Человек и смысл его жизни.



Человек – сложнейшее природное образование, биологическое существо, живой организм, обладающий биологическими потребностями, функциями, высшими инстинктами и другими формами психики. Он находится в сложнейших биологических отношениях к другим людям как биологическим существам, к животному и растительному мирам и неорганической природе.

Биологическая природа человека составляет необходимый уровень человеческой сущности. Чтобы быть существом социальным, человек должен быть прежде живым существом, обладающим наиболее сложной среди живых существ биологией. Биологическая природа человека, его биологическая жизнедеятельность включается в интегральную социальную сущность человека и занимает в ней весьма важное, но подчиненное место. Человек как целостное существо есть социальное существо, включающее в себя свою биологическую основу, но обладающее интегральной социальной сущностью.

Целостная сущность человека выражена в его способе существования, который заключается в производстве необходимых для человеческой жизни материальных условий существования и вместе с тем в производстве самой человеческой жизни.

Коренная особенность человека заключается, таким образом, в том, что человек во многом и даже в основном живет тем, чего не существует в природе, что он должен еще создать. В сущности человеческого бытия, следовательно, в особой, наивысшей форме выражена устремленность, направленность в будущее.

Специфическая природа человека как деятельного существа, живущего непосредственно в протяжении от настоящего к будущему, выражается в потребностях и способностях.

Потребность – это необходимость определенных материальных и духовных условий существования. Человек обладает потребностями в биологических и собственно социальных условиях существования. Основные потребности человека заключаются в пище, одежде, жилище, здоровой природной среде, безопасности, труде, общении и др. Наивысшей из этих потребностей, имеющей наиболее ярко выраженную социальную природу, является потребность в созидательном, приносящем удовлетворение труде как основном условии, средстве и способе человеческого существования. Способность – это «готовность» человека к различным видам материальной и духовной деятельности.

«…Сущность человека не есть абстракт, - писал К. Маркс, - присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений. Так как человеческая сущность является истинной общественной связью людей, то люди в процессе деятельного осуществления своей сущности творят, производят человеческую общественную связь, общественную сущность, которая не есть некая абстрактно-всеобщая сила, противостоящая отдельному индивиду, а является сущностью каждого отдельного индивида, его собственной деятельностью, его собственной жизнью, его собственным наслаждением, собственным богатством».

«Человек вообще», сохраняя свои наиболее социальные черты, существует в то же время в своих конкретно-исторических формах, связанных с конкретными историческими эпохами, цивилизациями, классами, слоями общества.

Исторически определенная совокупность всех сторон человека образует в то же время неповторимое индивидуальное целое – человеческую личность, обладающую внутренним духовным миром – мировоззрением, профессиональными навыками и знаниями, эмоциональным строем, характером, складом ума и постоянно находится в поисках смысла жизни.

Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым, и нет оснований считать, что он может быть решен абсолютно.

Особенно много внимания вопросу смысла жизни уделяется в философии экзистенциального направления. Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, т.е. жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обремененной телом, и где она реализуется в «царстве божием». Таким образом, преодолевается трагизм земного человеческого существования, выражающийся в противоположности и непримиримости вынужденного единства души и тела.

Как же все-таки подойти к ответу на вопрос о смысле жизни, если отвлечься, конечно, от иррациональных, мистических концепций? Представляется, что дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии — значит встать на точку зрения теологии, предположить наличие заранее заданной для человека цели. Но тогда встает еще один вопрос — «кто установил эту цель?» и целый ряд подобных вопросов. Другими словами, обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя. Помимо этого, решение вопроса о смысле жизни предполагает и осуществление «сократовского» императива— «познай самого себя», а это тоже открытый вопрос. Дать абсолютный ответ на него — значит исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Кроме того, как тут не вспомнить слова Ницше: «познавший самого себя — собственный палач». Ну и, наконец, для того, чтобы познать смысл жизни, ответить на вопрос «для чего мы живем?», необходимо, видимо, познать и смысл смерти и ответить на вопрос «для чего мы умираем?». А этот вопрос вообще, как нам кажется, лишен смысла.

Определить личностный смысл жизни, — значит, осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению видного российского мыслителяС.Л. Рубинштейна, все это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким свойством — мудростью.

Разве жизнь не высший смысл для самого себя? Смысл жизни – в том, чтобы жить. Именно жизнь – то, что роднит, сближает каждого из нас со всем живущим на земле, позволяет увидеть и понять окружающий мир словно бы изнутри – как естественное продолжение нашего собственного бытия. А знать на собственном опыте радость полноты и многообразия жизни – наиболее, казалось бы, прямой и легкий путь к тому, чтобы научиться уважать эту жизнь и в других. А разве все это не придает еще большую убедительность тезису о том, что высший и окончательный смысл жизни в ней же самой, в ее полноценном и всестороннем развитии. Может ли человек сам найти смысл жизни, или этот смысл «задается» высшей силой?

В вышедшей в 1980 г. в Нью-Йорке антологии «Смысл жизни: Вопросы, ответы и анализ» излагаются наиболее примечательные, с точки зрения ее составителей С. Сандерса и Д. Чини, взгляды на смысл жизни. Вот некоторые из них:

К. Байер заявляет, что смысл жизни человека определяется не им самим, а богом. Потеря веры в «сверхсущество» равносильна утрате смысла бытия.

Американский философ Ф.Т. Стейк считает причиной хаоса и бессмысленности жизни отказ людей от бога, который он связывает с эпохой после Галилея. В этих условиях нельзя требовать от жизни многого и надо благодарить ее за «малые удачи». Но если жизнь абсурдна, то человеку остается либо вообще перестать искать ее смысл («Когда человек задается вопросом о смысле и ценности жизни, он болен», - заявляет З. Фрейд), либо самому вносить смысл в этот хаос, как предлагают экзистенциалисты. Человек оказывается в «отчаянии», если ему приходится делать выбор: проще ни за что не отвечать, следуя божественному предопределению, - таков пафос работы Х. Баркса «Глубина отчаяния». Поистине, если судьбы нет, ее надо выдумать!

Сущность человека определяет смысл человеческого существования. Понятие смысла жизни выражает сущность человека и осознание человеком этой сущности. Разумеется, человеческая жизнь имеет свой реальный смысл, если человек и не осознает его. Однако человек всегда, так или иначе, правильно или неправильно, осознает суть своего существования, что придает этому существованию определенную осмысленность. Понимание реального, действительного смысла человеческого существования - необходимое условие действительно человеческой жизни, человеческого счастья. Формирование правильного понимания смысла человеческого существования, преодоление иллюзорных представлений о смысле жизни является одной из важнейших задач научного мировоззрения, своего рода концентрированным выражением мировоззрения, превращенного в глубокие личностные убеждения.

Буржуазная идеалистическая и религиозная философия либо сводит смысл человеческого существования к мелким, будничным, сиюминутным, меркантильным интересам и переживаниям, либо выводит его за пределы человеческой жизни, либо вообще объявляет человеческое существование бессмысленным.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут.… Ищите же прежде царства божия и правды его…» – утверждает Евангелие от Матвея. «…В самом зените материального прогресса находить подлинный смысл своей жизни все-таки за гробом, а не здесь,» – советовал патриарх Сергий. С точки зрения А. Шопенгауэра, жизнь «существует не затем собственно, чтобы ею наслаждаться, а чтобы ее переносить, отбывать». Экзистенциализм рассматривает человеческое существование как бессмысленное, лишенное логики и разумности, случайное и переходящее. Венцом этих концепций является заключение Э. Фромма о внутренней смерти живущего ныне человека.

Действительный смысл человеческого существования, величие человека во всей мощи его труда, разума, человеческого духа раскрывает философия на основе научных концепций материального мира, процесса развития человека.

Человек – это высший цвет материи, наиболее сложная из всех существующих в мире реальностей. Смысл его существования поэтому находится не в неких стоящих над человеком силах – идее, боге и тому подобных, а в самом человеческом существовании. Важнейшая обобщенная потребность человека, человечества – сохранение и всестороннее развитие его социальной жизни. Смысл человеческого существования – в преодолении всех препятствий к последовательному и полному развертыванию всех сторон человеческой природы, в освобождении человека от сковывающих его силы и способности социальных порядков, основанных на эксплуатации человека человеком. Действительный смысл человеческого существования вступает поэтому в противоречие с его историческими формами, связанными с предысторией человеческого общества – антагонистическими общественно-экономическими формациями, в которых меньшая часть общества живет за счет ущемленной и урезанной жизни ее большей части. Подлинный смысл человеческого существования в современную эпоху заключается в борьбе против социального зла, насилия и угнетения, против угрозы войны и самоуничтожения человечества.

В нашу эпоху проблема смысла человеческого существования приобретает свою определенную остроту, ибо гамлетовский вопрос «быть или не быть» получил теперь трагический смысл для всего человечества. Всеобщее в человеческой сущности придает космический, общий характер смыслу человеческой жизни. Человек действует на арене бесконечного мира. Преобразующий способ его существования, являющийся высшей формой активности материи, ставит человека в практическое отношение не только к вещам, с которыми он непосредственно взаимодействует, но и к бесконечному миру как целому.

Животное приспосабливается к среде и тем самым не противопоставляет себя бесконечному миру, человек преобразует мир и поэтому противостоит бесконечному миру. Бесконечное и вечное в человеке проявляется, таким образом, через творческую деятельность человека.

Человек становится в отношение к бесконечному миру как особенное, социальное существо, как субъект труда, общения, сознания. Его всеобщая творческая природа выражается прежде всего через социальную деятельность общественного существа, непрерывно создающего свою общественную жизнь, осуществляющего социальную историю. Наконец, человек всегда есть также индивидуальное существо, индивидуум, наиболее индивидуальное из всех материальных образований в мире. Человек – конкретное единство всеобщего, особенного и индивидуального, неповторимая и уникальная в этом единстве живая человеческая личность. Индивидуальность человека – сложная и интереснейшая философская проблема. Субъективный идеализм и религия, абсолютизируя индивидуальность человека, превращают ее в некую перегородку между людьми, полностью изолирующую людей друг от друга. С точки зрения экзистенциализма и религиозной философии, человек – замкнутая духовная монада, открытая только богу.

Действительная природа индивидуальности раскрыта марксизмом. Индивидуальность – это не только и не просто своеобразие, несходство человеческих существ. Абсолютизируя индивидуальность, идеализм и религия тем самым превращают ее в нечто бессодержательное и пустое. Индивидуальное и неповторимое – это, прежде всего аккумуляция всего особенного и всеобщего. Богатство человека как индивида возникает и формируется не вопреки общему социальному опыту, а, прежде всего благодаря его усвоению и личному вкладу в его обогащение. Великие индивидуальности гениальных художников, музыкантов, композиторов, поэтов, писателей заключается не в какой-то их «абсолютном несходстве» с другими людьми, а прежде всего в том, что человеческий труд, ум, страсть, любовь, гуманизм, воля были выражены в них в наибольшей степени. Значение индивидуальности великих людей состоит в том, что они выражают исторически конкретные потребности, интересы, чувства, взгляды людей, классов, социальных групп, тенденции социального прогресса.

Индивидуализация быта – это всеобщая закономерность развития, обусловленная закономерностью аккумуляции результатов предшествующего развития; индивидуализация бытия является прямым, а не побочным продуктом развития всего особенного и всеобщего содержания бытия.

Впервые понятие смысла жизни появилось в психологии в середине XX в. в русле экзистенциальной психологии. Наиболее полно концепция смысла жизни была разработана В. Франклом. Основным, сугубо человеческим стремлением, по Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию как экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни, а сама жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится постоянно отвечать на него, не словами, а действиями. Этот смысл, в принципе, доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, среды и религиозных убеждений. Этот смысл всегда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать, и несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем, человек свободен, найти и реализовать свой смысл жизни всегда, при любых обстоятельствах.

В поисках смысла человека направляет его совесть. Совесть — по Франклу — это орган смысла. Этот феномен, эту способность человека Франкл называет самотрансценденцией человека. Этот смысл человек находит вне себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Чувство найденного смысла дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. Франкл, сам прошедший через концлагерь, утверждает, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать. Наоборот, отсутствие смысла жизни, так называемый, экзистенциальный вакуум, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей. Франкл пишет о том, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов страдает ощущением утраты смысла жизни. Так же он считает, что агрессивные импульсы разрастаются, прежде всего, там, где налицо экзистенциальный вакуум.

Нормальное чувство счастья, по Франклу, представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели, следование смыслу жизни. Когда же у человека нет смысла жизни, осуществление, которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его "в обход", например, с помощью химических препаратов (алкоголь, наркотики), стремление к сексуальным и другим наслаждениям. Однако чем больше человек стремиться к наслаждению и счастью, тем больше оно от него ускользает и требует все большей искусственной и изощренной стимуляции. Таким образом, обращение на себя, на свои удовольствия, с целью обрести счастье, ведет к потере этого счастья.

Отсюда происходит и метод психотерапии Франкла — логотерапия, смысл, которой заключается в том, что бы избавить человека от неврозов, связанных с потерей смысла жизни. Они нацелены на то, чтобы помочь субъекту обрести утраченные им значимо-ценностные смыслы, идеи относительно собственной экзистенции. Ценностные ориентировки смысла, экзистенции, могут быть обнаружены субъектом в сфере переживания, творчества или же ментально-осознанного, устойчивого, инвариантного отношения индивида к обстоятельствам, экстремальным ситуациям, которые он сам, автономно, не в состоянии изменить, конструировать, блокировать. Кардинальными модусами-методами в экспериментально-практических исследованиях логотерапии является метод сократического диалога, апробируемый, эффектно применяемый при неврозах, метод дерефлексии для лечения сексуально-патологических неврозов; метод-модус парадоксального проецирования интенции для излечения страхов, навязчивых психопереживаний. Сами же методики-модусы логотерапии ориентируются на аксиомах-тезисах-модификациях логотерапевтическо-психотерапевтических концепций и указывают на то, что сам субъект способен к самоиррационализации, самоотстранению, самомедитации.

Акцентирование на идеальных сторонах мира и сущности человека, его мышлении, разуме, нравственности, приводит в конечном счете к тому, что вопрос о смысле человеческой жизни становится, по существу, ненужным, так как он уже выражен в самом определении человека. Эта мысль была давно осознана в философии. Вспомним И. Канта, который писал, что «только человек как мыслящее существо, своим разумом сам определяет себе свои цели, может быть идеалом красоты, пределом совершенства». О человеке «как моральном существе» уже нельзя спрашивать, для чего он существует.

"Осуществляя смысл жизни, человек осуществляет сам себя" — писал Франкл. Эта же мысль, но по-разному сформулированная, прослеживается в работах практически всех выдающихся психологов-теоретиков. Однако наибольшее внимание вопросу самоактуализации личности уделялось в школах гуманистического и феноменологического направления.

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Другими словами, самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.

Самоактуализация, по мнению Маслоу, не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

Самоактуализация как феномен способности может присутствовать у многих индивидов, но лишь у небольшого количества людей, по Маслоу, она в какой-то степени может быть продуктивно-результативно-свершившейся, а такие субъекты и есть, согласно концепции Маслоу, самоактуализирующиеся индивиды.

Роджерс, как до него Маслоу, хотел, что бы человек обращал взор к тому, чем он может быть. Они полагали, что люди в основном, стремятся вперед и при подходящих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Он представляет собой "свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, что бы сохранять и развивать личность" (Роджерс,1959).

На организмическом уровне тенденция актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она так же развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция актуализации действует на психические процессы, относящиеся к самости, имеет еще большее значение. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинания, исследования, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые он испытывает.

В контексте теории Роджерса тенденция саморазвития — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Сущность человека.

2. Смысл и цель человеческой жизни.

3. Смысл жизни как психологический феномен.

4. Индивидуальность и уникальность человека.

5. Философские и психологические учения о человеке.

6. Совесть и поиск смысла жизни.

 

Список литературы:

1. В.А. Малахов. Смысл жизни и нравов. Отношение личности к миру. М.: Знание, 1986.

2. В.В. Юрчук. Современный словарь по психологии. Минск: Элайда, 2000.

3. В. Орлов Человек, мир, мировоззрение. М.: Молодая гвардия,1985.

4. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова Психологический словарь— 2-е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997.

5. И. Кант Сочинение в 6-ти томах. Том 5. М.: Мысль, 1966.

6. И. Фролов О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М.: Знание, 1985.

7. Л.Н. Коган. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988.

8. Л.Н. Коган Психотерапия в социальной работе (методическое пособие). — М.: Институт молодежи, 1992.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!