Диаграмма 8. СФИНКС



 

Эта диаграмма представляет четырех Херувимов, окружающих престол Всемогущего; они соответствуют центральным зодиакальным знакам четырех Элементов: Льву, Скорпиону, Водолею и Тельцу. Каждый херувический знак проявляет энергию своего Элемента в наиболее мощной и уравновешенной форме. К ним же относятся четыре Добродетели Адепта, позволяющие последнему преодолевать сопротивление элементов: Желать, Сметь, Знать и Молчать.

При гармоничном следовании этим Добродетелям в Адепте формируется пятый Элемент - Дух. Это внутренний Бог, центральное солнце Вселенной с человеческой точки зрения, обладающее своей собственной добродетелью - Идти. Важнейшая характеристика божественности - способность Идти, свободно перемещаться в пространстве, времени и других возможных усло­виях. В египетской иероглифической системе способность идти изображает­ся ремешком от сандалии. Его графическая форма есть crux ansata, Роза и Крест, которые, в свою очередь, дают нам формулу «Любви согласно Воле», а это и есть секрет Достижения.

 


ДИАГРАММЫ 7, 8:

 

 

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОРУДИЯ СФИНКС

 

 

Диаграмма 9. ЭССЕНЦИАЛЬНЫЕ ДОСТОИНСТВА ПЛАНЕТ

 

Открытие планет Гершель (Уран), Нептун и Плутон завершило десяте­ричную схему Сефир и дало Мастеру Териону возможность увязать Астро­логию с Церемониальной Магией на основе полного равновесия.

 

* * *

 

Замечательным свидетельством триумфа Магии является то, что все воинственные нации выбрали себе, к добру или к худу, магические символы и жесты:

Великобритания и США: «Большой палец» - Знак страны Хем, Фаллос; жест «Победа» - Знак Апопа и Тифона.

СССР: серп и молот - Сатурн и Юпитер; пятиконечная звезда - пентаграмма. Третий рейх: свастика. Фашистская Италия: фашина. Япония: восходящее солнце. Франция, отказалась от цветка лилии (Фаллос) и профанировала пентаграмму (орден Почетного легиона).

 


НАЗВАНИЯ И ЧИСЛА КАРТ ТАРО

 

 


ЧЕТЫРЕ ЦВЕТОВЫХ ШКАЛЫ

 

  Рыцарь Королева Принц Принцесса
  Сияние Белое сияние Белое сияние Белый с золотыми
         
  Чистый, Серый Перламутровый Белый с красными,
  мягкий     синими и желтыми
  синий     крапинками
  Малиновый Черный Темно- Серый с розовыми
      коричневый крапинками
  Темно- Синий Темно- Темно-лазурный с
  фиолетовый   фиолетовый желтыми
        крапинками
  Оранжевый Ало-красный Ярко-алый Красный с черными
        крапинками
  Чистый Желтый (золотой) Насыщенный Золотой
  розовый   лососевый янтарный
  Янтарный Изумрудный Яркий желто- Оливковый с
      зеленый золотыми кра-
        пинками
  Фиолетовый Оранжевый Красно-каштановый Желтовато-коричне-
        вый с белыми
        крапинками
  Индиго Фиолетовый Очень темный Лимонный с лазур-
      пурпурный ными крапинками
  Желтый Салтир*. Как в Шкале Коро- Черный с
    лимонный (С), левы, но черный желтыми лучами
    оливковый (В), цвет - с золотыми  
    каштановый (3) крапинками  
    и черный (Ю)    
  Яркий Небесно-голубой Сине- Изумрудный с
  бледно-желтый   изумрудно- золотыми
      зеленый крапинками
  Желтый Пурпурный Серый Индиго с фиоле-
        товыми лучами
  Синий Серебряный Холодный Серебряный с
      серо-голубой небесно-голубыми
        лучами
  Изумрудно- Небесно-голубой Весенне-зеленый Ярко-розовый с
  зеленый     бледно-зелеными
        лучами
  Фиолетовый Небесно-голубой Синевато- Белый с фиоле-
      сиреневый товым оттенком
  Красно-оранжевый Темный индиго Теплый темно- Насыщенный
      оливковый коричневый
  Оранжевый Бледно- сиреневый Цвет свежей Красновато-серый,
      желтой кожи переходящий в
        сиреневый

 


 

 

  Янтарный Тёмно-бордовый Насыщенный ярко-каштановый Темный зеленовато-коричневый  
  Желтый (зеленоватый) Темно-пурпурный Серый Красновато-янтарный  
  Зеленый (желтоватый) Грифельно-серый Серо-зеленый Сливовый  
  Фиолетовый Синий Насыщенный пурпурный Голубой с желтыми лучами  
  Изумрудно-зеленый Синий Темный сине-зеленый Бледно-зеленый  
  Темно-синий Цвета морской волны Темный оливково-зеленый Белый с пурпурны­ми крапинками  
  Зеленовато-синий Матово-коричневый Очень темный коричневый Мертвенный сине-коричневый  
  Синий Желтый Зеленый Живой темно-сини  
  Индиго   Алый Черный     Красный Иссиня-черный     Венецианский красный Холодный темно-серый, переходящий в черный   Ярко-красный с лазурными или изумрудными лучами  
  Фиолетовый Красный Цвет пламени Жгуче-красный  
  Малиновый (ультрафиолет) Цвет буйволовой кожи с серебряно-белыми крапинками Светлый, прозрач­ный розовато-коричневый Цвет камня  
  Оранжевый Золотой желтый Насыщенный янтарный Янтарный с красными лучами  
  Жгучий оранжево-алый Киноварь крапинками Алый с золотыми Киноварь с мали­новыми и изумрудными крапинкам  
  Индиго Черный Иссиня-черный Черный с синими лучами  
32' Лимонный, оливковый, каштановый Янтарный Темно-коричневый Черный с желтью крапинками  
  и черный        
З1' Белый с перехо­дом в серый Темно-пурпурный, почти черный Семь цветов раду­ги (фиолетовый снаружи) Белый, красный, желтый, синий, черный (снаружи)  

* Салтир. в геральдике - поле, разделенное на четыре сектора косым крестом Буквы скобках означают секторы, привязанные к странам света (север - вверху). - Прим пер


СООТВЕТСТВИЯ МАСТЕЙ


ФИГУРНЫЕ КАРТЫ ТАРО СО СФЕРАМИ ИХ НЕБЕСНОГО ГОСПОДСТВА

 

Рыцарь жезлов 20 -20 Королева жезлов20 20 Принц жезлов20 -20 Принцесса жезлов управляет первым небесным квадрантом вокруг северного полюса. Рыцарь чаш20 -20 Королева чаш20 -20 Принц чаш20 -20 Принцесса чашуправляет вторым квадрантом.
Рыцарь мечей20 -20 Королева мечей20 -20 Принц мечей20 -20 Принцесса мечейуправляет третьим квадрантом Рыцарь дисков20 -20 Королева дисков 20 -20 Принц дисков20 -20 Принцессауправляет четвертым квандрантомдисков


ЭССЕНЦИАЛЬНЫЕ ДОСТОИНСТВА ПЛАНЕТ

 

 

Знаки Зодиака Управляющие планеты Планеты в экзальтации
  19°
 
 
  15°
  21°
  15°
  19°
  14°
 
  28°
  19°
  27°
           

Примечание: Гершель* управляет четырьмя Херувическими Знаками **, Нептун — четырьмя Простыми Знаками, а Перводвижитель - четырьмя Кардинальными.

Точка падения любой планеты находится напротив ее точки экзальтации, знак изгнания - напротив Дома.

 

* Гершель - то же, что Уран, Перводвижитель - Плутон.- Прим перев.

** Херувические Знаки — то же, что неподвижные, фиксированные или постоянные: Телец, Лев, Скорпион и Водолей. Простые Знаки - то же, что подвижные или переменные: Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы. Кардинальные Знаки — Овен, Весы, Рак и Козерог - Прим перев.

 

ТРИПЛИЦИТЕТЫ ЗОДИАКА

Огонь

Огонь огня. Молния – быстрота, резкость.

Воздух огня. Солнце – устойчивая сила энергии.

Вода огня. Радуга – увядающее, одухотворенное отражение образа.

Вода

Огонь воды. Дождь, родник – быстрота, страстность.

Воздух воды. Море – устойчивая сила гниения.

вода воды. Лужа – застойное одухотворенное отражение образа.

 

 

Воздух

огонь воздуха. Ветер – быстрота, натиск (отметьте также идею равновесия, проявляющуюся, например, в пассатах).

воздух воздуха. Облака – устойчивые переносчики воды.

вода воздуха. Вибрация - неподвижные массы

 

 

Земля

огонь земли.

воздух земли.

вода земли.

ВАЖНЕЙШИЕ ТРИАДЫ

Три бога IAO

0 святой дух

I посланник

IX тайное семя

 

Три богини

II дева

III жена

XVII мать

 

Три демиурга

X отец всего 3в1

IV правитель

V сын(жрец)

 

Дети Гор и Хур-Па-Краат[229]

VI правление близнецов

XIX солнце (игра)

XVI венценосное и победоносное дитя появляющееся из утробы как в ALP

 

Йони радующаяся (женщина оправданная)

VII Грааль. Колесница жизни

XIV беременная утроба, сохраняющая жизнь

VIII сексуальное соединение

 

Убитые боги

XI 156 и 666

XII искупитель в водах

XIII искупающее чрево, которое убивает XV

 

Лингам, йони, стела (жрец, жрица, церемония)

XV выпрямившей и довольный

XVIII ведьма. Застоявшаяся и ожидающая Йони

XX бог и человек как двойня от Нуит и Хадита

Пантакль

XXI система


ПРИЛОЖЕНИЯ ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

 

Приложение 1. Четыре каббалистических мира

Каббалисты считают, что десять Сефир функционируют на четырех иерархических уровнях, называемых «мирами» (евр. Олам):

Ацилут Мир Архетипов, Мир Эманации или Мир Божественный

Брия Мир Творения, Мир Архангелов.

Йецира Мир Формирования. Астральный мир.

Ассия Мир Действия, Проявленный Мир. Материальный мир,

каким мы его знаем.

Существует два понимания этих миров. Можно считать, что в каждом из них содержится свое Древо Жизни, причем Сефира Малкут мира Ацилут является одновременно Сефирой Кетер мира Брия и т. д. Можно также рассматривать четыре мира как иерархические уровни одного Древа Жизни: Ацилут включает в себя Сефиру Кетер, Брия - Сефиры Хокма и Бина, Йецира - шесть Сефир от Хесед до Йесод включительно, а Ассия - Малкут. (Вариант этой системы — Кетер и Хокма в мире Ацилут и одна Сефира Бина в мире Брия.)

Обе системы равно достоверны и используются в разных обстоятельствах. (Существует также понимание каждой Сефиры как Древа Жизни в миниатюре: при этом во всем мироздании оказывается десять Дерев и сто Сефир.)

Четыре аспекта каждой Сефиры, проявляющиеся в четырех мирах, позволяют соотнести систему Сефир с такими четверичными системами, как Тетраграмматон, четыре элемента западной алхимии и, конечно, масти и фигуры карт Таро.

 

 

Приложение 2. Названия козырей Таро в системе «Золотой Зари»[230]

Дурак Дух Эфира

Маг Маг Силы

Верховная Жрица Жрица Серебряной Звезды

Императрица Дочь Могучих

Император Сын Утра, вождь среди Могучих

 

 


Приложение 3. Элементальные достоинства

Элементальные достоинства — это качества элементов, определяющие характер их взаимодействия. Элементы могут друг друга усиливать, ослаблять или быть нейтральными. Им приписывается сочетание двух качеств - они могут быть горячими или холодными (первичное качество) и при этом сухими или влажными (вторичное):

Огонь Горячий и сухой

Воздух Горячий и влажный

Земля Холодная и сухая

Вода Холодная и влажная

 

Элементы, разделяющие первичное качество (оба либо горячие, либо холодные), считаются взаимодополняющими и усиливающими друг друга. В природе они легко смешиваются и сочетаются. Это пары «Огонь—Воздух» и «Земля—Вода».

Элементы, разделяющие вторичное качество (оба либо сухие, либо влажные), считаются нейтральными по отношению друг к другу. Они смешиваются не столь легко. Это пары «Огонь - Земля» и «Воздух - Вода».

Элементы, не разделяющие никаких общих качеств, считаются взаимоослабляющими, противостоящими. Они не смешиваются. Это пары «Огонь—Вода» и «Воздух—Земля».

Этими соображениями и следует руководствоваться, анализируя «элементальное окружение» карт Таро в порицательных раскладах. Каждой карте соответствует один из элементов, и понятно, например, что для «огненной» карты соседство «водных» неблагоприятно, а «воздушных» - наоборот, полезно.

 


Приложение 4. Соответствия триграмм «И-цзина»

 

 


Приложение 5.

 

 


Приложение 6. Дома Неба

 

(Из книги А. Кроули «Астрология. Архетипы астрального универсума согласно мифологии и западным традициям». Перевод Б. И. Пружинина)

 

Первый Дом описывает индивидуальность и темперамент рожденного, а также его физические кондиции и облик. Кроме того, этот Дом очерчивает то, что принадлежит индивиду из его непосредственного окружения и ближайших обстоятельств (вне зависимости от его наследственных прав).

Второй Дом осведомляет нас о собственности рожденного и его спо­собности приумножить эту собственность. Но здесь имеется в виду не случайный барыш или законное наследство, речь идет исключительно о деловых способностях рожденного.

Третий Дом представляет прежде всего умственные способности рожденного и вообще все те средства самовыражения, с помощью которых человек общается с себе подобными. В этом же Доме описываются небольшие путешествия и говорится о том, какие из них могут быть удачными. Здесь же речь идет о братьях и сестрах рожденного, их отношениях и отношениях с ближайшими соседями. И сверх того, обсуждаются те знакомые и друзья, отношения с которыми являются скорее интеллектуальными, чем душевными.

Четвертый Дом описывает место рождения и отчий Дом. Здесь со­держится указание на перспективы наследования (прежде всего, по отцовской линии), здесь же описывается и сам отец. Другой план значений этого дома связан с жилищем, землевладением и всякой собственностью, имеющей отношение к земле (особенно рудники, шахты и пр.). Отсюда же извлекаются сведения относительно последних лет жизни, о месте смерти и о конце материального существования вообще.

Пятый Дом раскрывает душевные привязанности рожденного, сферу его наслаждений, включая игру и сердечные влечения. Этот Дом среди прочих имеет особое значение для всего, что касается половой жизни. Кроме того, в нем описываются дети рожденного.

Шестой Дом осведомляет о здоровье, питании, характере одежды и прочих телесных особенностях рожденного. Этот Дом имеет также отношение, весьма скрытое и всегда индивидуальное, к развитию оккультного Эго. Кроме того, здесь описываются взаимоотношения со всеми лицами, которые мог сослужить рожденному какую-либо службу (за исключением домашних), и здесь же раскрывается его отношение к маленьким животным, особенно ручным. Совершенно особым образом этот Дом связан еще с сельским хозяйством, а также со всякого рода спекуляциями, предпринимаемыми исключительно с целью прибыли (т.е. чуждой даже намека на игру и развлече­ние).

Седьмой Дом представляет партнеров рожденного; речь главным образом идет о партнерах по браку, но также и партнерах по работе и другим делам, так или иначе требующим объединения усилий. В этом же доме описываются тяжбы и все те лица, которые открыто противостоят рожденному.

Восьмой Дом указывает вероятную продолжительность жизни и обстоя­тельства ее окончания. В нем очерчивается все то, что рожденный приобретает по завещаниям или по наследству.

Девятый Дом - Дом науки и религии. А кроме того, в нем описываются большие путешествия, т.е. путешествия, которым придается большое значение и которые глубоко вплетены в ткань жизни. Здесь же описываются способность и устремления рожденного в сфере духовного совершенствования, а также характер его религиозности.

Десятый Дом очерчивает круг занятий рожденного и его карьеру. В этом Доме определяется также его репутация, его общественное положение и степень почтения к нему со стороны окружающих. Кроме того, здесь опи­сываются наниматель, хозяин, начальник рожденного и его отношения с органами власти его страны. И наконец, здесь говорится о его матери.

Одиннадцатый Дом - Дом друзей. Он описывает тех, к кому рожденный испытывает естественное тяготение, и характер складывающихся с ними отношений. Равным образом здесь описываются стремления рожденного; однако при этом следует тщательнейшим образом различать, с одной стороны, духовные устремления, с другой - желания.

Двенадцатый Дом - Дом принуждения: он описывает всякое влияние, которое каким бы то ни было образом может ограничить свободную волю рожденного. Здесь описываются его тайные недруги и даются характеристики тех интриг, в которых он может принять участие или которые могут быть направлены против него. Кроме того, здесь указываются все тайные ассоциа­ции, с которыми он мог бы оказаться связанным. И еще указываются крупные животные, играющие какую-либо роль в судьбе рожденного, и его отношение к ним. И наконец, раскрываются все те места, где он должен оказаться и где дисциплина является первейшей необходимостью.

 


[1] Публикации A∴ A∴ делятся на четыре класса:

В класс «А» входят книги, в которых может быть изменено не так много, например, только стиль письма. Они содержат слова, произнесенные Адептом, и не подлежат изменениям даже руководителями организации.

Класс «B» это книги или эссе, которые являются результатом академического изучения или достижений в ходе обучения, просвещенными и серьезными.

В класс «С» входит материал, который следует рассматривать, скорее, как наводящий, чем что-либо еще.

Класс «D» представляет собой официальные Ритуалы и инструкции.

Некоторые публикации имеют смешанный тип, и относятся к более чем одному классу.

[2] Imprimitur (imprimatur, официальное разрешение (лат.)) – публикуется с официального разрешения.

[3] Оригинальное название этой главы из «Книги Лжей» - игра слов (как и многое в текстах Кроули): wheel and - whoa(Колесо и - Тпру!). Эти слова звучат похоже на weal and woe (Благополучие и Горе). В авторском комментарии говорится: «Это означает движение и покой. Мораль же - обычная мистическая: останови мысль в ее источнике».

[4] На самом деле в разных книгах Леви есть также иллюстрации «Колеса Фортуны», «Мира» и «Мага».

[5] Кроули, как и многие другие оккультисты, называет «средневековыми» колоды Таро марсельского типа. Самые старые из этих карт, сохранившиеся в коллекциях, относятся, однако, уже к XVII веку. Даже древнейшие из сохранившихся карт Таро, миланские «Висконти - Сфорца», можно отнести к средневековью лишь с некоторой натяжкой (они датируются серединой XV века).

[6] Долгое время считалось, что цыгане - выходцы из Египта.

[7] В ряде европейских языков название народа цыган является производным от слова «Египет».

[8] Нотарикон - анаграмма, один из методов гематрического анализа слов.

[9] Йециратические атрибуты - элементы, планеты и знаки Зодиака, соответствующие буквам еврейского алфавита; название происходит от каббалистической книги «Сефер Йецира», в которой эти соответствия установлены. В более широком смысле - все каббалистические ассоциации букв.

[10] Телема - созданное Кроули религиозно-этическое учение, суть которого сводится к тому, что человек должен познать свою Высшую Волю и сделать ее руководящим мотивом всех своих действий. Все основные положения Телемы содержатся в «Книге Закона», и главное из них - «Твори свою Волю - да будет в этом весь Закон». Кроули подчеркивал, что для его последователей эта формула должна означать отнюдь не потакание любым капризам («Делай, что хочешь»), но постоянное обращение к Высшему и беззаветное служение Ему («Твори свою Волю - и уж не делай ничего другого!»).

[11] Здесь: шутящий с серьезным, невозмутимым видом.

[12] Сокращение от «Golden Dawn», т. е. «[Орден] Золотой Зари» по-английски.

[13] Орден R.R. и А.С. - «Орден Рубиновой Розы и Серебряного Креста».

[14] Cокращение от Argentums Astrum т. е. «[Орден] Серебряной Звезды» по-латыни.

[15] Брат Пердурабо - сам Кроули. В 1904 году в Египте его «Святой Ангел-Хранитель» по имени Айвасс (или Айваз) продиктовал ему «Книгу Закона» - главную книгу кроулианского учения.

[16] В традиционных эссе и книгах о Таро - например, в «Истории Магии» Кристиана, «Таро цыган» и «Предсказательном Таро» Папюса, «Таро» Матерса, «Иллюстрированном ключе к Таро» Уэйта.

[17] Рихард Рети (1889 - 1929) - выдающийся гроссмейстер и теоретик шахмат.

[18] «Строили лучше...» - цитата из гимна «Пилигримы» Флоренс Эрл Коутс (1900).

[19] «Бездна» - пропасть, отделяющая три высших Сефиры от семи низших. Израэль Регарди в своей книге «Гранатовый сад» объясняет: «Первые Три Сефиры, называемые Вышними, превосходят все и всяческие интеллектуальные понятия... От того, что находится под ними, Вышние отделены огромной пропастью, Бездной. Вышние идеальны, прочие Сефиры - актуальны; Бездна же - это метафизическая пропасть между ними». Бездна тесно связана с «теневой» одиннадцатой Сефирой, Даат («Знание»). Даат - это то, что помогает преодолеть Бездну.

[20] «Книга бескрылой гагарки» - дневник Кроули, ведшийся с 1919 года, из которого сохранилось лишь несколько фрагментов.

[21] См. Фрэзер. Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1986.

[22] Четыре Мира - см. Приложение 1.

[23] На самом деле, в том варианте расположения «путей» на Древе Жизни, которым пользуется Кроули, видны лишь два очерченных равносторонних треугольника, обращенных вершинами вниз. По-видимому, третьим (точнее, вторым) он считает не полностью очерченный треугольник «Хесед - Гебура - Иесод».

[24] Когда мир был уничтожен огнем 21 марта 1904 года - то есть когда начался Эон Гора. См. следующее примечание.

[25] Стела Откровения - главная святыня телемической религии Кроули. В марте 1904 года, когда Кроули с молодой женой Роуз Келли находился в Каире, она внезапно начала впадать в трансовые состояния и передавать мужу послания от бога Гора. Чтобы проверить реальность этого контакта, Кроули привел Роуз в каирский музей Булак. Там она, пройдя мимо многих изображений Гора, устремилась к экспонату номер 666 (это число всегда играло особую роль в магическом мире Кроули) - стеле, на которой Гор принимал подношение от новопреставившегося жреца Анх-ф-н-Хонсу. Потрясенный, Кроули начал слушаться наставлений, передаваемых через жену, 20 марта (в день равноденствия) совершил призывание Гора, а 8-10 апреля принял и записал «Книгу Закона». В египетских надписях на музейном экспонате, получившем с тех пор название «Стела Откровения», также обнаружился мистический смысл. Копия Стелы имеется у каждого последователя учения Кроули. День же весеннего равноденствия 1904 года считается началом телемитского календаря.

[26] Писец - Кроули.

[27] В первый день весны — естественно, имеется в виду астрологическая весна, когда Солнце входит в знак Овна

[28] «Растворяй и сгущай».

[29] Всей системы - имеются в виду карты от 2 до 10.

[30] 61 - численное значение еврейского слова Айн, т.е. «нет», «отсутствие». Это название «Первой Завесы Отрицания», Абсолютного Нуля. 146 - численное значение слова Соф, «предел». Айн Соф («Беспредельность») - Вторая Завеса Отрицания, Неопределенный Ноль 207 - численное значение слова Аур, «свет». Айн Соф Аур («Бесконечный Свет») - третий вид Нуля и Третья Завеса Отрицания.

[31] Триплицитеты - группы из трех знаков Зодиака.

[32] Строка из поэмы Роберта Браунинга (1812 - 1889) «Рождество и пасха» (1850).

[33] См. Матф. 11: 12.

[34] Цифирь - в оригинале употреблено слово cipher: нуль, шифр, арабская цифра.

[35] Поместили ее между картами XX и XXI - первым это сделал Элифас Леви в «Догме и ритуале высшей магии» (1854- 1855).

[36] Имеется в виду скандал по поводу посвящения Кроули Матерсом в степень Младшего Адепта вопреки желанию остальных членов ордена.

[37] Получение «Книги Закона».

[38] AL или «Liber АL», - то же, что «Книга Закона», главный труд Кроули.

[39] Меняются еврейские буквы, но не номера карт.

[40] Сэр Годфри Хиггинс (1773 - 1833) - английский историк-оккультист, автор знаменитого труда «Анакалипсис» (1833).

[41] См. рисунок ранее по тексту.

[42] Сигнатуры (от лат. «подпись, метка, знак»): в оккультизме - отметины, оставляемые астрологическими воздействиями на всех предметах и живых существах. Соответствия между объектами и явлениями природы основываются на родстве сигнатур.

[43] Не считая Тузов.

[44] Справа налево.

[45] Слева направо.

[46] Справа налево.

[47] «Все понимать - значит все прощать».

[48] «После этого - значит, вследствие этого».

[49] Ян ван Рюйсбрук (1293 - 1381) - фламандский мистик, основатель «Братства общей жизни».

[50] Мигель де Молинос (ок. 1640 - ок. 1695)-испанский мистик, основатель квиетизма.

[51] Циркулярные - здесь: основанные на понятиях, которые сами требуют определения.

[52] Бэттл-Крик - знаменитый американский санаторий и медицинский центр.

[53] Лорд Томнодди - праздный аристократ, персонаж сатирического стихотворения Роберта Б. Брафа (1828 - 1860).

[54] Билл Сайке - уголовник, персонаж «Приключений Оливера Твиста» Чарлза Диккенса.

[55] Имеется в виду популярная в магических кругах того времени книга «Халдейские оракулы Зороастра», изданная Весткоттом в 1895 г.

[56] Поскольку, согласно предыдущей легенде, самка грифа есть энергетическая Вселенная.

[57] Анаксимен полагал первоэлементом Воздух.

[58] В наше время известно, что этот фактор - форма одной из отцовских хромосом, и пол яйцеклетки уже определен сразу после оплодотворения. Кроули не дожил до открытия хромосом (но посмотрите внимательнее на его карту «Дьявол»: яички большого фаллоса напоминают ядра клеток в состоянии митоза; видны хромосомы, соединенные нитями с двумя клеточными полюсами. Совпадение или ясновидение?).

[59] «Пустые ведра на палубе», строка из поэмы Сэмюэла Тэйлора Колриджа.

[60] Пс. 44: 14.

[61] Цитата из стихотворения Роберта Браунинга «Мистер Сладж, медиум».

[62] Первоапрельская шутка, букв, «апрельская рыба».

[63] Сохо - район в Лондоне.

[64] См. Евр. 13.2.

[65] Быт. 37:3, 23, 32.

[66] В канонических вариантах Библии упоминаний о разноцветной одежде у Иисуса нет.

[67] Броселианд - лес в Бретани, связанный с циклом легенд о Короле Артуре.

[68] По-видимому, имеется в виду Теодор Ройсс (1855- 1923), возглавлявший О.Т.О. с 1906 по 1922 гг. Ройсс действительно принимал участие в подготовке премьеры «Парсифаля» в Байройте в 1882 г., но Ордена тогда еще не существовало: он был основан, согласно официальной хронологии, лишь в 1895 году Карлом Келльнером (1850 - 1905), который и стал первым Главой О.Т.О.

[69] Эпонимический — дающий свое имя чему-либо.

[70] Прессе (ит.) - рыба.

[71] Геракл, ребенок, прявший в Доме Женщин — по-видимому, Кроули соотносит Гарпократа, попирающего крокодила, с Гераклом потому, что последний в младенческом возрасте задушил двух больших змей (напрашивается также аналогия с Кришной-змееборцем). По некоторым сведениям, изображения Гарпократа с крокодилом в Древнем Египте использовали как обереги против змей. Второй образ относится к эпизоду уже из взрослой жизни Геракла: когда герою на некоторое время пришлось стать рабом лидийской царицы Омфалы, она одевала его в женскую одежду и заставляла прясть вместе со служанками.

[72] «Книга Мудрости или Глупости» — работа Кроули, написанная в 1918 г. и впервые опубликованная в 1961 г. («Равноденствие», III. 6).

[73] Маленькая скиния - молельня из романа Диккенса «Лавка Древностей». Здесь: ортодоксальное христианское мировоззрение.

[74] Тоху-Боху (евр.) - хаос, беспорядок.

[75] Иакх - еще одна ипостась Диониса-Загрея-Вакха.

[76] Фаллического бога Приапа почитали в виде осла.

[77] Сэр Ричард Пэйн-Найт (1751 - 1824) - английский философ и историк. Его главный труд - «Беседа о почитании Приапа» (1786).

[78] Барон Йозеф фон Хаммер-Пургшталль (1774 - 1856) - австрийский историк-ориенталист.

[79] Здесь Кроули ссылается на Сфинкс из греческой мифологии - существо женского пола.

[80] «Шлюха и Дева» - вольная цитата из драмы «Король Генрих VI, часть I», приписываемой Шекспиру. Слово «шлюха» созвучно «загадке», связываемой со Сфинксом. «Дева» - прозвище Жанны Д'Арк.

[81] «Парижское делание» (1914) - один из магических дневников Кроули.

[82] Вышние - три первых Сефиры Древа Жизни.

[83] Триаду Вышних с Гексадой - то есть Сефиры 1 - 3 с Сефирами 4-9.

[84] V.V.V.V.V. - «VI VERI VNIVERSUM VUVUS VICI» («Силой Истины Вселенную Живым Победил»), магический девиз Кроули как Магистра Храма 8° = 3°.

[85] Этир - в «енохианской» метафизической системе, созданной Джоном Ди (1527- 1608) и составляющей часть систем «Золотой Зари» и Кроули, в мироздании выделяется 30 этиров, или концентрических слов. Каждая глава «Видения и Голоса» посвящена одному из них.

[86] См. Приложение 1.

[87] «Крест с ручкой» (имеется в виду петля, за которую его держат египетские боги.

[88] В одной из систем Таро - в системе «Золотой Зари»; см. Приложение 2.

[89] «Природа не действует скачками».

[90] См. Откр. 13: 17 и далее.

[91] Сигнала — магическая печать.

[92] «Внося соответствующие изменения».

[93] Знак Входящего - одна из ритуальных поз в каббалистической магии «Золотой Зари». Выполняя ее, участник ритуала наклоняет туловище и вытягивает обе руки вперед.

[94] Протетеский: Протей в греческой мифологии — морское божество, способное принимать любой облик; символ материи. Здесь возможна также ассоциация с протеинами (белками) как основой жизни.

[95] В магической системе «Золотой Зари» приняты четыре «шкалы цветов», соответствующих буквам Тетраграмматона, каббалистическим мирам, элементам, мастям и фигурным картам Таро. Они называются «Шкала Короля», «Шкала Королевы», «Шкала Императора (Принца)» и «Шкала Императрицы (Валета, Принцессы)». В каждой шкале по 34 цвета (или комбинации цветов): 10 для Сефир (чисел) и 24 для Путей (еврейских букв, козырей Таро). Хотя Путей всего 22, последние два из них (Шин и Тау) дублируются, образуя в шкале позиции 31 и 32. Это связано с тем, что обеим буквам соответствуют по два различных атрибута: Шин - не только Огонь, но и Дух; Тау - не только планета Земля, но и Земля как элемент. Все четыре шкалы цветов приводятся в Приложении В.

[96] В одной из традиций - в традиции «Золотой Зари».

[97] Здесь и далее - тонкая игра смыслов и образов. Кроули употребляет латинские слова JUDEX и TESTES. Последнее означает не только «свидетели», но и «яички». Сферические чаши весов на карте действительно напоминают яички, а в следующем пассаже меч фактически приравнивается к пенису. Стоит отметить, что латинское название влагалища, вагина, буквально означает «ножны».

[98] То есть «аккуратность, точность», в отличие от традиционного французского названия «.justise» - «справедливость».

[99] Немисс- традиционный египетский головной убор, используемый в церемониальной магии.

[100] «Книга Закона», II. 24.

[101] «Книга Закона», II. 61 - 63.

[102] Австралийский цветок «Waratah» (Телопеа - Telopea speciosissima), символ штата Новый Южньн Уэлльс.

[103] «Книга Закона», I. 15-16

[104] «Книга Закона», I. 58.

[105] «Книга Закона», I. 3.

[106] Кенотафия (греч. «пустая гробница») - памятник, обычно в форме гробницы, человеку, похороненному в другом месте или неизвестно где.

[107] «Книга Закона», II. 48.

[108] «Силоамский сон» - особый метод трансовой медитации, предложенный П. Б. Рандольфом (1825 - 1875), выдающимся оккультистом, медиумом, целителем своего времени. Силоам - источник близ Иерусалима, упоминающийся в Библии (см., например, Иоан. 9: 7). Сам Рандольф называл «силоамский сон» тибетской практикой.

[109] См. Иоан. 19:34.

[110] Аменти - в египетской мифологии царство мертвых.

[111] «Возврат царства Сатурна» (Вергилий, «Эклога IV»). В античном мире считалось, что Сатурн правил в Золотом Веке.

[112] Красная кровь и белая клейковина в алхимии соответственно означают мужские и женские половые жидкости.

[113] «Мертвая голова».

[114] Купорос.

[115] См. Элайн Карр, «Жрица Панормиты». - «Равноденствие» I. № 2.

[116] «Книга Закона», I. 12-13.

[117] Шабаш - то есть шаббат, суббота.

[118] Здесь, по-видимому, римский бог подземного мира.

[119] Кроули, «liber LXV», V. 65.

[120] Озеро Пасквани - ныне озеро Ньюфаунд, штат Нью-Гэмпшир, США. В 1916 году Кроули пережил там «Видение Звездной Губки», подробно описанное в его комментарии к стиху 59 первой главы «Книги Закона».

[121] Зороастр сказал.

[122] «Книга Закона», I. 58.

[123] «Книга Закона», I. 61-66.

[124] Писал Ките - в стихотворении «Гомеру» (1848).

[125] Хем - Египет.

[126] «Книга Начала» - так иудеи называют «Книгу Бытия».

[127] Быт. 15: 12.

[128] Верт - зеленый цвет в геральдике.

[129] Шекспир, «Буря», I: 2 (1611). Цитата приведена нами в переводе М. Кузьмина.

[130] Три Йод - три коротких штриха буквы.

[131] «Книга Закона», III. 34. 154«Книга Закона», III. 72.

[132] Мир дискурса - полный набор понятий, учитываемых в данном обсуждении, исследовании или эксперименте.

[133] Кроули жил в Чефалу с 1920 по 1923 годы.

[134] Солнце на юге - то есть зима.

[135] «Книга Закона», II. 21.

[136] Джон Уильям Нэвин Салливан (1886-1937) - историк науки, друг и ученик Кроули. Гершаль - одно из ранних названий планеты Уран.

[137] «Мир в миниатюре», принятое в системе «Золотой Зари» цветное изображение Древа Жизни, в котором Сефиры раскрашены согласно Шкале Королевы, а Пути - согласно Шкале Короля. У Кроули в книге «777» - все наоборот: «В соответствии с всеобщим законом равновесия, Сефиры даны в Шкале Короля, а пути - в Шкале Королевы. Никогда нельзя позволять мужскому высовываться, не уравновесив его женским. Сефиры - идеи определенно положительные». (Правда, перед этим он заявляет: «Вы можете использовать четыре цветовых шкалы как хотите. Единственное, о чем надо помнить, - это соответствия Тетраграмматону.)

[138] Гексаграмма в «И-цзине» - шестиярусная фигура из двух видов линий («черт»). Все названия гексаграмм «И-цзина» приводятся по русскому переводу Ю. К. Щуцкого.

[139] Имеется в виду перевод «И-цзина», выполненный Джеймсом Леггом и впервые изданный как XVI том знаменитой оксфордской серии «Священные книги Востока» в 1882 году. Все цитаты из «И-цзина» в настоящем издании переведены по тексту Легга.

[140] «Великий Зверь», один из псевдонимов Кроули.

[141] Имеется в виду известный эпизод из биографии Джонатана Свифта: сначала он издал пародийный астрологический прогноз на 1708 год, в котором предсказал смерть известного астролога Джона Партриджа, вскоре объявил о том, что пророчество исполнилось, а затем талантливо опровергал все печатные протесты своей жертвы.

[142] См. «Книгу Закона», I.3.

[143] По соседству с картами, элемент которых ослабляет его собственный. См. Приложение 3.

[144] Кроули цитирует эпитафию, которую придумал для себя английский поэт Джон Ките (1795-1821).

[145] «Химера, в пустом пространстве жужжащая» (см. Ф. Рабле, «Пантагрюэль», гл. 7: «Хитроумнейший вопрос о том, может ли Химера, в пустом пространстве жужжащая, поглотить вторичные интенции; обсуждался на Констанцском соборе в течение десяти недель»). Здесь: надуманная проблема.

[146] Триграмма Воздуха также указывает на Дерево - одна из триграмм, составляющих гексаграмму 32, а именно Сюнь, у Кроули соответствует Воздуху, в традиционной же китайской системе элементов - Дереву.

[147] «Прямодушный, от вины свободный» - Гораций, «Оды», 1:22.

[148] Карта, называемая «Препятствием» или... «Сокращенной Силой» — Восьмерка Мечей.

[149] «Женщины непостоянны» (из пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», 1832).

[150] «Кориолан» - одна из последних трагедий Шекспира.

[151] «Блуждающие огни», миражи.

[152] Томас Харди (1840- 1928) - английский писатель и поэт.

[153] Гималайский винторогий козел.

[154] Трехмерная Гексаграмма, - здесь - фигура, состоящая из двух тетраэдров, пересекающихся подобно треугольникам в шестиконечной звезде (гексаграмме).

[155] Элементальные достоинства - см. Приложение 3.

[156] «Книга Закона», I, 3.

[157] Исключительный Адепт - высокая степень 7° = 4° в ордене Золотой Зари.

[158] Уильям Шекспир, «Венецианский купец». Перевод Т.Щепкиной-Куперник.

[159] Summum bonum (лат.) - «Высшее Благо», из которого вытекают все остальные блага.

[160] В системе Золотой Зари.

[161] «Останься дома и приготовься к девяти соитиям подряд». Гай Валерий Катулл (около 87 - 54 гг. до н. э.) - римский поэт. Кроули цитирует его стихотворение номер 32.

[162] Владыка Удовольствия: название Четверки Чаш в системе Золотой Зари – Владыка Смешанного Удовольствия.

[163] См. Лук. 11:21: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение».

[164] Беспокойство: здесь Кроули обыгрывает более древнее значение английского слова worry - «душить, травить». Имя Сфинкс созвучно греческому глаголу «душить».

[165] Уолтер Уильям Скит (1835-1912) - выдающийся английский филолог.

[166] Комплекс Руах: в каббалистической психологии Золотой Зари трем частям души - Нешама, Руах и Нефеш - соответствуют определенные Сефиры Древа Жизни. Центр Руах («средней души», или рационального «Я») - Сефира Тифарет, но к этому комплексу также относятся Хесед, Гебура, Нецах, Ход и Иесод.

[167] Срединный Столп - Сефиры 1, 6, 9 и 10 Древа Жизни.

[168] Восьмерки-меркурианцы - восьмой Сефире соответствует Меркурий.

[169] Строка из стихотворения Р. Бернса «Полевой мыши» (перевод С. Маршака).

[170] Банк в карточной игре (фр.)

[171] Альберт Благородный - принц-консорт Альберт (1819 - 1861), супруг британской королевы Виктории (1819 - 1901). Указанные предметы - неотъемлемая часть его образа.

[172] Водных картах — то есть в малых картах масти Чаш.

[173] Джеймс Томсон (1834 - 1882) - английский поэт; «Город страшной ночи» (1874) - его знаменитая длинная поэма.

[174] См.: Вольтер, «Кандид, или оптимизм» (1759).

[175] Король Карл... Гидра - казнив короля Карла I перед его дворцом Уайтхолл в 1649 г., Оливер Кромвель на некоторое время уничтожил монархию в Англии.

[176] Прит. 7: 23.

[177] Являются Гномами - относятся к элементу Земли.

[178] 3наменитая цитата из поэмы Альфреда Теннисона (1809 - 1892).

[179] В сторону десятой Сефиры.

[180] Царское Искусство - алхимия.

[181] Шот — соленое озеро или болото в Северной Африке.

[182] Соседки - обе эти фигуры соотносятся с Юпитером.

[183] Малка «Королева», название Сефиры Малкут, рассматриваемой в качестве супруги Микропрозопа (Сефир 4—9). Иначе говоря, Малка - «Дочь» (финальная буква Хе) Тетраграмматона, а Микропрозоп - «Сын» (Вау).

[184] См. Иоан. 3:8. В каноническом русском переводе: «Дух дышит, где хочет».

[185] Вайю - санскритское название элемента Воздуха.

[186] «Рукоять меча должна быть из меди. Гарда состоит из двух серпов - прибывающей и убывающей луны... Между ними помещаются шары, образующие равносторонний треугольник с шаром навершия рукояти. Клинок - прямой, заостренный и заточенный до самой гарды. Он сделан из стали для уравновешивания рукояти, ибо сталь - металл Марса, как медь - металл Венеры.» («Книга 4», часть II, глава VIII.)

[187] «Римский мир», период относительного спокойствия в средиземноморском регионе, начавшийся в правление Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) и продлившийся до Марка Аврелия (161 - 180).

[188] Здесь: обоеполые.

[189] Фаллос в Водном качестве: гексаграмма 43 состоит из триграмм, которые называются «Небо» (Кроули трактует эту триграмму как «Фаллос») и «Озеро» («Вода»). См. Приложение 4.

[190] Жан-Батист Альетт (1738 - 1791), более известный под «каббалистическим» псевдонимом Эттейлла, - предшественник Кроули в том смысле, что он первым попытался «восстановить» правильную колоду Таро как эзотерическую египетскую «Книгу Тота», связав карты с астрологией и нумерологией. Современные историки считают, что парикмахером он никогда не был.

[191] Освальд Вирт (1860 - 1943) - автор колоды козырей Таро, построенной на идеях Элифаса Леви, и книги «Таро средневековых художников» («Таро магов»).

[192] Жозефен Пеладан (1859 - 1918) - французский оккультист, писатель, деятель искусства.

[193] Джордж (Георгий) Раффалович - выходец из России, оккультист, писатель, член Ордена «Серебряная звезда». Финансировал издававшийся Кроули журнал «Равноденствие» и печатался в нем.

[194] Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Алькофрибас Назье - анаграмма имени автора.

[195] Магический Девиз - вот как завершается «Загадка» у Рабле:

Любой из вас свою судьбу узнал.

Сдержал я слово.

О, сколь счастлив тот

Кто до конца такого доживет!

Это «доживет», а точнее, «выдержит», «выстоит» равноценно латинскому «perdurabo» («Выдержу») - магическому девизу, принятому Кроули при посвящении в Орден Золотой Зари.

[196] В самом названии Аббатства: у Рабле - «Телемское аббатство», от греч. «воля».

[197] Джон Яркер (1833-1913) - выдающийся деятель «иррегулярного» масонского ритуала «Мемфис-Мизраим», стоявший у истоков герметического ренессанса конца XIX - начала XX вв.

[198] Дальтонову... частицу - Джон Дальтон (1766 - 1844) развивал атомистические воззрения применительно к химии.

[199] (лат.) - «мое» и «твое».

[200] Кроули пародирует популярные в старой Англии стихотворные подписи на книгах, увещевавшие книжных воров («Не кради эту книгу, ведь на ней стоит имя владельца») и пугавшие их гневом Божьим. Труп Агада: см. 1 Цар. 15:33: «И разрубил Самуил Агада пред Господом в Галгале». Маркиза Бринвилье - знаменитая французская отравительница XVII века. Перед казнью ее пытали водой. Эдуард II (1284 -1327) - британский король-гомосексуалист. После отречения от престола был зверски убит в тюрьме: ему засунули раскаленную кочергу в зад.

[201] Священная Сигилла Ордена А∴ А∴, см. рис. на стр. 3.

[202] Сян - термин из теории «И-цзина»: фигура, образованная двумя чертами, каждая из которых может быть либо Инь, либо Ян.

[203] Королева.

[204] Мерсия - одно из англо-саксонских королевств в центральной Британии.

[205] Утроба, матка, лоно.

[206] Соединение с Солнцем — здесь: новолуние.

[207] «Да будет так и с вами».

[208] Сам Кроули; О. М. (ОY МН) - его магический девиз как Исключительного Адепта 7° = 4° «Золотой Зари».

[209] Кверент (Совещающийся, Вопрошающий) - человек, для которого делается прорицание.

[210] Буквы Тетраграмматона.

[211] Хотя этот текст относится к козырю IV (Император), в нем явно описывается Звезда (XVII). Нижеследующие же прорицательные значения уже вполне «императорские».

[212] Последний оракул - в пятой книге «Гаргантюа и Пантагрюэля» герои обращаются к «Оракулу Священной Бутылки», бульканье которого жрица Бакбук толкует как слово TRINK - «Пей». В «Книге Мудрости или Глупости», прославляя Дурака как божественно опьяненного Вакха, Кроули заключает: «Я кричу мое Слово, дарованное Человеку твоим Дядюшкой Алькофрибасом Назье, оракул Бутылки Бакбук. И это слово - TRINK».

[213] См. текст Ату VIII.

[214] Имя АВRАНАDАВRА (гематрическое значение - 418). Это слово и его число играют важнейшую роль в метафизической системе Кроули.

[215] Элохим Гибор - имя Бога в мире Ассия. Здесь явная ошибка, т. к. это имя соответствует Сефире Гебура и пятерке. Имя, связанное с Ход, - Элохим Саваоф.

[216] Кокаб Меркурий.

[217] Все четыре указанных здесь цвета соответствуют числу 8 в различных «шкалах цветов» системы Золотой Зари.

[218] «Звездный единорог», один из ритуальных титулов, использовавшихся в европейских тайных обществах.

[219] Стиракс, или бензой, - благовоние, добываемое из дерева LIQUIDAMBAR ORIENTALIS.

[220] «Дворец Безмятежности», «небесный дом», ассоциирующийся с Сефирой Ход.

[221] Раки - «второе небо», ассоциирующееся с Сефирой Ход.

[222] Свадхиштхана - одна из семи чакр в индийской йоге.

[223] Саккайя-диттхи (пали), саткайя-дришти (санскр.) - одни из «десяти оков» в буддизме вера в существование личности.

[224] Джаннат-аль-Фирдаус - одно из «Семи небес у арабов». Это и все предыдущие соответствия взяты из таблиц «Книги 777».

[225] Яо - это, собственно, название любой черты, или позиции, в китайских триграммах, гексаграммах и т. п. фигурах.

[226] «Природа не делает скачков» (лат.)

[227] «Книга Закона», I. 44.

[228] «С самого начала».

[229] Хур-Па-Краат, или Гор-Па-Херд - одна из ипостасей бога Гора, «Гор-ребенок». Изображался с пальцем у рта. Греки называли это божество Гарпократом, а его жест воспринимали как знак молчания.

[230] По «Книге Т».


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!