Концепции и теории этноса



1. Примордиализм: эволюционно-историческое направление (дуалистическая теория этноса); социобиологическое направление (теория Пьера Ван ден Берге, пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками.

Сторонники эволюционно-исторического направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса. Дуалистическая теория этноса разработана Институтом этнологии и антропологии РАН во главе с Ю.В. Бромлеем. Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:

· В узком смысле этнос получил название «этникос» и понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)».

· В широком смысле был назван «этносоциальным организмом (ЭСО)» и понимался как этнос, существующий в пределах государства: «ЭСО — та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность».

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!