Жанр новеллы во французской литературе

ЖАНР НОВЕЛЛЫ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

 

Задание: прочитать новеллы Ф.Стендаля «Ванина Ванини», П.Мериме «Этрусская ваза», «Двойная ошибка» (по желанию), «Арсена Гийо» (по желанию); подготовить конспект работы Ф.Стендаля «Расин и Шекспир».

 

План занятия

 

1. Жанр новеллы, его особенности.

2. Место Ф.Стендаля в литературном движении Франции. Работа Ф.Стендаля «Расин и Шекспир» как эстетическая программа реалистической художественной системы. Связи и различия реализма и романтизма в тематике, выборе героя, принципах отражения действительности (сравнить трактат Ф.Стендаля с «Предисловием к драме «Кромвель» В.Гюго).

3.«Ванина Ванини» как шедевр новеллы первой половины XIX века:

а) основная тема новеллы;

б) конфликт;

в) система персонажей в новелле;

г) особенности композиции (экспозиция, завязка, кульминация, развязка);

д) специфические черты новеллы-хроники, ее поэтика.

4. Социально-психологические новеллы П.Мериме.

а) особенности композиции, значение контраста;

б) система образов и социальная среда;

в) символы, их роль.

5. Романтические черты в новеллах Ф.Стендаля и П.Мериме.

 

Литература:

Реизов Б.Г. Стендаль: Годы учения. Л., 1968.

Реизов Б.Г. Стендаль: художественное творчество. М., 1978.

Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Р/Д, 1982

Кирнозе З.И. Произведения П.Мериме и И.С.Тургенева (опыт сопоставительного

анализа новелл Мериме и «Записок охотника» Тургенева)// Художественное сознание

и действительность. СПб., 2004. С.334-341.

Косиков Г.К. Об "экзотических" новеллах Мериме // Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Новеллы. М., 1978. С. 42-47.

Луков В.А. Проспер Мериме. М., 1974.

Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987.

ЖАНР НОВЕЛЛЫ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

 

Задание: П.Мериме «Таманго», «Кармен», «Матео Фальконе».

 

План занятия

 

1. Типы новелл П.Мериме. Эллипсная новелла.

2. Специфика «экзотической» новеллы «Кармен»:

а) особенности композиции, значение контраста;

б) функции «местного колорита»;

в) система образов и социальная среда;

г) символы, их роль.

3. Полемика с Ж.Ж. Руссо в новелле «Матео Фальконе»

 

Литература:

Реизов Б.Г. Стендаль: Годы учения. Л., 1968.

Реизов Б.Г. Стендаль: художественное творчество. М., 1978.

Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Р/Д, 1982

Кирнозе З.И. Произведения П.Мериме и И.С.Тургенева (опыт сопоставительного

анализа новелл Мериме и «Записок охотника» Тургенева)// Художественное сознание

и действительность. СПб., 2004. С.334-341.

Косиков Г.К. Об "экзотических" новеллах Мериме // Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Новеллы. М., 1978. С. 42-47.

Луков В.А. Проспер Мериме. М., 1974.

Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987.

3. БАЛЬЗАК КАК АВТОР «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОМЕДИИ». ФИЛОСОФСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ «ГОБСЕК» И РОМАНА «ОТЕЦ ГОРИО»

 

Задание: прочитать романы «Гобсек», «Отец Горио», подготовить конспект «Предисловия к «Человеческой комедии».

План занятия

1. Место творчества Бальзака в мировой литературе. «Человеческая комедия» Бальзака (структура, смысл названия).

2. Эстетическая программа Бальзака.

3. Анализ повести «Гобсек»:

а) композиционное своеобразие повести;

б) художественные приемы, используемые Бальзаком при создании образа Гобсека (роль портрета, окружающей обстановки, значение двух рассказчиков и др.);

в) система взглядов Гобсека на природу и общество;

г) соответствует ли конец повести логике развития характера героя.

4. Система персонажей романа «Отец Горио»:

а) пансион мадам Воке как микромодель общества; мастерство Бальзака в изображении пансиона и его обитателей;

б) образ отца Горио, трагическая вина героя;

в) композиционная и идейная роль Вотрена. Сходство и различие жизненных установок Гобсека и Вотрена;

г) Эжен Растиньяк: проблема нравственного конформизма.

5. Положительный идеал Бальзака и специфика его воплощения в повести «Гобсек» и романе «Отец Горио».

 

Литература

1. Бахмутский В. Я. «Отец Горио» Бальзака. М., 1970.

2. Обломиевский Д. Бальзак. М., 1961.

3. Кучборская Е. П. Творчество Бальзака. М., 1970.

4. Реизов Б. Г. Бальзак. М., 1960.

5. Чичерин А. В. Произведения О. Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии». М., 1982.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!