизведения, либо через физические глаза. У многих людей эти три фокуса – нижние органы, солнечное сплетение и физические глаза – образуют треугольник силы, по которому протекает энергетический ток, прежде чем перейти в объективизированную мыслеформу. У стремящегося и мыслящего человека треугольник может формироваться солнечным сплетением, далее горловым центром и, затем, глазами. Позже, когда стремящийся продвинется в знании и сделает более чистым свой мотив, низшей точкой треугольника энергии вместо солнечного сплетения станет сердце, и начнет выполнять свою работу третий глаз, хотя и очень несовершенно.

Пока «глаз» будет нацелен на созданную форму, ей будет передаваться поток силы, и чем более сосредоточен будет человек, тем более централизована и эффективна будет эта энергия. Усилия людей остаются безуспешными в значительной степени оттого, что их интерес не сосредоточен, а рассеивается по нескольким направлениям, и ни одна цель всецело не захватывает их внимание. Они расточают свою энергию и стараются удовлетворить всякое посетившее их желание, легко увлекаясь всем, что попадается на их пути. Поэтому ни одна из их мыслей никогда не принимает должной формы или же никогда должным образом не энергетизируется. В результате люди окружены плотным облаком полуоформленных распадающихся мыслеформ и облаками частично энергетизированной материи, находящимися в процессе рассеяния. Оккультно это вызывает состояние, подобное распаду физической формы и такое же неприятное и омерзительное. Оно во многом ответственно за болезненное состояние человеческого семейства в наше время.

Неудачи в создании мыслеформ имеют место и в силу того 976] факта, что законы мышления не преподаются. Люди не знают, как при помощи медитации порождать этих детей своей активности для исполнения своей работы. Благодаря научному мыслетворчеству результатов на физическом плане можно достичь гораздо быстрее, чем прямыми методами самого физического плана. Этот факт постепенно осознаётся, но пока человечество не достигнет большей степени чистоты и бескорыстия, подробное объяснение этого процесса неизбежно придется сохранять в тайне.

Ещё одна причина творческой неэффективности заключаются в следующем: исходящие от большинства людей потоки настолько низкого порядка, что мыслеформы никогда не могут действовать самостоятельно, но только посредством совокупной групповой работы. Пока материя трёх высших подпланов астрального и физического планов не займет свое место в мыслеформе, энергетизировать последнюю будет в основном энергия, свойственная толпе. Когда высшая субстанция начнет проникать в форму, станет очевидно, что форма действует независимо, так как через эту материю может работать индивидуальное Эго человека, но ранее это было невозможно. Эго неспособно свободно работать в личности, пока в её телах отсутствует материя третьего подплана. Здесь это соответствие сохраняется.

Как только мыслеформа оживлена и её эфирная форма завершена, или, что называется, «запечатана», ей при желании можно придать и плотную физическую форму. Это не означает, что индивидуальные мыслеформы любого человека облекаются плотной субстанцией поверх эфирной, но они реализуются в виде активности на физическом плане. Например, у человека имеется благая мысль; он её выстроил и энергетизировал; она объективна для взора ясновидящего и существует в эфирной материи рядом с человеком. Поэтому она найдёт физическое выражение в добром поступке или физической ласке. Когда поступок уже совершён, тогда интерес человека к данной конкретной мыслеформе пропадает, 977] и она умирает. Так же и с преступлением – мыслеформа построена и неизбежно проявит себя физически в том или ином действии. Активность любого рода есть результат:

а) Мыслеформ, выстроенных сознательно или бессознательно;

б) Самостоятельно инициированных мыслеформ или воздействия мыслеформ других;

в) Отклика на свои собственные внутренние импульсы или отклика на импульсы других, а следовательно – на групповые мыслеформы.

Теперь очевидно, насколько жизненно важен данный предмет и как подвержены люди влиянию мыслеформ, которые создают они сами или другие люди.

в) Оккультное значение речи. Древнее Писание гласит: «При многословии не миновать греха»,[278] потому что в потоке слов на нынешней стадии человеческой эволюции многие слова произносятся бесцельно или же по мотивам, которые, как выясняется (при анализе), свойственны исключительно личности. Чем дальше прогресс на пути к Мистериям, тем большую осторожность должен проявлять стремящийся. Необходимо это по трём причинам.

Первая: вследствие своего эволюционного развития он способен придавать своим словам такую силу, что сам удивился бы, если бы только был способен видеть на ментальном плане. Он выстраивает мыслеформы более четко, чем обычные люди, его мыслеформа сильнее энергетизируется и исполняет свою миссию, на осуществление которой она высылается «звуком», или речью, с большей точностью.

Вторая: каждое произнесенное слово и появляющаяся вслед за этим мыслеформа (если они соответствуют высшему пути и основаны на личностных импульсах) могут образовать между человеком и его целью барьер из ментальной материи. Эта материя, или разделяющая стена, должна быть рассеяна, прежде чем 978] дальнейшее продвижение станет возможным. Процесс этот неизбежный и является кармическим.

Третья: речь – это в основном способ коммуникации на физических уровнях. На тонких уровнях, где пребывает работник, и при его общении со своими товарищами по работе, речь будет играть всё меньшую роль. Общение между стремящимися и учениками будет характеризоваться интуитивным восприятием и телепатическим взаимодействием, а когда к этому добавится полное доверие, симпатия и соединенное усилие ради продвижения плана, возникнет форма, с которой Учитель сможет работать и через которую Он сможет изливать Свою силу. Учитель работает с группами (большими и малыми), и Его работа облегчается, если взаимодействие между единицами в группе стабильно и непрерывно. Одной из самых частых причин возникновения трудностей в групповой работе и последующего временного перекрытия потока силы от Учителя является неверное употребление речи. Это вызывает временную закупорку канала на ментальном плане.

Я упоминаю об этих трёх факторах, потому что вопрос групповой работы имеет жизненную важность и в наше время на него возлагаются большие надежды. Если в какой бы то ни было организации на физическом плане Учителя могут обнаружить ядро хотя бы из трёх человек, которые взаимодействуют сообща (я намеренно выбираю эти слова) и бескорыстно следуют пути служения, Они способны произвести более определенные результаты в более короткое время, чем это было бы возможно с более многочисленным и активным составом людей, может быть, искренних и серьезных, но не знающих смысла взаимного сотрудничества и доверия, и не охраняющих врата своей речи.

Если человеку удалось понять значение речи, если он учится тому, как говорить, когда говорить, старается понять, что приобретается благодаря сказанному и что происходит, когда он говорит, то он бесспорно на пути к достижению своей цели. Тот, кто 979] правильно регулирует свою речь, добивается наибольшего прогресса. Это всегда осознавалось всеми лидерами оккультных движений. В глубоко оккультной школе Пифагора в Кротоне и во многих других эзотерических школах Европы и Азии было такое правило: каждому неофиту и испытуемому не разрешалось говорить два года после поступления в школу. После того, как они научались хранить молчание в течение этого периода, им давалось право говорить, так как они обрели необходимую сдержанность.

Учащимся было бы полезно осознать, что любой хороший оратор совершает глубоко оккультную работу. Хороший лектор (например) выполняет работу, аналогичную в малом масштабе той, что исполняет Солнечный Логос. Что Он сделал? Он мыслил, Он выстроил, Он оживил. Лектор тоже сначала избирает материал, с помощью которого он намеревается построить свою лекцию и который он намеревается наполнить жизнью. Из всей мировой материи мысли он собирает ту субстанцию, которую он будет использовать. Далее он копирует работу Второго Логоса в том, что мудро выстраивает субстанцию в форму. Он конструирует форму, и, после того как она сконструирована, он заканчивает тем, что играя роль Первого Лица Троицы, внедряет свой Дух, жизненность и силу в эту форму, так что она становится вибрирующим живым проявлением. Если лектор или оратор способен на всё это, он всегда сумеет собрать свою аудиторию, и она всегда будет у него учиться. Слушатели будут усваивать то, что передаёт им его мыслеформа.

В повседневной жизни, когда ученик говорит, он делает то же самое. Беда зачастую лишь в том, что своей речью он оформляет нечто совсем не стоящее и оживляет свою мыслеформу не тем типом энергии, в результате форма, вместо того, чтобы стать конструктивной, живой, полезной силой в мире, оказывается разрушительной. Если мы исследуем различные изложения космологии 980] мира, то увидим, что процесс творения всегда осуществлялся посредством звука, речи, или Слова. В христианской Библии говорится: «В начале было Слово,… и Слово было Бог. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».[279] Так, согласно христианскому учению, миры были сотворены Словом Божьим.

В индусских писаниях мы находим, что Владыка Вишну, Который символизирует Второе Лицо Троицы, называется «Гласом». Он – великий Певец, Который выстроил миры и вселенную Своей песнью. Он – Открыватель мысли Бога, Который построил вселенную солнечных систем. Как христианин говорит о великом Слове, Слове Бога, Христе, так индус говорит о Вишну, великом Певце, созидающем своею песнью.

В проявлении физического плана нас узнают по нашей речи; нас узнают по нашей сдержанности, по тому, что мы говорим или что оставляем недосказанным; о нас судят по качеству разговора. Мы думаем о людях в свете того, что они говорят, потому что их слова открывают тип той мыслительной материи, в которой они работают, и то качество энергии, или жизни, которую они вкладывают в свои слова. Среди Солнечных Логосов многообразных созвездий, открывающихся нам, когда мы оглядываем звездное небо, качество Логоса нашей Солнечной системы выявляется через посредство той гигантской мыслеформы, которую Он построил могуществом Своей речи и которая энергетизирована Его особым качеством любви. Когда Бог говорит, создаются миры, и в настоящее время Он ещё продолжает говорить. Он еще не завершил то, что хочет сказать, – отсюда нынешнее видимое несовершенство. Когда та великая божественная фраза, или предложение, что 981] занимает Его мысль, подойдет к концу, мы получим совершенную Солнечную систему, населенную совершенными существованиями.

Речью мысль призывается и становится явью. Она выводится из абстракции и неявного состояния и материализуется на физическом плане, порождая (если бы мы только могли это видеть) на эфирных уровнях нечто вполне определённое. Производится объективное проявление, поскольку «вещи таковы, каковыми их делает Слово, их называя». Речь – это буквально великая магическая сила. Адепты, или белые маги, благодаря знанию сил и могуществу молчания и речи, могут производить следствия на физическом плане. Как хорошо известно, есть область магической работы, основанной на применении известных магу Слов Могущества и тех мантрамов и формул, которые приводят в движение скрытые энергии природы и призывают к работе дэв.

Речь – это один из ключей, открывающих двери общения между людьми и более тонкими существами. Она помогает обнаружить те сущности, с которыми контактируют по ту сторону завесы. Но только тот, кто научился хранить молчание и достиг знания того, когда можно говорить, способен проходить за завесу и осуществлять некоторые эзотерические контакты. Магия, как утверждается в «Тайной Доктрине», состоит в том, чтобы обращаться к Богам на Их собственном языке, речь же обычного человека Их достичь не в состоянии.

Поэтому тем, кто стремится научиться оккультному языку, тем, кто жаждет узнать слова, могущие дойти до слуха находящихся на другой стороне, и тем, кто стремится использовать формулы и фразы, которые дадут им власть над Строителями, придется отучиться от прежнего употребления слов и воздержаться от обычной манеры разговора. Тогда им будет доверен новый язык – новые выражения, слова, мантрамы и формулы.

982] Законы речи – это законы материи. Поэтому учащиеся могут применять законы, управляющие субстанцией физического плана, при употреблении слов, поскольку это касается манипуляции материей на других уровнях. Речь – это великое средство, с помощью которого мы делаем явной природу той малой системы, которую мы выстраиваем – системы, центральным солнцем которой является каждая человеческая единица, ибо она – по Закону Притяжения – притягивает к себе то, в чем нуждается.

2. Природа Магии [280]

Мы довольно подробно разобрали, как происходит строительство мыслеформ, и убедились, что процесс, которому следует человек, аналогичен процессу, которому следует троичный Логос при создании Солнечной системы. Сейчас мы приступаем к тому большому разделу оккультизма, который обычно именуется магией. Человек, овладевший эзотерическим значением того, что здесь изложено, займет свое место в рядах тех, кому дано право называть себя «Братьями Белой Магии». Предмет этот слишком обширен, и коснуться его придется лишь вкратце, поскольку он 983] охватывает весь диапазон устремлений в области материального строительства.

Прежде всего мы должны исследовать ментальную позицию человека, ощутившего потребность творить, и его способность пропустить – через ментальное тело – намерение Эго, впечатляя тем самым строительных агентов ментального плана определённым ритмом и определённой вибрационной активностью. Таков первостепенный фактор, обусловливающий прямую эгоическую активность на физическом плане. Следует также усвоить, что при этом мы имеем дело не с повседневной работой среднего человека, но говорим об организованной, подчинённой закону и правилам творческой работе продвинутого человека. Этим мы устанавливаем стандарт и подчёркиваем идеал, к которому должны стремиться изучающие оккультизм.

Мы должны также рассмотреть работу учащегося магии на астральном плане, где он – посредством очищенного желания и освящённой эмоции – обеспечивает те сбалансированные состояния и стабильные вибрации, которые позволяют беспрепятственно низойти на физический план (через физический мозг человека) эманирующей от Эго вибрационной активности и циркулирующей высшей силе. Поэтому (если позволительно вставить практическое замечание для среднего учащегося) культивирование эмоционального спокойствия есть один из первых шагов к достижению необходимой белому магу оснащённости. Такое спокойствие достигается не усилием воли, приводящим к удушению любой астральной вибрационной активности, но культивированием отклика Эго и отвержением всякого отклика на вибрацию, присущую самой астральной оболочке.

Мы приступаем к рассмотрению процесса передачи силы на физический план через эфирные центры и физический мозг, изучая отчасти действие звука, издаваемого бессознательно в повседневной речи и сознательно – в упорядоченных и взвешенных 984] словах истинного работника магии.[281]

В связи с этим, в силу большой практической ценности данного раздела и опасностей, сопутствующих пониманию этого предмета теми, кто пока не готов к работе по сознательной манипуляции силой, предполагается передать необходимое учение в виде «Правил Магии» с некоторыми поясняющими комментариями. Таким образом суть магической работы будет вполне скрыта, и в то же время будет достаточно сообщено тем, кто имеет чуткое внутреннее ухо и глаз мудрости, находящийся в процессе открытия.

а) Чёрные маги и белые. В наши дни среди изучающих оккультизм много говорится о белой и черной магии,[282] однако большая часть сказанного не несет в себе никакой силы или истины. 985] Верно подмечено, что граница между обоими типами работников столь тонка, что её трудно распознать тем, кто еще не заслуживает названия «знающих».

Различие между ними имеется как в мотиве, так и в методе, и может быть сформулировано следующим образом:

Мотивом белого мага является то, что несет благо группе, ради которой он расходует свою энергию и время. Маг левого пути всегда работает один, а если он и кооперируется на время с другими, то делает это со скрытой эгоистической целью. Представитель белой магии заинтересован в конструктивной работе сотрудничества с иерархическими планами и выполнения желаний Планетарного Логоса. Брат тьмы занимается тем, что не входит в планы Иерархии и что не включено в цель Владыки планетарного Луча.

Белый маг, как уже упоминалось, работает исключительно через бóльших Дэв-Строителей. Посредством звуков и чисел он объединяет их усилия и, тем самым, воздействует на меньших Строителей, образующих субстанцию их тел и, следовательно, 986] субстанцию всего, что есть. Он работает через групповые центры и жизненные точки энергии, добиваясь оттуда желаемых результатов в субстанции. Брат тьмы работает непосредственно с самой субстанцией и с меньшими строителями; он не сотрудничает с силами, эманирующими с эгоических уровней. Его служители – малые когорты «Воинства Гласа», а не направляющие Интеллекты в трёх мирах; поэтому он работает главным образом на астральном и физическом планах, лишь в редких случаях работая с ментальными силами. Только в нескольких особых случаях, по причинам, скрытым в космической карме, чёрный маг может работать на высших ментальных уровнях. Тем не менее именно подобные случаи становятся главными причинами проявления всей чёрной магии.

Брат Света, пока он связан с тремя низшими планами, всегда работает с силой, присущей второму аспекту. После Третьего посвящения он всё больше работает с духовной энергией, или с силой первого аспекта. Он впечатляет низшие типы субстанции и манипулирует меньшими строящими жизнями вибрацией любви и притягательной связующей силой Солнца; формы выстраиваются посредством мудрости. Он учится работать из сердца, то есть манипулирует той энергией, что истекает из «Сердца Солнца», пока он не сможет (когда станет Буддой) в какой-то мере распределять силу, эманирующую из «Духовного Солнца». Таким образом, сердечный центр у Брата правого пути является передающим агентом строительной силы, а используемый им в этой работе треугольник состоит из:

а) Центра в голове, соответствующего сердцу;

б) Самог о сердечного центра;

в) Горлового центра.

Братья левого пути работают исключительно с силами третьего 987] аспекта, и именно это дает им столь явное внешнее могущество, поскольку второй аспект находится пока лишь в процессе достижения своего вибрационного максимума, тогда как третий аспект уже на вершине своей вибрационной активности, будучи продуктом эволюционных процессов предшествующей главной Солнечной системы. Они работают почти всецело из горлового центра и манипулируют преимущественно силами физического Солнца. Вот почему они добиваются многих своих целей методом пранической стимуляции или пранического ослабления, вот почему большинство их результатов имеют место на физическом плане. Они, следовательно, работают через:

1. Центр в голове, соответствующий горловому центру;

2. Горловой центр;

3. Центр в основании позвоночника.

Белый маг всегда работает в сотрудничестве с другими, и сам находится под водительством определённых Глав групп. Например, Братья Белой Ложи работают под водительством трёх великих Владык, согласно составленным планам, подчиняя Свои индивидуальные цели и идеи общей большой схеме. Чёрный маг обычно работает как ярко выраженный индивидуалист, осуществляя свои планы в одиночку или с помощью подчиненных. Он не терпит над собой никакого руководства, но, тем не менее, часто становится жертвой агентов на высших уровнях космического зла, которые используют его так же, как он использует своих младших сотрудников, – другими словами, он работает (если подразумевать более объемлющую цель) вслепую и бессознательно.

Белый маг, как хорошо известно, работает на стороне эволюции, или на Пути Возвращения. Чёрный брат занимается силами инволюции, или связан с Путём Движения Вовне. Чёрные братья образуют великую уравновешивающую силу эволюции; будучи 988] заняты материальной стороной проявления, в то время как Братья Света работают с аспектом души, или сознания, они и их деятельность, по великому закону эволюции, тем не менее вносят свой вклад в достижение общей цели Солнечного Логоса, хотя (что имеет колоссальное оккультное значение для просветленного учащегося) и не индивидуальной цели Планетарного Логоса.

Наконец, в связи с различиями между магами можно кратко упомянуть, что маг Благого Закона работает с душой существующего. Его братья тьмы работают с материальным аспектом.

Белый маг работает через силовые центры на первом и четвертом подпланах каждого плана. Чёрный маг работает через постоянные атомы, с субстанцией и формами. Белый маг использует в этой связи три высших центра. Чёрный маг использует энергию трёх нижних центров (органов воспроизведения, селезенки и солнечного сплетения), синтезируя их энергию актом воли и направляя её в центр у основания позвоночника, откуда четверичная энергия передается в горловой центр.

Белый маг использует силу Кундалини, передаваемую через центральный позвоночный канал. Чёрный маг использует вспомогательные каналы, разделяя четверичную энергию на два потока, которые поднимаются по двум каналам, оставляя центральный канал спящим. Из этого с очевидностью следует, что один работает с единством, а другой – с двойственностью. Отсюда ясно, почему на планах двойственности чёрный маг обладает таким могуществом. Планом единства для человечества является ментальный план. Планы различия – это астральный и физический. Поэтому на двух низших планах в трёх мирах чёрный маг имеет более явное могущество, чем белый брат.

Белый брат работает под руководством Иерархии, или под властью Великого Царя, осуществляющего Свои планетарные 989] замыслы. Тёмный брат работает под владычеством некоторых отдельных и неизвестных ему Сущностей, связанных с силами самой материи. В связи с этим можно было бы сообщить гораздо больше, но для нашей цели изложенного достаточно.

б) Источник черной магии. Касаясь этого пункта, мы вторгаемся в царство тайны и зону необъяснимого. Можно, однако, сделать некоторые заявления, которые, если над ними подумать, отчасти прольют свет на этот неясный предмет.

Первое. Следует помнить, что вся тема планетарного зла (а учащиеся должны тщательно различать между планетарным и космическим злом) скрыта в индивидуальных жизненных циклах и истории того Великого Существа, Которое является Планетарным Логосом Земли. Поэтому, пока человек не принял определенного посвящения и не достиг необходимого уровня планетарного сознания, ему бесполезно об этом рассуждать. Е.П.Б. в «Тайной Доктрине»[283] касалась темы «несовершенных Богов», и в этих словах находится ключ к планетарному злу.

Второе. Коротко можно сказать, что применительно к нашему человечеству термины «планетарное зло» и «космическое зло» могут быть интерпретированы следующим образом:

Планетарное зло возникает из определённых отношений, существующих между нашим Планетарным Логосом и другим Планетарным Логосом. После урегулирования этого полярного противостояния планетарное зло придет к концу. Урегулирование будет достигнуто при (оккультном) посредничестве третьего Планетарного Логоса. Эти три в конце концов образуют равносторонний треугольник, и тогда планетарное зло исчезнет. Будет происходить свободная циркуляция; планетарная обскурация станет возможной, и «несовершенные Боги» достигнут относительного совершенства. Так карма манвантары, или вторичного 990] цикла, будет урегулирована, а большой объем планетарного кармического зла – «отработан». Всё сказанное необходимо понимать в эзотерическом, а не экзотерическом смысле.

Причины космического зла, с точки зрения нашей планеты, кроются в отношениях между духовной интеллектуальной Единицей, или «Риши Верховного Созвездия», как Она называется (являясь Жизнью, наполняющей одну из семи звезд Большой Медведицы и при этом нашим планетарным прототипом), и одной из сил Плеяд.[284] Учащимся здесь нужно вспомнить, что «семь сестер» оккультно именуются «семью женами» семи Риши и что двойственные силы (возникающие при их взаимодействии) сливаются и действуют через одного из планетарных Логосов, являющегося Логосом конкретной планеты и «отражением» соответствующего Риши. В этих отношениях, которым в настоящее время недостаёт точного урегулирования, и скрыта тайна космического зла, дающего о себе знать в любой планетарной схеме. Опять-таки, когда каждый небесный треугольник будет должным образом уравновешен и сила будет свободно циркулировать через:

а) одну из звезд Большой Медведицы;

б) соответствующую Плеяду;

в) задействованную планетарную схему,

космическое зло будет отвергнуто и достигнуто относительное совершенство. Это ознаменует достижение начального совершенства и завершение большего цикла.

Причины циклического зла, или зла третьей степени, кроются в отношениях между глобусами в любой конкретной схеме, два из которых всегда противостоят друг другу, пока не уравновешиваются силой, исходящей от третьего глобуса. Учащиеся оценят значение этого учения лишь после того, как изучат пары противоположностей в своих собственных циклах и уравновешивающую работу Эго.

Четвёртый вид зла, произрастающий из предыдущего, находит 991] свое главное выражение в страданиях и несчастьях, присущих четвертому, или человеческому, царству. Он будет искореняться двумя путями: посредством уравновешивания сил трёх царств (духовного, или пятого, царства, человеческого и животного) и, во-вторых, отвержением притягательной силы трёх низших царств (минерального, растительного и животного, образующих таким образом единицу) духовным царством, использующим четвертое, или человеческое, царство. Во всех этих случаях образуются треугольники силы, которые, будучи уравновешены, обеспечивают достижение желаемой цели.

Считается, что чёрная магия появилась на нашей планете в четвёртой коренной расе.[285] Здесь надо помнить, что имеется в виду магия, строго связанная с четвертым царством, которая сознательно используется негармонично развитыми людьми. Силы планетарного и космического зла латентно присутствовали с самого начала проявления в карме Планетарного Логоса, но человеческие существа стали сознательно работать с этими силами и использовать их для особых эгоистических целей в нашем круге в четвёртой коренной расе.

Чёрные маги работают под управлением определенных великих Сущностей; Их шесть, и о них говорится, например, в христианской Библии как об имеющих число 666.[286] Они (будучи космическими, а не системными существами) пришли вместе с потоком силы, эманирующей с космических ментальных уровней и породившей три мира человеческого усилия. Учащимся следует помнить, что три низших плана нашей Солнечной системы не рассматриваются как воплощающие космический принцип, поскольку они образуют плотное физическое тело Логоса, а плотное физическое тело не считается принципом. В этом оккультное значение выражения «беспринципный». Эти сущности являются полной суммой субстанции трёх нижних подпланов космического физического плана (наших трёх низших системных планов), 992] и именно их влиянием побуждаются к активности чёрные маги, подчас бессознательно, но увеличивая могущество, если они работают сознательно.[287]

На ранних стадиях человеческого раскрытия все люди являются бессознательными черными магами, но они из-за этого не «проклинаются», в оккультном понимании. С ходом эволюции они переходят под влияние силы второго аспекта, и большинство откликаются на неё, высвобождаясь из сетей черных магов и попадая под действие силы, характеризующейся другим числом. Те немногие, которые этого не сделают в течение нынешней манвантары, – это «неудачи», которым придется продолжить борьбу позднее. Совсем малый процент намеренно отказывается «переходить» – вот эти-то люди и становятся настоящими «черными магами». Для них конец всегда один – во-первых, происходит отчуждение Эго от Монады, после чего требуется ждать множество эонов, прежде чем наступит другая солнечная система. В случае «неудач» происходит отчуждение иного рода: Эго отсекает себя от личности, или низшего «я», вызывая задержку на меньший период, но всё же не лишаясь благоприятной возможности в этой системе. Во-вторых, имеет место цикл существования, проходящий в беспредельном зле; длительность этого цикла определяется жизненностью отсечённого эгоического тела и его врожденной живучестью. Это те самые «потерянные души», о которых говорится в «Тайной Доктрине».[288] Если учащиеся исследуют эти условия и распространят их на предыдущую и на следующую, более 993] зрелую Солнечную систему, они прольют некоторый свет на проблему происхождения зла в нашей Солнечной системе.

в) Условия для белой магии. Обсуждение факторов, требующих урегулирования до того, как приступить к магической работе, имеет большую практическую ценность. Пока изучающие магию не вооружатся чистым мотивом, не оснастят себя очищенными телами и высоким устремлением, они обречены на разочарование и даже на несчастья. Все, кто стремится сознательно работать с силами проявления и пытается управлять энергиями всего видимого, нуждаются в сильной защите, обеспечиваемой собственной чистотой. Этот пункт невозможно переоценить; отсюда постоянные призывы к самоконтролю, к пониманию природы человека и к преданности делу служения человечеству. Проведение магических изысканий опасно по трем причинам.

Если тела человека недостаточно очищены и их атомная вибрация недостаточно высока, то при контакте с силами природы он подвергается опасности чрезмерной стимуляции, что неизбежно повлечет за собой разрушение и распад того или иного из его тел. Иногда это может привести к разрушению двух или более тел, что приводит к определенной задержке эгоического раскрытия, так как в таких случаях требуется гораздо больший интервал между воплощениями ввиду трудности сбора материалов, необходимых для оболочек.

Далее, если человек в своём усилии не укреплен верным мотивом, то, обретая могущество, он может сбиться с пути. Знание законов магии даёт в руки учащемуся силы, которые позволяют ему творить, приобретать и управлять. Овладение подобными 994] силами чревато опасностью для неподготовленного и неумелого, так как учащийся в этом случае может направить их на достижение эгоистических целей, использовать их для своего собственного временного материального преуспевания и таким образом обретать то, что будет питать желания низшей природы. Так он сделает первый шаг к левому пути и в каждой жизни может продвигаться по нему всё с большей охотой, пока (почти бессознательно) не окажется в рядах черных мастеров. Всего этого можно избежать, только культивируя альтруизм, искреннюю любовь к людям и стойко отвергая любое низшее желание.

Третья опасность, угрожающая неосмотрительному учащемуся магии, состоит в том, что, соприкасаясь с этими силами и энергиями, он имеет дело с тем, что сродни его собственной низшей природе. Он, следовательно, следует линии наименьшего сопротивления, он усиливает эти энергии, тем самым увеличивая отклик на них низших, материальных аспектов своей природы. Делает он это в ущерб своей высшей природе, замедляя свое раскрытие и откладывая свой прогресс. Кроме того, при этом он привлекает внимание тех мастеров левого пути, которые всегда выискивают тех, кого можно привлечь для исполнения своих целей. Так он становится (поначалу невольно) агентом зла.

Итак, очевидно, что прежде чем взяться за трудную задачу стать сознательным Мастером Магии, учащемуся необходимы следующие качества:

Физическая чистота. Она достигается нелегко и требует многих жизней напряженного усилия. Благодаря умеренности, правильному воздержанию, чистоте жизни, вегетарианской диете и жесткому самоконтролю человек постепенно поднимает вибрацию своих физических атомов, выстраивает тело, обладающее все большей сопротивляемостью и силой, и «проявляет» всё более очищенную оболочку.

Эфирная свобода. Этот термин не отражает всего того, что 995] я стремлюсь передать, но пригоден за неимением лучшего. Учащийся магии, способный без опасности для себя взяться за магическую работу, должен сначала создать эфирное тело такой природы, чтобы жизненность, или праническая энергия, могла циркулировать беспрепятственно; он должен будет сформировать столь тонкую и разреженную эфирную паутину, чтобы она не создавала барьера для сознания. Вот всё, что можно сказать об этом предмете ввиду связанной с ним опасности, но этого достаточно для передачи нужной информации тем, кто начинает распознавать.

Астральная устойчивость. Учащийся магии нацелен, прежде всего, на очищение своих желаний и трансмутацию своих эмоций, так чтобы низшая физическая чистота, высшая ментальная отзывчивость и трансмутирующее могущество были равным образом достижимы. Каждый маг должен усвоить тот факт, что в нынешней Солнечной системе и в данном цикле развития человечества астральное тело есть осевая точка усилия, оказывающая обратное действие на обе оболочки – физическую и ментальную. Поэтому маг нацелен на трансмутацию (и об этом часто упоминалось) низшего желания в устремление; на изменение низших грубых цветов, которыми отличается астральное тело среднего человека, на ясные, чистые тона духовного человека и на трансформацию обычной хаотической вибрации астрального тела, «штормового моря жизни», в устойчивый ритмический отклик на то наивысшее, что является центром покоя. Этого он достигает благодаря постоянной бдительности, неослабевающему контролю и устойчивой медитации.

Ментальное равновесие. Эти слова употреблены в оккультном смысле, то есть ум (в его обычном понимании) становится острым и прочным инструментом внутреннего мыслителя, а также точкой, от которой мыслитель может восходить к высшим сферам постижения. Это тот фундамент, с которого можно начать высшее развитие.

И пусть желающий изучать магию не приступает к исследованиям и экспериментам, пока не осознает данные наставления и 996] пока всё его мышление не настроится на их исполнение и проявление в своей повседневной жизни. Если он будет непрестанно и неустанно работать в этом направлении и его жизнь и служение на физическом плане засвидетельствуют внутреннюю трансмутацию, он сможет параллельно вести магические изыскания и работу. Только Солнечный Ангел способен совершать работу белого мага. Он осуществляет её благодаря установлению контроля над лунными ангелами и их полному подчинению. Последние непрестанно ополчаются против него, пока он при помощи медитации, устремления и контроля не покорит их своей воле и они не станут его слугами.

Эта мысль подводит нас к жизненно важному и реальному отличию белого брата от брата тьмы; сформулировав это отличие, мы завершим наше обсуждение и перейдем к правилам.

Работник белой магии всегда использует энергию Солнечного Ангела для достижения своих целей. Брат тьмы действует через силу, присущую лунным владыкам, родственных по своей природе всему объективному. В одной древней книге о магии, скрытой пещерах обучения, охраняемых Учителями, есть следующие исчерпывающие слова, весьма подходящие к данному месту нашего «Трактата об Огне»:

«Братья Солнца, силой солнечного огня, разгоревшегося в пламя в сверкающем своде второго Неба, гасят низшие лунные огни, обращая в ничто этот низший «огонь трения».

Брат Луны игнорирует Солнце и солнечное тепло; он заимствует свой огонь у всего, что троично, и следует своему циклу. Адские огни его ожидают, и лунный огонь угасает. И тогда ни Солнце, ни Луна ему не помогают; лишь высочайшие небеса ожидают электрической искры в поиске синхронной вибрации от того, что находится внизу. Но она не приходит».


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!