Ш'едметный указатель 757
Наука — 191—192, 214, 394, 475, 481, 502, 505, 518.
— история науки — 131, 224—225, 266, 298, 314, 316—317,
371.
— конкретные науки и логика — см. Логика.
— научное рассмотрение требует указания различия, связи,
перехода — 208.
— общественная — 316.
— объект всякой науки бесконечен — 4-12.
— и опыт — 392, 491—492.
— отражает сущность, субстанцию природы — 170.
— практикой своей доказывает человек объективную правиль-
ность науки — 173.
— и пролетариат — 20.
— и религия — 225, 266, 377—378, 380, 476—477, 485, 488;
см. также Знание и вера.
— условно, приблизительно охватывает универсальную зако-
номерность вечно движущейся природы — 164.
— и фантазия — 225.
— нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке—
330.
См. также Естествознание.
Начало — 92—93, 95, 139, 153, 188, 212, 264, 382.
— познания — см. Познание.
— в политической экономии — 301 — 302, 318,
Небытие — см. Бытие и небытие.
Необходимость — 13, 27, 140, 191, 193.
— и всеобщее — 72, 237.
— и действительность — 141 —142.
— и закон — 167—168, 241, 251, 255.
— природы — 53 — 55, 168, 315.
— противоречия — см. Противоречие.
— и свобода — 142, 145— 146, 163, 168, Hi —172, 406, 449.
— необходимость не исчезает, становясь свободой — 146.
— свобода как понимание необходимости — 296.
— и случайность — 145, 318—321.
— элементы, зачатки понятия необходимости — 318.
Неогегельянство — 345, 347 — 350.
Неокантианство — 345, 400, 448—450.
— агностицизм неокантианцев — 161, 349,
См. также Кант о кантианство.
Неокритицизм — 296, 344.
|
|
Неоплатонизм — 277 — 278.
Неопозитивизм — см. Позитивизм,
Неотомизм — 491, 500.
758 предметный указатель
Непосредственное и опосредствованное — 95, 129, 145, 164, 200,
207, 237, 298.
— все опосредствованно, связано переходами — 92.
— и истина — 115, 213—214, 253.
— опосредствование и причинность — 147.
См. также Отношение, Переход, Связь.
Непрерывное — см. Прерывное и непрерывное,
Нечто — 88, 94, 98—99.
— всякое нечто имеет свою границу — 98,
Ничто — 86, 93, 96—97, 126.
Номинализм — 30 — 31.
О
Обобщение — см. Абстрактное, Восхождение.
Общее — см. Отдельное и общее.
Общество — 127, 317.
— античное — 25, 27.
— буржуазное — 11—13, 17, 25—26, 27, 34, 301, 369—370, 583.
— его анархия — 26.
— его противоречия — 160 — 161, 318.
— влияние географической среды на развитие общества —
284—285, 456—457.
— гражданское — 25, 27, 109.
— коммунистическое — 371.
Объективное (объективность) — 48, 167, 171— 173, 186, 193,
200, 516.
— объективность видимости — 89 — 90, 117, 120.
— объективность рассмотрения (не примеры, не отступления,
а вещь сама в себе) — 202.
— и субъективное (субъективность) — 55, 122, 158, 165—166,
168, 173, 176, 180, 182, 184, 186, 190, 194-198, 212, 217,
224, 240, 247, 257, 398, 409, 514.
— относительность их различия — 89 — 90, 180.
— субъективное сознание и его погружение в объектив-
ность — 186.
|
|
См. также Материальное и идеальное, Реальность (реаль-
ное).
Окказионализм — 70—71.
Онтологическое доказательство бытия бога — см. Бог.
Опосредствование, опосредствованное — см. Непосредственное и
опосредствованное, Отношение, Связь.
Определение — 159, 164, 192, 203, 213.
— у Аристотеля часто философия сбивается на определения
слов — 325,
предметный указатель 759
— дефиниций может быть много, ибо много сторон в предме-
тах — 216.
— диалектики — см. Диалектика.
— должно идти к определенности — 124.
— истины — см. Истина.
— и качество — 94, 301.
— и отношение — 107, 127.
— понятий — 108, 159—160.
Опыт — 385, 505—507, 514— 516, 523—524.
— и гипотеза — 153—154, 192.
— и закон — 268.
— и индукция — 161— 162.
— и наука — 392, 491—492.
— и понятие — 71—73, 175.
— у прагматистов — 520.
— и противоречие — 125.
— и разум — 384, 401, 452,
— его роль в познании — 105, 192, 371, £25—426, 553.
См. также Практика.
Организм и среда — 344.
Орудие — П1—172, 286.
Основание - 47, 105, 122, 128-131, 141, 145, 160, 163, 262.
— закон достаточного основания — 129.
— и причинность — 129, 199.
Основной вопрос философии — см. Философия.
Особенное — см. Единичное, особенное и всеобщее.
Отдельное и общее — 63, 70, 72—73, 162, 187, 240—2i2, 246,
249—250.
— в истории — 281—282, 284—285.
|
|
-— как противоположности — 318 — 321.
— их взаимосвязь — 318.
— в политической экономии — 9—10.
— в философии Аристотеля — 184, 318, 325 — 331,
См. также Единичное, особенное и всеобщее.
Относительное — см. Абсолютное и относительное.
Отношение — 97, 103, 108, 131—132, 141, 202—203, 482—483,
491 505 513__ 514.
— вещей и'логика — 159, 178—179, 190—191, 193,
— и действительность — 133.
— и определение — 107, 127.
— как переход и противоречие — 178.
— причинности — 144 — 147.
— и противоречие — 128, 178.
— всякая конкретная вещь стоит в различных и часто проти-
воречивых отношениях ко всему остальному — 124, 203.
предметный указатель
Отношение (продолжение)
— и свойство — 135.
— субъективного и объективного — 176.
— сущностей есть закон — 138.
См. также Непосредственное и опосредствованное, Переход,
Связь.
Отражение — 50, 119, 162, 164—165, 170, 176—178, 194, 209,
387, 389, 439, 447, 511—512, 525.
— диалектический характер процесса отражения — 98 — 99,131,
160, 177, 321—322, 330.
— в понятиях человека природа отражается своеобразно и
диалектически — 257.
— правильное отражение вечного развития мира есть диа-
лектика — 99.
— объективного мира в сознании человека и его проверка прак-
тикой — 183—184.
— форма отражения природы в познании человека есть понятия,
законы, категории — 164.
|
|
См. также Мышление, Познание.
Отрицание — 33, 88— 89, 97, 124, 207, 310.
— абстрактное — 209—210.
— как момент связи, развития — 207.
— отрицания — 97—98, 100, 203, 207—208, 210—211.
— отрицательное и положительное — 88, 207.
Отчуждение — 11 — 13, 15, 18, 36—37.
Ощущение — 240, 261—265, 394, 483, 491—493, 506, 551.
— и качество — 73, 301.
— у кпренаиков — 250 — 251.
— и материя — 544.
— и мышление — 76, 233, 258—261, 441, 543.
— идеализм ощущения Гегель заменяет идеализмом
мысли — 260.
— переход от ощущения к мысли диалектичен — 256.
— непосредственность ощущения — 253.
— и понятие — 233, 253, 257, 264, 326.
— и представление — 262 — 264.
— как принцип теории познания и как принцип этики — 251.
П
Память — 150.
Пантеизм — 293—294.
Переход —97, 103, 178, 241, 253, 321.
— от бытия к сущности (в «Науке логики») — 114.
— взаимопереходы категорий — 190—191.
— все связано переходами — 92, 162, 318.
— диалектический и недиалектический — 256.
предметный указатель 761
— качества в количество и наоборот — 103, 105, 107, 110—113-,
203, 249.
— логической идеи к природе (в «Науке логики») — 215.
— от материи к сознанию, от ощущения к мысли диалекти-
чен - 256.
— первого отрицания во второе — 208.
— понятия по своей природе = переход — 206—207; см. также
Понятие.
— противоположностей — 181.
— от различия к противоречию — 127—725.
— и связь — 162.
— и становление — 95, 206—208.
— явления п сущности — 227.
См. также Скачок.
Пифагор и пифагорейцы — 223 — 225, 278.
Повод — см. Причина и повод.
Позитивизм — 353, 475—524.
— и агностицизм — 295 —296.
— неопозитивизм — 341.
Познание — 83, 98, 105, 167, 176—177, 182—184, 186—190,
197—201, 206, 210—216, 292, 301, Ml, 382—383, 410, 413 —
415, 418, 420, 423—425, 427, 439, 442, 445—450, 479, 481,
491, 513, 523.
— его абсолютность и относительность — 189.
— относительность всякого знания и абсолютное содержа-
ние в каждом шаге познания вперед — 162.
— в бытии (в непосредственных явлепиях) открывает сущ-
ность — 298.
— есть вечное, бесконечное приближение мышления к объ-
екту — 777'.
— источник познания и понятия — 190, 263.
— метод познания — см. Диалектика, Метод.
— начало познания — 64, 82, 95, 188, 212—213, 264.
— объективность познания — 189, 326.
— и ощущение (у Аристотеля) — 258— 259.
— процесс познания — 79—80, 83—84, 93, 775—116, 136, 162,
212—213, 229.
— его анализ — 186, 193.
— и возможность идеализма — см. Идеализм.
— движение познания к объекту всегда может идти лишь
диалектически — 252.
— диалектический характер процесса познания — 152—
153, 183, 321—322, 326, 329—330.
— диалектический путь познания объективной реальности:
от живого созерцания к абстрактному мышлению и от
него к практике — 152 — 153.
— моменты, ступени процесса познания — 111, 135 — 138,
152—153, 164, 180, 182—183, 252, 268, 301.
762 предметный указатель
Познание. Процесс познания (продолжение)
— познание есть отражение человеком природы, есть процесс
ряда абстракций, формирования понятий, законов —
163—164.
— и практика — 182— 183, 192—195, 198—200, 301.
— процесс познания включает практику человека и тех-
нику — 182— 183.
— роль абстракций в процессе познания — см. Абстракт-
ное, Восхождение.
— природы — 80, 142, 152—155, 178—179, 183, 189, 194,
256—257, 318, 321—322, 347, 491.
— и категории логики — 83 — 85, 151 — 152, 180.
— материалист возвышает знание материи, природы — 153.
— познание соединяет природу и человека — 83.
— есть совпадение понятия и объективности — 176,
— и созерцание — 150, 152—153.
— субъект познания — 85, 314.
— сущность диалектического познания — развертывание всей
совокупности моментов действительности — 141.
— теоретическое познание должно дать объект в его необхо-
димости — 193.
— условие познания всех процессов мира в их «самодвижении»,
в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть позна-
ние их как единства противоположностей — 317.
— цель познания сначала субъективна — 188.
— и чувственная достоверность — 230.
См. также Восхождение, Логика, Мышление, Отражение,
Понятие, Теория познания.
Политическая экономия — 8—16, 160, 298, 306 — 307.
— буржуазная — 8—11, 15, 192.
— марксистская — 11—13, 160—161, 301—302, 318.
— стоимость — 9, 152, 160, 302, 307.
— категория стоимости истиннее, чем закон спроса и пред-
ложения — 154.
— прибавочная — 301, 362.
— трудовая — 16, 583.
— формы стоимости — 302.
— товар — 160—161, 318.
— как социальное отношение — 301 — 302.
Положительное и отрицательное — 122—123, 137, 208.
Понятие — 86, 110—111, 135, 146-148, 149—152, 154—155,
157, 168, 172, 174, 180, 186, 193— 194, 199, 202, 212, 217,
236, 241, 251, 253, 256-257, 329—330.
— анализ понятий — 98 — 99.
— требует всегда изучения движения понятий, их связи,
их взаимопереходов — 227.
— бесконечная сумма общих понятий дает конкретное в его
полноте — 252,
предметный указатель 763
— в бытии (в непосредственных явл ен иях) о т крыва е т сущ-
ность — 298.
— есть высший продукт мозга, высшего продукта материи — 149.
— и движение — см. Движение.
— диалектика понятий — 88, 98—99, 132, 138, 158—159, 160—
161,178—179,190—191,193, 205, 209, 229-233, 267, 308, 337.
— ее материалистические корни — 181.
— и диалектика познания — 229.
— каждое понятие находится в известном отношении, в из-
вестной связи со всеми остальными — 179.
— понятия человека должны быть обтесаны, обломаны,
гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в
противоположностях, дабы обнять мир — 131.
— в понятиях человека своеобразно и диалектически отра-
жается природа — 257.
— образование понятий — 160—161, 164, 255.
— источник познания и понятия — 190, 263.
— и опыт — 71—73, 175.
— и ощущение — 233, 253, 257, 264, 326.
— понятия (и их отношения, переходы, противоречия) есть
отражения объективного мира — 178.
— понятия не неподвижны, а — сами по себе, по своей при-
роде = переход — 206—207, 226—227.
— понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности,
но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции,
в источнике — 190.
— и представление — 160, 174, 187—188, 209, 256—257.
— и противоречие — 128.
— и реальность — 210.
— саморазвитие понятий в логике Гегеля и история филосо-
фии — 104.
— и символика — 108.
— совпадение понятий с «синтезом», суммой, сводкой эмпи-
рии — 257.
— универсальная гибкость понятий — 99.
— есть форма отражения природы в познании человека — 164,
См. также Категории.
Постепенность — 110—113.
— перерыв постепенности — см. Переход, Скачок.
Право — 35—36.
Прагматизм — 345, 475, 490, 504, 510—512, 520, 522.
— и агностицизм — 478.
— и бессознательное — 507.
— и неопозитивизм — 341.
— и А. Пуанкаре — 480—481, 525,
— и рационализм — 484, 511.
— и религия — 477.
— и скептицизм — 504—505, 512.
— софистика прагматизма — 478.
764 предметный указатель
Практика — 169—170, 196, 199—200, 308.
— и действительность — 195, 199.
— и идеи — 27.
— в теории познания — 194 — 195, 197—200.
— единство познания и практики в теории познания — 200.
— и категории логики — 82, 172, 177.
— необходимо соединение познания и практики — 198.
— как критерий объективности познания — 183 — 184, 198,
252, 301—302, 511.
— практика и техника как критерий истины — 183.
— практика человека и человечества есть критерий, про-
верка объективности познания — 193.
— практикой своей доказывает человек объективную пра-
вильность своих идей, понятий, знаний, науки — 173.
— проверка фактами, практикой в каждом шаге анализа —
302.
— результат действия есть проверка субъективного позна-
ния п критерий истинносущей объективности — 200.
— как ступень развития истины — 182— 183.
— и теория — 27, 30, 33-34, 190, 194—195, 288, 550.
— практика выше (теоретического) познания — 195.
См. также Опыт.
Предел — см. Граница.
Представление — 55, 72, 150, 483.
— и здравый смысл — 205—206.
— и истина — 256—257, 262.
— и мышление — 83, 128, 206, 209, 264.
— и понятие — 160, 174, 187—188, 256—257.
— и ощущение — 262—264.
— и противоречие — 125— 128.
Предустановленная гармония — 19, 70.
Прерывное и непрерывное — 64, 70, 106, 231 — 233, 238.
— движение есть единство непрерывности и прерывности
(времени и пространства) — 231.
Природа — 32-33, 53, 68, 70, 75, 119, 131, 163, 236—239, 267—
268, 292, 446, 502.
__ „ бог — 44, 48—52, 55, 59—60, 63, 139, 238—239.
— есть все кроме сверхприродного (по Фейербаху) — 47.
— Гегель природу сослал в примечания (Фейербах) — 112.
— диалектика природы — 100, 112, 122, 139, 178—179, 185,
189, 229, 316—317, 321.
— борьба противоречий — 122, 316—317.
— и принцип единства — 229.
— скачки в природе — 112.
— и дух (духовное) — 82, 92, 151, 186, 214—215, 358, 503.
—,:аконы природы — 142, 169—171, 240, 258, 330, 491.
— законы внешнего мира, природы суть основы целесооб-
разной деятельности человека — 169.
предметный указатель 765
— и история — 283.
— и конкретна и абстрактна, и явление и суть, и мгновение и
отношение — 190.
— необходимость природы — 53 — 55, 168, 315.
— незнание природы — см. Познание.
— и человек — 44—45, 47, 51—52, 131, 169—170, 172—173,
183—184, 194—195, 286, 417.
См. также Действительность, Материя, Мир.
Причина (причинность) — 55, 142—146, 160, 170, 222, 298—
301, 310- 311, 329, 351.
— действительное познание причины есть углубление позна-
ния от внешности явлений к субстанции — 142 — 143.
— в истории — 143 — 144.
— каузальность есть лишь одно из определений универсальной
связи — 146.
— и опосредствование — 147.
— и основание — 129, 199.
— отношение причинности — 144 — 147.
— и повод — 143.
— и следствие — 51, 385.
— лишь моменты всемирной взаимозависимости, связи,
лишь звенья в цепи развития материи — 143 — 144.
— условный характер причинности — 189,
— и функциональность — 471.
— и цель — 258.
См. также Связь.
П рогресс — 103.
— и регресс в истории — 18—20.
Производственные отношения — 16.
Пролетариат — 11 — 13, 15, 20, 378, 464, 580— 581, 597.
— и философия — 378.
Пространство — 69, 196— 197, 225.
— и время — 49—50, 70, 205, 209, 230—232, 382.
— движение есть сущность времени и пространства — 231.
— и точка — 276.
Противоположность — 20, 70, 81, 90, 113, 120, 149, 166, 168,
196, 226—2.27', 238, 327, 379.
— единство (тождество) и борьба противоположностей — 98 —
99, 103, 122, 131, 159, 179, 180—181, 202—203, 210—211,
233, 308, 316—318.
— абстракции и «конкретное единство» противоположно-
стей — 181.
— относительность единства противоположностей и абсо-
лютность их борьбы — 317.
— подвижность противоположностей — 98, 128,
766 предметный указатель
Противоположность. Единство (тождество) и борьба противо-
положностей (продолжение)
— превращение в противоположность есть основной закон
мира (по Гераклиту) — 309, 312.
— развитие в свою противоположность — 181, 235.
— тождество (единство) противоположностей есть призна-
ние (открытие) противоречивых, взаимоисключающих,
противоположных тенденций во всех явлениях и про-
цессах природы (и духа и общества в том числе) — 317.
— тождество противоположностей как закон познания (и за-
кон объективного мира) — 316.
— и противоречие — см. Противоречие и противоположность.
См. также Антагонизм.
Противоречие — 8—11, 26, 60, 87, 124, 145, 177—178, 180,
185, 196—197, 208-210, 217, 226, 238, 316, 453.
— и движение — 125—128, 193, 308, 318.
— движение есть противоречие, есть борьба противоре-
чий — 231—232.
— единство и борьба противоречий — 122, 202, 252.
— и жизнь — 125, 128, 210.
— в истории — 122, 286—287.
— и мышление — см. Мышление и противоречие.
— необходимость — 89.
— и опыт — 125.
— и отношение — 124, 128, 178, 203.
— и противоположность — 120, 124, 128, 202, 316—317.
— противоречивые силы и тенденции во всяком явлении — 202,
316—317.
— противоречия капитализма — см. Общество буржуазное,
— и различие — 124, 128.
— и сущность — 124, 226.
См. также Антиномии.
Психология — 64, 156, 314, 336, 337, 508.
Р
Равенство — 14.
Развитие — 229, 301, 317.
— есть «борьба» противоположностей — 317.
— всего конкретного содержания мира и познания его — 84.
— всеобщий принцип развития — 229.
— две концепции развития — 316 — 317.
— категорий — см. Категории.
— мира — см. Мир.
— отрицание как момент связи, развития — 207.
— познания — см. Познание.
— и рост — 229, 241, 318.
— и саморазвитие — 104, 202, 235.
— человеческой мысли — 221; см. также Мышление,
предметный указатель 767
Различие — 90, 120—121, 298, 301.
— борьба различий, полярности — 89.
— научное рассмотрение требует указания различия, связи,
перехода — 208.
— и противоречие — 124.
— лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия
становятся подвижными — 128.
Разум — 20, 72, 99, 152, 154, 160, 164, 169, 176, 180, 204,
261, 282, 290, 292, 313, 326, 411, 415, 418, 422, 479,
484, 522.
— антиномии разума — см. Антиномии.
— и опыт — 384, 401, 452.
— и рассудок — 79, 153, -762-163, 234, 240, 258,
— и чувства — 46, 73—75, 128, 325, 399, 411.
См. также Мышление.
Рассудок — ИЗ, 150, 152, 155, 179—181, 224, 258, 262, 268, 546.
— и разум — см. Разум и рассудок.
— в философии Пифагора — 224.
См. также Здравый смысл.
Реальность (реальное) — 151, 155, 199.
— и идеальное — 180, 252, 288.
— мысль о превращении идеального в реальное глубока:
очень важна для истории — 104.
— объективная — 150, 153, 209, 353.
См. также Действительность, Материальное и идеальное.
Революционно-демократическое движение в России — 540, 565,
573, 576, 578, 593—597, 601—604, 606—615.
Революция — 361, 370, 600, 609—610.
— крестьянская — 599—600, 616.
— 1848 года и Фейербах — 43.
— французская конца XVIII века — 18, 25, 27—28, 158, 284,
286, 288.
Религия — 8, 24—26, 45, 53—56, 59—60, 91, 217, 283, 325, 341,
373, 375, 383, 444, 462.
— и атеизм — см. Атеизм и религия.
— гносеологические корни религии — 322, 329 — 330.
— возможность идеализма (= религии) дана уже в первой,
элементарной абстракции — 330.
— классовые корни религии — 322, 372.
— и наука — см. Наука и религия.
— персидская — 310.
— и социал-демократия — 368— 372, 376, 387,
— и суеверие — 54, 59, 268, 372.
— и философия — см. Философия и религия.
— христианство — 287, 375—376, 380, 406, 510,
См. также Бог, Теология,
768 предме т ный указа т ел ь
Релятивизм — 244, 317, 466, 517; см. также Абсолютное и отно-
сительное.
Рефлексия — 79, 96, 115, 118, 119—125, 127—129, 134, 136-137,
141, 167, 181, 185, 193, 205, 210, 243.
— виды рефлектированности — 121.
Реформация — 287—288.
Реформизм — 40.
Речь — см. Язык.
Рост — си. Развитие и рост.
С
Самодвижение — см. Движение и самодвижение.
Самоотчуждение — см. Отчуждение.
Саморазвитие — см. Развитие.
Свет — 267.
— скорость света — 265, 356 — 357.
Свобода — 100, 282, 287— 289, 614.
— как понимание необходимости — см. Необходимость и сво-
бода.
— и субъективность — 148.
Свойство — см. Материя и свойство, Субстанция и атрибут.
Связь — 184, 208, 237, 310, 532.
— взаимодействие — 135, 146 —147.
— взаимосвязь в природе — 51, 70, 92, 95, 135.
— и ее отражение в понятиях — 131, 159, 160 — 161, 179.
— всесторонность и всеобъемлющий характер мировой связи —
143.
— всех частей бесконечного прогресса — 103.
— и закон — 135, 241, 258.
— закономерность объективной связи мира — 160 — 161.
— материн и движения — 67, 256.
— момент связи — 132, 207.
— необходимая, объективная связь всех сторон, сил, тенден-
ций данной области явлений — 89.
— отдельного и общего — 318.
— и есть переходы — 92, 162, 318.
— и причинность — 143 — 147, 160.
См. также Непосредственное и опосредствованное, Отноше-
ние, Причина.
Сенсуализм — 31.
Символика — 489.
— и понятие — 108.
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!