Диаграмма двойной петли в Зодиаке. 2 страница



И даже намного больше, чем удовлетворительным; ясному уму оно представляет самое убедительное доказательство того, что «Книга Закона» есть подлинное послание от Тайных Вождей.

Ибо «Звезда» соответствует зодиакальному Водолею, а «Император» -Овну. Овен же и Водолей находятся по обе стороны от Рыб, как Лев и Весы -по обе стороны от Девы; иначе говоря, поправка «Книги Закона» устанавливает совершенную симметрию в зодиакальных атрибутах: с одной стороны эллипса образуется как бы петля, в точности соответствующая петле на противоположной стороне.*

 

* Соотнося знаки Зодиака с козырями традиционного (то есть марсельского типа) Таро, Матерс столкнулся со следующей проблемой: после Рака (козырь VII) в Зодиаке идет Лев, которому, по идее, должен соответствовать следующий козырь - VIII. Но козырь VIII в традиционном Таро - это Справедливость, фигура, более уместная для знака Весов. Для Льва же подходит Сила (женщина со львом), но она, к несчастью, имеет номер XI. Матерс решил эту проблему, поменяв местами эти карты так, что Сила (Лев) стала номером VIII, а Справедливость (Весы) - номером XI. Это было насилием над традиционным порядком карт Таро, которого многие оккультисты - исследователи Таро не могли принять. Кроули вернул Справедливости номер VIII, а силе - номер XI (хотя и дал этим картам другие названия), а проблему последовательности знаков зодиака решил по-другому: предложил считать, что на круге зодиакальных козырей существует петля. Таким образом, рассуждал Кроули, Сила-Вожделение может продолжать соответствовать Льву, обладая при этом номером XI, более уместным для Весов, а Справедливость-Регулирование - соответствовать Весам, обладая «львиным» номером VIII.

Вторая петля имеет совершенно другое происхождение. Она связана с соответствием традиционной последовательности козырей Таро не знакам Зодиака, а буквам еврейского алфавита. Если считать Дурака первым козырем и соотносить его с первой буквой, Алеф, то Звезда (имеющая номер XVII, но восемнадцатая, если считать от нулевого Дурака) должна соответствовать восемнадцатой букве, Цадди. По-видимому, единственной причиной, заставившей Кроули в этом усомниться, был стих из «Книги Закона», где ясно сказано: «Цадди - не Звезда». Но, поскольку для Кроули эта Книга (и каждая буква в ней) была Откровением свыше, он не мог не отнестись к полученному указанию со всей серьезностью. Изобретя свою «вторую петлю Зодиака», он заменил буквенные соответствия двух козырей. Теперь Звезда получила букву Хе (оставаясь при этом Водолеем и козырем XVII), а Император - букву Цадди (оставаясь при этом Овном и козырем IV).

Если в первом случае вокруг определенного знака Зодиака (Девы) провернулись и поменялись местами два козыря Таро, и это никак не повлияло на последовательность букв, то во втором случае вокруг другого знака Зодиака (Рыб) поменялись местами две буквы, и это никак не повлияло на последовательность козырей.

 

Эти рассуждения кажутся весьма специальными; собственно, так оно и есть; просто, чем больше изучаешь Таро, тем яснее воспринимаешь восхитительную симметрию и совершенство его символизма. Впрочем, даже непосвященному должно быть очевидно, что для всякого совершенства необходимы равновесие и уместность, и прояснение двух вышеупомянутых темных вопросов за последние 150 лет - это, несомненно, весьма замечательное достижение.

 

РЕЗЮМЕ ВОПРОСОВ, ОБСУЖДАВШИХСЯ ДО СИХ ПОР

1. Вопрос происхождения Таро не ясен, да и не так уж важен; Таро как

система должно быть принято или отвергнуто только на основании его ценности.

2. Вне всякого сомнения, Таро есть сознательная попытка представить в

образной форме учения Каббалы.

3. Свидетельства этого весьма напоминают свидетельства человека,

разгадывающего кроссворд. Из подсказок по вертикали он получает по горизонтали слово «ХРУ(пробел)Т»; можно безошибочно определить, что последняя

неустановленная буква - С.

4. Соответствия Таро можно назвать удобной символической картой;

таковая могла быть изобретена человеком или людьми, обладавшими огромным художественным воображением и изобретательностью в сочетании с почти

немыслимой ученостью и философской ясностью ума.

5. Но даже такие личности, сколь угодно выдающиеся, вряд ли смогли бы

создать систему, настолько запутанную в своей целостности, без старших

помощников, чьи ментальные процессы принадлежали (или принадлежат)

более высокому Измерению.

 

 

 

 

Непрерывная гексаграмма Дни недели

 

Непрерывная гексаграмма. Утверждали, что начертить гексаграмму, или шестиконечную звезду, не отрывая пера от бумаги, невозможно; тем не менее, это сделано. Эти линии, однако, строго эвклидовы; у них нет толщины.

Дни недели. По периметру семиугольника читайте порядок Семи Священных Планет. По вершинам семиконечной звезды читайте порядок дней в неделе.

 

 

Диаграмма двойной петли в Зодиаке.

Возьмем в качестве аналогии игру в шахматы. В начале шахматы были очень просты. Это была игрушечная битва для уставших воинов; тонкости современной игры - которая теперь благодаря Рихарду Рети[17] перестала быть простым расчетом и оказалась в сфере эстетического творчества - в первоначальном варианте были невостребованы. Но изобретатели игры «строили лучше, чем сами осознавали»[18]. Конечно, можно предположить, что все тонкости появились лишь в ходе исторического развития игры; и действительно, из исторических свидетельств вполне ясно, что древние игроки и в мыслях не имели ничего, кроме самых грубых и элементарных стратагем. Можно также предположить, что шахматы лишь по случайности оказались в ряду игр совершенствовавшихся, в то время как другие игры были позабыты. Можно предположить и то, что лишь по случайности возможности современных шахмат оказались заложены в первоначальной игре.

Теория вдохновения действительно намного проще: она учитывает факты, не нарушая закона экономии мышления.

 

ТАРО И СВЯЩЕННАЯ КАББАЛА

 

СЛЕДУЮЩАЯ наша тема - Священная Каббала. Это очень простой предмет, не представляющий трудностей для обычного образованного ума. В десятичной системе десять цифр, и есть весомая причина, по которой в любой не просто математической, но и философской системе счисления должно быть десять, и только десять, цифр. Здесь необходимо познакомить ученика с «Неапольским Порядком». Но в первую очередь он должен понимать схе­матическое изображение Вселенной, принятое в Священной Каббале.

Это изображение представляет собой Древо Жизни - карту Вселенной. И начать следует, как сделал бы математик, с идеи Нуля, Абсолютного Нуля, который по ближайшем рассмотрении означает любое выбранное вами ко­личество, а не просто Ничто в вульгарном смысле «отсутствия чего бы то ни было», как мог бы предположить человек непосвященный. (См. «Бераишт», Париж, 1902.)

«НЕАПОЛЬСКИЙ ПОРЯДОК»

 

Каббалисты расширили эту идею о «Ничто» и получили второй тип «Ничто», назвав его «Айн Соф» - «Безграничное». (Весьма похоже на идею Пространства.) Затем они решили, что для интерпретации этого простого отсутствия определений необходимо постулировать Айн Соф Аур - «Без­граничный Свет». Кажется, под этим они подразумевали примерно то же самое, что поздневикторианские ученые понимали (или думали, что понимают) как Светоносный Эфир. (Пространственно-временной континуум?) Очевидно, все это бесформенно и пусто; это еще абстрактные условия, а не позитивные идеи. Следующий шаг-идея Местоположения. Сформулируем такой тезис: если есть что-нибудь, кроме Ничто, оно должно существовать в этом Беспредельном Свете; в этом Пространстве; в этой непостижимой Ничтойности, каковая не может существовать как Ничтойность, но поневоле постигается лишь как Ничтойность, состоящая из уничтожения двух мнимых противоположностей. Так возникает Точка, не имеющая «ни частей, ни величины, лишь местоположение».

Но местоположение не имеет никакого смысла, если нет чего-то другого, если нет другого местоположения, с которым его можно было бы сравнить. Местоположение нужно описать. И сделать это можно лишь при наличии другой Точки. А это означает, что придется выдумать число Два, сделав возмож­ным существование Линии.

Однако и эта Линия не имеет большого смысла, потому что пока еще нет меры длины. Вот предел знания на этой стадии: чтобы было можно хоть о чем-то говорить, нужны две точки.

Но нельзя сказать, что они расположены близко или далеко друг от друга. Можно лишь утверждать что между ними есть расстояние. Чтобы между ними существовало хоть какое-то различие, должна быть третья точка. Придется выдумать Плоскость. Придется выдумать Треугольник. При этом, кстати, возникает вся планиметрия. И теперь можно сказать: «Точка А находится ближе к точке В, чем к точке С».

Но пока что во всех этих идеях отсутствует субстанция. Собственно говоря, нет и идей как таковых, кроме идеи Расстояния и, пожалуй, идей Промежуточности и Углового Измерения; таким образом, теоретически существующая планиметрия оказывается совершенно зачаточной и несвязной. Мы еще даже не приблизились к пониманию реально существующей вещи. Все, что мы сделали, - это дали определения, относящиеся к сугубо идеальному, воображаемому миру.

И здесь начинается Бездна[19]. Продвинуться далее в Идеальное невозможно. Следующим шагом должно стать Актуальное - или, по крайней мере, приближение к Актуальному. У нас есть три точки, но нет никакого представления о том, где находится любая из них. Очень важна четвертая точка, и так формулируется идея материи.

Точка, Линия, Плоскость. Четвертая точка, если только она не окажется лежащей в той же плоскости, дает нам Тело. Если хочешь знать местоположение любой точки, приходится определять его при помощи трех координатных осей. Например: столько-то футов от северной стены, столько-то футов от восточной стены и столько-то футов от пола.

Так из Ничто развилось Нечто, о котором можно сказать, что оно существует. Мы пришли к идее Материи. Но это существование можно назвать крайне слабым, ибо единственным качеством любой данной точки является ее положение относительно других точек; невозможно никакое изменение; ничего не может произойти. И, анализируя известную Реальность, мы вынуждены постулировать пятую позитивную идею - идею Движения.

Она же, в свою очередь, предполагает идею Времени, ибо любое событие может произойти только через Движение и во Времени. Ничто не может быть объектом чувств без изменения и последовательности. (Следует отметить, что пять - порядковый номер буквы Хе в еврейском алфавите. Букву эту традиция посвящает Великой Матери. Это утроба, в которой Великий Отец, символизируемый буквой Йод, графическим изображением абсолютной Точки, движется и зачинает активное бытие.)

Теперь возможна конкретная идея Точки; и по меньшей мере это точка, которая может осознавать себя, поскольку у нее есть Прошлое, Настоящее и Будущее. Она может определить себя в терминах предыдущих идей. И это уже число Шесть, центр системы - самоосознающий, способный к опыту.

Сейчас удобно будет на время отвлечься от сугубо каббалистического символизма, в котором (по крайней мере, для некоторых умов) доктрина следующих трех чисел сформулирована не слишком четко. За более ясным толкованием чисел 7, 8 и 9 следует обратиться к системе Веданты, которая очень близка к идеям Каббалы. Анализируя существование, индусские риши (мудрецы) постулировали три его качества: Сат - Сущность самого Бытия; Чит - Мысль, или Разум; и Ананда (обычно это слово переводится как «Блаженство») - удовольствие, получаемое Бытием в ходе событий. Этот экстаз, очевидно, и есть побудительная причина мобильности существования. И он объясняет, почему Совершенство принимает на себя несовершенство. Без несовершенства Абсолют был бы Ничто, оставался бы в условиях Ничтойности; поэтому, чтобы осознавать свои возможности и наслаждаться ими, он должен эти возможности исследовать. Здесь уместно вставить формулировку этой же доктрины из документа, называемого «Книгой бескрылой гагарки[20]», чтобы ученик мог взглянуть на проблему под другим углом.

«Когда-то все элементы должны были существовать по отдельности. - Так было бы в условиях большого жара. - Когда атомы попадают на Солнце, там есть такой огромный, предельный жар, и все элементы снова становятся самими собой. Вообразите, что каждый атом каждого элемента обладает памятью всех своих приключений в сочетаниях атомов. Между прочим, атом, укреплённый памятью, не был бы тем же самым атомом; но так и обстоит дело, ведь ниоткуда, кроме памяти, он не получил ничего. Поэтому с течением времени и благодаря памяти любая вещь может стать чем-то большим, чем была; таким образом, возможно действительное развитие. Теперь становится понятно, почему каждый элемент решает проходить через этот ряд перерождений: потому что так и только так, он может двигаться; и он страдает разрывами памяти во время этих перерождений, потому что знает, что пройдёт через них неизменным.

Поэтому у вас может быть бесконечное число богов, отдельных и равных, хотя и многообразных, каждый из них - высший и абсолютно неуничтожимый. И это также единственное объяснение того, как Бытие могло создать мир котором существуют Война, Зло и т. п. Зло есть лишь видимость, поскольку (как и «Добро») оно не может влиять на саму субстанцию, а только множить комбинации. Это тот же Мистический Монотеизм; возразить против этой теории можно то, что Бог вынужден создавать вещи, которые суть части самого, поэтому их взаимодействие искусственно. Если же предположить, что элементов много, то их взаимодействие естественно.

Эти идеи Бытия, Мысли и Блаженства составляют минимально возможные качества, которыми должна обладать Точка, чтобы по-настоящему чувственно ощущать саму себя. И они соответствуют числам 9, 8 и 7. Таким образом, первой умопостигаемой идеей о реальности является представление о Точке, развившейся из Нуля в девять этапов. И вот, наконец, число Десять.

Другими словами, для описания Реальности в форме Знания необходимо постулировать эти десять последовательных идей. В Каббале они называются «Сефир», что означает «Числа». Как станет видно позже, каждое число имеет собственное значение; каждое соотносится со всеми феноменами таким образом, что их расположение на Древе Жизни, показанное на диаграммах (стр. 208 - 210) является картой Вселенной. Эти десять чисел представлены в Таро сорока малыми картами.

 

ТАРО И ФОРМУЛА ТЕТРАГРАММАТОНА

 

Что же тогда такое Фигурные Карты? Этот вопрос затрагивает другой аспект системы развития. Каков был первый ментальный процесс? Когда необходимо описать Ничто, не нарушая при этом его целостности, это можно сделать только представив его как союз Чего-то Положительного с Чем-то Отрицательным. Можно называть эти две идеи Активным и Пассивным, Отцом и Матерью. Но, хотя Отец и Мать могут составить совершенный союз, возвращаясь тем самым к Нулю (а это движение вспять), они могут также и двигаться вперед, в Материю, и тогда их союз порождает Сына и Дочь. Эта идея помогает объяснить, как союз любых двух вещей порождает третью, отличную от них обеих.

Простейшую иллюстрацию найдем в химии. Если взять смесь водорода и хлора и пропустить через нее искру, произойдет взрыв и появится соляная кислота. Это позитивная субстанция, которую можно назвать Сыном от брака элементов водорода и хлора и которая является дальнейшим продвижением в Материю. Но, кроме того, в экстазе этого союза высвобождаются Свет и Тепло; эти феномены не материальны в том же самом смысле, в каком материальна соляная кислота; данный продукт союза, таким образом, имеет духовную природу и соответствует Дочери.

В языке алхимиков все эти аспекты для удобства названы четырьмя «элементами». Огонь, самый чистый и активный элемент, соответствует Отцу; Вода, тоже чистая, но пассивная, есть Мать; их союз порождает элемент, сопричастный обеим природам, но отличный от них. Он называется «Воздухом».

Следует всегда помнить о том, что термины, использовавшиеся древними и средневековыми философами, совершенно не означали того, что под ними понимают сегодня. «Вода» - это не химическое вещество Н2О; это вездесущая абстрактная идея. Ковкость железа - водное качество. Магнитные же его свойства - огненны, электропроводность - воздушное качество, а тяжесть и твердость - земные. При этом тяжесть есть всего лишь одна из функций изогнутости «пространственно-временного континуума». «Земля - Трон Духа».

Вряд ли возможно дать этим терминам такое определение, чтобы их значение сразу же стало ясно ученику. Он должен сам, при помощи постоянной практики, выяснить, что они значат лично для него. И он вовсе не обязательно должен прийти к тем же самым идеям. При этом нельзя будет сказать, что кто-то прав, а кто-то ошибается, поскольку у каждого из нас своя собственная вселенная, отличающаяся от вселенной любого другого человека. Луна, которую видит А, - не такая же, как луна, которую видит стоящий рядом В. В этом случае разница бесконечно мала, но она есть. Если же А и В смотрят на картину в галерее, они будут видеть нечто очень разное, поскольку ум А приучен смотреть на картину в соответствии с его опытом созерцания тысяч других картин, и весьма вероятно, что набор картин, виденных ранее В, совершенно другой. Их опыт совпадет только в отношении нескольких общеизвестных произведений. Кроме того, их умы существенно отличаются во многом другом. И поэтому, скажем, если А не любит Ван Гога, В жалеет его; если С обожает Бужеро, В только пожимает плечами. Ни в каком вопросе не может быть правых и неправых. Это справедливо даже для вопросов самых точных наук. Научное описание любого объекта универсально истинно; и все же оно не полностью истинно для любого отдельного наблюдателя. Дочь - феномен двусмысленный. Выше мы объяснили его как духовную составляющую результата брака Отца и Матери, но это лишь одно из толкований.

 

ТАРО И ЭЛЕМЕНТЫ

 

Древние понимали Огонь, Воду и Воздух как чистые элементы, связанные с уже упомянутыми качествами Бытия, Знания и Блаженства. Эти элементы также соотносятся с тем, что индусы назвали Тремя Гунами, - Саттвой, Раджасом и Тамасом. Это можно грубо перевести как «Покой», «Деятельность» и «Инертная Тьма». У западных алхимиков есть три подобных энергетических принципа, из которых состоят все феномены: Сера, Ртуть и Соль. Сера - это Деятельность, Энергия, Желание; Ртуть - Текучесть, Разумность, сила Передачи; Соль есть носитель этих двух форм энергии, но и сама обладает качествами, реагирующими на них.

Ученик должен иметь в виду все эти трехчленные классификации. В некоторых случаях один из наборов может быть полезней, чем другие. Сейчас же сосредоточимся на Огне, Воде и Воздухе. Эти элементы представлены в еврейском алфавите буквами Шин, Мем и Алеф. Каббалисты называют их Тремя Материнскими Буквами. В этой конкретной группе три рассматриваемые элемента суть полностью духовные формы чистой энергии; они могут проявиться в чувственном опыте, то есть воздействовать на чувства, только кристаллизовавшись в четвертый элемент, «Землю», представленную последней буквой еврейского алфавита, Тау. И это еще одна интерпретация идеи Дочери: здесь она понимается как подвеска к Треугольнику. Это Десятка, свисающая с Семерки, Восьмерки и Девятки на диаграмме[21].

Эти два толкования нужно держать в уме одновременно. Каббалисты, разрабатывавшие Таро, далее перешли к символическому изображению крайне абстрактных идей Отца, Матери, Сына и Дочери, и назвали соответствующие картины Королем, Королевой, Принцем и Принцессой. Хоть это и сбивает с толку, их также называли Рыцарем, Королевой, Королем и Принцессой соответственно. Иногда еще Принца и Принцессу называли «Императором» и «Императрицей».

Причина этой путаницы кроется в доктрине Дурака колоды Таро, легендарного Странника, завоевывающего королевскую дочь. Эта легенда связана с крайне мудрым способом выбора королевского преемника - по его способности выиграть принцессу в состязании. (См. об этом в «Золотой ветви» Фрэзера26.)

В настоящей колоде Таро решено было представить Отца, Мать, Сына и Дочь фигурами «Рыцаря», «Королевы», «Принца» и «Принцессы», поскольку этого требует наша доктрина, чрезвычайно сложная и трудная. Отец - это «Рыцарь», поскольку он изображается в виде всадника. Для большей ясности можно описать две главных системы, еврейскую и языческую, как если бы они были совершенно независимыми.

Еврейская система - прямая и необратимая; в ней постулируются Отец и Мать, от союза которых рождаются Сын и Дочь. Тут и конец. Лишь более поздняя философская спекуляция вывела Диаду «Отец-Мать» из проявленного Единства, а еще позже источник этого Единства стали искать в Ничто. Это жесткая и ограниченная, грубая схема с беспричинным Началом и стерильным Концом.

Языческая же система - это круг: сам себя порождающий, питающий, обновляющий Это колесо, на ободе которого находятся Отец-Мать-Сын-Дочь; они движутся вокруг неподвижной оси Нуля, объединяются по своей воле, превращаются друг в друга; у этой Орбиты нет ни Начала, ни Конца; никто не выше и не ниже другого. В каждом режиме этой системы подразумевается уравнение «Ничто = Много = Два = Одно = Все = Ничто».

Как ни трудно это было, достигнут по крайней мере один очень желанный результат: объяснено, почему в Таро четыре фигурных карты в каждой масти, а не три. Объяснено также, почему есть четыре масти. Названия и соответствия мастей таковы: «Жезлы»- Огонь; «Чаши»-Вода, «Мечи»-Воздух; «Диски» («Монеты», «Пантакли») - Земля. Ученик должен заметить взаимодействие четверок. Важно заметить еще и то, что без четверки не обходится даже десятеричное расположение Сефир. Древо Жизни можно разделить на четыре уровня, или плана: число 1 соответствует Огню, числа 2 и 3 - Воде, числа от 4 до 9 - Воздуху, а 10 - Земле. Это деление применимо и к Человеку. Единица - это его духовная сущность, без качеств и количеств; двойка и тройка представляют его созидательные и передающие силы, его жизнеспособность и разумность; числа от 4 до 9 описывают ментальные и моральные качества его человеческой личности; шестерка является, так сказать, конкретной проработкой единицы; наконец, десятка соответствует Земле, то есть физическому проводнику предыдущих девяти чисел. Вот еврейские названия этих частей души: 1 - Йехида; 2 и 3 - Хая и Нешама; от 4 до 9 - Руах; наконец, 10 - Нефеш.

Эти четыре плана, опять-таки, соответствуют так называемым «Четырем Мирам»[22]. Чтобы понять их природу, следует обратиться - конечно, со всеми должными оговорками, - к платонической системе. Единица есть Ацилут, Мир Архетипов; двойка же, будучи динамическим аспектом единицы, является практическим атрибутом. Тройка - это Брия, Мир Творения, в котором Воля Отца оформляется через Зачатие Матери - так сперматозоид, оплодотворяя яйцеклетку, делает возможным воспроизводство образа родителей. Числа от 4 до 9 охватывают Йецира, Мир Формирования, в котором производится интеллектуальный образ, воспринимаемая форма идеи; этот ментальный образ становится реальным и ощутимым в числе 10 - в Ассия, Мире Материальном.

Пробираясь через все эти запутанные (и порой кажущиеся противоречивыми) соответствия с неустанным терпением и настойчивостью, в конце концов приходишь к ясному пониманию - бесконечно более ясному, чем любое возможное интеллектуальное толкование. И это - важнейшее упражнение на пути к посвящению. Поверхностный рационалист легко может найти «дыры» в этих соответствиях и полуфилософских гипотезах (или почти гипотезах); но столь же легко доказать с помощью математики то, что невозможно ударить по мячу для гольфа.

 

До сих пор главной темой нашего эссе было Древо Жизни, состоящее из Сефир. Теперь уместно рассмотреть взаимоотношения Сефир друг с другом. Легко заметить, что структуру Древа Жизни завершают двадцать две линии. Как они соответствуют буквам еврейского алфавита, будет объяснено своим чередом. Способ соединения линий в некоторых случаях может показаться произвольным. Например, равносторонний треугольник из чисел 1, 4 и 5 представляется вполне подходящей естественной основой для Операций Философии. Но линии, соединяющие единицу с четверкой и пятеркой, отсутствуют. И это не случайность. Нигде в фигуре Древа Жизни нет направленного вверх равностороннего треугольника, хотя есть три[23] таких треугольника, обращенных вершиной вниз. Так получается из-за изначальной формулы «Отец, Мать, Сын», трижды повторенной в убывании простоты и духовности. Число 1 находится над этими треугольниками, потому что оно интегрирует Ноль и зависит от Тройной Завесы Отрицания.

Сефир, которые, как уже показано, суть эманации числа 1, - это вещи-в-себе, почти в кантовском смысле. Соединяющие же их линии — это Силы Природы, гораздо менее завершенные, менее загадочные, менее абстрактные.

 

ДВАДЦАТЬ ДВА КЛЮЧА, АТУ, ИЛИ КОЗЫРЯ ТАРО

 

Вот замечательный пример всеобъемлющей доктрины Равновесия. Уравнения всегда пишутся так: ах2 + Ьх + х = 0. Если левая часть не равняется нулю, то это не уравнение. И поэтому, если какой-либо символ становится менее важным в одном разделе Каббалы, он становится более важным в другом. Фигурные и малые карты образуют «скелет» Таро, выполняя свою основную функцию схемы Вселенной. Но если рассматривать колоду как Ключ к магическим формулам, особое значение приобретают двадцать два козыря.

Каким символам они соответствуют? Их нельзя отождествить ни с одной из фундаментальных идей, потому что эти места уже заняты картами от туза до десятки. Они не могут в первую очередь представлять комплекс «Отец, Мать, Сын, Дочь» во всей его полноте, поскольку фигурные карты уже заняли эти позиции. Соответствия их таковы: три Материнских Буквы (Шин, Мем и Алеф) представляют три активных элемента; семь так называемых Двойных Букв (Бет, Гимел, Далет, Каф, Пе, Реш и Тау) - семь священных планет. Оставшиеся двенадцать букв (Хе, Вау, Заин, Хет, Тет, Йод, Ламед, Нун, Самех, Айн, Цадди и Коф) представляют Знаки Зодиака.

В этом распределении есть одна небольшая накладка. Буква Шин должна выполнять обязанности одновременно и Огня, и Духа - во многом так же, как число 2 сопричастно природе числа 1; буква же Тау представляет одновременно Сатурн и элемент Земли. В этих усложнениях содержится особая доктрина.

Но нельзя пройти мимо этих двадцати двух букв столь небрежно. Камень, который отвергли строители, сделался главою угла. У этих двадцати двух карт своя личность, и весьма любопытная. Неправильно было бы сказать, что они представляют завершенную вселенную. Похоже, они представляют некоторые довольно интересные фазы вселенной. Они не выглядят фундаментальными факторами вселенской структуры. Время от времени они изменяются относительно текущих событий. Достаточно одного взгляда на список их названий, чтобы убедиться: в них нет строго философского или научного духа аскетической классификации, присущего другим картам. Мы сталкиваемся с языком Художника. Вот эти названия: Дурак, Фокусник, Верховная Жрица, Императрица, Император, Иерофант, Влюбленные, Колесница, Вожделение, Колесо Фортуны, Регулирование, Повешенный, Смерть, Искусство, Дьявол, Дом Божий, Звезда, Луна, Солнце, Эон, Вселенная. Очевидно, что это нельзя назвать ясными, недвусмысленными символическими представлениями подразумевающихся знаков зодиака, элементов и планет. Скорее это иероглифы, связанные с последними особыми мистериями. И тут начинаешь подозревать, что Таро - это не просто прямое и безличное изображение вселенной, какое дает система «И-цзина». Таро начинает выглядеть Пропагандой. Похоже, Тайные Вожди Великого Ордена, хранящего судьбы рода человеческого, пожелали выпятить определенные аспекты Вселенной; учредить особенные доктрины; объявить об особых режимах работы, подходящих к существующим политическим ситуациям. Таро и «И-цзин» отличаются друг от друга примерно так, как литературное произведение отличается от словаря.

Очень жаль (но этого никак нельзя избежать), что нам приходится вдаваться в такие пространные рассуждения и так часто уходить в сторону, прежде чем мы сможем приступить к описанию самой колоды. Возможно, проще будет, если мы перейдем к суммированию вышесказанного.

Вот простое изложение устройства Древа Жизни. Чисел, или Вещей-в-Себе, всего десять. Это последовательные эманации из-за Тройной Завесы Отрицания. Малые карты, пронумерованные от 1 до 10, соответствуют Сефирам. Карты эти повторяются четырехкратно, поскольку они - не чистые абстрактные числа, но частные символы таковых в проявленной вселенной, в которой для удобства выделяют образы четырех элементов. Фигурные карты представляют сами эти элементы, причем каждый подразделяется на четыре субэлемента. Приведем список этих карт:

 

Рыцарь Жезлов Огонь Огня
Королева Жезлов Вода Огня
Принц Жезлов Воздух Огня
Принцесса Жезлов Земля Огня
Рыцарь Чаш Огонь Воды
Королева Чаш Вода Воды
Принц Чаш Воздух Воды
Принцесса Чаш Земля Воды
Рыцарь Мечей Огонь Воздуха
Королева Мечей Вода Воздуха
Принц Мечей Воздух Воздуха
Принцесса Мечей Земля Воздуха
Рыцарь Дисков Огонь Земли
Королева Дисков Вода Земли
Принц Дисков Воздух Земли
Принцесса Дисков Земля Земли

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!