Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных
Проблема, обозначенная в названии параграфа, как и многие другие, была поставлена в эпоху Античности. Считается, что это сделал Платон, который констатировал наличие в человеке двух начал: животного и разумного.
Традиция решать проблему отличия человека от высших животных на основе данной дихотомии, вне зависимости от конкретных представлений о содержании животного (биологического) и социального, сохраняется и сегодня.
До последнего времени большинство исследователей признавало, что «действие биологических законов в развитии человека опосредовано законами социальными. Однако в конкретном научном плане эти положения еще недостаточно проработаны» [1.С.9] — вполне справедливая констатация.
Дело в том, что понимание содержания указанного опосредования учеными нередко является принципиально различным. Одни полагают, что, хотя биологическое в человеке сохраняется в чистом виде, оно значительно изменяется под воздействием социальных условий существования. «Биологические структуры и функции человеческого организма, считает, например, П.Н. Федосеев, - под влиянием социального фактора (прежде всего, трудовой деятельности) в значительной мере претерпели модификацию и достигли в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других представителей животного мира: они «очеловечились». Иными словами, биологическое в человеке предстает не как рядоположенное с социальным, а в самой сфере социального» [2.С.17].
|
|
Не говоря уже о спорности положения о большей развитости биологического в человеке (многие оценивают его как раз противоположным образом, что тоже не бесспорно), очевидна необходимость строгого определения понятий «биологическое» и «социальное», выделение тех структур и элементов родового и индивидуального бытия человека, которые мы могли бы считать биологическими.
Значительная часть ученых и философов исходит из того, что биологическое и социальное качественно отличаются не только по характеру, типу организации и способу жизнедеятельности животных и человеческих популяций, но и на организационном уровне, поэтому говорить о биологическом в человеке вообще нет оснований.
«На наш взгляд, - утверждает В.В. Давыдов, - применять понятие «биосоциальная природа человека» неправомерно ни с теоретической, ни с фактической точки зрения» [3.С.29], поскольку «биологическое» у животных реализуется в единстве их потребностей и врожденных способов их удовлетворения. Именно «врожденность» является одним из отличительных признаков биологического, потому что способы удовлетворения потребностей, поведение предопределены особенностями морфофизиологической организации животного данного вида.
|
|
Способы удовлетворения потребностей человеком, благодаря специфике его жизнедеятельности, не предопределяются организацией его тела. Организм человека позволяет ему осуществлять любые формы деятельности, в чем проявляется универсальный характер человека как природного телесного существа. Действительно, на организменном уровне человек наследует лишь предпосылки усвоения программы социализации. Программа же «стать человеком» находится вне организма, в структуре социума, ее научное название - «культура». Но и человеческая телесность тоже результат реализации программы социализации, развернутой в историческом плане.
Исследователь А.Г. Мысливченко также считает, что «термин «биосоциальное» не может быть применен для определения сущности человека», но совершенно по другим соображениям. Он предлагает развести понятия «сущность человека» и «природа человека», поскольку вопрос об определении структурно-организованной природы человека следует отличать от вопроса о его социально-деятельностной сущности, ибо понятие природы человека по своему содержанию шире и богаче понятия сущности.
|
|
Ясно одно: существуют веские аргументы против употребления понятия «биосоциальное» в человеке. Поэтому ученые все чаще оперируют понятии «социоприродное». Например, В.П. Казначеев и Е.А. Спирин определяют феномен человека как «комплекс социоприродных свойств».
Противниками дихотомии биологическое-социальное как основополагающей характеристики природы человека выделено главное отличие биологического и человеческого: биологическое основано на наследовании видовой программы и обеспечении ее реализации морфофизиологической организацией животного.
Реализация программы «человек» предполагает, конечно, здоровый человеческий организм, но сама программа находится вне организма, в структуре социума.
Это коренное отличие биологического и человеческого развернуто во многих планах, некоторые из них выделены выше. Однако специфика человеческого не изначальна, она не источник, а результат развития.
Появлению человеческого качества предшествовало возникновение гоминидной формы развития живого. Гоминид отличали особенности морфологии: прямохождение, сравнительно большой объем головного мозга, превращение орудийной деятельности в трудовую функцию, затем преобразование поведения в деятельность. Главное отличие трудовой функции состоит в том, что труд предполагает изменение формы природных предметов, начиная с примитивных сколов на галечниковых орудиях.
|
|
Наиболее аргументирована позиция ученых, считающих, что в развитии трудовой функции существовали два этапа: 1) индивидуальное ее осуществление; 2) коллективная трудовая функция (трудовая кооперация).
Труд возник как индивидуальная функция, поскольку он связан с добычей пищи, а последняя у гоминид первоначально была делом индивидуальным.
Переход к трудовой кооперации стал возможен на основе эволюции стадной коллективной функции защиты, эффективность которой росла с совершенствованием орудий и, достигнув, пика, плавно перешла в новую коллективную функцию охоты. Важным фактором этого процесса была так называемая «мертвая охота» - добывание при помощи орудий костного мозга из остатков пиршеств хищников.
Но даже коллективная охота первоначально осуществлялась на базе коллективных условных рефлексов, эволюция которых создала основу человеческой психики, привела к разрушению стадной организации и замене ее организацией социальной.
В данном отношении особую важность имело развитие так называемого репетиционного рефлекса - коллективной отработки охотничьих умений и ситуаций. Коллективная охота была несовместима со стадной организацией, основу которой составляли гаремные «семьи». За право создания гаремов самцы постоянно соперничали. Но если у других приматов схватки самцов носят скорее символический характер, поскольку связаны по преимуществу с психологическим давлением, то у формирующихся людей - вооруженных, умелых воинов-охотников - они, по-видимому, были кровавыми, наносившими ущерб «трудовому коллективу». Именно поэтому коллектив охотников пошел на ограничение свободы самцов-монополистов. Возник эндогамный род, в котором все взрослые мужчины и женщины находились в брачных отношениях.
Следует, однако, иметь в виду, что, когда мы говорим о социальной природе человека, мы подразумеваем не просто проживание людей в составе сообществ (сообщества, причем сложноорганизованные, свойственны многим животным, насекомым и растениям), а особое качество социума как носителя видовой программы, наличие социальной наследственности, о некоторых формах которой говорилось выше.
Итак, главные отличия человека от высших животных состоят в следующем.
• Носителем видовой программы является не отдельный член сообщества, а социум, с одной стороны, и человечество, социальная система, развивающаяся в целостность, - с другой. Видовой программой, как отдельного социума, так и человечества в целом является культура.
• В отличие от животных, субстанциальным отношением человека к миру, а также его субстанциальным качеством является не поведение, а деятельность, связанная с изменением формы природных предметов, естественных процессов, природных и социальных ситуаций в соответствии с человеческими потребностями.
• Наряду с индивидуальной наследственностью необходимым моментом видового существования человека является наследственность социальная, носителем которой является, например, социокод.
• Важнейшей характеристикой человека является универсальность, которая состоит в том, что любой элемент Вселенной и вся она в целом может стать частью человеческого опыта, а также в том, что человек удерживает в сознании бесконечность мира и создает второй предметный мир, «вторую природу».
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!