Полотняное переплетение



Полотняное переплетение является одним из наиболее простых и распространенных переплетений. Им вырабатываются хлопчатобумажные ткани: ситцы, бязи, бельевые и многие платьевые ткани, большая часть льняных тканей (полотно, парусина, бортовка), а также многие ткани из натурального шелка и химических волокон. Реже полотняное переплетение используется для шерстяных тканей, среди которых преобладают ткани большой плотности. Достичь такой плотности при слитности полотняного переплетения, не сделав ткань излишне жесткой, очень трудно. Из всех существующих переплетений полотняное имеет самый маленький раппорт: две нити по основе и две нити по утку. Каждая основная нить переплетается с каждой уточной через одну нить, что обеспечивает наибольшую слитность структуры ткани, а благодаря этому и наибольшую ее прочность. Ткани полотняного переплетения имеют ровную матовую поверхность и одинаковый внешний вид лицевой и изнаночной сторон. Так как нити основы и утка распределяются поровну с обеих сторон, ткань получается двусторонней. При увеличении плотности по основе нити сжимаются в вертикальном направлении, при увеличении плотности по утку – в горизонтальном, вследствие этого ячейки, образуемые полотняным переплетением, перестают быть симметричными и вытягиваются в том или ином направлении.  

При большой разнице в линейной плотности основной и уточной пряжи в ткани полотняного переплетения образуются продольные или поперечные рубчики, создающие репсовый эффект. Тонкие нити изгибаются вокруг толстых и закрывают их. Вследствие этого толстые нити остаются внутри ткани, а тонкие – на ее поверхности. При такой структуре поверхность ткани может быть и при полотняном переплетении образована из какой-то одной системы нитей. При использовании нитей повышенной крутки на ткани образуется креповый эффект - ткань приобретает "зернистую" поверхность.

При саржевом переплетении на ткани образуются косые диагональные полоски, получающиеся вследствие того, что при каждой последующей прокидке утка происходит сдвиг ткацкого рисунка на одну нить. Саржевое переплетение может иметь в раппорте три нити и больше. Направление диагонали бывает положительным вправо и отрицательным влево. Почти все вырабатываемые отечественной промышленностью ткани саржевого переплетения имеют правое направление диагонали.

Раппорт саржевого переплетения обозначают дробью, в которой числитель показывает количество основных, а знаменатель – количество уточных перекрытий каждой нити в пределах раппорта. Так как каждая основная нить только один раз в раппорте выступает на лицевой стороне среди уточных или одна уточная только один раз среди основных, в дробном обозначении саржи простого класса всегда или в числителе, или в знаменателе стоит единица

________________________________________________________________________________

Атласное (сатиновое) переплетение характеризуется удлиненными перекрытиями. В атласном переплетении одиночные основные или уточные перекрытия размещены равномерно по всему раппорту. Ткани этих переплетений отличаются повышенной стойкостью к истиранию, высокой прочностью, малым коэффициентом трения, то есть хорошо скользят, имеют ровную и гладкую поверхность и поэтому часто применяются в качестве подкладки.

Атласное переплетение придает ткани гладкую блестящую поверхность благодаря редким изгибам основных и уточных нитей. Лицевая сторона атласного переплетения состоит из настилов основных нитей. Каждая основная нить только один раз в раппорте проходит под уточной нитью. В сатине (уточном атласе), наоборот, лицевая сторона ткани образуется из уточных нитей, которые только по одному разу в раппорте на изнанке ткани проходят под основной нитью. Раппорт атласного переплетения не может быть меньше 5-ти. Наибольшее распространение имеет атлас и сатин с раппортом 5, 8 и 10.

Ткани атласных переплетений благодаря редким связям могут вырабатываться с большой плотностью. При этом большая плотность сообщается системе нитей, выступающей на лицевой стороне ткани, т. е. в сатине (уточном атласе) – утку, а в атласе – основе. Поэтому на лицевой стороне ткани образуется плотный, ровный настил из длинных перекрытий, обеспечивающий ткани блеск, с изнанки же ткань не получается такой гладкой и не имеет блеска.

Так как вследствие длинных перекрытий нити слабее закреплены в общей структуре ткани, они легко осыпаются. Особенно большой осыпаемостью отличаются ткани, выработанные атласным переплетением из комплексных химических волокон. Длинные, свободно лежащие перекрытия делают ткань толще.

Сатиновым переплетением вырабатывают большую группу хлопчатобумажных тканей, называемых сатином. В шелковой промышленности большое распространение имеет атлас. В этом случае на ткацком станке ткани обычно вырабатывают лицевой стороной вниз. Для шерстяных гребенных тканей, поверхность которых должна быть матовой, атласное переплетение применяется очень редко; иногда вырабатывают сатиновым переплетением шерстяные суконные ткани, подвергающиеся сильной валке и ворсовке.

 

 

· Мелкоузорчатые переплетения

К мелкоузорчатым переплетениям относятся производные от простых переплетений, получаемые видоизменением и усложнением полотняного, саржевого и атласного переплетений (т.е. производные гладкого класса), и комбинированные.

· Производные полотняного переплетения

Чаще всего производные переплетения сохраняют признаки, характерные для тех переплетений, из которых они образованы, но их раппорт по основе не всегда равен раппорту по утку. К производным полотняного переплетения относятся переплетения репсовые и рогожка.

Репсовые переплетения получают путем удлинения перекрытий полотняного переплетения в направлении уточных или основных нитей. В этом случае несколько нитей основы или утка переплетаются как одна нить, следовательно, раппорт рисунка увеличивается по усиливаемой системе. В тканях репсового переплетения система нитей, образующая длинные перекрытия, создающие застил, должна быть из более тонких, легко изгибающихся нитей и иметь повышенную плотность для того, чтобы полностью закрывать нити противоположной системы, более толстые, редко расположенные.

Рогожка представляет собой двойное или тройное полотняное переплетение, образованное удлинением перекрытий одновременно по основе и по утку. Ткани, выработанные этим переплетением, имеют одинаковую изнаночную и лицевую стороны с мелкими прямоугольникам и квадратами.

Для получения шашек правильной формы необходимо, чтобы ткань по основе и утку имела одинаковую плотность и нити были одинаковой толщины. При одинаковом направлении крутки по основе и утку шашки выделяются рельефнее. Благодаря длинным перекрытиям ткань будет обладать большой плотностью, оставаясь при этом мягкой.

Для выработки плательных тканей (хлопчатобумажных и льняных) наиболее широко применяется переплетение рогожка по три и четыре нити в ячейке.

Комбинированные переплетения – это переплетения, образуемые из двух или большего числа различных переплетений. Такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового, саржевого и рогожки, атласного и т. д.

Креповые переплетения образуют мелкозернистую поверхность, которая имитирует эффект, создаваемый нитями креповой крутки в шелковых тканях. Переплетение образуется разбросанными в разных сочетаниях перекрытиями основных и уточных нитей. Креповые переплетения могут быть получены на базе простых переплетений различными способами. Существуют такие креповые переплетения, которые получают методом совмещения переплетений: на площади раппорта саржи строится независимо от него другое переплетение – сатина, в результате чего получается креповое переплетение.

 

 

Вафельное переплетение создает на ткани узор из прямоугольных ячеек, грани которых рельефно выступают, а середина имеет углубление. Длинные основные и уточные перекрытия образуют выступающие грани прямоугольника, а места с короткими перекрытиями соответствуют углублениям ячеек.

 

Просвечивающие или канвовые переплетения образуют на ткани клетки из просвечивающих полос, получающихся сочетанием длинных перекрытий, стягивающих нити в группы, с полотняным переплетением, разъединяющим эти группы. В местах разъединения нитей и образуются данные просветы.

 

Сложные переплетения – это класс переплетений, отличающийся большим разнообразием. Ткани сложных переплетений вырабатывают из нескольких систем основных и уточных нитей, которые в процессе формирования ткани образуют несколько слоев, располагающихся один над другим. Наибольшее распространение из них получили двойные, ворсовые и перевивочные (ажурные) переплетения.

 

Для выработки двойных переплетений необходимо иметь две системы основных и одну систему уточных нитей либо наоборот. Двойные переплетения бывают двухлицевые, мешковые, двухслойные и пике.

 

 

Двухлицевые (или полутораслойные) переплетения являются простейшими в группе двойных переплетений. Для изготовления двухлицевых переплетений необходимо иметь две системы уточных нитей и одну основную или же наоборот. Двухлицевые переплетения дают возможность увеличивать толщину и вес материала. Наличие второй системы основных или уточных нитей позволяет вырабатывать ткани, имеющие на лицевой и изнаночной сторонах различные переплетения и пряжу различного качества и цвета.

 

Мешковые переплетения вырабатываются двумя системами основных и двумя системами уточных нитей. Получаются два самостоятельных, расположенных одно над другим, полотна. Эти полотна соединяют только по краям или по рисунку. При соединении полотен только по краям образуется замкнутая полая ткань.

 

Двухслойные переплетения, как и мешковые, вырабатываются из двух систем основных и двух систем уточных нитей. Подобные виды переплетений дают возможность получить более толстые ткани, обладающие хорошими теплозащитными свойствами. При изготовлении ткани путем двухслойного переплетения для лицевого полотна используют более высококачественную пряжу, а для изнаночного – менее качественную и более дешевую пряжу. Кроме этого, верхняя и нижняя стороны ткани могут быть различны и по цвету и по рисунку.

 

Переплетение пике представляет собой разновидность двухслойного переплетения ткани. Для его образования требуются две основы или два утка. Лицевая сторона такой ткани имеет полотняное переплетение. Рельефный рисунок на ткани создается благодаря тому, что нижняя, коренная, основа, располагаясь по контуру узора над нитями верхнего утка, оттягивает их вниз, образуя углубление, как у ватного стеганого одеяла. Рисунки тканей пике могут быть очень разнообразны. Переплетением пике вырабатывают ткани для детских изделий, покрывал и др.

 

Ворсовые переплетения дают на лицевой поверхности ткани разрезной (образованный из разрезанных волокон) или петельный (образованный из нитяных петель) ворс. Разрезая основные нити, получают основоворсовые ткани, разрезая уточные нити, вырабатывают уточноворсовые ткани.

 

Перевивочные переплетения применяются при изготовлении легких прозрачных ажурных тканей. Для получения таких переплетений необходимы две системы основных нитей (основа стоевая и ажурная, или перевивочная) и одна уточная нить. Стоевые нити служат основанием, около которого происходит перевивка ажурных нитей. Перевивочные переплетения очень разнообразны, они могут образовывать на ткани простые и сложные узоры, как с одиночной, так и с групповой перевивкой.

 

 

Крупноузорчатые переплетения вырабатывают на ткацких станках с жаккардовой (лицевой) машиной. Такие ткани часто называют жаккардовыми. Они образуют на ткани крупные узоры разнообразных форм. Эти переплетения бывают простые, когда образуются из двух систем нитей сочетанием простых и мелкоузорчатых переплетений, и сложные, когда образуются из трех и более систем нитей.

 

Рассмотрим технологию производства тканей.

Она состоит из нескольких стадий. Натуральные ткани требуют внимательной последовательной обработки сырья, цель которой – в результате прядения получить нить. Сначала в процессе прядения получается пряжа. Сам процесс делится на отдельные фазы. На текстильных предприятиях плотно спрессованные тюки волокна хорошенько рыхлят и трепают. Чтобы из коротких волокон получилась непрерывная нить, волокна делят на комочки, очищают от сора и перемешивают. Так получается целый слой волокна, называемый холстом. В нем волокна расположены произвольно в форме маленьких клочков. Холст постепенно наматывается на скалки, образуя рулон. Потом холст отправляют на чесальные машины, там его разделяют на волокна и окончательно очищают от остатков сора и примесей. В итоге получается чесальная лента – рыхлый жгут. Она, в свою очередь, направляется на гребнечесальную машину, там она превращается в однородную гребенную ленту, которая отличается ровным, строго параллельным расположением волокон. Из нее формируют ровницу с помощью вытягивания, утонения и небольшого скручивания. Потом приступают к последнему этапу - собственно прядению. На прядильных машинах ровница становится тоньше в 200-300 раз и там ее подвергают окончательной крутке, после которой она превращается в пряжу. Дальше уже идет ткацкий процесс. Ткачеством называют процесс формирования неотделанной суровой ткани с помощью ткацкого станка путем переплетения двух систем нитей, расположенных перпендикулярно друг другу. Вы уже догадались, что это основа и уток. Нити основы укрепляют особым образом, так как они подвержены большему натяжению и трению, поэтому их прочность должна быть максимальной, чтобы не обрывалась нить. Для этого основу шлихтуют – нити подвергают пропитке клейким составом, а после сушат. Нити утка намотаны на специальные челноки, которые снуют по ткацкому станку между нитями основы туда-сюда. Полученная в результате ткачества суровая ткань обрабатывается с целью улучшения ее товарных свойств. Потом ткани отваривают, чтобы удалить восковые жирные вещества, отбеливают, красят, печатают рисунок. Потом ворсуют поверхность, декатируют (обрабатывают паром, чтобы уменьшить усадку) и пр. После прохождения всей технологической цепочки ткань можно использовать для раскроя и пошива.

Отделка ткани – это процессы химической, реже механической, обработки тканей. При таких процессах применяются различные химические вещества, в отличие от прядильного и ткацкого производства, где волокна подвергаются только механическим воздействиям.

 

 

Виды:

 

- Аппретирование – это пропитка тканей специальными составами. Для аппретирования используются составы на основе крахмала, декстрина, синтетических смол и пр. Это ссамый старый способ обработки тканей. При таком способе обработки ткани становятся более жесткими, более блестящими, несминаемыми и др. Существуют такие виды аппретирования, которые позволяют придать ткани водоотталкивающие свойства и даже масло- грязеотталкивающие.

 

- Декатировка (от франц. decatir – уничтожать блеск) – обработка шерстяных тканей паром или горячей водой для предотвращения усадки при последующей обработке и носке, а также улучшения внешнего вида. Декатировка производится на специальных аппаратах – декатирах. Декатировка бывает как сухой, так и мокрой.

 

 

- Карбонизация – это процесс обработки шерстяных тканей слабым раствором серной кислоты. Результатом этого способа обработки шерстяных ткани является удаление растительных примесей. Разбавленные кислоты не действуют на шерсть, но разрушительно действуют на растительные волокна. Находившаяся в шерсти примесь превращается при этом в мельчайший порошок, который удаляется большей частью уже при промывке шерсти водой, а затем, при высушивании и обработке шерсти на трепальных машинах.

 

- Крашение – это окрашивание тканей в какой-либо цвет. Крашение делается с помощью различных красителей: кислотных, кислотно-протравленных, прямых, сернистых, кубовых, активных, дисперсных и др. В результате крашения получают гладкокрашеные ткани.

 

- Мерсеризация – это процесс обработки хлопчатобумажных тканей в натянутом состоянии концентрированными щелочами. Этот процесс придает тканям большую прочность, шелковистый блеск и другие, улучшающие ткань, свойства. Процесс мерсеризации основан на изменении свойств целлюлозы под действием щелочи, а назван по имени английского изобретателя Джона Мерсера (J. Mercer, 1791—1866), впервые его исследовавшего.

 

- Отбеливание – это обработка тканей различными отбеливающими растворами. Посредством такого способа удаляют примеси и устраняют нежелательную природную окраску волокон ткани для придания им белого цвета или для подготовки к крашению. Чаще всего этот способ обработки применяют для хлопчатобумажных и льняных тканей.

 

- Печатание – это способ нанесения на ткань красочного рисунка, состоящего из одного или нескольких цветов, в результате чего на ткани получаются различные узоры. Для сохранения формы рисунка краситель наносят в загущенном состоянии. Нанесение рисунка на ткань чаще всего производят на тканепечатающих машинах. Для закрепления печатной краски ткань после сушки обычно подвергают паровой обработке. Процесс печатания называется также набивкой, а ткани с узорчатой расцветкой - печатными или набивными. По способу нанесения рисунка различают машинную, прямую, вытравленную, резервную и аэрографную печать и печать с помощью сетчатых шаблонов.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!